МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Нуриев Габделфат Фоатович

     “Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строение вещества, агрегатные состояния, взаимодействие тел, вводятся понятия энергии, работы, мощности, изучаются основы механики. Несмотря на то, что разделы физики, изучаемые в младших классах, дублируются затем в старших, дополнившись новыми темами и более сложными подходами к физическим моделям, методика преподавания должна в корне отличаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_razdela.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кушарская основная общеобразовательная школа»

                              Атнинского муниципального района РТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Работу выполнил:

учитель физики

                                                                                        Нуриев Габделфат Фоатович

2015 год

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3-4 стр.
  2. Цели и задачи раздела…………………………………………………..4-5 стр.
  3. Ожидаемые результаты освоения раздела программы………………..5 стр.
  4. Поурочное планирование по разделу…………………………………6-23 стр.
  5. Разработка урока «Атмосферное давление»………………………..24-31 стр.

1. Пояснительная записка.

                                      Учебно-методический комплекс:

Программа: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин; М.:Дрофа,2009.

Учебник «Физика 7» А.В.Перышкин; М.:Дрофа. 2009.

         Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

     “Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строение вещества, агрегатные состояния, взаимодействие тел, вводятся понятия энергии, работы, мощности, изучаются основы механики. Несмотря на то, что разделы физики, изучаемые в младших классах, дублируются затем в старших, дополнившись новыми темами и более сложными подходами к физическим моделям, методика преподавания должна в корне отличаться.

        Новые образовательные стандарты требуют от учителя физики быть не просто носителем информации на уроке, а знакомить детей с методами научного познания. Для этого необходимо формировать у школьников познавательные умения и навыки, учить их проводить наблюдения, обрабатывать и систематизировать полученные данные, ставить проблемные вопросы и выдвигать обоснованные предположения, измерять физические величины и устанавливать зависимость между ними, моделировать явления, делать выводы и проверять их экспериментально, проверять в процессе проведения эксперимента законы природы, а, по возможности, устанавливать их, изучать принципы действия приборов, конструировать несложные устройства на основе изученных явлений, то есть самому учить себя учиться.

С этой целью учебный материал в программе обозначен не только содержательно, но и в форме фронтальных экспериментальных и теоретических исследований или в форме демонстрационного эксперимента, которые выполняются учащимися в классе под руководством учителя. Программа содержит также задания исследовательского и конструкторского характера, которые школьники с успехом могут выполнить дома.

Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов» изучается предпоследней в курсе физики 7 класса и является одной из наиболее интересных для учащихся. На изучение данной темы отводится 24 часа, что совсем немало. Интерес обусловлен необычностью, новизной изучаемых явлений, первой встречей их с понятием «физический закон», большой связью изучаемого материала с жизнью, техникой. При учении данной темы учащиеся получают особенно яркие представления о применении изучаемых явлений и законов на практике. Безусловно, интерес к изучению темы стимулируется также разнообразием опытов, которые демонстрирует учитель (атмосферное давление, передача давления жидкостями и газами, архимедова сила, плавание судов, воздухоплавание и т. д.), а также опытами и наблюдениями, которые учащиеся выполняют на уроках и в процессе выполнения домашних заданий.

Знание  учащихся  основных понятий  этого раздела играют немаловажную роль в подготовке к ГИА и ЕГЭ.

2. Цели и задачи.

Цель: освоение учащимися системы  знаний и умений по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Задачи:                                  

образовательные:

  • Сформировать у учащихся основные  понятия давления для твердых, жидких и газообразных тел;
  • Создать условия для формирований понятий: закон Паскаля, причины возникновения атмосферного давления, физическая сущность опыта Торричелли, архимедова сила;
  • Способствовать углублению знаний и умений в ходе выполнения экспериментальных и лабораторных работ.

развивающие:

  • Формировать умения:
  • Сравнивать различные агрегатные состояния вещества;
  • Анализировать и делать выводы по наблюдаемым явлениям в природе, быту, технике и во время опытов;
  • Находить связь между давлением и площадью опоры твердых тел, плотностью и высотой столба жидкости, скоростью движения молекул газов.
  • Продолжать формировать:
  • самостоятельность в приобретении новых знаний при решении задач на расчет давления, архимедовой силы и проведении экспериментов с использованием информационных технологий;
  • развивать речь  учащихся через организацию диалогического  общения на уроке и использование обобщённых планов при подготовке ответов;
  • развивать логическое мышление  через включение учащихся в разрешение учебных проблемных ситуаций, решение качественных и количественных задач;
  • поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности.

воспитательные:

  • формировать диалектико-материалистическое мировоззрение путем опытных фактов;
  • воспитывать чувство патриотизма, гражданской позиции и другие положительные качества личности;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в ходе самостоятельной работы в парах, группах при выполнении физических экспериментов и лабораторных работ.

3.Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В результате изучения данной темы учащиеся будут знать:

  • Физические явления и их признаки, физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление);
  • Фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов, закон Архимеда) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы);

Учащиеся будут уметь:

  • Применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля;
  • Экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости;
  • Решать задачи с применением изученных законов и формул;

                                         

   

4.  Поурочное планирование.

УРОК   №1.

Тема урока: Давление твердых тел.

Цель, задачи урока

        Цель:  ввести понятие о давлении и его единицах, показать учащимся    значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе, быту, технике.

Задачи:

 Образовательные:

создать условия для осознания и осмысления разницы между понятиями сила и давление;

в результате эксперимента формировать практические умения и понимание сущности метода естественнонаучного познания.

Развивающие:

развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации;

добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования физических терминов, систематического пополнения их запаса.

Воспитательные:

эстетическое воспитание наглядно – демонстрационными средствами, эпиграфом, пословицей, загадкой;

нравственное воспитание воли и волевых черт характера (вера в свои силы, дисциплинированность).

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, самостоятельная.

Методы обучения

Проблемное изложение, наглядный, практический.

Практическая часть, эксперимент

Выполнение упражнений, решение качественных и расчетных задач, физический диктант.

Формы контроля

Фронтальный опрос, самостоятельное решение расчетной задачи в парах.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент.», интернет- ресурсы, презентация.

Домашнее задание

§ 33, ответить на вопросы  к параграфу, индивидуальное  задание: задачи на смекалку.

УРОК   №2.

Тема урока: Давление в природе и технике.

Цели, задачи урока

Цель: рассмотреть и выяснить способы изменения давления в быту и технике.

Задачи:

Образовательные:

обобщение и повторение материала, связанного с давлением; совершенствование практических навыков вычисления давления; развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснования своих высказываний, показ связи изучаемого материала с жизнью, а также учет давления в технике, быту и природе.

Развивающие: 

развитие логического мышления, коммуникативных способностей, умения пользоваться языком физики в новой обстановке.

 Воспитательные:

формирование познавательного интереса к физике и положительной мотивации к учению, развитие культуры общения и культуры ответа на вопросы.

Тип урока

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная работа, парная работа, фронтальная работа.

Методы обучения

Оперативный, практический, элементы частично-поискового.

Практическая часть, эксперимент

Выполнение упражнений,  качественных задач.

Формы контроля

Самостоятельная работа с таблицей.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы, презентация.

Домашнее задание

§ 34, экспериментальное задание.

УРОК №3.

Тема урока: Давление газа.

Цели, задачи урока

      Цель: выяснить физическую природу давления газа, причины его возникновения, установить, от чего зависит давление газа.

      Задачи: 

Образовательные: 

побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин.

Воспитательные: 

продолжить формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знания;

сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир;

продолжить развивать умения работать в парах.

Развивающие:

развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы;

развитие специальных знаний и умений: моделировать сущность процессов;

проводить мыслительный эксперимент.

Тип урока

Комбинированный

Формы организации учебной деятельности

Обсуждение проблемы, групповая работа, объяснение учителя.

Методы обучения

Словесные:  беседа, объяснение.

Наглядные:  экспериментальная работа.

Практические:  выполнение эксперимента, самостоятельная работа.

Практическая часть, эксперимент

Проведение опытов, выполнение рисунков.

Формы контроля

Фронтальный опрос, отчет по рисункам.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы.

Домашнее задание

§ 35, экспериментальное задание.

УРОК №4

Тема урока: Закон Паскаля

Цели, задачи урока

           Цель: выяснить физическую природу давления газа, причины его возникновения, установить, от чего зависит давление газа. 
        Задачи: 
Образовательные:
выяснить, чем обусловлено давление газа, сформировать умение применять положения МКТ для объяснения давления газа при различных условиях , изучить закон Паскаля.

Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету, внимание и любознательность, мыслительные умения учащихся (сравнение, обобщение, анализ).

Воспитательные:
воспитание устойчивого интереса к предмету, навыков коммуникативности, воспитание нравственных качеств личности (настойчивость, трудолюбие, точность) на примере жизни Блеза Паскаля.

Тип урока

Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, парная, групповая.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, наблюдение, обсуждение, выполнение самостоятельной  работы.

Практическая часть, эксперимент

Решение задач.

Формы контроля

Самоконтроль.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы.

Домашнее задание

§ 36, экспериментальное задание.

УРОК №5

Тема урока: Гидростатическое давление

Цели, задачи урока

Цель: рассмотреть природу давления столба жидкости

Задачи:

Образовательные: 

обеспечить формирование знаний по статике и динамике жидкостей и газов; дать понятие «давление» и «гидростатическое давление», единицы измерения, формулы для расчета давления и гидростатического давления.
Развивающие: 

развивать самостоятельность учащихся, логическое мышление, умение преодолевать трудности в учении.
Воспитательные: 

показать связь изучаемого с жизнью, воспитывать у учащихся гражданские качества личности, гуманизма и нравственного отношения к миру, окружающим людям и самому себе.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы обучения

Наблюдение, обсуждение, фронтальный эксперимент.

Практическая часть, эксперимент

Решение задач.

Формы контроля

Визуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы.

Домашнее задание

§ 37-38, подготовить доклады.

УРОК   №6.

Тема урока: Решение задач.

Цель, задачи урока

        Цель: развитие навыков устного счета, применение теоретических положений и законов на практике

               Задачи:

Образовательные:

повторить причину гидростатического давления, параметры, от которых  оно зависит.

Развивающие:

продолжить развитие внимания, умения анализировать информацию, делать выводы, самостоятельно работать.

Воспитательные:

 продолжить развитие аккуратности, усидчивости.

Тип урока

Комбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, самостоятельная.

Методы обучения

Наглядный, практический.

Практическая часть, эксперимент

Выполнение упражнений, решение качественных и расчетных задач, физический диктант.

Формы контроля

Фронтальный опрос, самостоятельное решение расчетных задач в парах и индивидуально.

Источники информации

Учебник, Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс», раздаточный материал-карточки.

Домашнее задание

Упр. 15, задание 8

УРОК   №7.

Тема урока: Сообщающиеся сосуды

Цели, задачи урока

Цель: изучить особенности сообщающихся сосудов и сформулировать основной закон сообщающихся сосудов.

Задачи: 

Образовательные:

выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах;

показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике.

Развивающие:

Развитие навыков исследовательской деятельности, навыков самоконтроля, самоанализа.

 Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные качества личности, умение работать в группе.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности

Работа в группах, элементы модульной технологии (технологические карты), эксперимент, тест.

Методы обучения

Частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Практическая часть, эксперимент

Проблемный эксперимент, тест.

Формы контроля

Самостоятельная работа с тестом, кубиками.

Источники информации

Учебник, интернет - ресурсы, презентация.

Домашнее задание

§ 39, творческое задание.

УРОК №8.

Тема урока: Атмосфера и атмосферное давление.

Цели, задачи урока

          Цель: рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие.

Задачи:

образовательные: 

дать понятие о существовании веса воздуха, выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным путем доказать существование атмосферного давления; рассмотреть использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности (в медицине).

развивающие:

 развить творческую активность, умения анализировать, делать обобщения, практические навыки.

воспитательные: воспитывать самостоятельность в трудовой деятельности, продолжать формировать творческое начало у учащихся.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности

Объяснительно-иллюстративный, проблемный эксперимент.

Методы обучения

Эвристическая беседа, фронтальный эксперимент.

Практическая часть, эксперимент

Проведение опытов, самостоятельная работа.

Формы контроля

Фронтальный опрос, самопроверка.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы, тестовые задания.

Домашнее задание

§ 40-41, экспериментальное задание.

УРОК №9

Тема урока: Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Цели, задачи урока

         Цель: знакомство с примером определения атмосферного давления; раскрытие физического содержания опыта Торричелли.

        Задачи: 

Образовательные: 

сформировать у учащихся знания по теме атмосферное давление; об открытии данного явления; о способах измерения атмосферного давления;

научить с помощью опытов доказывать наличие атмосферного давления.

Развивающие: 

развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, самостоятельность.

Воспитательные:

 воспитывать умение применять свой интеллект, волю, рационально использовать своё время.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая.

Методы обучения

Беседа;  рассказ;  эксперимент; самостоятельная работа.

Практическая часть, эксперимент

Решение задач, эксперимент.

Формы контроля

Самоконтроль.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы

Домашнее задание

§ 42, задание 11 (по вариантам)

УРОК №10

Тема урока: Барометр-анероид

Цели, задачи урока

           Цель: ознакомить с устройством и принципом действия барометра-анероида и научить пользоваться им.

  Задачи:

Образовательные: 

изучить устройство и принцип действия барометра-анероида, научиться пользоваться им.

Развивающие: 

развивать познавательные, общеучебные, коммуникативные,   экспериментаторские, рефлексивные компетенции учащихся.

Воспитательные: 

воспитывать внимательное доброжелательное отношение к  участникам учебного процесса, личную ответственность за выполнение коллективной работы, понимание необходимости заботиться о чистоте атмосферного воздуха и соблюдать правила охраны природы, приобретение житейских навыков.

Тип урока

Урок по первоначальному формированию знаний, умений и навыков.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения

Наблюдение, обсуждение, фронтальный эксперимент.

Практическая часть, эксперимент

Решение экспериментальной задачи.

Формы контроля

Визуальный контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы, презентация.

Домашнее задание

§ 43, 44, упр.21.

УРОК №11.

Тема урока: Манометры.

Цели, задачи урока

Цель: знакомство с работой и устройством манометра.

            Задачи:

Образовательные: 

изучить устройство и принцип действия манометра, научиться пользоваться им.

 Развивающие: 

развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы.
Воспитательные: 

используя опережающие задания, развивать умение работать с дополнительной литературой; способствовать развитию умения самостоятельной работы.

Тип урока

Урок совершенствования умений и навыков.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения

 Наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа.

Практическая часть, эксперимент

Проверочная работа по теме «Атмосфера. Атмосферное давление».

Формы контроля

Фронтальный опрос, взаимопроверка.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы, задания на карточках.

Домашнее задание

§ 45, экспериментальное задание.

УРОК №12

Тема урока: Гидравлический пресс.

Цели, задачи урока

          Цель: изучить физические основы работы и устройства гидравлического пресса.

          Задачи:

Образовательные:

изучить физические основы устройства и работы гидравлической машины; познакомить с понятием гидравлической машины;

 практическое применение гидравлического пресса.

 Развивающие:

продолжить формирование готовности учащихся к применению полученных знаний и умений в жизненных ситуациях;

способствовать обогащению словарного запаса;

продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализа, умение делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать аккуратность;

способствовать воспитанию умений и навыков рационального использования своего времени, планирования своей деятельности.

Тип урока

Урок изучения нового материала. 

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, эвристическая беседа.

Методы обучения

 Объяснительно-иллюстративный, эксперимент, самостоятельная работа.

Практическая часть, эксперимент

Решение задач.

Формы контроля

Самоконтроль, контроль со стороны учителя.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», карточки с индивидуальными групповыми заданиями.

Домашнее задание

§ 47, задание 13, экспериментальное задание.

УРОК №13.

Тема урока: Решение задач. Гидростатическое и атмосферное давление.

Цели, задачи урока

          Цель: систематизация и обобщение знаний по теме: “Давление жидкостей и газов твердых тел”. Повторить формулы и законы темы: “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Продолжить обучение решению задач по теме: “Давление твердых тел, жидкостей и газов”.

Задачи:

Образовательные: 

обобщить и систематизировать пройденный материал.

Развивающие:

продолжить работу по формированию умений делать логические заключения на основе анализа уже известных связей и анализировать свойства и явления на основе знаний.

Воспитательные:

формирование навыков коллективной работы, умения слушать и уважать чужую точку зрения.

Тип урока

Урок совершенствования умений и навыков.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения

Наглядный, практический, исследовательский.

Практическая часть, эксперимент

Решение задач, физический диктант.

Формы контроля

Визуальный контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Источники информации

Учебник, интернет- ресурсы, презентация, Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс», тестовые задания.

Домашнее задание

 Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс» № (по группам).

УРОК   №14.

Тема урока: Водопровод. Поршневой жидкостный насос.

Цель, задачи урока

        Цель:  изучение устройства и назначения водопровода и поршневого жидкостного насоса.

Задачи:

 Образовательные:

способствовать пониманию устройства и принципа действия поршневого жидкостного насоса, рассмотреть виды поршневых насосов, их назначение и область применения.

Развивающие:

развивать умение самостоятельно добывать знания.

Воспитательные:

воспитывать интерес к физике путём интегрирования теоретических знаний с их практическим использованием.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая, самостоятельная.

Методы обучения

 Наглядный, практический.

Практическая часть, эксперимент

Выполнение упражнений, решение экспериментальной  и расчетных задач.

Формы контроля

Фронтальный опрос, самостоятельное решение расчетной задачи в парах, тестовая работа.

Источники информации

Учебник, таблицы, интернет- ресурсы.

Домашнее задание

§ 46, Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс» №

УРОК   №15.

Тема урока: Контрольная работа «Гидростатическое и атмосферное давление»

Цели, задачи урока

Цель: отработка практических навыков при решении задач.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить умение пользоваться известными формулами и понятиями, навыки устного счета.

Развивающие: 

Развивать навыки самостоятельности и самоконтроля.

Воспитательные:

Воспитывать внимание и ответственность за проделанную работу.

Тип урока

Урок по выполнению комплексных заданий.

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная дифференцированная  работа.

Методы обучения

Практический.

Практическая часть, эксперимент

Решение задач.

Формы контроля

Самостоятельная работа с таблицей.

Источники информации

Скрелин Л.И. «Дидактический материал по физике: 7-8 класс».

Домашнее задание

Повторить § 46-47.

УРОК №16.

Тема урока: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Цели, задачи урока

      Цель: выяснить природу выталкивающей силы.

      Задачи: 

Образовательные:

ввести понятие выталкивающей силы, экспериментально подтвердить теорию о выталкивающей силе, провести первичное закрепление материала.

Развивающие:

развитие логического мышления, речи, памяти, повышение уровня самостоятельности мышления при применении знаний в различных ситуациях.

Воспитывающие:

воспитание черт личности- трудолюбия, настойчивости в достижении цели, любознательности, воспитание культуры труда.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности

Обсуждение проблемы, групповая работа, объяснение учителя.

Методы обучения

Проблемный эксперимент, эвристическая беседа.

Практическая часть, эксперимент

Проведение опытов, решение задач

Формы контроля

Фронтальный опрос.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы.

Домашнее задание

§ 48, экспериментальное задание, доклад.

УРОК №17.

Тема урока: Закон Архимеда.

Цели, задачи урока

        Цель: формирование понятия силы Архимеда, формирование знаний о законе Архимеда.
        Задачи: 

Образовательные: 

формирование умений вычислять силу Архимеда, объяснять различные ситуации поведения тел в жидкости.

Развивающие: 

развивать внимание и любознательность;

развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.

Воспитательные: 

показать значение познания мира через мышление;

формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности

Групповая, индивидуальная.

Методы обучения

Проблемный эксперимент,  выполнение самостоятельной  практической работы.

Практическая часть, эксперимент

Самостоятельная работа в группах, фронтальный эксперимент.

Формы контроля

Заполнение таблицы, самоконтроль.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы.

Домашнее задание

§ 49, творческое задание.

УРОК №18.

Тема урока: Плавание тел. Плавание животных и человека.

Цели, задачи урока

Цель: Выяснить условия плавания тел в зависимости от плотности жидкости и тела, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания.

Задачи:

Образовательные:

выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести;

сформировать умения описывать и объяснять условия плавания тел, предсказывать поведение тел, погруженных в жидкость.

Развивающие:

расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике;

 развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить.

Воспитательные:

воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели;

повышать творческую активность учащихся.

Тип урока

Урок по выполнению комплексных заданий.

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, групповая, исследование.

Методы обучения

Проблемный эксперимент.

Практическая часть, эксперимент

Тестовая работа, групповой эксперимент.

Формы контроля

Решение кроссворда, самоконтроль.

Источники информации

Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы, презентация.

Домашнее задание

§ 50, задание 15.

УРОК   №19.

Тема урока: Плавание судов.

Цель, задачи урока

        Цель: рассмотреть физические способы плавания судов.

               Задачи:

Образовательные:

Продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, ознакомить учащихся с видами судов и их применением.

Развивающие:

Совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости.

Воспитательные:

 Продолжить работу по расширению кругозора учащихся, повышению интереса к книгам.

Тип урока

Урок совершенствования умений и навыков.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, самостоятельная, групповая.

Методы обучения

Проблемный эксперимент, частично-поисковый.

Практическая часть, эксперимент

Экспериментальная работа.

Формы контроля

Фронтальный опрос, заполнение таблицы.

Источники информации

Учебник, доклады учащихся, итеренет-ресурсы, презентация.

Домашнее задание

§ 51, экспериментальное задание.

УРОК   №20.

Тема урока: Воздухоплавание.

Цели, задачи урока

Цель: рассмотреть физические основы воздухоплавания и историю развития полетов.

Задачи: 

Обучающие:

 Дать сравнительную характеристику судам морским и воздушным.

Развивающие:

 способствовать умению работать с информацией; способствовать умению объяснять способы изменения высоты подъёма воздушного шара, наполняемого тёплым воздухом; продолжить развитие мышления, умения сравнивать, анализировать, делать логические выводы.

 Воспитательные:

 развитие навыков культуры общения; умение излагать свою точку зрения.

Тип урока

Комбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности

Урок-игра.

Методы обучения

Исследовательская работа, работа в группах.

Практическая часть, эксперимент

Решение кроссворда, доклады участников команд.

Формы контроля

Индивидуальный, коллективный.

Источники информации

Учебник, интернет – ресурсы.

Домашнее задание

§ 52.

УРОК №21.

Тема урока: Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

Цели, задачи урока

          Цель: проверить умения учащихся решать расчетные задачи.

          Задачи:

Образовательные:

обобщить и систематизировать пройденный материал, выявить пробелы в знаниях и устранить их причину.

Развивающие:

продолжить работу по формированию умений делать логические заключения на основе анализа уже известных связей и анализировать свойства и явления на основе знаний.

Воспитательные:

формирование навыков коллективной работы, умения слушать и уважать чужую точку зрения.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы организации учебной деятельности

Урок-игра

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный,репродуктивный,частично-поисковый,творческий.

Практическая часть, эксперимент

Решение задач, тестирование, экспериментальные задания.

Формы контроля

Фронтальный опрос, самопроверка.

Источники информации

Учебник, журнал «Физика в школе», Демченко Е.А. «Нестандартные уроки физики», Горлова Л.А. «Нетрадиционные уроки», Волков В.А. «Поурочные разработки по физике».

Домашнее задание

Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс» №

УРОК №22.

Тема урока: Лабораторная работа №7 «Измерение выталкивающей силы».

Цели, задачи урока

         Цель: исследовать зависимость архимедовой силы от объема погруженной части тела в жидкость и плотности жидкости; исследовать независимость архимедовой силы от глубины погружения и плотности и веса тела.

        Задачи: 

Образовательные: 

обобщить и применить полученные знания на практике.

Развивающие: 

развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, самостоятельность.

Воспитательные:

 воспитывать умение применять свой интеллект, рационально использовать своё время, реально оценивать свои возможности.

Тип урока

Урок совершенствования умений и навыков.

Формы организации учебной деятельности

Трехуровневая лабораторная работа.

Методы обучения

Частично-поисковый, эвристический.

Практическая часть, эксперимент

Эксперимент.

Формы контроля

Самоконтроль по листу самопроверки.

Источники информации

Учебник, Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс».

Домашнее задание

Повторить главу III.

УРОК №23.

Тема урока: Контрольная работа по теме «Сила Архимеда. Плавание тел».

Цели, задачи урока

           Цель: проверить уровень усвоения темы.

  Задачи:

Образовательные: 

отрабатывать  практические навыки при решении задач.

Развивающие:

развивать умения самостоятельной работы.

Воспитательные:

воспитывать внимание и ответственность за проделанную работу.

Тип урока

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Формы организации учебной деятельности

Многоуровневая контрольная работа.

Методы обучения

Репродуктивные.

Практическая часть, эксперимент

Решение разноуровневых задач.

Формы контроля

Визуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль.

Источники информации

Волков В.А. «Поурочные разработки по физике», Мазаев К.М. «Тесты по физике», раздаточный материал «Контрольные работы по физике в 7 классе»

Домашнее задание

Подготовиться к смотру знаний.

УРОК №24.

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Давление».

Цели, задачи урока

Цель: повторить материал по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

            Задачи:

Образовательные: 

обобщить изученный материал, познакомиться с дополнительным материалом по теме.

Развивающие: 

развивать коммуникативные способности учащихся, используя опережающие задания, развивать умение работать с дополнительной литературой; способствовать развитию умения самостоятельной работы.
Воспитательные: 

воспитывать уверенность в своих силах, умение отстаивать свое мнение, слушать и быть услышанным.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы организации учебной деятельности

Урок-конкурс.

Методы обучения

 Репродуктивный, проблемно-поисковый, творческий.

Практическая часть, эксперимент

Решение творческих задач.

Формы контроля

Взаимопроверка, награждение победителей.

Технологическая карта урока «Атмосферное давление»

Цели урока:

  • Деятельностная цель:
  • формирование способности учащихся к новому способу действия.
  • выявление причины существования атмосферного давления, его роли в жизни человека и животных , применение полученных знаний для решения физических задач.
  • Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:

  • формирование представлений об атмосфере, атмосферном давлении, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
  • развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
  • формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, аналитического мышления, активизация творческой деятельности(личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет, электронная презентация «Атмосферное давление»,

Ход урока

Деятельность учителя
Методы и формы

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Этап 1. Организационный момент.

Диалог:
учитель – класс

Сегодня на уроке мы попытаемся увеличить круг наших знаний

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Целеполагание

Умение настраиваться на занятие

Этап 2. Постановка цели и задач урока

Вопрос.
Как мы пьем воду?
Мы приставляем стакан с жидкостью ко рту и «втягиваем» в себя содержимое. Почему жидкость устремляется в рот? 
Захватив губами горлышко бутылки, вы не «втянете» из нее воду в рот? Почему ?

Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗА, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока.

Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса

Отвечают на вопросы учителя.
Ответы:
Причина в том, что при питье мы расширяем грудную клетку и разрежаем воздух во рту, под давлением наружного воздуха жидкость устремляется в то пространство где давление меньше, т.е. проникает в рот.

Мы пьем не только ртом, но и легкими, т.к.расширение легких – причина того, что жидкость устремляется в рот.

Выдвигают предположения о теме урока «Атмосферное давление».
Записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушают учителя и ребят, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Этап 3. Актуализация знаний

«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо вспомнить предыдущий материал.

Беседа с обучающимися по вопросам стр. 85-86.

1. Каковы причины давления газа на стенки, дно и крышку баллона в котором он находиться?
2. Сформулируйте результат эксперимента.
3. Объясните наличие атмосферы вокруг Земли.

Даёт задания обучающимся. Следит за выполнением заданий.

Проводит опыт с шаром.

Выполняют самостоятельно задание. 
Стр.85-86
Отвечают на вопросы учителя.
Давление газа на стеки сосуда вызывается ударами молекул газа.
Газы передают производимое на них давление во все стороны одинаково.

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.
Взаимоконтроль выполнения задания в парах.
Самоконтроль.

Регуляция учебной деятельности.

Этап 4. Первичное усвоение новых знаний

Атмосфера– это воздушная оболочка Земли. Воздух–смесь газов, имеет массу, притягивается Землей.
(Слайд) Вопрос:
1.Оказывает ли атмосфера давление на поверхность Земли и на тела, у ее поверхности?
Поскольку воздух имеет массу, то на него действует сила тяжести, вследствие чего он оказывает давление на поверхность Земли и тела, находящиеся на ней.

Давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы, называют атмосферным давлением.

Почему? Атмосфера имеет большое значение в жизни человека и животных. 
Почему существует оболочка Земли?

Работа с учебником.

Сейчас мы проведем опыты, доказывающие существование атмосферного давления. А вы попробуете объяснить их.

Демонстрации:опыт (рис. 112) — определение массы воздуха; опыт (рис. 113, 114) — всасывание воды в насос, в шприц; опыт (рис. 115, 116) — фонтан в сосуд с разреженным воздухом, работа пипетки.

ЯЙЦО В БУТЫЛКЕ.

Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся
Даёт задание поработать с рисунком учебника. Демонстрация ЭОР. 
Слайд .
Групповая работа.
У каждой группы на столе прибор, действие которого основано на существовании атмосферного давления и карточка-задание.

Надо загнать яйцо в бутылку, не разрушая его. Пустую бутылку из-под молока или кефира наполним кипяченой водой и через минуту выливаем, а на горлышко бутылки ставим очищенное вареное яйцо. Через некоторое время очищенное яйцо опускается в бутылку. Так как яйцо опускается медленно, мы не будем ждать результатов, и я просто покажу вам, что получится в результате.

Слушают учителя, отвечают на вопросы .
Групповая работа:
1.Объясните действия шприца.(При поднятии поршня шприца, если его игла помещена в сосуд с жидкостью, между ним и поверхность жидкости создается вакуум. Туда устремляется жидкость из сосуда, т. к. на нее действует атмосферное давление)

2. Какое физическое явление мы используем. набирая лекарства пипеткой? (атмосферное давление действующие на поверхность жидкости во флаконе, передается на столб жидкости в пипетке)

Ответы учащихся:

– Воздухом мы дышим, если бы у Земли не было атмосферы, Земля стала бы безжизненной планетойт,атмосфера защищает Землю от солнечного жара и не стынет от космического холода, защищает нас от космических лучей, они бы уничтожили бы все живое, большое значение в жизни человека и животных. Ответ: Теплый воздух из бутылки выходит, расширяясь, а яйцо под действием атмосферного давления проникает в бутылку.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент.
Записывают в тетради определение. Составляют

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент.

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль и взаимоконтроль.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Уточнение и дополнение высказываний.

Этап 5. Первичная проверка понимания

Работа по карточкам

Сборник качественных задач по физике.А.Е Марон Е.А.Марон (478, 480, 481, 483, 484, 486, 489, 491, 492, 496)

Даёт учащимся задания выполнить в парах задание на карточках.

Слушает и проверяет правильность выполнения.

Выполняют задание

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия.

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания заданий.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
.

Этап 6. Первичное закрепление

Теперь давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили новый материал сегодняшнего урока:
Послушайте одну историю: «Однажды Маша вымыла банки горячей водой и сразу надела на них пластмассовые крышки. Спустя некоторое время мама не смогла снять крышки. Призванный на помощь папа с большим трудом справился с заданием, поругивая атмосферное давление. Скажите, а причем здесь атмосферное давление?»

Тесты по физике.

Формулировка условий заданий.

Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера. Работа с учебником. Ответ.
Банка от горячей воды нагрелась, часть воздуха внутри вышла из неё. Маша закрыла банку крышкой, банка остыла, и внутри нее давление оказалось ниже, чем атмосферное

Закрепляют знания, полученные на уроке.

Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

 

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Осуществление самоконтроля.

Этап 7. Домашнее задание

Обязательный уровень: § 40.41, упр.13(№5); повышенный уровень: упр.13(№3); творческое задание:

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

Этап 8. Итог урока

«Ребята, вспомните цель нашего урока.

Выставляются оценки учащимся.

Формулирует вопрос

Отвечают на вопросы.
Подсчитывают свой рейтинг за урок и выставляют оценку в соответствии с таблицей перевода рейтинга в оценку.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок в 7 класе по теме: "Давление твердых тел жидкостей и газов"

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков  в 7 классе по теме:«Давление твердых тел, жидкостей и газов»Этот урок направлен на повторение, закрепление, углубление и систематизацию з...

"Своя игра" на тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

"Своя игра" проводится в 7 классе после  изучения темы  "Давление твердых тел, жидкостей и газов"...

Презентация к аттестации на тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Данная презентация была создана к прохождению аттестации....

7 класс тесты по физике по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Тесты   по теме  " Давление твердых тел ,жидкостей и газов",  "Атмосферное давление" . Данные тесты разработанны к учебному комплекту  Перышкин А. В Физика 7 класс...

Модель мониторинга уровня достижений планируемых образовательных результатов по изучению раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов» курса физики основной школы

Целью данной работы является изучение Государственного стандарта общего образования по физике, а также характеристика результатов обучения физики.В соответствии с целью исследования сформирована следу...

Методическая разработка урока по физике "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класс

В данной разработке представлен сценарий урока по физике по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" для 7 класса....