МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
“Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строение вещества, агрегатные состояния, взаимодействие тел, вводятся понятия энергии, работы, мощности, изучаются основы механики. Несмотря на то, что разделы физики, изучаемые в младших классах, дублируются затем в старших, дополнившись новыми темами и более сложными подходами к физическим моделям, методика преподавания должна в корне отличаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razdela.doc | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кушарская основная общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района РТ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Работу выполнил:
учитель физики
Нуриев Габделфат Фоатович
2015 год
Содержание:
- Пояснительная записка…………………………………………………3-4 стр.
- Цели и задачи раздела…………………………………………………..4-5 стр.
- Ожидаемые результаты освоения раздела программы………………..5 стр.
- Поурочное планирование по разделу…………………………………6-23 стр.
- Разработка урока «Атмосферное давление»………………………..24-31 стр.
1. Пояснительная записка.
Учебно-методический комплекс:
Программа: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин; М.:Дрофа,2009.
Учебник «Физика 7» А.В.Перышкин; М.:Дрофа. 2009.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
“Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строение вещества, агрегатные состояния, взаимодействие тел, вводятся понятия энергии, работы, мощности, изучаются основы механики. Несмотря на то, что разделы физики, изучаемые в младших классах, дублируются затем в старших, дополнившись новыми темами и более сложными подходами к физическим моделям, методика преподавания должна в корне отличаться.
Новые образовательные стандарты требуют от учителя физики быть не просто носителем информации на уроке, а знакомить детей с методами научного познания. Для этого необходимо формировать у школьников познавательные умения и навыки, учить их проводить наблюдения, обрабатывать и систематизировать полученные данные, ставить проблемные вопросы и выдвигать обоснованные предположения, измерять физические величины и устанавливать зависимость между ними, моделировать явления, делать выводы и проверять их экспериментально, проверять в процессе проведения эксперимента законы природы, а, по возможности, устанавливать их, изучать принципы действия приборов, конструировать несложные устройства на основе изученных явлений, то есть самому учить себя учиться.
С этой целью учебный материал в программе обозначен не только содержательно, но и в форме фронтальных экспериментальных и теоретических исследований или в форме демонстрационного эксперимента, которые выполняются учащимися в классе под руководством учителя. Программа содержит также задания исследовательского и конструкторского характера, которые школьники с успехом могут выполнить дома.
Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов» изучается предпоследней в курсе физики 7 класса и является одной из наиболее интересных для учащихся. На изучение данной темы отводится 24 часа, что совсем немало. Интерес обусловлен необычностью, новизной изучаемых явлений, первой встречей их с понятием «физический закон», большой связью изучаемого материала с жизнью, техникой. При учении данной темы учащиеся получают особенно яркие представления о применении изучаемых явлений и законов на практике. Безусловно, интерес к изучению темы стимулируется также разнообразием опытов, которые демонстрирует учитель (атмосферное давление, передача давления жидкостями и газами, архимедова сила, плавание судов, воздухоплавание и т. д.), а также опытами и наблюдениями, которые учащиеся выполняют на уроках и в процессе выполнения домашних заданий.
Знание учащихся основных понятий этого раздела играют немаловажную роль в подготовке к ГИА и ЕГЭ.
2. Цели и задачи.
Цель: освоение учащимися системы знаний и умений по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
Задачи:
образовательные:
- Сформировать у учащихся основные понятия давления для твердых, жидких и газообразных тел;
- Создать условия для формирований понятий: закон Паскаля, причины возникновения атмосферного давления, физическая сущность опыта Торричелли, архимедова сила;
- Способствовать углублению знаний и умений в ходе выполнения экспериментальных и лабораторных работ.
развивающие:
- Формировать умения:
- Сравнивать различные агрегатные состояния вещества;
- Анализировать и делать выводы по наблюдаемым явлениям в природе, быту, технике и во время опытов;
- Находить связь между давлением и площадью опоры твердых тел, плотностью и высотой столба жидкости, скоростью движения молекул газов.
- Продолжать формировать:
- самостоятельность в приобретении новых знаний при решении задач на расчет давления, архимедовой силы и проведении экспериментов с использованием информационных технологий;
- развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке и использование обобщённых планов при подготовке ответов;
- развивать логическое мышление через включение учащихся в разрешение учебных проблемных ситуаций, решение качественных и количественных задач;
- поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности.
воспитательные:
- формировать диалектико-материалистическое мировоззрение путем опытных фактов;
- воспитывать чувство патриотизма, гражданской позиции и другие положительные качества личности;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в ходе самостоятельной работы в парах, группах при выполнении физических экспериментов и лабораторных работ.
3.Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
В результате изучения данной темы учащиеся будут знать:
- Физические явления и их признаки, физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление);
- Фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов, закон Архимеда) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы);
Учащиеся будут уметь:
- Применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля;
- Экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости;
- Решать задачи с применением изученных законов и формул;
4. Поурочное планирование.
УРОК №1. Тема урока: Давление твердых тел. | |
Цель, задачи урока | Цель: ввести понятие о давлении и его единицах, показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе, быту, технике. Задачи: Образовательные: создать условия для осознания и осмысления разницы между понятиями сила и давление; в результате эксперимента формировать практические умения и понимание сущности метода естественнонаучного познания. Развивающие: развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации; добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования физических терминов, систематического пополнения их запаса. Воспитательные: эстетическое воспитание наглядно – демонстрационными средствами, эпиграфом, пословицей, загадкой; нравственное воспитание воли и волевых черт характера (вера в свои силы, дисциплинированность). |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, самостоятельная. |
Методы обучения | Проблемное изложение, наглядный, практический. |
Практическая часть, эксперимент | Выполнение упражнений, решение качественных и расчетных задач, физический диктант. |
Формы контроля | Фронтальный опрос, самостоятельное решение расчетной задачи в парах. |
Источники информации | Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент.», интернет- ресурсы, презентация. |
Домашнее задание | § 33, ответить на вопросы к параграфу, индивидуальное задание: задачи на смекалку. |
УРОК №2. | |
Тема урока: Давление в природе и технике. | |
Цели, задачи урока | Цель: рассмотреть и выяснить способы изменения давления в быту и технике. Задачи: Образовательные: обобщение и повторение материала, связанного с давлением; совершенствование практических навыков вычисления давления; развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснования своих высказываний, показ связи изучаемого материала с жизнью, а также учет давления в технике, быту и природе. Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных способностей, умения пользоваться языком физики в новой обстановке. Воспитательные: формирование познавательного интереса к физике и положительной мотивации к учению, развитие культуры общения и культуры ответа на вопросы. |
Тип урока | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. |
Формы организации учебной деятельности | Индивидуальная работа, парная работа, фронтальная работа. |
Методы обучения | Оперативный, практический, элементы частично-поискового. |
Практическая часть, эксперимент | Выполнение упражнений, качественных задач. |
Формы контроля | Самостоятельная работа с таблицей. |
Источники информации | Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы, презентация. |
Домашнее задание | § 34, экспериментальное задание. |
УРОК №3. Тема урока: Давление газа. | |
Цели, задачи урока | Цель: выяснить физическую природу давления газа, причины его возникновения, установить, от чего зависит давление газа. Задачи: Образовательные: побудить учащихся на уроке к активной исследовательской деятельности по выяснению причин, вызывающих давление газа и его зависимость от других физических величин. Воспитательные: продолжить формировать у учащихся положительное отношение к самостоятельному поиску знания; сформировать у учащихся представление о давлении газов, входящее в систему знаний взглядов на мир; продолжить развивать умения работать в парах. Развивающие: развитие общеучебных знаний и умений: наблюдать, делать выводы; развитие специальных знаний и умений: моделировать сущность процессов; проводить мыслительный эксперимент. |
Тип урока | Комбинированный |
Формы организации учебной деятельности | Обсуждение проблемы, групповая работа, объяснение учителя. |
Методы обучения | Словесные: беседа, объяснение. Наглядные: экспериментальная работа. Практические: выполнение эксперимента, самостоятельная работа. |
Практическая часть, эксперимент | Проведение опытов, выполнение рисунков. |
Формы контроля | Фронтальный опрос, отчет по рисункам. |
Источники информации | Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы. |
Домашнее задание | § 35, экспериментальное задание. |
УРОК №4 Тема урока: Закон Паскаля | |
Цели, задачи урока | Цель: выяснить физическую природу давления газа, причины его возникновения, установить, от чего зависит давление газа. Развивающие: Воспитательные: |
Тип урока | Урок изучения нового материала и первичного закрепления. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, парная, групповая. |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, наблюдение, обсуждение, выполнение самостоятельной работы. |
Практическая часть, эксперимент | Решение задач. |
Формы контроля | Самоконтроль. |
Источники информации | Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы. |
Домашнее задание | § 36, экспериментальное задание. |
УРОК №5 | |
Тема урока: Гидростатическое давление | |
Цели, задачи урока | Цель: рассмотреть природу давления столба жидкости Задачи: Образовательные: обеспечить формирование знаний по статике и динамике жидкостей и газов; дать понятие «давление» и «гидростатическое давление», единицы измерения, формулы для расчета давления и гидростатического давления. развивать самостоятельность учащихся, логическое мышление, умение преодолевать трудности в учении. показать связь изучаемого с жизнью, воспитывать у учащихся гражданские качества личности, гуманизма и нравственного отношения к миру, окружающим людям и самому себе. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Формы организации учебной деятельности | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. |
Методы обучения | Наблюдение, обсуждение, фронтальный эксперимент. |
Практическая часть, эксперимент | Решение задач. |
Формы контроля | Визуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль. |
Источники информации | Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы. |
Домашнее задание | § 37-38, подготовить доклады. |
УРОК №6. Тема урока: Решение задач. | |
Цель, задачи урока | Цель: развитие навыков устного счета, применение теоретических положений и законов на практике Задачи: Образовательные: повторить причину гидростатического давления, параметры, от которых оно зависит. Развивающие: продолжить развитие внимания, умения анализировать информацию, делать выводы, самостоятельно работать. Воспитательные: продолжить развитие аккуратности, усидчивости. |
Тип урока | Комбинированный урок. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, самостоятельная. |
Методы обучения | Наглядный, практический. |
Практическая часть, эксперимент | Выполнение упражнений, решение качественных и расчетных задач, физический диктант. |
Формы контроля | Фронтальный опрос, самостоятельное решение расчетных задач в парах и индивидуально. |
Источники информации | Учебник, Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс», раздаточный материал-карточки. |
Домашнее задание | Упр. 15, задание 8 |
УРОК №7. | |
Тема урока: Сообщающиеся сосуды | |
Цели, задачи урока | Цель: изучить особенности сообщающихся сосудов и сформулировать основной закон сообщающихся сосудов. Задачи: Образовательные: выяснить, как будут располагаться поверхности однородной и неоднородной жидкости в сообщающихся сосудах; показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике. Развивающие: Развитие навыков исследовательской деятельности, навыков самоконтроля, самоанализа. Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества личности, умение работать в группе. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Формы организации учебной деятельности | Работа в группах, элементы модульной технологии (технологические карты), эксперимент, тест. |
Методы обучения | Частично-поисковый, проблемный, исследовательский. |
Практическая часть, эксперимент | Проблемный эксперимент, тест. |
Формы контроля | Самостоятельная работа с тестом, кубиками. |
Источники информации | Учебник, интернет - ресурсы, презентация. |
Домашнее задание | § 39, творческое задание. |
УРОК №8. Тема урока: Атмосфера и атмосферное давление. | |
Цели, задачи урока | Цель: рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие. Задачи: образовательные: дать понятие о существовании веса воздуха, выяснить почему существует воздушная оболочка Земли, опытным путем доказать существование атмосферного давления; рассмотреть использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности (в медицине). развивающие: развить творческую активность, умения анализировать, делать обобщения, практические навыки. воспитательные: воспитывать самостоятельность в трудовой деятельности, продолжать формировать творческое начало у учащихся. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Формы организации учебной деятельности | Объяснительно-иллюстративный, проблемный эксперимент. |
Методы обучения | Эвристическая беседа, фронтальный эксперимент. |
Практическая часть, эксперимент | Проведение опытов, самостоятельная работа. |
Формы контроля | Фронтальный опрос, самопроверка. |
Источники информации | Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы, тестовые задания. |
Домашнее задание | § 40-41, экспериментальное задание. |
УРОК №9 Тема урока: Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | |
Цели, задачи урока | Цель: знакомство с примером определения атмосферного давления; раскрытие физического содержания опыта Торричелли. Задачи: Образовательные: сформировать у учащихся знания по теме атмосферное давление; об открытии данного явления; о способах измерения атмосферного давления; научить с помощью опытов доказывать наличие атмосферного давления. Развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, самостоятельность. Воспитательные: воспитывать умение применять свой интеллект, волю, рационально использовать своё время. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, групповая. |
Методы обучения | Беседа; рассказ; эксперимент; самостоятельная работа. |
Практическая часть, эксперимент | Решение задач, эксперимент. |
Формы контроля | Самоконтроль. |
Источники информации | Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы |
Домашнее задание | § 42, задание 11 (по вариантам) |
УРОК №10 | |
Тема урока: Барометр-анероид | |
Цели, задачи урока | Цель: ознакомить с устройством и принципом действия барометра-анероида и научить пользоваться им. Задачи: Образовательные: изучить устройство и принцип действия барометра-анероида, научиться пользоваться им. Развивающие: развивать познавательные, общеучебные, коммуникативные, экспериментаторские, рефлексивные компетенции учащихся. Воспитательные: воспитывать внимательное доброжелательное отношение к участникам учебного процесса, личную ответственность за выполнение коллективной работы, понимание необходимости заботиться о чистоте атмосферного воздуха и соблюдать правила охраны природы, приобретение житейских навыков. |
Тип урока | Урок по первоначальному формированию знаний, умений и навыков. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Методы обучения | Наблюдение, обсуждение, фронтальный эксперимент. |
Практическая часть, эксперимент | Решение экспериментальной задачи. |
Формы контроля | Визуальный контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. |
Источники информации | Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы, презентация. |
Домашнее задание | § 43, 44, упр.21. |
УРОК №11. Тема урока: Манометры. | |
Цели, задачи урока | Цель: знакомство с работой и устройством манометра. Задачи: Образовательные: изучить устройство и принцип действия манометра, научиться пользоваться им. Развивающие: развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы. используя опережающие задания, развивать умение работать с дополнительной литературой; способствовать развитию умения самостоятельной работы. |
Тип урока | Урок совершенствования умений и навыков. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Методы обучения | Наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа. |
Практическая часть, эксперимент | Проверочная работа по теме «Атмосфера. Атмосферное давление». |
Формы контроля | Фронтальный опрос, взаимопроверка. |
Источники информации | Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы, задания на карточках. |
Домашнее задание | § 45, экспериментальное задание. |
УРОК №12 Тема урока: Гидравлический пресс. | |
Цели, задачи урока | Цель: изучить физические основы работы и устройства гидравлического пресса. Задачи: Образовательные: изучить физические основы устройства и работы гидравлической машины; познакомить с понятием гидравлической машины; практическое применение гидравлического пресса. Развивающие: продолжить формирование готовности учащихся к применению полученных знаний и умений в жизненных ситуациях; способствовать обогащению словарного запаса; продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализа, умение делать выводы. Воспитательные: воспитывать аккуратность; способствовать воспитанию умений и навыков рационального использования своего времени, планирования своей деятельности. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, эвристическая беседа. |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, эксперимент, самостоятельная работа. |
Практическая часть, эксперимент | Решение задач. |
Формы контроля | Самоконтроль, контроль со стороны учителя. |
Источники информации | Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», карточки с индивидуальными групповыми заданиями. |
Домашнее задание | § 47, задание 13, экспериментальное задание. |
УРОК №13. | |
Тема урока: Решение задач. Гидростатическое и атмосферное давление. | |
Цели, задачи урока | Цель: систематизация и обобщение знаний по теме: “Давление жидкостей и газов твердых тел”. Повторить формулы и законы темы: “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Продолжить обучение решению задач по теме: “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Задачи: Образовательные: обобщить и систематизировать пройденный материал. Развивающие: продолжить работу по формированию умений делать логические заключения на основе анализа уже известных связей и анализировать свойства и явления на основе знаний. Воспитательные: формирование навыков коллективной работы, умения слушать и уважать чужую точку зрения. |
Тип урока | Урок совершенствования умений и навыков. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Методы обучения | Наглядный, практический, исследовательский. |
Практическая часть, эксперимент | Решение задач, физический диктант. |
Формы контроля | Визуальный контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. |
Источники информации | Учебник, интернет- ресурсы, презентация, Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс», тестовые задания. |
Домашнее задание | Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс» № (по группам). |
УРОК №14. Тема урока: Водопровод. Поршневой жидкостный насос. | |
Цель, задачи урока | Цель: изучение устройства и назначения водопровода и поршневого жидкостного насоса. Задачи: Образовательные: способствовать пониманию устройства и принципа действия поршневого жидкостного насоса, рассмотреть виды поршневых насосов, их назначение и область применения. Развивающие: развивать умение самостоятельно добывать знания. Воспитательные: воспитывать интерес к физике путём интегрирования теоретических знаний с их практическим использованием. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, групповая, самостоятельная. |
Методы обучения | Наглядный, практический. |
Практическая часть, эксперимент | Выполнение упражнений, решение экспериментальной и расчетных задач. |
Формы контроля | Фронтальный опрос, самостоятельное решение расчетной задачи в парах, тестовая работа. |
Источники информации | Учебник, таблицы, интернет- ресурсы. |
Домашнее задание | § 46, Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс» № |
УРОК №15. | |
Тема урока: Контрольная работа «Гидростатическое и атмосферное давление» | |
Цели, задачи урока | Цель: отработка практических навыков при решении задач. Задачи: Образовательные: Закрепить умение пользоваться известными формулами и понятиями, навыки устного счета. Развивающие: Развивать навыки самостоятельности и самоконтроля. Воспитательные: Воспитывать внимание и ответственность за проделанную работу. |
Тип урока | Урок по выполнению комплексных заданий. |
Формы организации учебной деятельности | Индивидуальная дифференцированная работа. |
Методы обучения | Практический. |
Практическая часть, эксперимент | Решение задач. |
Формы контроля | Самостоятельная работа с таблицей. |
Источники информации | Скрелин Л.И. «Дидактический материал по физике: 7-8 класс». |
Домашнее задание | Повторить § 46-47. |
УРОК №16. Тема урока: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | |
Цели, задачи урока | Цель: выяснить природу выталкивающей силы. Задачи: Образовательные: ввести понятие выталкивающей силы, экспериментально подтвердить теорию о выталкивающей силе, провести первичное закрепление материала. Развивающие: развитие логического мышления, речи, памяти, повышение уровня самостоятельности мышления при применении знаний в различных ситуациях. Воспитывающие: воспитание черт личности- трудолюбия, настойчивости в достижении цели, любознательности, воспитание культуры труда. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Формы организации учебной деятельности | Обсуждение проблемы, групповая работа, объяснение учителя. |
Методы обучения | Проблемный эксперимент, эвристическая беседа. |
Практическая часть, эксперимент | Проведение опытов, решение задач |
Формы контроля | Фронтальный опрос. |
Источники информации | Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы. |
Домашнее задание | § 48, экспериментальное задание, доклад. |
УРОК №17. Тема урока: Закон Архимеда. | |
Цели, задачи урока | Цель: формирование понятия силы Архимеда, формирование знаний о законе Архимеда. Образовательные: формирование умений вычислять силу Архимеда, объяснять различные ситуации поведения тел в жидкости. Развивающие: развивать внимание и любознательность; развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике. Воспитательные: показать значение познания мира через мышление; формировать моральные, волевые и эстетические качества личности. |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Формы организации учебной деятельности | Групповая, индивидуальная. |
Методы обучения | Проблемный эксперимент, выполнение самостоятельной практической работы. |
Практическая часть, эксперимент | Самостоятельная работа в группах, фронтальный эксперимент. |
Формы контроля | Заполнение таблицы, самоконтроль. |
Источники информации | Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы. |
Домашнее задание | § 49, творческое задание. |
УРОК №18. | |
Тема урока: Плавание тел. Плавание животных и человека. | |
Цели, задачи урока | Цель: Выяснить условия плавания тел в зависимости от плотности жидкости и тела, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания. Задачи: Образовательные: выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести; сформировать умения описывать и объяснять условия плавания тел, предсказывать поведение тел, погруженных в жидкость. Развивающие: расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике; развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить. Воспитательные: воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели; повышать творческую активность учащихся. |
Тип урока | Урок по выполнению комплексных заданий. |
Формы организации учебной деятельности | Индивидуальная, групповая, исследование. |
Методы обучения | Проблемный эксперимент. |
Практическая часть, эксперимент | Тестовая работа, групповой эксперимент. |
Формы контроля | Решение кроссворда, самоконтроль. |
Источники информации | Учебник, DVD-диск «Школьный физический эксперимент», интернет- ресурсы, презентация. |
Домашнее задание | § 50, задание 15. |
УРОК №19. Тема урока: Плавание судов. | |
Цель, задачи урока | Цель: рассмотреть физические способы плавания судов. Задачи: Образовательные: Продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, ознакомить учащихся с видами судов и их применением. Развивающие: Совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости. Воспитательные: Продолжить работу по расширению кругозора учащихся, повышению интереса к книгам. |
Тип урока | Урок совершенствования умений и навыков. |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, самостоятельная, групповая. |
Методы обучения | Проблемный эксперимент, частично-поисковый. |
Практическая часть, эксперимент | Экспериментальная работа. |
Формы контроля | Фронтальный опрос, заполнение таблицы. |
Источники информации | Учебник, доклады учащихся, итеренет-ресурсы, презентация. |
Домашнее задание | § 51, экспериментальное задание. |
УРОК №20. | |
Тема урока: Воздухоплавание. | |
Цели, задачи урока | Цель: рассмотреть физические основы воздухоплавания и историю развития полетов. Задачи: Обучающие: Дать сравнительную характеристику судам морским и воздушным. Развивающие: способствовать умению работать с информацией; способствовать умению объяснять способы изменения высоты подъёма воздушного шара, наполняемого тёплым воздухом; продолжить развитие мышления, умения сравнивать, анализировать, делать логические выводы. Воспитательные: развитие навыков культуры общения; умение излагать свою точку зрения. |
Тип урока | Комбинированный урок. |
Формы организации учебной деятельности | Урок-игра. |
Методы обучения | Исследовательская работа, работа в группах. |
Практическая часть, эксперимент | Решение кроссворда, доклады участников команд. |
Формы контроля | Индивидуальный, коллективный. |
Источники информации | Учебник, интернет – ресурсы. |
Домашнее задание | § 52. |
УРОК №21. Тема урока: Подготовка к контрольной работе. Решение задач. | |
Цели, задачи урока | Цель: проверить умения учащихся решать расчетные задачи. Задачи: Образовательные: обобщить и систематизировать пройденный материал, выявить пробелы в знаниях и устранить их причину. Развивающие: продолжить работу по формированию умений делать логические заключения на основе анализа уже известных связей и анализировать свойства и явления на основе знаний. Воспитательные: формирование навыков коллективной работы, умения слушать и уважать чужую точку зрения. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний. |
Формы организации учебной деятельности | Урок-игра |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный,репродуктивный,частично-поисковый,творческий. |
Практическая часть, эксперимент | Решение задач, тестирование, экспериментальные задания. |
Формы контроля | Фронтальный опрос, самопроверка. |
Источники информации | Учебник, журнал «Физика в школе», Демченко Е.А. «Нестандартные уроки физики», Горлова Л.А. «Нетрадиционные уроки», Волков В.А. «Поурочные разработки по физике». |
Домашнее задание | Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс» № |
УРОК №22. Тема урока: Лабораторная работа №7 «Измерение выталкивающей силы». | |
Цели, задачи урока | Цель: исследовать зависимость архимедовой силы от объема погруженной части тела в жидкость и плотности жидкости; исследовать независимость архимедовой силы от глубины погружения и плотности и веса тела. Задачи: Образовательные: обобщить и применить полученные знания на практике. Развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, самостоятельность. Воспитательные: воспитывать умение применять свой интеллект, рационально использовать своё время, реально оценивать свои возможности. |
Тип урока | Урок совершенствования умений и навыков. |
Формы организации учебной деятельности | Трехуровневая лабораторная работа. |
Методы обучения | Частично-поисковый, эвристический. |
Практическая часть, эксперимент | Эксперимент. |
Формы контроля | Самоконтроль по листу самопроверки. |
Источники информации | Учебник, Лукашик В.И. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс». |
Домашнее задание | Повторить главу III. |
УРОК №23. | |
Тема урока: Контрольная работа по теме «Сила Архимеда. Плавание тел». | |
Цели, задачи урока | Цель: проверить уровень усвоения темы. Задачи: Образовательные: отрабатывать практические навыки при решении задач. Развивающие: развивать умения самостоятельной работы. Воспитательные: воспитывать внимание и ответственность за проделанную работу. |
Тип урока | Урок контроля знаний, умений и навыков. |
Формы организации учебной деятельности | Многоуровневая контрольная работа. |
Методы обучения | Репродуктивные. |
Практическая часть, эксперимент | Решение разноуровневых задач. |
Формы контроля | Визуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль. |
Источники информации | Волков В.А. «Поурочные разработки по физике», Мазаев К.М. «Тесты по физике», раздаточный материал «Контрольные работы по физике в 7 классе» |
Домашнее задание | Подготовиться к смотру знаний. |
УРОК №24. Тема урока: Обобщающий урок по теме «Давление». | |
Цели, задачи урока | Цель: повторить материал по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Задачи: Образовательные: обобщить изученный материал, познакомиться с дополнительным материалом по теме. Развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся, используя опережающие задания, развивать умение работать с дополнительной литературой; способствовать развитию умения самостоятельной работы. воспитывать уверенность в своих силах, умение отстаивать свое мнение, слушать и быть услышанным. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний. |
Формы организации учебной деятельности | Урок-конкурс. |
Методы обучения | Репродуктивный, проблемно-поисковый, творческий. |
Практическая часть, эксперимент | Решение творческих задач. |
Формы контроля | Взаимопроверка, награждение победителей. |
Технологическая карта урока «Атмосферное давление»
Цели урока:
- Деятельностная цель:
- формирование способности учащихся к новому способу действия.
- выявление причины существования атмосферного давления, его роли в жизни человека и животных , применение полученных знаний для решения физических задач.
- Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
- формирование представлений об атмосфере, атмосферном давлении, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
- развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, аналитического мышления, активизация творческой деятельности(личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, разноуровневый дидактический материал, компьютер, проектор, Интернет, электронная презентация «Атмосферное давление»,
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | ||
Этап 1. Организационный момент. | |||||||
Диалог: Сегодня на уроке мы попытаемся увеличить круг наших знаний | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Целеполагание | Умение настраиваться на занятие | |
Этап 2. Постановка цели и задач урока | |||||||
Вопрос. Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗА, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса? Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса | Отвечают на вопросы учителя. Мы пьем не только ртом, но и легкими, т.к.расширение легких – причина того, что жидкость устремляется в рот. Выдвигают предположения о теме урока «Атмосферное давление». | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушают учителя и ребят, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
Этап 3. Актуализация знаний | |||||||
«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо вспомнить предыдущий материал. Беседа с обучающимися по вопросам стр. 85-86. 1. Каковы причины давления газа на стенки, дно и крышку баллона в котором он находиться? | Даёт задания обучающимся. Следит за выполнением заданий. Проводит опыт с шаром. | Выполняют самостоятельно задание. | Компетенция обучающихся в области физики. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
Этап 4. Первичное усвоение новых знаний | |||||||
Атмосфера– это воздушная оболочка Земли. Воздух–смесь газов, имеет массу, притягивается Землей. Давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы, называют атмосферным давлением. Почему? Атмосфера имеет большое значение в жизни человека и животных. Работа с учебником. Сейчас мы проведем опыты, доказывающие существование атмосферного давления. А вы попробуете объяснить их. Демонстрации:опыт (рис. 112) — определение массы воздуха; опыт (рис. 113, 114) — всасывание воды в насос, в шприц; опыт (рис. 115, 116) — фонтан в сосуд с разреженным воздухом, работа пипетки. ЯЙЦО В БУТЫЛКЕ. | Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся Надо загнать яйцо в бутылку, не разрушая его. Пустую бутылку из-под молока или кефира наполним кипяченой водой и через минуту выливаем, а на горлышко бутылки ставим очищенное вареное яйцо. Через некоторое время очищенное яйцо опускается в бутылку. Так как яйцо опускается медленно, мы не будем ждать результатов, и я просто покажу вам, что получится в результате. | Слушают учителя, отвечают на вопросы . 2. Какое физическое явление мы используем. набирая лекарства пипеткой? (атмосферное давление действующие на поверхность жидкости во флаконе, передается на столб жидкости в пипетке) Ответы учащихся: – Воздухом мы дышим, если бы у Земли не было атмосферы, Земля стала бы безжизненной планетойт,атмосфера защищает Землю от солнечного жара и не стынет от космического холода, защищает нас от космических лучей, они бы уничтожили бы все живое, большое значение в жизни человека и животных. Ответ: Теплый воздух из бутылки выходит, расширяясь, а яйцо под действием атмосферного давления проникает в бутылку. | Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент. | Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других Объединяют усилия на решение поставленных вопросов, выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент. | Контроль правильности ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний. |
Этап 5. Первичная проверка понимания | |||||||
Работа по карточкам Сборник качественных задач по физике.А.Е Марон Е.А.Марон (478, 480, 481, 483, 484, 486, 489, 491, 492, 496) | Даёт учащимся задания выполнить в парах задание на карточках. Слушает и проверяет правильность выполнения. | Выполняют задание | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. | Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. | Контроль правильности ответов обучающихся. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
Этап 6. Первичное закрепление | |||||||
Теперь давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили новый материал сегодняшнего урока: Тесты по физике. | Формулировка условий заданий. | Выполняют задания. Осуществляют взаимопроверку своих товарищей, выполняющих задание эвристического характера. Работа с учебником. Ответ. | Закрепляют знания, полученные на уроке. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме |
| Контроль правильности ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
Этап 7. Домашнее задание | |||||||
Обязательный уровень: § 40.41, упр.13(№5); повышенный уровень: упр.13(№3); творческое задание: | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
Этап 8. Итог урока | |||||||
«Ребята, вспомните цель нашего урока. Выставляются оценки учащимся. | Формулирует вопрос | Отвечают на вопросы. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме. | Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно - обобщающий урок в 7 класе по теме: "Давление твердых тел жидкостей и газов"
Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков в 7 классе по теме:«Давление твердых тел, жидкостей и газов»Этот урок направлен на повторение, закрепление, углубление и систематизацию з...
"Своя игра" на тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
"Своя игра" проводится в 7 классе после изучения темы "Давление твердых тел, жидкостей и газов"...
обобщающий урок по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Методическая разработка урока по физике...
Презентация к аттестации на тему "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Данная презентация была создана к прохождению аттестации....
7 класс тесты по физике по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Тесты по теме " Давление твердых тел ,жидкостей и газов", "Атмосферное давление" . Данные тесты разработанны к учебному комплекту Перышкин А. В Физика 7 класс...
Модель мониторинга уровня достижений планируемых образовательных результатов по изучению раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов» курса физики основной школы
Целью данной работы является изучение Государственного стандарта общего образования по физике, а также характеристика результатов обучения физики.В соответствии с целью исследования сформирована следу...
Методическая разработка урока по физике "Давление твердых тел, жидкостей и газов" 7 класс
В данной разработке представлен сценарий урока по физике по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" для 7 класса....