Программа по физике для 7 класса
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Программой определено на изучение физики в 7 классе 2 часа в неделю (годовых – 70 часов).
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по физике-7 | 47.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4» муниципального образования города Чебоксары ⎯ столицы Чувашской Республики
«Рассмотрено» Руководитель МС МАОУ «Лицей №4» г. Чебоксары _____ /______________ / Протокол №____ от «___» _________ 20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «Лицей № 4» г. Чебоксары _____ /______________ / «___» _________ 20___г. | «Утверждено» Директор МАОУ «Лицей № 4» г. Чебоксары ____________/Коновалова Н.В./ Приказ №_____ от «___» _________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике для учащихся 7 классов
Срок реализации: 2013-2014 учебный год
Программа составлена на основании:
«Программы общеобразовательных учреждений «7-9 классы», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. М., «Дрофа» 2008. Автор А. Е.Гуревич
Учебник (название, автор, издательство, год издания):
«Физика 7», А.Е. Гуревич, М., «Дрофа», 2010
Составители:
Учителя Бутина Елена Валерьевна, высшая квалификационная категория,
Кержаева Наталья Геннадьевна, высшая квалификационная категория
Количество часов:
Класс | Количество часов | ||
в неделю | в год | Резервных часов | |
7 | 2 | 70 | 3 |
Пояснительная записка
Программой определено на изучение физики в 7 классе 2 часа в неделю (годовых – 70 часов).
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1) освоение знаний о строении вещества и механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
2) овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
3) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
4) применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Программа содержит следующие разделы:
1. Введение (5 ч.)
2. Строение вещества (11 ч.)
3. Механические явления (31 ч);
4. Тепловые явления (21 час)
5. Квантовая физика (3 часа)
По каждому разделу предусмотрено большое количество демонстраций. В процессе изучения каждой темы предусмотрены лабораторные работы (5 работ за год) и контрольные работы (1 работа в четверть, 4 работы в год). Увеличено на 1 час время на изучение темы «Первоначальные сведения о строении вещества» по сравнению с примерной программой. Для учащихся, не изучавших курс «Физика. Химия» в 5-6 классе предусмотрены часы на повторение тем «масса и плотность вещества», «механическое движение, траектория, путь, скорость, единицы скорости, расчет пути и времени движения», «механическая работа, мощность, энергия», «инерция, взаимодействие тел, сила, сила тяжести, сила упругости, вес тела, правило сложения сил, сила трения, давление».
Изучение курса физики по этой программе ведётся с широким использованием возможностей межпредметных связей со следующими предметами: биология, математика, природоведение, трудовое обучение.
Изучение сведений о строении вещества проводится с использованием знаний о расширении воздуха при нагревании, об изменении объема воды при нагревании, о трех состояниях воды (природоведение, V класс). При рассмотрении явления диффузии целесообразно привлекать знания о процессах питания и дыхания растений (биология). Атмосферное давление, его изменение с высотой излагаются с учетом знаний по этим вопросам, полученных в курсе географии. Изучение понятий механики (скорость, масса, плотность, сила, работа и энергия), закона Паскаля, архимедовой силы проводится с опорой на знания об измерении и вычислении величин по формулам, об единицах длины, времени, скорости, массы, площади, объема, о нахождении площади прямоугольника, круга, о масштабе, о пропорции и ее основных свойствах, о проценте; с опорой на умения производить вычисления по формулам и округлять десятичные дроби, решать линейные уравнения с одной переменной, производить простейшие измерения и построения при помощи линейки и угольника, а также с опорой на знания о приближенном значении числа и абсолютной погрешности (математика). Умения переводить единицы величины в кратные и дольные единицы (математика) используются при решении расчетных задач и выполнении лабораторных работ. Знания о строении вещества используются в курсе химии при изучении понятия атома, развитии знаний о молекулах, а знания о диффузии— в биологии при изучении жизнедеятельности организма животных и организма человека. Знания о равномерном движении, о физических величинах и их вычислении используются в математике; о механической энергии (энергии рек и ветра), об атмосферном давлении — в курсе географии, об определении цены деления измерительного прибора, о механическом движении, скорости, трении скольжения, качения, покоя — на уроках трудового обучения.
Программа курса соответствует стандарту основного общего образования по физике. Программа обеспечена учебником А. Е. Гуревича «Физика 7», и сборником задач для 7-9 класса, авторы В.И. Лукашик и Е.В. Иванова.
Тематический план
№ п/п | Тема урока | Из них | |
Изучение нового и закрепление | Фронтальный контроль | ||
I Введение 4 часа | 3 | 1 | |
1 | Физика — наука о природе. Техника безопасности на уроках физики. | 1 | |
2 | Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. | 1 | |
3 | Международная система единиц. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира. | 1 | |
4 | Измерение физических величин. Погрешности измерений. Лабораторная работа №1: «Определение цены деления измерительного прибора». Инструктаж по ТБ | 1 | |
II Строение вещества - 10 ч. | 7 | 3 | |
5 | Строение вещества. | 1 | |
6 | Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. | 1 | |
7 | Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. | 1 | |
8 | Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. | 1 | |
9 | Лабораторная работа №2: «Определение размеров малых тел». Инструктаж по ТБ | 1 | |
10 | Масса и плотность вещества. | 1 | |
11 | Решение задач на тему «Плотность» | 1 | |
12 | Лабораторная работа № 3 «Определение плотности твердого тела» Инструктаж по ТБ | 1 | |
13 | Решение задач на тему «Плотность» | 1 | |
14 | Контрольная работа № 1 | 1 | |
III. Механические явления 31 час | 28 | 3 | |
15 | Механическое движение. Траектория. Путь. | 1 | |
16 | Скорость. Единицы скорости. | 1 | |
17 | Расчет пути и времени движения. | 1 | |
18 | Решение задач на тему «Расчет пути и времени движения». | 1 | |
19 | Инерция. Взаимодействие тел. | 1 | |
20 | Сила. Сила тяжести. | 1 | |
21 | Сила упругости. Вес тела | 1 | |
22 | Правило сложения сил. | 1 | |
23 | Сила трения. | 1 | |
24 | Давление. | 1 | |
25 | Решение задач | 1 | |
26 | Контрольная работа № 2 | 1 | |
27 | Давление газа. Газовые процессы. | 1 | |
28 | Закон Паскаля. Использование сжатого воздуха. | 1 | |
29 | Атмосфера Земли. Атмосферное давление. | 1 | |
30 | Передача давления жидкостями. Гидравлические машины. | 1 | |
31 | Давление в жидкости | 1 | |
32 | Решение задач | 1 | |
33 | Сообщающиеся сосуды | 1 | |
34 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | |
35 | Закон Архимеда | 1 | |
36 | Решение задач «Закон Архимеда» | 1 | |
37 | Условие плавания тел | 1 | |
38 | Лабораторная работа № 4 «Условие плавания тел» Инструктаж по ТБ | 1 | |
39 | Решение задач «Условие плавания тел» | 1 | |
40 | Поверхностное натяжение жидкостей | 1 | |
41 | Механическая работа | 1 | |
42 | Мощность | 1 | |
43 | Энергия | 1 | |
44 | Решение задач на тему «Работа и мощность» | 1 | |
45 | Контрольная работа № 3 | 1 | |
IV.Тепловые явления (20 час) | 19 | 1 | |
46 | Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. | 1 | |
47 | Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция. | 1 | |
48 | Виды теплопередачи: излучение | 1 | |
49 | Тепловое равновесие. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | 1 | |
50 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | 1 | |
51 | Лабораторная работа № 5 «Вычисление количества теплоты при смешивании воды разной температуры» Инструктаж по ТБ | 1 | |
52 | Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. | 1 | |
53 | Влажность воздуха. | 1 | |
54 | Удельная теплота парообразования. | 1 | |
55 | Кристаллы и аморфные тела | 1 | |
56 | Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления | 1 | |
57 | Удельная теплота сгорания топлива. | 1 | |
58 | Преобразования энергии в тепловых машинах. | 1 | |
59 | Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. | 1 | |
60 | КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин. | 1 | |
61 | Решение задач | 1 | |
V. Квантовая физика (4 часа) | 3 | 1 | |
62 | Радиоактивность. Альфа, бета и гамма-излучения. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия | 1 | |
63 | Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. | 1 | |
64 | Ядерные силы. Период полураспада. Энергия связи атомных ядер. | 1 | |
64 | Итоговая контрольная работа № 4 | 1 | |
66-70 | Резерв. Обобщающее повторение | 5 | |
итого | 61 | 9 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема урока | Домашнее задание с делением на уровни | Тип урока с указанием лаб, контр, практ работ | Виды контроля за уровнем усвоенного | ЦОР, наглядные пособия, оборудование | НРК |
1 | сентябрь | Физика — наука о природе. Техника безопасности на уроках физики. | Стр. 3-6 читать | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос | Демонстрационное лабораторное оборудование | |
2 | сентябрь | Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. | Стр. 7,8 читать | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Лабораторное оборудование, сборник задач | |
3 | сентябрь | Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира. | Стр.9 читать | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Сборник задач | |
4 | сентябрь | Измерение физических величин. Погрешности измерений. Лабораторная работа №1: «Определение цены деления измерительного прибора». Инструктаж по ТБ | Повторить стр. 3-9 | Урок закрепления, фронтальная лабораторная работа | Фронтальная лабораторная работа | Лабораторное оборудование | |
5 | сентябрь | Строение вещества. | §1 читать | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос | Сборник задач | |
6 | сентябрь | Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. | § 2.1 (задание 1)* , стр. 21-23 читать | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Демонстрационное лабораторное оборудование | |
7 | сентябрь | Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. | § 2.3 читать, задание № 3 стр 23 письменно* | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Сборник задач | |
8 | сентябрь | Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. | § 3 читать | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
9 | сентябрь | Лабораторная работа №2: «Определение размеров малых тел». Инструктаж по ТБ | № 1-5 стр. 36 устно | Урок закрепления, фронтальная лабораторная работа | Фронтальная лабораторная работа | Лабораторное оборудование | |
10 | октябрь | Масса и плотность вещества. | № 228-231, №261* | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач, лабораторное оборудование | |
11 | октябрь | Решение задач на тему «Плотность» | № 232-234, № 262* | Урок применения ЗУН | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
12 | октябрь | Лабораторная работа № 3 «Определение плотности твердого тела» Инструктаж по ТБ | Стр. 200, 201 читать | Урок закрепления, фронтальная лабораторная работа | Фронтальная лабораторная работа | Лабораторное оборудование | |
13 | октябрь | Решение задач на тему «Плотность» | № 266 | Урок применения ЗУН | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
14 | октябрь | Контрольная работа № 1 | - | Урок проверки ЗУН, контрольная работа | Фронтальная контрольная работа | Раздаточный материал | |
15 | октябрь | Механическое движение. Траектория. Путь. | № 95 -98 | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Сборник задач | |
16 | октябрь | Скорость. Единицы скорости. | № 114-116 | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Сборник задач | |
17 | октябрь | Расчет пути и времени движения. | № 124-126 | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Сборник задач | |
18 | ноябрь | Решение задач на тему «Расчет пути и времени движения». | № 139-142 | Урок применения ЗУН | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
19 | ноябрь | Инерция. Взаимодействие тел. | № 219-222 | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Сборник задач | |
20 | ноябрь | Сила. Сила тяжести. | № 285-290 | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Сборник задач | |
21 | ноябрь | Сила упругости. Вес тела | № 324-327 | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Сборник задач | |
22 | ноябрь | Правило сложения сил. | № 369-372 | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Сборник задач | |
23 | ноябрь | Сила трения. | № 400-405 | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Сборник задач | |
24 | ноябрь | Давление. | § 4 читать, отв на вопросы | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Сборник задач | |
25 | декабрь | Решение задач на тему «Давление» | № 458-460 | Урок применения ЗУН | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
26 | декабрь | Контрольная работа № 2 | - | Урок проверки ЗУН, контрольная работа | Фронтальная контрольная работа | Раздаточный материал | |
27 | декабрь | Давление газа. Газовые процессы. | § 5 читать, отв на вопросы | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
28 | декабрь | Закон Паскаля. Использование сжатого воздуха. | § 6, 7 читать, упр.1* | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
29 | декабрь | Атмосфера Земли. Атмосферное давление. | § 8, 9 читать, № 8-12 стр. 64* | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
30 | декабрь | Передача давления жидкостями. Гидравлические машины. | § 10 читать, упр.2* | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач, динамометры | |
31 | декабрь | Давление в жидкости | § 11 читать, задание 6 стр. 71* | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач, динамометры и бруски | |
32 | декабрь | Решение задач | Стр. 72-76 читать | Урок применения ЗУН | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
33 | январь | Сообщающиеся сосуды | § 12, 13 читать, отв на вопр стр 78* | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | Сборник задач | |
34 | январь | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | § 14.1 письменно, § 14.2 читать | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Лабораторное оборудование | |
35 | январь | Закон Архимеда | § 14.3 читать | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
36 | январь | Решение задач «Закон Архимеда» | Упр 4 стр 88 устно | Урок применения ЗУН | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
37 | январь | Условие плавания тел | § 15.1 читать | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
38 | январь | Лабораторная работа № 4 «Условие плавания тел» Инструктаж по ТБ | § 15.2 читать, упр 5 (1-5)* | Урок закрепления, фронтальная лабораторная работа | Фронтальная лабораторная работа | Лабораторное оборудование | |
39 | февраль | Решение задач «Условие плавания тел» | § 16 читать, упр 5 (6-10)* | Урок применения ЗУН | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
40 | февраль | Поверхностное натяжение жидкостей | § 17 читать, упр 7* | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос | Лабораторное оборудование | |
41 | февраль | Механическая работа | Стр 203,204 читать | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач, конструктор Lego education | |
42 | февраль | Мощность | № 715-719 | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач, конструктор Lego education | |
43 | февраль | Энергия | № 808-812 | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач, конструктор Lego education | |
44 | февраль | Решение задач на тему «Работа и мощность» | № 689-690 | Урок применения ЗУН | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
45 | февраль | Контрольная работа № 3 | - | Урок проверки ЗУН, контрольная работа | Фронтальная контрольная работа | Раздаточный материал | |
46 | февраль | Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. | § 27, 28 читать, упр 10* | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Лабораторное оборудование, сборник задач | |
47 | март | Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция. | § 29, 30 читать | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Лабораторное оборудование | |
48 | март | Виды теплопередачи: излучение | § 31 читать | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Лабораторное оборудование, сборник задач | |
49 | март | Тепловое равновесие. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | § 32 читать | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Лабораторное оборудование, сборник задач | |
50 | март | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | § 33 читать | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Лабораторное оборудование, сборник задач | |
51 | март | Лабораторная работа № 5 «Вычисление количества теплоты при смешивании воды разной температуры» Инструктаж по ТБ | упр 11 | Урок закрепления, фронтальная лабораторная работа | Фронтальная лабораторная работа | Лабораторное оборудование | |
52 | март | Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. | § 18, 19 читать, отв на вопросы* | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
53 | апрель | Удельная теплота парообразования. | § 20 читать | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Лабораторное оборудование, сборник задач | |
54 | апрель | Влажность воздуха. | §21 читать, отв на вопросы* | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
55 | апрель | Кристаллы и аморфные тела | § 22, 23 читать | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
56 | апрель | Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления | § 24 читать | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
57 | апрель | Удельная теплота сгорания топлива. | § 25, 26 читать* | Урок ознакомления с новым материалом | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Лабораторное оборудование | |
58 | апрель | Преобразования энергии в тепловых машинах. | Стр. 175 задания № 1-5 устно | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
59 | апрель | Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. | Стр. 175 задания 6-10 устно | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
60 | апрель | КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин. | № 1023-1025 | комбинированный урок | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
61 | май | Решение задач | Стр 177-179 повторить | Урок применения ЗУН | Фронтальный устный опрос, индивидуальное решение задач | Сборник задач | |
62 | май | Радиоактивность. Альфа, бета и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. | § 34 читать | ||||
63 | май | Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. | § 35 читать | ||||
64 | май | Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. | § 36 читать | ||||
65 | май | Итоговая контрольная работа № 4 | - | Урок проверки ЗУН, контрольная работа | Фронтальная контрольная работа | Раздаточный материал | |
66-70 | май | Резерв. Обобщающее повторение |
Содержание тем учебного курса
1. Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.
Фронтальная лабораторная работа
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Демонстрации
1. Скатывание шарика с наклонной плоскости.
2. Электрическая искра.
3. Кипение воды.
4. Изображение, даваемое линзой.
5. Физические приборы.
2. Строение вещества (10 ч)
Строение вещества. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Масса и плотность вещества.
Фронтальная лабораторная работа
- Определение размеров малых тел.
- Определение плотности твердого тела
Демонстрации
1. Сжимаемость газов.
2 Диффузия в газах и жидкостях.
3. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
4. Сцепление свинцовых цилиндров.
3. Механические явления (30ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.
Инерция. Взаимодействие тел. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Правило сложения сил. Сила трения. Давление. Давление газа. Газовые процессы. Закон Паскаля. Использование сжатого воздуха. Атмосфера Земли. Атмосферное давление. Передача давления жидкостями. Гидравлические машины. Давление в жидкости. Сообщающиеся сосуды. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Поверхностное натяжение жидкостей.
Механическая работа. Мощность. Энергия.
Фронтальные лабораторные работы:
4. Условие плавания тел
Демонстрации:
1. Явление инерции.
2. Взаимодействие тел.
3. Сила трения.
4. Превращения механической энергии из одной формы в другую.
5. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
6. Обнаружение атмосферного давления.
7. Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.
8. Закон Паскаля.
9. Закон Архимеда.
10. Конструктор Lego education
4. Тепловые явления (20 часов)
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Тепловое равновесие. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Кристаллы и аморфные тела. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Удельная теплота сгорания топлива. Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальная лабораторная работа
5. Вычисление количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
Демонстрации
1. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы и при теплопередаче.
2. Теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов.
3. Конвекция в жидкостях и газах.
4. Калориметр и приемы обращения с ним.
5. Плавление и отвердевание кристаллического тела.
6. Постоянство температуры кипения жидкости.
7. Устройство и действие четырехтактного двигателя внутреннего сгорания (на модели).
5. Квантовая физика (4 часа).
Радиоактивность. Альфа, бета и гамма-излучения. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать
Понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, энергия, внутренняя энергия; работа как способ изменения внутренней энергии; теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива; температура плавления и кристаллизации; удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.
Формулы связи силы тяжести и массы, расчета давления жидкости под действием силы тяжести.
количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива, при изменении агрегатных состояний вещества. Закон Паскаля.
Учащиеся должны уметь
Применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давления газа, закона Паскаля, внутренней энергии, изменения внутренней энергии при изменении температуры тела, различных видов теплопередачи, изменения агрегатных состояний вещества.
Определять цену деления измерительного прибора, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость, влажность воздуха; правильно пользоваться измерительным цилиндром, весами, динамометром, барометром-анероидом, таблицами физических величин. Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении, парообразовании.
Решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на нахождение давления внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел. Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи.
Решать расчетные задачи с применением формул. Изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.
Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления и удельной теплоты парообразования.
Применять физические знания для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни.
Учащиеся должны иметь представление:
о том, что все тела состоят из частиц, в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются).
Практическое применение названных понятий и закона в конструкциях тепловых машин, водном транспорте, гидравлических устройствах.
Учебно-методический комплекс.
Основная литература для учителя:
1. Учебник: «Физика 7», А.Е. Гуревич, М., «Дрофа», 2012
2. Задачник: Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9, 2012, Просвещение
3. Программа «Физика 7 класс» А. Е.Гуревич. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика, астрономия. 7-11 классы», М., Дрофа, 2008
Основная литература для учащихся
1. Учебник: «Физика 7», А.Е. Гуревич, М., «Дрофа», 2012.
2. Задачник: Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9, 2012, Просвещение
Дополнительная литература для учителя
1.Марон А.Е., Позойский С.В., Марон Е.А. «Сборник задач по физике для 7-9 класса», СПб, «Специальная литература», 2012
2. Лукашик В.И. Сборник качественных задач по физике 7-9 классы, Дрофа, 2012
Дополнительная литература для учащихся:
1. Енохович А.С. Краткий справочник по физике, изд. «Высшая школа», 2010 год
2. Ландсберг Е.А. и др. Элементарный курс физики, т. 1 изд. «Наука», 2010
3. Перельман Я.И. «Занимательная физика 1,2» изд. «Вап», 2010
ЦОР
Презентация «Кристаллы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...