Главные вкладки

    План-конспект открытого урока по теме "Тепловые явления" 8 класс
    план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему

    Рогова Дарья Валерьевна

    План-конспект открытого урока по теме "Тепловые явления" 8 класс (уч. "Физика. 8 класс" А.В.Перышкин)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rogova_plan-konspekt_otkrytogo_uroka.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

    В РАМКАХ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

    «УЧИТЕЛЬ ГОДА КИРОВСКОГО РАЙОНА

    ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ-2016»

    Номинация «Педагогический дебют»

    Рогова Дарья Валерьевна, учитель физики МБОУ г.Ростова-на-Дону «Школа №49».

    УМК «Физика 8» А.В. Перышкин

    Тема урока: Повторение по теме «Тепловые явления (без изменения агрегатного состояния вещества)»

    Цели урока:

    Обучающие:

    • обобщить и систематизировать знания о способах изменения внутренней энергии тела;
    • сформировать представления о превращении энергии в тепловых процессах;
    • заложить основу для дальнейшего изучения  тепловых явлений, включающих фазовые превращения вещества.

    Воспитательные:

    • воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих возможностях;
    • развитие навыков работы в группе («мозговой штурм» - выработка умения коллективно сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, формулировать проблемы);
    • формирование критического мышления, умения вести диалог;
    • формирование у учащихся навыков рефлексивной деятельности.

    Развивающие:

    • развитие элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки, дедукции);
    • развитие коммуникативных способностей;
    • развитие умения логически излагать свои мысли;
    • развитие познавательного интереса учащихся.

    Вид и форма урока: урок-обобщение с элементами пропедевтики.

    Реализуемая технология: смешанная (модульная с элементами проблемной, диалоговой и деятельностной).

    Оборудование: White board, проектор, электроплита, колба с водой, ветошь.

    Ход урока:

    1. Организационный момент (2 мин)
    2. Фронтальный опрос по домашнему заданию (3 мин)
    3. Актуализация знаний учащихся по теме (2 мин)
    4. Объявление темы и целей урока (1 мин)
    5. Основная часть (15 мин)
    6. Рефлексия и саморефлексия (5 мин)
    7. Выставление оценок (1 мин)
    8. Домашнее задание (1 мин)


    Этап

    Деятельность

    Назначение этапа

    учителя

    учеников

    Организационный момент

    Проверка готовности к уроку, внешнего вида учащихся. Приветствие учеников.

    Подготовка к уроку. Приветствие учителя.

    Создает условия для успешной реализации поставленных целей.

    Фронтальный опрос по домашнему заданию

    Задает вопросы ученикам:

    1. Какая физическая величина характеризует степень нагретости тел?
    2. С ростом температуры скорость движения молекул…
    3. При повышении температуры объем тел…
    4. Что такое внутренняя энергия тела?
    5. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?
    6. Запишите формулу для расчета количества теплоты, переданному телу при нагревании? Что в ней значит каждая буква?
    7. Запишите уравнение теплового баланса. Каков его фундаментальный смысл?

    В режиме «поднятой руки» отвечают на вопросы учителя

    Способствует активизации оперативной памяти учащихся с целью дальнейшего использования данных фактов и определений в ходе урока. Реализуется посредством диалоговой технологии.

    Актуализация знаний учащихся по теме

    «Пожалуйста, откройте в тетрадях блок-схему модуля «Тепловые явления», которую мы составили на первом уроке. Давайте вспомним, какие физические явления сопровождаются поглощением или выделением тепла»

    Находят в тетрадях блок-схему модуля, составленную несколько уроков назад. Восстанавливая причинно-следственные связи, отвечают, что такие явления, как нагревание, плавление и испарение связаны с поглощением тепла, а охлаждение, и отвердевание, конденсация – с выделением тепла в окружающую среду.

    Способствует формированию внутреннего плана действий (в рамках технологии на деятельностной основе). Переходит во внешнеречевой план.

    Объявление темы и целей урока

    «Сегодня мы закрепим свои знания о тепловых явлениях, не приводящих к изменению агрегатного состояния вещества, а также узнаем кое-что новенькое и занимательное. Запишите, пожалуйста, сегодняшнее число и тему урока – «Повторение по теме «Тепловые явления»

    Записывают число и тему урока.

    Отражает предметный план (деятельностная технология)

    Основная часть

    Часть 1. История развития представлений о природе тепловых явлений (рассмотрение механистической аналогии тепловых явлений - модели теплорода и молекулярно-кинетической теории). Учитель демонстрирует авторскую анимацию, созданную в среде Macromedia Flash Professional 8.

     В диалоговом режиме подводит учеников к признанию противоречивости теории теплорода и, в итоге, её  несостоятельности.

    Дедуктивным методом пытаются решить проблему в диалоговом режиме с учителем. Актуализируют знания курса физики 7 класса о строении вещества, синтезируют эти факты для формирования решения заданной проблемы.

    Под диктовку учителя записывают основные положения.

    Реализует проблемный подход в обучении и способствует повышению уровня естественнонаучной эрудиции.

    Отражает дидактический принцип наглядности.

    Часть 2. Решение качественной задачи «Какой шар легче нагреть?»

    Учитель на проекторе выводит графическую модель ситуации, в диалоговом режиме подводит учеников к решению, приглашает одного учащегося к доске для оформления решения задачи.

    Актуализируют знания по теме «Механическая энергия» из курса физики 7 класса, стараются применить знания о превращении энергии в механических и тепловых процессах. В диалоговом режиме находят решение задачи. Один учащийся реализует обозначенный способ решения у доски. Фиксируют решение в рабочих тетрадях.

    Формирует внутренний (свернутый) план действий в рамках технологии на коллективной деятельностной основе, который переходит во внешнеречевой.

    Часть 3. Демонстрация опыта «Неожиданное кипение». Учитель демонстрирует эксперимент: колба с водой нагревается на электроплите до кипения, после чего колба снимается с плиты.

    Проблема: можно ли снова заставить воду кипеть без нагревания?

    Учитель оборачивает верх колбы ветошью, смоченной холодной водой, так, чтобы были видны изменения, происходящие в колбе – вода снова вскипает.

    Наблюдают эксперимент, выдвигают гипотезы, адекватность которых им станет известна через несколько уроков.

    Этап содержит элементы пропедевтики в рамках реализации проблемного подхода. Учащимся недостаточно знаний для объяснения наблюдаемого явления, но они смогут объяснить его несколько уроков спустя, что формирует активизацию познавательной деятельности и устойчивый интерес к предмету.

    Рефлексия и саморефлексия

    «Наш урок подходит к концу, пора подводить итоги. Скажите, пожалуйста, кому что-то осталось неясно? Что нового было для вас сегодня? Что понравилось больше всего? Что вызвало затруднения?»

    В режиме «поднятой» руки делятся мнениями с классом и педагогом.

    Реализует принцип обратной связи в обучении.

    Выставление оценок

    «Мне бы хотелось сегодня отметить …»

    Учитель выставляет оценки деятельности за урок в журнал.

    Домашнее задание

    «Откройте дневники и запишите, пожалуйста, домашнее задание: по учебнику повторить параграфы 2, 3, 11, а в тетрадях описать тепловые явления, сопровождающиеся изменением агрегатного состояния вещества, с которыми вы встречаетесь в быту. Материалы сегодняшнего урока я выложу в нашу группу, чтобы вы могли поработать с ними дома.

    Спасибо за хорошую работу на уроке. Всего доброго, до свидания!»

    Записывают домашнее задание, прощаются с учителем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект к открытому уроку

    В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

    План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

    Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

    План - конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления».

    Тип урока: обобщение и систематизация учебного материалаЦель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения,...

    План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

    Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

    План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

    План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

    План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

    Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

    План –конспект конкурсного открытого урока

    laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...