конспект урока для 8 класса на тему "Способы изменения внутренней энергии"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Сабрекова Екатерина Геннадьевна

Урок физики в восьмом кассе с использованием измерительной системы и графического калькулятора Casio.

Тема: Способы изменения внутренней энергии

Тип урока: Комбинированный

Оборудование к уроку:

- Компьютер

- калькулятор Casio

- Измерительная система

- Датчик температуры

- Рабочее поле

- Лабораторный штатив с держателем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в восьмом кассе с использованием измерительной системы и графического калькулятора Casio.

Тема: Способы изменения внутренней энергии

Тип урока: Комбинированный

Оборудование к уроку:

- Компьютер

- калькулятор Casio

- Измерительная система

- Датчик температуры

- Рабочее поле

- Лабораторный штатив с держателем

План урока

  1. Орг. Момент
  2. Повторение. Проверка домашнего задания
  3. Изучение нового материала с использованием цифровой измерительной мини-лаборатории, калькулятора Casio.
  4. Закрепление материала, используя графический калькулятор Casio
  5. Подведение итогов урока, рефлексия
  6. Домашнее задание

Ход урока:

1. Орг момент. Приветствие, проверка отсутствующих, постанова целей и задач урока.

Цель урока:

Рассмотреть способы изменения внутренней энергии.

Задачи урока

- Познакомиться с двумя способами изменения внутренней энергии – работой и теплопередачей.

- Познакомиться с понятием количество теплоты, обозначением, единицей измерения

- вспомнить понятия кинетической и потенциальной энергий

- научиться понимать, читать графики, диаграммы, полученные в результате опытов

- научиться правильно объяснять увиденное, делать выводы, опираясь на полученные знания.

2.  Повторение. Проверка домашнего задания.

Вопросы для повторения:

Учитель:

Какие превращения энергии происходят при подъеме шара и при его падении?

Предполагаемые ответы учащихся:

При подъеме шара потенциальная энергия увеличивается, а кинетическая – уменьшается, а при опускании шара - наоборот.

Учитель:

Как изменяется состояние свинцового шара и свинцовой плиты в результате их соударения?

Предполагаемые ответы учащихся:

В результате соударения свинцового шара и свинцовой плиты они деформировались и нагрелись.

Учитель:

Какую энергию называют внутренней энергией тела?

Предполагаемые ответы учащихся:

Внутренняя энергия – это суммарная энергия движения и взаимодействия всех частиц, из которых состоит тело.

Учитель:

Зависит ли внутренняя энергия тела от его движения и положения относительно других тел?

Предполагаемые ответы учащихся:

Внутренняя энергия тела не зависит от его движения и положения относительно других тел.

Учитель:

Может ли тело, обладая внутренней энергией, не иметь механическую энергию? Приведите примеры.

Предполагаемые ответы учащихся:

Тело, обладая внутренней энергией, может не иметь механическую энергию, например учебник, лежащий на столе.

Учитель:

Может ли тело иметь механическую энергию, но не иметь внутренней?

Предполагаемые ответы учащихся:

Тело не может обладая механической энергией, не иметь внутреннюю.

Учитель:

Всегда ли выполняется закон сохранения механической энергии? Полной энергии?

Предполагаемые ответы учащихся:

Закон сохранения механической энергии выполняется не всегда. Закон сохранения полной энергии выполняется всегда.

3. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Демонстрация опытов.

2. Механическая работа как причина изменения внутренней энергии.

3. Изменение внутренней энергии путем теплообмена.

1. Демонстрация опыта: (Для демонстрации можно пригласить учеников, чтобы они сами выполнили эксперимент)

Эксперимент состоит из двух опытов: в первом изменение внутренней энергии термочувствительного элемента производится непосредственно путем теплопередачи, а во втором – путем совершения работы (сил трения). Для демонстрации опытов на лабораторном столе учитель собирает установку, располагая рабочее поле вертикально лицевой поверхностью к ученикам, к измерительной системе, подключаем калькулятор Casio, который с помощью USB-порта подключен к компьютеру.

1. Учитель касается чувствительным элементом датчика поверхности руки и отмечает повышение температуры на графике. Объясняет, что при контакте с более горячим объектом путем теплопередачи можно увеличить внутреннюю энергию чувствительного элемента датчика.

2. Прикоснувшись чувствительным элементом датчика к поверхности листа убеждается, что температура листа совпадает с комнатной. Медленно перемещая датчик по поверхности листа, наблюдает слабое изменение температуры. Таким образом,  добивается такого же результата, что и в первом случае (нагрев датчика), но при совершенно других действиях. Делаем вывод о возможности изменения внутренней энергии тела путем совершения механической работы.

Далее рассматривает факторы, влияющие на величину совершаемой работы и, соответственно, на величину изменения внутренней энергии термодатчика. При увеличении скорости перемещения и силы нажатия на датчик температура в месте контакта заметно увеличивается. Капаем на поверхность машинного масла, температура резко падает, что говорит об уменьшении работы сил трения. На экране калькулятора Casio получилась характерная кривая изменения температуры чувствительного элемента датчика в зависимости от скорости перемещения, силы давления, свойств трущихся поверхностей.

Данный опыт показывает, что внутреннюю энергию можно увеличить за счет совершения механической работы над телом.

Именно такой способ добычи огня использовали наши предки. За счет трения при быстром вращении сухой кусок дерева нагревался более чем на 2500С, и загорался.

Если тело само совершает работу, то при этом его внутренняя энергия уменьшается.

3. Есть еще один способ изменения внутренней энергии.

Нагревание чашки, в которую налили горячую воду, камня, брошенного в огонь – все это увеличивает внутреннюю энергию тел. Работа при этом не совершается. Изменение внутренней энергии тел без совершения над телами работы, называется теплопередачей.

Физика этого процесса проста. При взаимодействии молекул горячей воды с молекулами стенок холодной чашки молекулы воды при ударах передают часть своей кинетической энергии. При этом скорость молекул увеличивается, а скорость молекул воды падает.

Как только температуры чашки и воды станут равными, теплообмен прекращается.

Следует обратить внимание на тот факт, что при теплопередаче (теплообмене) энергия всегда передается от горячего тела к холодному, то есть от тела с высокой температурой к телу с низкой температурой. Обратный процесс сам собой никогда не происходит.

Чтобы количественно оценивать изменение внутренней энергии, вводят понятие количества теплоты Q.

Та энергия, которую тело отдает или получает в результате теплообмена, называется количеством теплоты.

Количество теплоты Q измеряется как и энергия, в Джоулях. (Дж).

4. Закрепление материала

Мини исследовательская работа с использованием графического калькулятора Casio

1. Описать показанные демонстрации в тетрадях

2. Перечертить в тетрадь полученные графики

3. Сравнить полученные графики и сделать вывод

5. Подведение итогов, рефлексия.

Учитель:

Ребята давайте сделаем вывод.

Возможные ответы: существует два способа изменения внутренней энергии:

- за счет совершения механической работы;

- за счет теплообмена.

Эти способы равноправны. Таким образом, изменение внутренней энергии тела всегда происходит за счет энергии других тел: либо при теплопередаче (за счет изменения внутренней энергии), либо при совершении работы (за счет механической энергии).

Ребята оцените свою работу на уроке. Написав несколько предложений, используя фразы:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

6. Домашнее задание:

§3 учебника, вопросы к параграфу, задание 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"

Урок с использованием ЭОР. Приводится полный конспект урока, таблица с используемыми ЭОР....

Открытый урок «Теплообмен – один из способов изменения внутренней энергии»

Цели урока: Образовательные:       - повторить изучаемые виды теплообмена;      - попытаться объяснить наблюдаемые тепловые явления с точки ...

«Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

Урок изучения нового материала с применением ИКТ в 8 классе....

Тест по теме "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи"

Тест составлен для обучающихся 8 класса; включает в себя 2 варианта; в тесте имеются задания  с выбором ответа, а также задания, предполагающие развернутый ответ....

Конспект урока "Способы изменения внутренней энергии"

Урок по теме "Способы изменения внутренней энергии", 8 класс...

"Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"

Цели урока: · Формирование понятия «внутренняя энергия тела» на основе МКТ строения вещества.· Ознакомление со способами изменения внутренней энергии тела.·...