Конспект урока "Способы изменения внутренней энергии"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Модин Сергей Юрьевич

Урок по теме "Способы изменения внутренней энергии", 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sposoby_izmeneniya_vnutrenney_energii_8_klass.zip1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

“Способы изменения внутренней энергии тела”

Цель урока: Рассмотреть способы изменения внутренней энергии тела.

Задачи урока:

Образовательная: проверить усвоение учащимися понятий тепловое движение, внутренняя энергия; выявить уровень умений учащихся решать качественные задачи на знание от каких факторов зависит внутренняя энергия; способствовать формированию у учащихся знаний о способах изменения внутренней энергии;

Коррекционно-развивающие: развитие речи учащихся на этапах актуализации опорных знаний, постановки проблемы, первичной проверки понимания материала; развитие мышления на этапе постановки проблемы;

Воспитательные: развитие у школьников исследовательской и коммуникативной культуры; воспитание взаимопомощи, ответственности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в группах.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы обучения: устное изложение, работа с книгой, решение задач, демонстрация опыта, тестовая работа.

Тип урока: комбинированный урок.

Предметные результаты:

Знать: способы изменения внутренней энергии;

Уметь: различать способы изменения внутренней энергии.

Образовательные ресурсы: презентация Smart Notebook.

План урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.

3. Актуализация опорных знаний – 5  мин.

4. Подготовка к освоению нового материала – 7 мин.

5. Постановка проблемы – 6 мин.

6. Изучение нового материала – 5 мин.

7. Первичная проверка понимания – 2 мин.

8. Закрепление изученного материала – 3 мин.

9. Домашнее задание – 2 мин.

10. Контроль знаний учащихся – 7 мин.

11. Подведение итогов – 5 мин.

Ход урока

Этапы урока

Использование ТСО

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка учащихся по списку.

Приветствие учителя. Сдача рапорта.

2. Мотивация учебной деятельности

Слайды 1,2 презентации Smart Notebook

Мотивирует учащихся на учебную деятельность.

Закрыв сегодня, дверь кабинета, попали вы в страну чудесную, интересную и знаниями наполненную. Страна та “Физикой” называется. У страны этой хранитель свой имеется, роль которого я исполняю. Теперь для того, чтобы пройти по данному царству-государству, необходимо знания показать и препятствия разные преодолеть. Но, случилась неприятность с классом, разделило их, раскидало, на две группы, каждая из которых путь пройдет тернистый. А в конце урока посмотрим, для кого было это приключением захватывающим, а для кого освобождением из полона страшного.

На прошлых уроках мы познакомились с понятиями теплового движения и внутренней энергии, рассмотрели, от чего зависит и не зависит внутренняя энергия. И сейчас стоит перед нами первоначальная задача: показать свои знания по материалу прошлых уроков.

Слушают учителя.

Настраиваются на рабочую атмосферу.

Разделяются на группы.

3. Актуализация опорных знаний

Слайд 3 презентации Smart Notebook

Слайд 4 презентации Smart Notebook

Объясняет суть заданий для групп. Формулирует вопросы, задачи. Наблюдает за деятельностью учащихся.

Задание 1 “Продолжи определение”.

Дана одна часть определения и задача учащихся состоит в том, чтобы правильно продолжить вторую часть.

1 группа: Тепловое движение – это …

2 группа: Внутренней энергией называется …

Задание 2 “Задача”.

Даны две задачи, для решения которых необходимо знать от каких факторов зависит и от чего не зависит внутренняя энергия. Только в этом случае можно правильно ответить на поставленные в задачах вопросы.

 

Слушают учителя. Обсуждают вопросы, задачи в группах. После обсуждений отвечают на поставленные вопросы.

Ответы на вопросы:

1 группа: Тепловое движение – это беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела.

2 группа: Внутренней энергией называется энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоят тела.

1 группа: Оба шара обладают одинаковой внутренней энергией. Внутренняя энергия тела не зависит от положения тела в пространстве.  

2 группа: Большей внутренней энергией обладает тот слиток, масса которого больше, т.к. внутренняя энергия тела зависит от массы тела.

4. Подготовка к освоению нового материала

Слайд 5 презентации Smart Notebook

Демонстрация опытов.

Показывает учащимся:

Опыт 1. Нагревание спицы при перемещении надетой на нее пробки.

Опыт 2. Нагревание спицы при опускании ее в сосуд с горячей водой.

Перед учащимися ставится следующие вопросы:

1 группа. Что произошло со спицей в обоих случаях?

2 группа. Что происходит с внутренней энергией спицы в обоих случаях?

Как мы видим, в обоих случаях происходит изменение внутренней энергии. Но, способы изменения энергии совершенно разные.

Подведение учащихся к формулированию темы урока: “Способы изменения внутренней энергии”.

Подведение учащихся к постановке цели урока: познакомиться и рассмотреть способы изменения внутренней энергии.

Внимательно наблюдают за учителем.

Отвечают на вопросы:

1 группа: В обоих случаях происходит нагревание спицы, т.е. изменяется ее температура.

2 группа: Внутренняя энергия спицы в обоих случаях изменяется, т.к. она зависит от изменения температуры.

Вместе с учителем формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Ставят вместе с учителем цель урока.

5. Постановка проблемы

Формулируется проблема: В чем отличие способов изменения внутренней энергии спицы в обоих случаях?

Для решения данной проблемы, учащимся предлагается воспользоваться помощью учебника “Физика. 8 класс” (§3).

Учащиеся каждой группы стараются найти решение проблемы, используя текст §3. Озвучивают ответы на поставленный вопрос.

1 группа: Одним из способов изменения внутренней энергии является совершение телом механической работы.

2 группа: Вторым способом изменения внутренней энергии является теплопередача (теплообмен) – процесс изменения внутренней энергии без совершения работы.

6. Изучение нового материала

Слайды 6, 7, 8 презентации Smart Notebook

Обеспечивает восприятие нового материала.

При перемещении по спице, надетой на нее пробки, происходит ее (спицы) нагревание за счет преодоление сил трения. Совершается механическая работа. Получается, что изменить внутреннюю энергию можно за счет совершения работы. Для пояснения используется ЭОР.  

Если опускать спицу в сосуд с горячей водой, то происходит процесс теплопередачи. Внутренняя энергия спицы увеличивается за уменьшения внутренней энергии воды. Энергия будет увеличиваться до тех пор, пока сравняются температуры воды и спицы. Для пояснения используется ЭОР.  

Слушая объяснение учителя, учащиеся анализируют информацию, закрепляют знания, полученные путем работы с учебником.  

7. Первичная проверка понимания

Формулирует вопросы для учащихся.

Какими способами осуществляется изменение внутренней энергии?

Отвечают на вопросы.

Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами:

1 группа:  за счет совершения механической работы;

2 группа: за счет теплопередачи (теплообмена).

8. Закрепление изученного материала

Слайд 9 презентации Smart Notebook

Формулирует задание и объясняет его суть. Учащимся необходимо посмотреть на картинки и определить, каким способом изменяется внутренняя энергия изображенных на рисунках тел.

Задания по группам. Первая группа определяет рисунки, где происходит теплопередача, вторая группа – где происходит совершение работы.

Обсуждают задание в группах. Выходят к доске, выполняют задание.

9. Домашнее задание

Задает домашнее задание в соответствии с тематическим планированием.

§§2,3 (читать), знать способы изменения внутренней энергии; уметь отличать один способ изменения внутренней энергии от другого.

Записывают задание в дневники.

10. Контроль знаний учащихся

Программа MyTestX

Предлагает учащимся пройти компьютерное тестирование по теме “Способы изменения внутренней энергии” в программе MyTestX, которая оценивает результат.

Выполняют тестовую работу.

11. Подведение итогов урока

Подводит вместе с учащимися итог урока.

Эти способы равноправны. Мы никогда не можем угадать, за счет чего увеличилась внутренняя энергия тела.

По результатам работы учащихся на уроке, выставляются оценки.

По окончании урока выясняет (исходя из мотивации учебной деятельности) для кого урок превратился в приключение.

Вместе с учителем подводят итог урока.

На уроке познакомились со способами изменения внутренней энергии. Выяснили, что для изменения внутренней энергии тела необходимо или совершить работу или использовать способ теплопередачи.

Учащиеся подают дневники для выставления оценок.

Используемая литература:

А. В. Перышкин: “Физика”, 8 класс. Учебник.

В. Касьянов, В. Дмитриева: “Физика”. 8 класс. Рабочая тетрадь.

Перечень ЭОР, используемых на уроке:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f53a2095-f74b-4ff4-ac6f-361d4344a481/8_74.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87aafa52-1d61-497b-86c1-e00e5f15d59b/8_78.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61fd060a-7c48-4b39-9817-7d92a1924a49/8_71.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в восьмом классе по теме: "Способы изменения внутренней энергии"

Урок в восьмом классе с использованием оборудования лаборатории "L-микро"Тема:Способы изменения внутренней энергииУрок № 3.Тип урока:КомбинированныйЦель урока:Рассмотреть способы изменения внутр...

Конспект урока "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"

Урок с использованием ЭОР. Приводится полный конспект урока, таблица с используемыми ЭОР....

«Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

Урок изучения нового материала с применением ИКТ в 8 классе....

конспект урока для 8 класса на тему "Способы изменения внутренней энергии"

Урок физики в восьмом кассе с использованием измерительной системы и графического калькулятора Casio.Тема: Способы изменения внутренней энергииТип урока: КомбинированныйОборудование к уроку:- Компьюте...

Тест по теме "Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи"

Тест составлен для обучающихся 8 класса; включает в себя 2 варианта; в тесте имеются задания  с выбором ответа, а также задания, предполагающие развернутый ответ....

"Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"

Цели урока: · Формирование понятия «внутренняя энергия тела» на основе МКТ строения вещества.· Ознакомление со способами изменения внутренней энергии тела.·...