Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики.
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Пешехонова Вера Ивановна

В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Согласно ФГОС, задача учителя – научить детей учиться. Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики.

Введение

Немецкий педагог Адольф Дистервег в 1913 году в «Руководстве для немецких учителей» писал: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»

Сегодня, спустя 100 лет, в рамках федерального государственного стандарта второго поколения, роль учителя начинает меняться. Он становится всего лишь организатором учебной деятельности учащихся. Позиция учителя – к классу не с ответом, а с вопросом.

В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Согласно ФГОС, задача учителя – научить детей учиться. Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка.

Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.

В условиях массового перехода на ФГОС выявились проблемы, решение которых позволит обеспечить эффективность образовательного процесса. К ним мы относим следующие: введение инноваций, компетентностный подход, системно-деятельностный подход; профилизация; изменения содержания образования, ГИА; использование УМК, обеспечивающих эффективное формирование УУД; готовность учителя работать в новых условиях, обеспечивать достижение новых требований.

Согласованные действия, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика,  обеспечат  стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. Желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром, педагоги  приходят к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Перед ними, а в скором времени и перед нами,  ставятся задачи: научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Понятие системно – деятельностного подхода было введено в 1985 году. В это время наблюдалась напряженность между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, и деятельностным, который разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов.  Системно – деятельностный подход является попыткой объединения этих двух подходов.

«Особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Содержание же учебного предмета выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область. В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. Как указывал В.В. Давыдов, первичная форма существования теоретического знания  - это способ действия».[1]

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Другими словами, системно-деятельностный подход – это формирование умения действовать со знанием дела. Но я думаю, лучше  всего отражает суть системно-деятельностного подхода китайская народная мудрость: Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю‖.

1. Концепция и  принципы деятельностного подхода.

Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развития ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

Принципы деятельностного подхода:

1. Принцип непрерывности;

2. Принцип деятельности;

3. Принцип целостного представления о мире;

4. Принцип мимимакса;

5. Принцип психологической комфортности;

6. Принцип вариативности;

7. Принцип творчества.

Подробнее о каждом принципе:

Название принципа

Содержание

Принцип непрерывности

Обучение необходимо организовать таким образом, чтобы результат деятельности на каждом предшествующем этапе обеспечивал начало следующего этапа.

Принцип деятельности

Развитие ученика, формирование личности осуществляется в процессе его собственной деятельности. Вся  деятельность ребенка направлена на «открытие» новых знаний.

Принцип целостного представления о мире

Сформировано целостное представление о мире, о природе, о самом себе, о роли каждой науки в системе наук.

Принцип мимимакса

Школа предлагает учащимся образование на творческом, максимальном уровне и обеспечивает его усвоение на минимальном уровне, уровне государственного стандарта.

Принцип психологической комфортности

Создание доброжелательной атмосферы, реализация идей педагогики сотрудничества.

Принцип вариативности

Формирование способности к выбору оптимального варианта, понимание возможности различных вариантов решения выявленных проблем.

Принцип творчества

Ориентация на творческое начало в учебной деятельности, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

 

Деятельностный подход к жизни  является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей» [2].  Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность, систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, то есть, конечной целью обучения является формирование способа действий.

- Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

- Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

- Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

- Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

- Учебное действие – действие по созданию образа.

- Образ – слово, рисунок, схема, план.

- Оценочное действие – я умею! У меня получится!

- Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения) Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела.

Исследования психологов показали, что теоретические знания быстро забываются (закон Эббингауза, «сдать (экзамен, зачет и т.д.) и забыть, как страшный сон»), умения – сохраняются на годы, а приобретенные навыки остаются навсегда («мастерство не ржавеет»). Современные психолого-педагогические исследования показали, что в памяти человека запечатлевается (при прочих равных условиях) до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что он слышит. Следовательно, наиболее эффективная форма обучения должна основываться на активном включении в соответствующее действие. Эти данные показывают целесообразность использования деятельностного подхода.

Реализацию системно-деятельностного подхода в преподавании физики осуществляю через решение следующих основных задач:

 -освоение структуры деятельности с позиции системно-деятельностного подхода;

-дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения;

-разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих системно - деятельностный подход в обучении;

 -создание простой и объективной системы мониторинга, рефлексия учебно-познавательной деятельности.

 Особенности предмета физика позволяют широко применять в учебном процессе такие методы обучения как исследовательский и проектный, такие технологии как технология решения изобретательских задач, и кооперативно-групповая технология.

Реализация деятельностного подхода к обучению физике может быть, вернее, должна проходить следующим образом:

1.  Деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

2. Задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплины, конкретно физики, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

3. Деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

2. Пути реализации системно-деятельностного подхода

Можно выделить два пути реализации системно-деятельностного подхода:

- проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;

- введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.

3. Путь реализации системно-деятельностного подхода – законченные уроки

При построении уроков на деятельностной основе, где учащиеся сами добывают знания должна быть реализована цепочка:

потребности → мотив → цель и задача → средства реализации задачи → действие → операции → результат → рефлексия.

Существует большое количество моделей уроков, дающих положительный эффект, на которых ученики заняты деятельностью, творчеством.

1. Урок решения цепочки экспериментальных задач;

2. Урок сотрудничества и экспериментов учащихся;

3. Урок – диспут.

1. Урок решения цепочки экспериментальных задач.

Весь новый материал разбивается на ряд фрагментов. Перед каждым ставится вопрос, а учащиеся в качестве ответа на него вдвигают свои гипотезы, а затем экспериментально проверяют их; вывод формулируется в процессе обсуждения беседы. После получения ответа на первый вопрос задается новый; процесс повторяется. Изучение идет по схеме:

Вопрос 1 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 1;

Вопрос 2 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 2 и т.д..

Завершается процесс и урок общим выводом.

Урок данного типа можно использовать при изучении темы «Механическая работа» в 7 классе. Перед учащимися ставится проблема,  какая сила совершает большую работу,  сила трения, при движении бруска по линейке или сила тяжести, при поднятии тела. У ребят возникает вопрос, какое расстояние по линейке проходит брусок, на какую высоту поднимают брусок? От этих данных зависит результат. Учащиеся выдвигают гипотезы, проверяют гипотезы, делают выводы. Разрабатывают сценарий эксперимента, проводят его, учащиеся учатся работать в парах, развивается самостоятельность, творческие способности. Процесс освоения материала построен по циклу научного познания, в деятельности учащихся присутствуют теоретическая и практическая компоненты.

2. Урок сотрудничества и экспериментов учащихся.

Тема урока разбивается на ряд небольших и разных экспериментальных задач, решение которых поручается отдельным группам. Полученные результаты учащиеся докладывают классу, и на их основе формулируется общий вывод.

Так, при изучении темы «Виды соединений проводников» можно разделить учащихся на группы,  выдать задания по выяснению распределения силы тока, напряжения, возможно и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников. Каждая группа собирает цепь, проводит исследование, снимает показания приборов, сравнивает их и делает вывод. По окончанию работы, в докладах учащиеся описывают кратко методику исследования, и полученные результаты.

Этот вид урока очень похож на урок решения цепочки решения экспериментальных задач, но, полученные данные могут применяться и при более сложных лабораторных работах, требующих значительных временных затрат.

3. Урок – диспут.

Заранее объявляется тема урока, класс делится на две группы: пессимистов, которые высказывают отрицательные, негативные идеи по предложенной теме, и оптимистов, которые ищут положительные доводы.

В ходе подготовки к уроку задействованы умения отыскивать источники информации и выбирать из них требуемые факты.

Когда я училась в школе,  в 7 классе, мы на уроке физики проигрывали «Суд над трением», в интернете есть разработки урока «Трение: друг или враг?», а я бы провела такой урок еще и по теме «Электризация тел».

4. Путь реализации системно-деятельностного подхода - развивающие и творческие задания и задачи на уроке

Развивающих заданий может быть много. Главная идея для их подбора следующая: задания должны приглашать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах, к полету фантазии. В них непременно должны присутствовать вопросы: «Ваше мнение?», «Как вы думаете?», «Каким будет Ваше предложение?», «Что предпринять?», «Как объяснить?», «Если произойдет, как поступить?», «Какую идею вы выдвинете?», «Согласны вы с тем, что…?», «Как улучшить?» .

Для того, чтобы занятия задания не стали в ряд традиционных, полноценно выполняли свою развивающую функцию и активно помогали реализовывать системно-деятельностный подход к обучению, нужно просить учеников составить план их решения и после завершения проводить рефлексию. Это означает, что ученик должен ответить минимум на следующие вопросы:

  • Как я это делал?
  • В какой последовательности?
  • Какие знания я применил? Почему именно их?
  • Как было удачно? Почему?
  • В чем были затруднения? Как их удалось преодолеть?
  • Как можно улучшить работу?
  • Чем ее можно дополнить?

Эти меры помогут ученику в процессе работы учиться действовать осмысленно и совершать свою деятельность.

1. Задачи с неопределенностью или  с неполным условием.

Необходимость таких задач вызвана следующим: в жизни, на производстве бывают затруднения в принятии какого-либо решения в связи с тем, что нет полной информации о ситуации. Чтобы готовить школьников к разрешению таких ситуаций можно предлагать им задачи следующего типа.

Что произойдет, если пулька, выпущенная из духового ружья, попадет в куриное яйцо. Ответ на вопрос зависит от того, вареное яйцо или сырое. Учащиеся конкретизируют ситуацию и отвечают на каждый вариант вопроса.

На тело действуют две силы 15Н и 20 Н. Чему будет равна равнодействующая? Опять же решение задачи зависит от того, куда направлены силы?

2. Задачи с частично неверными сведениями в условии и на поиск ошибок в решении.

Задачи этого типа учат ставить вопрос о достоверности данных. В наших учебниках до сих пор  таких ситуаций встречается немало, и школьники должны быть подготовлены к встрече с ними.

Ошибка может содержаться в условии (недостоверные данные)  - плотность воды 800 кг/м3 , длина волны красного света самая маленькая и т.д.

3.Задания на поиск и объяснение народных погодных и бытовых примет.

Учащимся нравится задания, связанные с природой, народным бытом и народными приметами. Это вызывает интерес, позволяет научить ребят применять законы физики к происходящими вокруг них изменениям. Ребята находят приметы и пытаются их объяснить самостоятельно, делятся на уроках с классом.

4. Задачи, позволяющие овладеть методом познания.

Решая задачи, учащиеся делают открытия (уже известные науке, но они об этом не всегда знают). Эти открытия вызывают хорошие эмоциональные переживания от преодоления трудностей, счастье творческой удачи.

Зависит ли сила трения от площади соприкасающихся поверхностей. На этот вопрос часто дают утвердительный ответ. Проведя опыт учащиеся делают вывод, что сила трения не зависит от площади поверхности соприкасающихся тел.

5. Путь реализации системно-деятельностного подхода - приемы обучения

1.Прием “Нестандартный вход в урок” направлен на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Пример:  Тема урока «Теплопередача».

До начала урока на окно поставить графин с водой, а перед входом учащихся развернуть его противоположной стороной. Попросить детей потрогать графин рукой и объяснить, почему сторона графина, повернутая к солнцу холодная, а противоположная – теплая.

2. Приём "Ассоциативный ряд"

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

  • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
  • затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример. Тема урока «Механическая работа и мощность»

Работа – величина, характеризующая действие силы на тело, приводящее к изменению модуля скорости.

Мощность – быстрота выполнения работы.

3. Приём “Отсроченная отгадка”

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример. Тема урока «Дисперсия света». Поднялись врата, всему миру красота (радуга). Раскрашенное коромысло через реку повисло (радуга).

Или загадку дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

4. Приём “Фантастическая добавка”

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

5. Приём “Необъявленная тема”

Приём,  направленный создание внешней мотивации изучения темы урока.

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

6. Приём “Цепочка признаков“

Универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.

Формирует:

  • умение описывать объект через имена и значения признаков;
  • умение определять по заданным частям модели скрытые части;
  • умение составлять внутренний план действий.

7. Приём “Да – нет”.

 Приём способен увлечь и маленьких, и взрослых. Формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;
  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

8. Приём “Я беру тебя с собой»

Приём,  направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

  • умение объединять объекты по общему значению признака;
  • умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
  • умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
  • умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

9. Приём “Шаг за шагом”.

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

10. Приём «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. В одном из заданий я разрабатывала дидактическую игру «Физическое лото», которая состояла из карточек с формулами и карточек с фотографиями физических приборов, физических явлений. Частично эту игру можно использовать в данном приеме.??

11. Приём “Игровая цель”

Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

Формирует:

  • учебные умения;
  • умение работать в команде;
  • умение слушать и слышать друг друга.

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.

12. Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

13. Приём «До-После»

Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания учащихся. А также на этапе рефлексии.

Формирует:

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.

Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

14. Стратегия “Вопросительные слова”.

Универсальный прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

15. Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. 
Формирует:

  • умение оценивать ситуацию или факты;
  • умение анализировать информацию;
  • умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

16. Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

17. Приём “Целое-часть. Часть-целое”

Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу

Пример.

  1. Автомобиль - колесо;
  2. Ружье - а) стрелять б) курок в) оружие

18. Приём “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.

19. Приём «З-Х-У»

Стратегия З-Х-У используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Формирует:

  • умение определять уровень собственных знаний;
  • умение анализировать информацию;
  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю»

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний.

После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

20. Приём “Вопрос к тексту”

Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.

Формирует:

  • умение содержательно формулировать вопросы;
  • умение оценивать границы своих знаний.

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.

21. Приём "Ромашка"

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.

22. Приём "Телеграмма"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Заключение:

Использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт возможность реализовать деятельностный подход в обучении школьников.

Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках физики позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

Сегодня каждый учитель может использовать системно-деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии системно-деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).

Литература.

1. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст]//Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции (г. Санкт – Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – с.140-142.

2. А.Н. Леонтьев. Избранные психологические вопросы. Том 2.Москва «Педагогика» 1983, стр. 141

3. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов высших пед. уч. заведений С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.; Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 1987. – 160с.

5. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2009.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: От действий к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова.

8. Программа формирования и развития универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Исследовательская деятельности на уроках физики как реализация системно-деятельностного подхода в обучении школьников

Для обучения учащихся в соответствии с новыми стандартами необходима реализация системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Сущность реализации системно-деятельностного подхода - не вводить знания в готовом виде, а организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и ...

Роль эксперимента на уроках физики. Особенности реализации системно-деятельностного подхода в обучении

Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо с...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики

В разработке представлено обобщение опыта по реализации системно-деятельностного подхода на уроках физики...

«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физики»

Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся. Ярким примером в этом ряду является тема «Сила трения».  Для того, чтобы заин...

Методические приемы для реализации системно-деятельностного подхода, применяемые на уроках физики.

У Конфуция, древнего философа и мыслителя Китая, есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться: «Послушайте – вы забудете, посмотрите – вы запомните...