Урок 7 класс Равнодействующая сил. Измерение сил.(ФГОС)
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Мухтарова Ирина Алиевна

Урок 7 класс

Равнодействующая сил. Измерение сил. (ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 7 класс

Равнодействующая сил. Измерение сил.

Образовательные результаты:

Предметные:

развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
•понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
•формирование у учащихся представлений о физической картине мира

  • формирование представления о равнодействующей сил, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся

Метапредметные:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.

 Регулятивные:

Способствовать  развитию умения составление плана и последовательности действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик; взаимодействовать в коллективе, ориентироваться в окружающем мире.

Создавать условия для  развития  способов рефлексии и условий действия, оценки своей деятельности на уроке.                      

     Познавательные:

Развитие умений объяснять окружающие явления,  навыков коллективной творческой работы в сочетании с самостоятельностью учащихся,  ассоциативного и пространственного мышления, содействие развитию речи, овладению методами научного исследования: анализа и синтеза. Развивать умения для выделения  и формулирования познавательной цели с помощью учителя, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, планировать совместно с учителем свои действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 умение структурировать знания, ориентироваться в учебнике и самостоятельно отбирать нужную информацию

  Коммуникативные:

Способствовать  учебному сотрудничеству учащихся  с учителем и сверстниками - определение цели; учитывать  позиции других людей,  слушать и выступать в диалоге.

 Личностные : формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления

4. Методы обучения:

- фронтальная работа учителя с классом

- выполнение лабораторной работы

- организация работы школьника в малой группе

- беседа с классом

- организация индивидуальной работы школьника

Средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация

5. УМК  Л.С. Синявина, А.А. Хижнякова. Учебник 7 класс. изд Вентана-Граф

Этап урока

Деятельность

 учителя

Деятельность

 ученика

Развиваемые УУД

предметные

универсальные

1.Организациямотивации

Учитель приветствует учащихся.

Ребята, начнем наш урок сегодня несколько необычно, принимая к сведению слова великих ученых:

 «Сначала я делал открытия всем
давно известные, потом
не так известные, а потом новые»                  
                                  К.Э.Циолковский

«Истина – это то, что

выдерживает проверку опытом»  

А.Эйнштейн

«Сделал, что мог,

пусть другие сделают лучше.»                      И.Ньютон

Вы согласны с учеными?

А кто эти другие, о которых говорит Ньютон?

Наверное, это Вы?

Для чего нужно знать законы физики?

Учащиеся настраиваются на работу.

Учащиеся читают высказывания.

Ученики высказывают свою точку зрения.

Физика – наука опытная, значит, с помощью опытов.

Чтобы применять на практике.

Умение высказать и защитить свою точку зрения

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Личностные: смыслообразование;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Планирование предстоящей деятельности, определение цели темы урока

Что бы это значило? Демонстрация картинки.

В реальной жизни на тело действует не одна сила, а несколько. Однако ускорение, с которым в итоге движется данное тело, будет таким, какое сообщила бы ему одна-единственная сила F, которую называют результирующей силой. Если сложить 2 с и 3 с, сколько будет? Согласна. А если сложить силу F1 = 2Н и F2 = 3Н, сколько будет? Не всегда. Как вы думаете, какая цель нашего урока?

Ученики смотрят и обсуждают.

Определяют часть цели. Узнать о равнодейст.  силе. Записываем часть темы.

Умение управлять своей познавательной деятельностью

3.Реализация намеченного плана

Организуем работу трех лабораторий. У вас на столах лежат маршрутный лист. Лист самооценки.   

Если две силы действуют на тело в одном направлении, то равнодействующая этих сил направлена в ту же сторону и равна сумме значений этих сил:

FR =F1 + F2.

Если на тело действуют две силы, направленные в противоположные стороны, то равнодействующая этих сил направлена в сторону большей силы и равна разности значений этих сил:

FR =F2 – F1.

Если на тело действует две равные, но противоположные по направлению силы, то их равнодействующая равна нулю, т.е. FR = 0.

Получает каждая группа задания с изображениями сил. Рассчитать равнодействующую. Делают вывод. решение задачи зависит от того, куда направлены силы.

Работают с ок.

Разбор ОК.

Умение управлять своей познавательной деятельностью

Умение управлять своей познавательной деятельностью. Анализ и отбор информации. Умение выделить главное

Как можно определить силу?

А еще как мы определяем физические величины

Дети отвечают

Учащиеся говорят, что расчетами по второму закону Ньютона проговаривают.

Экспериментально, т.е. с помощью опытов.

Предполагают:

значит, главная цель этого урока – научиться измерять силу. Дописываем следующую часть темы.

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Анализ  и отбор информации.

Умение управлять своей познавательной деятельностью

Р:

 Умение самостоятельно анализировать, отбирать нужную информацию.

Л:

Умение оценивать  свои знания и самостоятельно работать.

П:

Самоконтроль и оценка результата своей деятельности.

Р: Составление плана и последовательность действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик.

П:Умение структурировать знания Поиск и выделение необходимой информации.

К:. Учёт позиции других людей.

I часть. Учащиеся работают с учебником, маршрутным листом и листом сопровождения

Приборы, которые измеряют силы, называются динамометрами ( от греческого слова «динамис» -сила)

Существуют различные виды динамометров.

11 часть. Какие виды сил вам известны? Сегодня вы - мои коллеги, физики-экспериментаторы.. Именно этой работе посвящена наша работа. Процесс творчества состоит из звеньев (читаю на доске):

Исходные факты

 

Гипотеза

 

Следствия

 

Эксперимент

 

Исходные факты

Все это звенья процесса научного познания, и мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем. Обратимся к маршрутному листу. (На столах лежат приборы и все необходимое для проверки и проведения лабораторной работы).

Учащиеся  знакомятся с прибором.

Динамометр

Определяют цену деления.

По группам получают задания исследований. Выполняют. Обсуждают. По группам  докладывают об итогах.

Умение выполнять практические работы

Умение делать выводы на основе опытов

Умение управлять своей познавательной деятельностью

Умение работать с разными источниками информации.

Р: Составление плана и последовательность действий, прогнозирование-предвосхищение результата и уровня освоения его временных характеристик.

П:

Умение структурировать знания

Поиск и выделение необходимой информации.

К:. Учёт позиции других людей, работать в малых группах.

Л: Умение оценивать  свои знания и самостоятельно работать

П:

Самоконтроль и оценка результата своей деятельности.

4.Физкультминутка

Для проведения физминутки ученики встают и с помощью рук показывают направление сил, действующих на тело:

    Силы тяжести, действующей на яблоко на ветке дерева;

    Подъемной силы, действующей на воздушный шарик;

    Силы дуновения западного ветра;

    Силы дуновения восточного ветра;

    Силы сопротивления встречного ветра;

    Силы попутного ветра;

    Направление сил в соревновании «Перетягивание каната»;

    Силы течения реки при движении на лодке против течения;

    Силы течения реки при движении на лодке по течению

Учащиеся изображают и демонстрируют движения.

Л: 

снять утомление и повысить умственную работоспособность учащихся.

5.Контроль  за процессом и результатом

- А сейчас я покажу вам картинку, может она кому-то знакома? (Учитель выводит следующую страницу) (рис. 13).

Ученики угадывают зарисовку к басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

Учитель:  История о том, как «Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Какими словами заканчивает свою басню Крылов

- Правильно (басня утверждает, что «воз и ныне там»), другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.

Выполням тест  по карточкам или на слайде или  На доске задача (Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, Жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку, равны 791 Н?),

 Ответ: «А воз и ныне там».

Выполняют задания.

По ответам проверяют тест и взаимопроверка.

учащиеся групп совещаясь в группе решают ее. Какая команда окажется быстрее и правильнее.

Умение применять полученные знания к решению задач,

выполнять нахождение различных характеристик.

Р:

Умение взаимодействовать в коллективе, ориентироваться в окружающем мире .

П:

Анализ объектов с целью выделения нужных признаков.

К: Умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями.

6.Оценивание продвижение к цели, рефлексивный анализ деятельности.

Учитель задает учащимся следующие вопросы:

- Вспомните начало урока. Посмотрите, открыли ли новые знания?

- Узнали ли вы для себя что-нибудь новое?

- Что на ваш взгляд мешало вам работе?

- Что помогло преодолеть эти трудности?

- Достигли ли вы поставленных целей? А почему, как вы думаете?

        Подсчитайте количество баллов, заработанных при выполнении всех заданий.

24-27 баллов-5

19-23-4

15-18-3

Ответы  учеников

Сдают дневник исследований и лист оценивания

Анализ процесса  и результата осуществляемой деятельности.

Р:

Рефлексия способов и условий действия. Оценка своей деятельности на уроке.

Л:

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов;  их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

7.Домашнее задание.

Слайд 28. Дифференцированное домашнее задание:

1 уровень. Параграф 17 с 80 2-3

2 уровень - прочитать § 17  с 80 5-6

На столах у каждого учащегося есть стикер. Детям необходимо написать свое имя, можно и отзыв о уроке. И прикрепить стикер на доске настроения. Урок окончен. Спасибо за внимание.  

Записывают домашнее задание в дневник.

Понимать задание учителя, делая выбор в выполнении  домашнего задания.

П:

Умение ориентироваться в учебнике и самостоятельно отбирать нужную информацию.

Л:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.



Предварительный просмотр:

1. Чему равна равнодействующая сил F1 и F2, действующих на тележку? Как будет двигаться тележка?

F1= 3 Н

F2= 2 H

2. Запиши формулу для равнодействующей силы R и дай определение с помощью ОК.

1. Задача-рисунок.

Определите:

1) равнодействующую силу, приложенную к баклажану;

2) силу, действующую на баклажан со стороны пальца.

Рис. 1                 Рис. 2

2. Запиши формулу для равнодействующей силы R и дай определение с помощью ОК.

  1. Задача-рисунок.

Определите:

1) силу, действующую на апельсин со стороны пальца;

2) равнодействующую силу, приложенную к апельсину.

Рис. 1                 Рис. 2

2. Запиши формулу для равнодействующей силы R и дай определение с помощью ОК.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист изучения темы
«РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ СИЛ.
ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ»



Предварительный просмотр:

Лист самооценки ученика (цы) _________________________________

Номер

Отметка

Оценка за урок_______________________________________________

Лист самооценки ученика (цы) _________________________________

Номер

Отметка

1.

2.

3.

4.

5.

Оценка за урок_______________________________________________

Лист самооценки ученика (цы) _________________________________

Номер

Отметка

1.

2.

3.

4.

5.

Оценка за урок_______________________________________________

Лист самооценки ученика (цы) _________________________________

Номер

Отметка

1.

2.

3.

4.

5.

Оценка за урок_______________________________________________

Лист самооценки ученика (цы) _________________________________

Номер

Отметка

1.

2.

3.

4.

5.

Оценка за урок_______________________________________________

Лист самооценки ученика (цы) _________________________________

Номер

Отметка

1.

2.

3.

4.

5.

Оценка за урок_______________________________________________



Предварительный просмотр:

Лист оценки образовательных достижений Тема Равнодействующая сил. Измерение сил, 7  в  класс

Критерии

Образец задания

Показатели

Макс. балл

Само

оценка

Оценка учителя

умение понимать физические термины: силы, равнодействующая сил

Если две силы действуют на тело в одном направлении, то равнодействующая этих сил направлена в ту же сторону и равна сумме значений этих сил:

FR =F1 + F2.

 1 балл за работу в группе

3

 2 балла за оформление в тетради

3 балла за устный и быстрый ответ

Умение самостоятельно анализировать, отбирать нужную информацию.

Умение структурировать знания

Поиск и выделение необходимой информации.

.Ознакомьтесь с устройством прибора : учебник с.78+ рассмотрите модель.

7 б- ответы на 4 вопроса

5 балллов-3 вопроса

3 балла-2 вопроса

7

умение владеть  экспериментальными методами исследования

Обратимся к маршрутному листу. (На столах лежат приборы и все необходимое для проверки и проведения лабораторной работы).

1. Определите с помощью динамометра силу тяжести, действующую на брусок(подвесьте) и запишите результат в таблицу.

10 б-полностью заполненный дневник

8 б –частично заполненный дневник

6 баллов- не заполнена таблица

10

умение объяснять физические явления

Выберите и отметьте правильный ответ.

А1        Сила обозначается буквой…        а) m;  б) t;  в) S;  г) F;   д)

А2        Сила – причина …                            

1 балл за правильный ответ

7

Итоговая отметка:        24-27 баллов-5

19-23-4

15-18-3



Предварительный просмотр:

Лист сопровождения темы
«
ИЗМЕРЕНИЕ СИЛ.»

Задание. Подготовьте ответы на вопросы:

1. С помощью какого прибора может быть измерена сила?

2. Что означает слово «динамометр» в переводе с греческого?

3. Каково устройство простейшего динамометра?

4. Рассмотри модель. Определи цену деления измерительного прибора.

Лист сопровождения темы
«
ИЗМЕРЕНИЕ СИЛ.»

Задание. Подготовьте ответы на вопросы:

1. С помощью какого прибора может быть измерена сила?

2. Что означает слово «динамометр» в переводе с греческого?

3. Каково устройство простейшего динамометра?

4. Рассмотри модель. Определи цену деления измерительного прибора.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сначала я делал открытия всем давно известные, потом не так известные, а потом новые» К.Э.Циолковский

Слайд 2

«Истина – это то, что выдерживает проверку опытом» А.Эйнштейн

Слайд 3

«Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.» И.Ньютон

Слайд 4

Что бы это значило?

Слайд 5

Равнодействующая сил. Тема урока:

Слайд 6

Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону и равна сумме модулей этих сил:

Слайд 7

Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей силы, а её модуль равен разности модулей этих сил: R = F 1 – F 2

Слайд 8

Измерение сил.

Слайд 11

1.г 2.а 3.г 4.а 5.б 6.а 7.а Тест по теме «Сила»

Слайд 12

Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, Жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону?

Слайд 13

Вспомните начало урока. -Посмотрите, открыли ли новые знания? - Узнали ли вы для себя что-нибудь новое? - Что на ваш взгляд мешало вам работе? - Что помогло преодолеть эти трудности? - Достигли ли вы поставленных целей? А почему, как вы думаете?

Слайд 14

Подсчитайте количество баллов, заработанных при выполнении всех заданий. 24-27 баллов -5 19-23 -4 15-18 -3

Слайд 15

домашнее задание: 1 уровень. Параграф 17 с 80 2-3 2 уровень - прочитать § 17 с 80 5-6

Слайд 16

Урок окончен. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Дневник исследования

Цель

Оборудование:

Ход работы  

1. Закрепите динамометр в штативе на достаточно большой высоте.

2. Подвешивая разное число грузов (от 1 до 3), измерьте соответствующее значение удлинения пружины.

3. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу:

№ опыта

m, кг

х, м

1

0,1

2

0,2

3

0,3

4. Запишите
сделанный вами вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"...

Итоговый урок по теме "Измерение количества информации"

Итоговый урок по теме "Измерение количества информации"...

Алфавитный подход к измерению информации, ФГОС, 7 класс

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения.На уроке ученики:самостоятельно работают с текстом, ищут в нем ответы на вопросы, которые возникли в ходе решения задачучатся работать в ...

Содержательный подход к измерению информации, ФГОС, 7 класс

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения.На данном уроке ученики:учатся решать задачи на нахождение количества информации в сообщениивыполняют анализ и синтезорганизовывают учебн...

Презентация к 1 уроку по теме "Измерение информации" для 7 класса ФГОС

Презентация к 1 уроку по теме "Измерение информации" для 7 класса ФГОС...

Презентация к уроку "Физические величины. Измерение физических величин. Точность измерений и вычислений"

Презентация. Цель урока: Изучить алгоритм определения цены деления измерительных приборов....