Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5kl_izmeren_figury_urok.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

5класс                                              Уварова Таслима Исхаковна

Тема: Измерение фигуры человека и запись

мерок, для построения чертежа

выкроек фартука

Цель: научить правильному измерению фигуры человека; показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом; развивать у школьников пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки; воспитывать внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности

Наглядные пособия: плакат с антропометрическими точками, плакат с измерениями фартука

Оборудование и материалы: сантиметровая лента и шнурок (узкая тесьма, резинка) для опоясывания талии — по 1 шт. на каждых трех учениц;

Методы обучения: объяснительный, показательный, практическая часть, закрепление темы.

Ход урока

   1. Организационная часть урока

Проверка готовности учащихся к уроку

  2. Повторение изученного материала

Вопросы:

1. От чего зависит долговечность вещи? (От опрятности, аккуратности человека, от правильного ухода за одеждой) Одежду нужно одевать только по назначению, во время стирать, чистить, утюжить, бережно относиться к вещам.

  1. Какие виды ремонта вы знаете? В каких случаях вы их используете? (Если образовался небольшой разрыв ткани, то можно использовать штопку, а если изношенное место велико по размеру, на одежде ставят заплаты подкладные или накладные)
  2. Что такое штопка? (это ремонт при помощи переплетения нитей)
  3. Чем накладная заплата отличается от подкладной? (накладная заплата накладывается на лицевую сторону, она может быть декоративной, а подкладная — на изнаночную сторону изделия)
  4. Вам было дано домашнее задание - выполнить штопку, покажите как вы справились (прохожу по рядам и проверяю)
  5. Срок носки изделий зависит от правильного ухода за ним. Каждое изделие имеет этикетку с информацией по уходу за ним. Вы должны были сделать карточки с символами, приготовьте их. Я называю значение символа, а вы показываете этот символ и наоборот.
  6. Расскажите, что вы знаете о хранении вещей

а) чтобы вещи не теряли формы, их нужно хранить на «плечиках» в шкафу. Застегнув на пуговицы и молнии.

б) вязанные вещи складывают в полиэтиленовые мешочки

в) меховые вещи хранят в мешке из ткани или бумаги

г) головные уборы хранят в коробках, бумажных пакетах или завернуть в несколько газет.

3. Сообщение познавательных сведений.

Переходим к новому разделу «Работа с тканью», называю тему урока и цели.

На уроке мы с вами познакомимся с мерками, которые необходимы для чертежа фартука, научимся правильно их снимать и записывать. При снятии мерок вы, девочки, должны быть внимательны и точны т.к. От ваших измерений будет зависеть будущее изделия - фартук.

По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную. к бытовой - относится повседневная, домашняя, нарядная; к производственной — спецодежда для выполнения различных работ; к форменной — одежда школьников, военных и др.

При выполнении домашних работ по уборке квартиры или приготовлению пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают возможность попадания волос и перхоти в продукты, пищу и др. Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, однотонной или набивной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

Фартуки могут быть нарядными: для сервировки стола при обслуживании гостей или как дополнение и украшение костюма, фартуки могут быть и дополнением народного костюма.

Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынка или шапочка).

Фартук (или передник) — широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.

А теперь девочки послушайте сообщение познавательных сведений о фартуке (читает ученица).

История его начинается с Древнего Египта. Уже в , ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени фартук становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара... Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два фартука составляли юбку. В XVII в. фартук непременно украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения. Француженки дома и на прогулке во времена правления Людовика XIV (1660 - 1710) повязывали маленький фартук с богатой отделкой по краю.

Традиционный русский фартук изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками.

Интересен фартук конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи — важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Например, 2 мая — «Борис - Глеб — сею хлеб», 31 мая — «Придет Федот — земля примется за свой род».

Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая по наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье) традиционный фартук сохранялся в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.

Во время первой мировой войны фартук оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду.

Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой.

Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту свою функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда, многие работники предпочитают удобные и практичные халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из «гардероба» домохозяек.

Возможно, что этот вид одежды со временем останется лишь в музеях и в книгах по истории костюма.

Я показываю  иллюстрации и натуральные образцы специальной одежды  и предлагаю учащимся ответить на следующие вопросы:

  1. Для кого и для чего предназначены различные виды спецодежды?(1-для работы по дому, 2-для продавца, 3-школьная, 4-для слесаря, 5-повара)
  2. Из каких тканей их изготовляют?
  3. Какую спецодежду носят официантка, повар, продавец, кузнец, сталевар, хирург, сапожник?
  4. Где применяются фартук и косынка (шапочка)?

Обобщив ответы учащихся,  я отмечаю, что спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т. д. Для ее изготовления используются различные ткани.

Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные и износоустойчивые со специальными пропитками или прокладками.

При выборе ткани для изделия надо обратить внимание учащихся на то, что материал, предназначенный для производственной одежды, должен хорошо отстирываться, быть достаточно прочным, чтобы предохранять одежду от загрязнения.

Для работы с пищевыми продуктами фартук и косынку рекомендуется изготовлять из хлопчатобумажной или льняной ткани — белой или светлых тонов, гладкокрашеной или с мелким рисунком; для уборки помещения — из более темной и плотной.

 Снятие мерок.

Вызываю 2-х учениц к доске  и предлагаю примерить фартук и головной убор. Учащиеся видят, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой он мал.

Для того, чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру.

Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел ее в 1810 г. французский портной.

Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см, ширина — 2 см.

На концах ленты — металлические заклепки, предохраняющие ее от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Чтобы узнать размер одежды человека, надо измерить обхват груди и разделить величину снятой мерки пополам.

 Полученная цифра соответствует размеру одежды.

Используя плакат, я объясняю учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека.        

Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека (рис. 17) и через них проводят условные линии (рис, 18).

Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка...

  • Линия воды находится на линии шеи (рис. 18,а).
  • Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин (рис. 18,6).
  • По линии воды будет расположена линия груди.
  • Потом вода дошла до самого узкого места фигуры (рис. 18,в) — это будет линия талии.
  • На 12 - 14 см ниже линии талии будет располагаться линия бедер (рис. 18,г).
  • На уровне середины колена проходит линия колен (рис. 18,д).

При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям.

В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой обмерять фигуру.

Сначала снимают мерки обхватов (обхват головы, шеи, груди, талии и. т. д.) и ширины, затем мерки длины. Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались.

ЗАРЯДКА                    

Девочки, у вас затекла спина, устали мышцы, мы с вами сделаем несколько упражнений.

1. потянулись (вдох, выдох), встали на цыпочки.

2. руки на пояс и повороты туловищем влево, вправо.

3. ноги шире плеч – наклоны к левой и к правой ноге, вдох-выдох при наклонах.

4. потянулись (вдох, выдох, встали на цыпочки)

При снятии мерок нужно помнить следующее.

  1. Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  2. Талию предварительно опоясывают шнурком.
  3. При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
  4. Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
  5. Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

А теперь рассмотрим инструкционную карту«Мерки для построения чертежа фартука», показываю  на одной из учениц приемы снятия мерок и запись веду на доске.

4. Практическая работа.

Снятие мерок.

Практическую работу по снятию мерок  проводим бригадным методом (по 3 ученицы): первая снимает мерки со второй, третья записывает их.  Сняв первую мерку, девочки меняются местами. Это удобно, потому что все учащиеся работают одновременно и мне легко контролировать правильность снятия мерок. Я показываю на девочке, а учащиеся глядя на меня снимают мерки друг у друга.

В процессе работы можно использовать прием намеренно неверного показа мерок, что привлекает внимание детей, побуждает их к активной мыслительной работе.

Обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бедер, а мерки длины имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина грудки и нижней части фартука.

Ученицы по очереди читают с карты название мерки и правила снятия мерки.

5. Закрепительная часть Вопросы для закрепления:

1.По какой стороне фигуры снимают мерки?

2.С помощью какого приспособления снимают мерки?

З.Как записывают мерки длины и обхватов?

4.Как расшифровать буквенные обозначения Дг, Днч, Ст, Сб?

З.Какое условие нужно выполнить, чтобы снять Дг и Днч?

Анализ допущенных отклонений и оценка работы

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тема: Измерение фигуры человека и запись мерок, для построения чертежа

выкроек фартука.

Цель: научить правильному измерению фигуры человека; показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом; развивать у школьников пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки; воспитывать внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности

1. Раздел Работа с тканью.

2. Урок комбинированный – практикум, начинается с опроса домашнего задания.

Объяснение темы проходит с показом наглядности, живого манекена (ученицы), в текущей части урока- практическая работа(снятие мерок), в заключительной части урока подводится итог и закрепление темы по вопросам

3. Класс хорошо подготовленный, работали активно, усвоили прошедшую и новую тему урока.

4. Задача – главная задача, научить учащихся правильно снимать мерки с фигуры человека, делать записи.

5. Организационная часть – 2 мин.

Повторение домашнего задания – 14 мин.

Объяснение новой темы с выполнением практических приемов – 12мин.

Для закрепления задаю наводящие вопросы  -    5 мин.

Практическая работа учащихся – 40 мин.

Зарядка – 5 мин.

Подведение итога, закрепление урока – 5 мин.

Закрепление – 4 мин.

Подведение итогов – 3мин.

6. Основной момент – практическая работа.

7. Методы обучения по виду словесный, наглядный, по способу осуществления индуктивный – от частного к общему

8. Форма обучения – закрепление материала теоретически.

9. Во время урока использовала доску, учебные плакаты.

10. На уроке был дифференцированный подход к учащимся.

11.Контроль усвоения знания осуществляется во фронтальном опросе, в выполнении практических приемов, закреплении материала.

12. Работоспособность на уроке была хорошей, обеспечивалась за счет того, что были учебные плакаты.

13. Цель была поставлена на получение знания, я считаю, что с целью мы справились, девочки закрепили свои знания на теории в заключительной части урока.

14. При ответе домашнего задания отвечали оживленно, быстро. При выполнении практических приемов затруднений не было(у каждой бригады была инструкционная карта, см лента, шнурок). При закреплении темы отвечали хорошо.

 15. Обобщение урока провели учащиеся.

 

Литература

Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. /Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Назначение и виды одежды. Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука.

Первый урок в разделе "Конструирование и моделирование фартука". На уроках по конструированию швейных изделий у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать черте...

Конспект урока с применением ИКТ для 5 класса «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука»

Данный урок начинает раздел "Технология изготовление швейного изделия". В первой части урока рассматривается назначение одежды, роль фартука в жизни человека. Особое внимание уделяется истории фартука...

Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.1 часть

Данная презентация содержит большой наглядный материал по истории фартука и правилам снятия мерок....

план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука"

план-конспект урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки  фартука"...

План-конспект урока по теме: "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" 5 класс

План - конспект урока по технологии 5 классРаздел программы: Конструирование и моделированиеТема занятия : " Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" Место...