Конспект урока с применением ИКТ для 5 класса «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука»
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Грязнова Ирина Сергеевна

Данный урок начинает раздел "Технология изготовление швейного изделия". В первой части урока рассматривается назначение одежды, роль фартука в жизни человека. Особое внимание уделяется истории фартука, начиная с эпохи Древнего Египта и до наших дней. Во второй части урока рассматриваются основные конструктивные линии на фигуре человека, по которым снимают мерки, правила снятия мерок. Учащиеся выполняют практическую работу "Снятие мерок". Завершается урок рефлексией, подведением итогов. К уроку разработана презентация Power Point.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_fartuka.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука». 5 класс.

Учитель: Грязнова И.С.

Цели урока:

Образовательные - ознакомить учащихся с видами одежды, с историей фартука, с правилами снятия мерок. Научить правильному измерению фигуры человека.

Развивающие - развивать у школьников пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуру человека через ориентированные точки. Научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки).

Воспитательные - формировать у учащихся точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы, коммуникативность, умение работать в парах.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения урока: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, сантиметровая лента. 

Ход урока.

1. Организационная часть.

2. Вводная часть

В начале нашего урока мне хочется предложить вашему вниманию небольшой рассказ С. Могилевской «Две хозяйки». Я надеюсь, что послушав его, вы без труда назовете «главного героя» сегодняшнего урока.

Рассказ «Две хозяйки».

Так кто же он – «герой» нашего урока?

Конечно же, фартук.

Сегодня мы начинаем с вами изучать большой раздел «Технология изготовления швейного изделия – фартука». И тема нашего первого урока «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука».(Слайд 1)

- Какие же задачи мы сегодня перед собой поставим? (Формулирование учащимися учебных задач):

- ознакомиться с видами одежды,  с историей фартука;

- научиться правильно измерять фигуру человека и грамотно записывать мерки.

- развивать в себе такие качества, как точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы.

3. Изучение новой темы.

Фартук является частью  или элементом одежды.

И, нравится нам это или нет, а одежда играет значительную роль в жизни человека.

«Встречают по одежке, а провожают по уму» - недаром в народе ходит такая пословица.

А как вы её понимаете?

Но всё-таки первое впечатление о человеке складывается во многом благодаря его внешнему виду, манере одеваться, самой одежде.

- А для чего нужна одежда? В чем состоит её назначение?

Назначение одежды – прикрыть тело, защитить его от холода, грязи, определить статус человека, его положение в обществе.

Одежда очень многое может сказать о человеке (уч-ся приводят примеры).

Виды одежды.

Одежда по назначению делится на бытовую, производственную, спортивную, форменную.(Слайд 2)

Давайте более подробно рассмотрим каждую группу.

К бытовой  относится повседневная торжественная, домашняя.   (Слайд 3)

К производственной – спецодежда для выполнения различных работ (одежда медиков, продавцов и т.д.). (Слайд 4)

К форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д. (Слайд 5)

К спортивной – одежда для занятий спортом. (Слайд 6)

- Как вы считаете, фартук относится к какому виду одежды?

Он может быть и частью бытовой одежды, и производственной одеждой, и элементом форменной одежды (ребята приводят примеры).

 

Классификация фартуков.

В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, мужские, женские, детские.

Фартуки могут быть:

- элементом рабочей одежды

- для сервировки стола при обслуживании гостей

- дополнением к национальному костюму

При выполнении домашних работ по уборке жилья или приготовлении пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают возможность попадания волос в продукты и пищи. Фартуки шьют из хлопчатобумажной  и льняной ткани, однотонной или набивной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

История фартука.

При изучении темы «Швейная машина» мы говорили о том, что каждый предмет, каждая вещь имеет свою историю.  Своя история есть и у фартука.

Начинается она с Древнего  Египта.  Фараоны и мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, которая прикреплялась спереди к поясу из узкой полоски кожи или сплетенных тростниковые стеблей. (Слайд 8)

Интересно, что изначально фартук считался элементом сугубо мужского гардероба (его носили исключительно мужчины). С течением времени он видоизменялся, проникал из одной страны в другую, стал частью женского и детского костюма, знаком отличия людей благородного сословия и, наоборот, деталью униформы прислуги.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится постоянной принадлежностью рабочей одежды. (Слайд 9). Крестьянки, трактирщицы, поварихи и многие другие женщины низкого сословия использовали его для защиты своей одежды. Шили их из простых, доступных им тканей – льна, отбеленного полотна. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара, цеховые мастера.

Со временем женский передник стал принадлежностью туалета замужней женщины. (Слайд 10). В XVII в. фартук непременно украшал жен именитых горожан.

Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения. (Слайд 11)

Сейчас это странно слышать, но знатные дамы в 18 веке особенно любили надевать фартучек, отправляясь на прогулку. (Слайд 12). Их фартуки были сшиты из дорогих, изящных тканей. Часто - украшенные вышивкой и дорогими кружевами.

Интересно, что долгое время полноценный передник был частью детского костюма. (Слайд 13).  Девочек одевали как маленьких женщин: юбка, платье и фартук. Разница заключалась только в минимальном количестве отделок.

Из детской повседневной одежды переднички плавно перекочевали в гимназическую и школьную форму. (Слайд 14)

Фартук входит в состав многих национальных костюмов, в том числе и русского. (Слайд 15)

Передник, запон, занавеска, голянка, засов, нагрудник, нагрудень, фартук, хвартук - это все название одного и того же предмета! В разных губерниях были различные его варианты: с лямками и туникообразные, закрепленные над грудью и на талии, короткие и длинные... (Слайд 16)

На этом слайде вы видите нагрудник, который составлял часть костюма замужней женщины. (Слайд 17)

Нагрудники имеют очень красивую вышивку.

- Знаете ли вы, какое основное значение имела вышивка  на Руси? Охранительное. Наши предки считали, что если вышить ворот, манжеты, подол, разрез горловины заклинательными символами, то это не позволит проникнуть злым духам в тело человека.

Во время первой мировой войны фартук становится необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными мастерами, механиками и т.п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превратился в рабочую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью одежды для работы в домашних условиях и на производстве. (Слайд 18)

Однако в наши дни на производстве вместо фартука все чаще используют новую специальную одежду. Многие работники предпочитают удобные и практичные халаты или комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек. Возможно, что этот вид одежды со временем останется только в музеях и книгах по истории костюма.

  1. Для чего предназначены различные виды спецодежды? (спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т. д.).
  2. В современном мире люди каких профессий используют спецодежду?
  3. Из каких тканей их изготовляют? (ткани могут быть различными. Чаще всего это х/б, льняные ткани и износоустойчивые со специальными пропитками или прокладками).
  4. Где применяются фартук и косынка (шапочка)?
  5. В какой стране берет своё начало история фартука? Представители какого пола носили в те времена фартук?

Физкультминутка.

  1. Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперед, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (15-20 сек.)
  2. Быстро поморгать. Крепко зажмуриться, открыть глаза (3-4 раза)
  3. Сидя на стуле, руки опущены. 1-2 – поднять плечи, пытаясь коснуться мочек ушей; 3-4 –опустить (повторить 4-6 раз)
  4. Сидя на стуле, руки опущены, ноги, согнуты в коленях, поставить на пол. 1-2 – поднять пятки, опустить; 3-4 – поднять носки, опустить (повторить 3-4 раза)

Снятие мерок и их запись.

Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру.

Запишите в тетради слово «Размер». Разберите это слово по составу.

Напишите в тетради однокоренные слова к слову – размер. Называем по очереди слова. Записываю эти слова на доске.

Итак, корень «мер». Так, что же надо сделать, чтобы узнать размер?

- Измерить.

Измерить фигуру человека или снять мерки. (Записываю это слово на доске. Обращаю внимание, что оно имеет такой же корень – мер).

Работа с учебником. Задание: найти и выписать в тетрадь термин «Снятие мерок». (стр.46)

Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.

Для того, чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка…

Приглашаетсяю одна из учениц и учитель показывает на ней:

  • Линия воды находится на линии  шеи.
  • Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. Здесь расположена линия груди.
  • Потом вода дошла до самого узкого места туловища – это линия талии.
  • На 12-14см ниже линии талии будет располагаться линия бедер (она находится на уровне наиболее выступающих точек ягодиц).
  • На уровне середины колена проходит линия колен.

При подготовке к изготовлению выкройки фигуру измеряют по этим линиям.

Измерения проводят специальной сантиметровой лентой.

Изобрел её в 1810 году французский портной.

Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см, ширина - 2см.

На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие её от износа.

Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получиться неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре. А для этого надо знать правила снятия мерок.

Работа с учебником. Задание: прочитать параграф 11 на стр.46, найти в тексте и подчеркнуть ответы на вопрос «Как правильно снимать мерки?». Обсуждение правил.

Правила снятия мерок. (Слайд 19)

  1. Стоять надо прямо без напряжения.
  2. Талию предварительно опоясывают шнуром или тесьмой.
  3. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
  4. Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  5. Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры. 

Задание: к каждому предложению подобрать одно слово, прочитав которое вы сможете вспомнить все правило, и записать эти слова в тетрадь.

- Как вы выдумаете, почему чертеж изделия строится на половину фигуры?

Наша фигура симметрична относительно оси. Поэтому чертеж выкройки, как правило, строится на половину фигуры. (Слайд 20)

Все измерения записывают условными обозначениями:

О - обхват

С – полуобхват (О:2)

Д – длина

- Давайте подумаем, какие мерки нам надо снять, чтобы построить чертеж выкройки фартука? (Слайд 21)

Так как фартук имеет точку опоры на талии, то нам необходимо измерить От.

Самая широкая часть у фартука - это обхват бедер, Об.

Длина фартука – Ди.

Помните, мы говорили, что фигура симметрична? Поэтому мы записываем Ст, Сб, Ди.

4. Предварительный инструктаж.

- Давайте посмотрим Таблицу 9 «Мерки для построения чертежа фартука» на стр. 47.

Учащиеся совместно с учителем изучают таблицу: название мерки, её обозначение,  место измерения, назначение мерки. Затем одна из учениц снимает с другой мерки. Проводится анализ и корректировка их действий.

5. Практическая работа №9 «Снятие мерок», стр.48

Работа в парах. Один из девочек – в роли заказчика,  вторая – закройщика. В  таблице, в первом столбике записывается название мерок:

Полуобхват талии

Полуобхват бедер

Длина изделия        

Задание: снять мерки друг с друга и правильно записать их в таблице.

 Закрепление материала.

Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  • По какой стороне фигуры снимают мерки?
  • С помощью какого приспособления снимают мерки?
  • Как записывают мерки длины и обхватов?
  • Как расшифровать мерки Ди, От, Об, Ст, Сб?

7. Домашнее задание. (Слайд 22)

Учебник, стр 46-48. Вопросы. Названия мерок и их условные обозначения.

Принести: линейка закройщика, угольник, простой карандаш, ластик, тетрадь, учебник, ½ листа ватмана (миллиметровая бумага, обои).

На следующем уроке  будем выполнять построение чертежа выкройки в М1:4 и в натуральную величину.

  1. Рефлексия. Подведение итогов. (Слайд 23)

  1. было интересно…
  2. было трудно…
  3. я научилась…
  4. меня удивило…
  5. мне захотелось…  

  Анализ работы. Выставление оценок

«Две хозяйки»

С. Могилевская.

Как-то сошлись две хозяйки. Одна и говорит:

  • Ох, устала!
  • Как не устать, раз обед готовила, - говорит другая. - Небось    оладьи жарила?
  • Оладьи. А ты откуда знаешь?
  • И клюквенный кисель варила?
  • Что верно, то верно! Вкусный получился.
  • А борщ-то томатом заправляла?
  • Да ты откуда такая догадливая?
  • Как не догадаться: на твоем платье вся готовка видна.

Глянула хозяйка на свое платье, а на нем и правда - где пятна от муки, где брызги от раздавленной клюквы, а где следы томатной пасты, которой она заправляла борщ. Обидно ей стало, она и говорит соседке:

  • Знаем мы таких чистеньких да аккуратненьких! Вот погляжу,

какова ты будешь, когда с обедом управишься.

  • Уже управилась! Только вся моя стряпня на фартуке осталась. Без фартука я за готовку не берусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Снятие мерок для построения чертежа выкройки"

конспект открытого урока "Снятие мерок для построения чертежа выкройки".Урок "открытия" нового знания на основе системно-деятельностного подхода.Итоговую оценку учащиеся получили исходя из указанных к...

Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука

Данный урок закрепляет знания в области истории фартука, дает познания для построения чертежа выкройки – мерки,  правила  снятия мерок,  сформирует навыки снятия мерок, воспитывает таки...

Презентация к уроку технологии на тему "Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Цели урока:1.Изучить правила снятия мерок;2.Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);3.Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигур...

Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.1 часть

Данная презентация содержит большой наглядный материал по истории фартука и правилам снятия мерок....

Конструирование. Снятие мерок для построения чертежа выкройки

Урок технологии 5 класс для обучающихся с нарушением слуха...