Назначение и виды одежды. Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука.
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Кузнецова  Елена Анатольевна

Первый урок в разделе "Конструирование и моделирование фартука". На уроках по конструированию швейных изделий у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Учащиеся выполняют эскизы, знакомятся с типами линий. При моделировании швейного изделия учащиеся изучают закономерности цвета, пропорции человека, закономерности композиции. Конструирование и моделирование швейных изделий одна из наиболее трудных для усвоения тем программы «Технология».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА

Тема:

Назначение и виды одежды. Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука.

Цели:

- Создать условия школьникам для ознакомления с проектной деятельностью; с правильным измерением фигуры человека; показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом; помочь определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки) и изображать их на плоскости.

-Развитие у школьников пространственных представлений о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки; развитие умений учебного труда, запоминать, наблюдать, планировать, работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль и взаимокоррекцию.

- Воспитание аккуратности, внимательности, чувство коллективизма, воспитание эстетического вкуса.

Оборудование и материалы: плакат «Измерение фигуры человека»; сантиметровая лента и шнурок (узкая тесьма, резинка) для опоясывания талии — по 1 шт. на каждых трех учениц; линейки в масштабе 1:4; форма инструкционной карты, плакат «Конструирование фартука», учебники, чертёжные инструменты, манекен.

На классной доске выписаны термины:

конструирование, полуобхват талии, полуобхват бёдер, линии чертежа.

Методы обучения: объяснительно иллюстративные, репродуктивные, проблемный.

Тип урока: учебное занятие изучению и по первичному закреплению нового материала.

Структура урока:

  1. Актуализация прежних знаний
  2. Формирование новых знаний
  3. Формирование умений и навыков

IV. Итоговая часть урока

  1. Рефлексия

Ход урока

I Актуализация прежних знаний

Организационная часть урока.

Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой на работу.

Сообщение темы и цели урока.

Повторение ранее изученного материала (Ромашка – учащиеся вытягивают вопросы, а затем отвечают на них)

        - Что изучает машиноведение?

        -Что называют швом?

        - С какими швами вы познакомились?

        -Какие требования предъявляются к выполнению ручных работ?

        -Какие требования предъявляются к выполнению машинных работ?

        -Какие требования предъявляются к выполнению утюжильных работ?

-Рассказать технологию изготовления стачного шва в заутюжку.

-Рассказать технологию выполнения шва в подгибку с закрытым срезом.

- С какими терминами вы познакомились при выполнении машинных швов?

Итог повторения

II. Формирование новых знаний

Сообщение познавательных сведений.

  1. Проект (§15, 16, стр. 82-84;)

Творческий проект «Фортк», стр. 172

  1. Назначение одежды

По назначению одежду подразделяют на бытовую, производственную, спортивную и форменную.

К бытовой - относится повседневная, домашняя, нарядная; к производственной — спецодежда для выполнения различных работ; к форменной — одежда школьников, военных и др.

При выполнении домашних работ по уборке квартиры или приготовлению пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают возможность попадания волос и перхоти в продукты, пищу и др. Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, однотонной или набивной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

Фартуки могут быть нарядными: для сервировки стола при обслуживании гостей или как дополнение и украшение костюма, фартуки могут быть и дополнением народного костюма.

Для выполнения кулинарных работ на предприятиях и в домашних условиях используется специальная одежда, состоящая из фартука и головного убора (косынка или шапочка).

Фартук (или передник) — широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней.

  1. Из истории

Краткие сообщения учащихся о истории фартука (опережающие обучение)

История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

С течением времени фартук становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара... Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.

Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два фартука составляли юбку. В XVII в. фартук непременно украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили фартуки (белые или цветные), иногда даже двойные (спереди и сзади).

Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения. Француженки дома и на прогулке во времена правления Людовика XIV (1660 - 1710) повязывали маленький фартук с богатой отделкой по краю.

Традиционный русский фартук изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками.

Интересен фартук конца XIX в. из г. Каргополя Олонецкой губернии. Вышитые на нем затейливые узоры представляют собой не что иное, как древние земледельческие календари. Шесть лепестков и шесть ростков круга обозначают 12 месяцев, а условные значки снаружи — важнейшие вехи годичного круга полевых работ. Например, 2 мая — «Борис - Глеб — сею хлеб», 31 мая — «Придет Федот — земля примется за свой род».

Подобные месяцесловы вышивали еще и на подолах рубах и полотенцах. Можно понять, как дорожили этими вещами, бережно передавая но наследству. Характерно, что в некоторых областях России (например, в Забайкалье)

традиционный фартук сохранялся в качестве части праздничного одеяния вплоть до середины прошлого века.

Во время первой мировой войны фартук оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду.

Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой.

Однако в наши дни фартук начинает постепенно утрачивать эту свою функцию. Для защиты от вредных производственных факторов разрабатывается новая специальная одежда, многие работники предпочитают удобные и практичные халаты и комбинезоны. Исчезает фартук и из «гардероба» домохозяек.

Возможно, что этот вид одежды со временем останется лишь в музеях и в книгах по истории костюма.

Показ иллюстраций и натуральные образцы специальной одежды.

Предлагаю учащимся ответить на следующие вопросы:

1.  Для кого и для чего предназначены различные виды спецодежды?

2. Из каких тканей их изготовляют?

3.  Какую спецодежду носят официантка, повар, продавец, кузнец, сталевар, хирург, сапожник?

Где применяются фартук и косынка (шапочка)?

Физкультурная минутка

  1. Санитарно – гигиенические требования предъявляемые к фартуку.

Спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т. д. Для ее изготовления используются различные ткани.

Чаще всего это хлопчатобумажные, льняные и износоустойчивые со специальными пропитками или прокладками.

При выборе ткани для изделия надо обратить внимание учащихся на то, что материал, предназначенный для производственной одежды, должен хорошо отстирываться, быть достаточно прочным, чтобы предохранять одежду от загрязнения.

Для работы с пищевыми продуктами фартук и косынку рекомендуется изготовлять из хлопчатобумажной или льняной ткани — белой или светлых тонов, гладкокрашеной или с мелким рисунком; для уборки помещения — из более темной и плотной.

  1. Снятие мерок.

Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить фартук и головной убор. Учащиеся видят, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а другой он мал.

Учитель поясняет: «Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру».

Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изобрел ее в 1810 г. французский портной.

Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см, ширина — 2 см.

На концах ленты — металлические заклепки, предохраняющие ее от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Чтобы узнать размер одежды человека, надо измерить обхват груди и разделить величину снятой мерки пополам. Полученная цифра соответствует размеру одежды.

Используя манекен, учитель объясняет учащимся, что для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека.

Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека (рис. 17) и через них проводят условные линии (рис.18).

Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка...

♦     Линия воды находится на линии шеи (рис. 18,а).

♦     Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин (рис. 18,6).

♦     По линии воды будет расположена линия груди.

♦     Потом вода дошла до самого узкого места фигуры (рис. 18,в) — это будет линия талии.

♦     На 12 - 14 см ниже линии талии будет располагаться линия бедер (рис. 18,г).

♦     На уровне середины колена проходит линия колен (рис. 18,д).

При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям.

В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой обмерять фигуру.

Сначала снимают мерки обхватов (обхват головы, шеи, груди, талии и т. д.) и ширины, затем мерки длины.

Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались.

При снятии мерок нужно помнить следующее.

1. Мерки снимают по правой стороне фигуры.

2. Талию предварительно опоясывают шнурком.

3.  При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.

4.  Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.

5.  Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере3 так как чертеж строят на одну половину фигуры.

Учитель показывает на одной из учениц приёмы снятия мерок, используя инструкционную карту «Мерки для построения чертежа фартука»

Таблица 9. Мерки для построения чертежа фартука

Последовательность

Название мерки

Обозначение мерки

Снятие мерки

Назначение мерки

1

2

3

4

5 

1

Полуобхват талии

ст

Измеряется

по самому узкому

месту туловища

Для расчета длины пояса

2

Полуобхват бедер

сб

Измеряется по линии бедер горизонтально

Для расчета

ширины

фартука

3

Длина изделия

Ди

Измеряется от линии талии до желаемой длины

Для определения длины фартука

III. Формирование умений и навыков

Практическая работа. Снятие мерок для построения основы чертежа фартука

Ролевая игра «Клиент - закройщик»

Инструменты и материалы: сантиметровая лента, тесьма для фиксирования линии талии.

  1. Вводный инструктаж

Демонстрация приемов снятия мерок.

Учитель демонстрирует на манекене основные антропометрические точки и приемы снятия мерок, необходимых для построения основы чертежа фартука

Материалы и инструменты: сантиметровая лента, учебник, рабочая тетрадь, тесьма или тонкий пояс для фиксации линии талии.

Задание: выполнить практическую работу по снятию мерок

1. Снять с себя мерки самостоятельно очень сложно. Поэтому попроси соседку по парте снять с тебя мерки, необходимые для построения чертежа фартука.

2. Заполни нижеследующую таблицу в рабочей тетради.

Последовательность

Название мерки

Обозначение мерки

Результаты измерений закройщика

Результаты измерений учителя

        Пробное выполнение работы и текущий инструктаж.

Самостоятельно – практическая работа и текущий инструктаж.

Заключительный инструктаж.

IV. Итоговая часть урока.

Вопросы для закрепления:

Учащиеся анализируют свою работу на уроке, отвечая на следующие вопросы:

-Что называют мерками?

-Как правильно снять мерки?

-Почему мерки длины записывают полностью, а обхватов — в половинном размере?

-Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука?

-По какой стороне фигуры снимают мерки?

-С помощью какого приспособления снимают мерки?

-Как записывают мерки длины и обхватов?

-Как расшифровать буквенные обозначения Дг, Днч, Ст, Сб?

-Какое условие нужно выполнить, чтобы снять Дг и Днч?

-Анализ допущенных отклонений и оценка работы.

Выставление оценок, их аргументация.

  1. Рефлексия

Домашнее задание: учебник, § 10, с. 45-47; §15, 16, с.82-84; с.172-177; принести миллиметровую бумагу для построения выкройки, чертежные инструменты.

        Уборка кабинета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"...

Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука

Данный урок закрепляет знания в области истории фартука, дает познания для построения чертежа выкройки – мерки,  правила  снятия мерок,  сформирует навыки снятия мерок, воспитывает таки...

Конспект урока с применением ИКТ для 5 класса «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука»

Данный урок начинает раздел "Технология изготовление швейного изделия". В первой части урока рассматривается назначение одежды, роль фартука в жизни человека. Особое внимание уделяется истории фартука...

Презентация Power Point к уроку «История фартука. Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука» в 5 классе.1 часть

Данная презентация содержит большой наглядный материал по истории фартука и правилам снятия мерок....

План-конспект урока по теме: "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" 5 класс

План - конспект урока по технологии 5 классРаздел программы: Конструирование и моделированиеТема занятия : " Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука" Место...