Статья: "ОГЭ по физике - готовимся к выполнению экспериментального задания"
статья по физике (8, 9 класс) на тему

Филева Анна Андреевна

Цель статьи рассмотреть лабораторные работы по физике, провести необходимую коррекцию для успешной подготовки к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oge_po_fizike_-_gotovimsya_k_eksp.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Филева Анна Андреевна,

учитель физики,

ГБОУ школа №355 Московского района Санкт-Петербурга

ОГЭ по физике – готовимся к экспериментальному заданию

Аннотация

Цель статьи рассмотреть лабораторные работы по физике 8 класса, провести необходимую коррекцию для успешной подготовки к итоговой аттестации.

Ключевые слова: итоговая аттестация, лабораторные работы, экспериментальные задания трех видов.  

В связи с введением в основной школе новой формы итоговой аттестации возникает необходимость создания лабораторных и практических работ, которые помогут учащимся качественнее подготовиться к экзаменам. Часть лабораторных работ, предложенных в качестве экспериментального задания государственной итоговой аттестации, относится к курсу физики 8 класса, поэтому целесообразно изменить имеющиеся практические работы на задания нового типа.

Исходя из описания лабораторных работ и оборудования, предложенного для проведения государственной итоговой аттестации по физике, можно выделить следующие комплекты, относящиеся непосредственно к программе 8 класса. Это комплект №5 (для проведения лабораторных работ по теме "Электрический ток") и комплект №6 (для проведения лабораторных работ по теме "Оптические явления").

Комплект №5:

  1. источник питания постоянного тока 4,5 В
  2. вольтметр 0-6 В, цена деления 0,2 В
  3. амперметр 0-2 А, цена деления 0,1 А
  4. переменный резистор (реостат), сопротивлением 10 Ом
  5. резистор сопротивлением 12 Ом
  6. резистор сопротивлением 6 Ом
  7. соединительные провода
  8. ключ
  9. рабочее поле

Комплект №6:

  1. собирающая линза
  2. линейка 200-300 мм с миллиметровыми делениями
  3. экран
  4. рабочее поле
  5. источник питания постоянного тока 4,5 В
  6. соединительные провода
  7. ключ
  8. лампа на подставке

Экспериментальное задание, предложенное в итоговой аттестации, проверяет:

  1. умение проводить косвенные измерения физических величин
  2. умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков, схематических рисунков и делать выводы на основании полученных данных
  3. умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий.

Если рассмотреть те лабораторные работы, которые предложены в большинстве учебников по физике, то можно заметить, что основная их часть относится непосредственно к умению проводить косвенные измерения физических величин.

Так, в учебнике А.В. Перышкина даются следующие лабораторные работы: "Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра" [3, с. 227], "Измерение мощности и работы тока в электрической лампе" [3, с. 228], "Получение изображения при помощи линзы" [3, с. 230]

В учебнике Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова, В.Б. Кожевникова предлагаются следующие лабораторные работы: "Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления проводника" [1, с. 244], "Изучение последовательного соединения проводников" [1, с. 246], "Изучение параллельного соединения проводников" [1, с. 247], "Изучение теплового действия тока" [1, с. 248], "Изучение свойств линз" [1, с. 255]

В учебнике Г.Н. Степановой для лабораторных практикумов выбраны следующие работы: "Последовательное соединение проводников" [4, с. 308], "Параллельное соединение проводников" [4, с. 312], "Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра" [4, с. 317]

Другим важным отличием от лабораторных работ итоговой аттестации является то, что лабораторные работы учебников имеют другую структуру подачи материала и заданий. Все экспериментальные задания итоговой аттестации имеют определенную последовательность при записи инструкции выполнения.

Исходя из этих различий можно предложить использовать в 8 классе следующие лабораторные работы.

Тема: "Электрический ток"

Для выполнения этих заданий используйте комплект № 5.

Работа первого вида: Определите сопротивление проводника.

  1. нарисуйте схему эксперимента
  2. определите силу тока, проходящего по проводнику
  3. определите напряжение
  4. запишите формулу для вычисления сопротивления проводника и проведите расчет сопротивления

Работа второго вида: Установите зависимость силы тока в проводнике от напряжения.

  1. нарисуйте электрическую схему эксперимента
  2. запишите в таблицу результаты измерения для силы тока и напряжения при трех разных положениях бегунка реостата
  3. постройте вольт-амперную характеристику
  4. сделайте вывод о зависимости силы тока от напряжения

Работа третьего вида: Проверьте предположение о том, что полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.

  1. нарисуйте электрическую схему эксперимента
  2. укажите результаты измерения напряжения на участках состоящих из первого резистора, второго резистора, двух резисторов
  3. сравните результаты измерений
  4. сделайте вывод

Тема: "Оптические явления"

Для выполнения этих заданий используйте комплект № 6.

Работа первого вида:

  1. зарисуйте схему эксперимента (укажите ход лучей через собирающую линзу)
  2. определите фокусное расстояние линзы
  3. запишите формулу для расчета оптической силы линзы
  4. вычислите оптическую силу

Работа второго вида:

  1. определите фокусное расстояние линзы
  2. устанавливайте лампу поочередно на расстояния F < d < 2F, d = 2F, d > 2F и, измерив в каждом случае расстояние между линзой и изображением, укажите результаты измерения расстояний этих трех случаев в виде таблицы
  3. сформулируйте вывод о зависимости расстояния между предметом и линзой от расстояния между линзой и изображением

Работа третьего вида:

  1. зарисуйте схему эксперимента (укажите ход лучей через две собирающие линзы, установленные рядом) и запишите формулу для расчета оптической силы линзы
  2. определите фокусное расстояние каждой из двух линз и рассчитайте для них оптическую силу
  3. расположите линзы так, чтобы главная оптическая ось проходила через центр каждой линзы и линзы соприкасались. Определите фокусное расстояние системы линз и рассчитайте оптическую силу
  4. проверьте справедливость условия и запишите вывод

Такие лабораторные работы, несомненно помогут учащимся при итоговой аттестации и позволят провести более целенаправленную подготовку к аттестации не только в выпускном классе, но и во время непосредственного изучения материала по физике.

Список литературы

  1. Генденштейн Л.Э. Физика. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников; под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена. - М.: Мнемозина, 2009. - 271 с.: ил.
  2. Кабардин О.Ф. ГИА 2014. Физика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина. - М.: Экзамен, 2014. - 103 с.: ил.
  3. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. - М.: Дрофа, 2013. - 237 с.: ил.
  4. Степанова Г.Н. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.Н. Степанова. - М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2011. - 253 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выполнение экспериментальных заданий ГИА в новой форме

Презентация семинара "Использование комплекта "ГИА-лаборатория" при выполнении экспериментальных заданий ГИА в новой форме" ...

Подготовка к ЕГЭ – готовимся к выполнению задания №9 (2015г.)

Представлены справочные материалы, задания и упражнения по теме "Орфограммы в приставках слов". Особенность работы состоит в том, что начинается она с исседования употребления слов с приставками в худ...

ОГЭ. Методические рекомендации по выполнению экспериментального задания

Подробный анализ лабораторных работ , которые используются на ОГЭ 9 класса...

Статья на тему "Полезные советы по выполнению домашнего задания по физике".

Статья на тему "Полезные советы по выполнению домашнего задания по физике"....

Статья по теме " Объем и время выполнения домашнего задания"

Данный материал будет интересен как молодому учителя, так и родителям...

Видео-ресурс по подготовке к выполнению экспериментального задания ОГЭ

Переход на дистанционное обучение во время карантина показал необходимость создания системы индивидуальной поддержки учеников, а также более четких механизмов не только контроля их работы, но и поддер...