«Использование ЭОР на уроках физики»
материал по физике на тему

Сообщение на  тему «Использование ЭОР на уроках физики» в сопровождении презентации (в рамках выступления на педсовете на тему «Применение информационных технологий в образовательном процессе»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_eor_na_urokah_fiziki.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на  тему

«Использование ЭОР на уроках физики»

(педсовет на тему «Применение информационных технологий в образовательном процессе»)

Выполнила: Демина Е.К.,

учитель физики МБОУ СОШ №9

ноябрь  2014г.

В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Более того, на этапе перехода на ФГОСы, в основе которых лежит компетентностный подход, необходимо формировать ключевые компетенции обучающихся, в том числе учебно-познавательные и информационные компетенции. Выполнить эту задачу, а также успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные  устройства.  В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи.  Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.   Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР).

В настоящее время известно три основных типа ЭОР –текстографические, элементарные аудиовизуальные и мультимедийные.

У ЭОР много возможностей. Одна из них – интерактивность, т.е. возможность взаимодействия компьютера и человека. Это взаимодействие возможно, т.к. содержание предметной области представлено:

  • конкретными объектами, которыми можно манипулировать;
  • процессами, в которые можно вмешиваться (лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами).

Для каждого тематического элемента (например, тематический элемент «Закон Ома») имеется три типа электронных образовательных ресурса:

- модуль получения информации (И-тип);

- модуль практических занятий (П-тип);

- модуль контроля (К-тип).

Для загрузки электронных учебных модулей необходимо подключение компьютера к Интернету, или наличие CD-дисковода.

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). На сегодня в хранилище существует около 3 тыс. ЭОР, планируется довести их количество до 10 тыс.

Адреса в Интернете:http://fcior.edu.ru ;http://eor.edu.ru 

На сегодняшний день у меня имеется достаточно большой  объем цифровых образовательных ресурсов, включающий:

  • ресурсы учебного кабинета и медиатеки на CD/DVD дисках,
  • личный архив ЦОР по физике  (презентации,  модули, скачанные из Интернета)

В своей практике я  использую несколько групп моделей уроков, при проведении которых деятельность учащихся организуется на основе ЭОР нового поколения:

  • Урок — введение нового материала при ведущей роли учителя
  • Урок — введение нового материала при самостоятельной деятельности учащихся
  • Урок — виртуальная лабораторная работа
  • Урок — решение задач
  • Урок-практикум
  • Урок-дискуссия и др.

Наиболее часто я обращаюсь к ЭОР, представленные в Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru) Приведу некоторые примеры.

    На уроках объяснения нового материала основной акцент делаю на возможности  использования огромного количества наглядного материала, что очень важно на уроке физики. При этом использую как теоретические, так и  практические ЭОР: интерактивные модели изучения нового материала, демонстрации видеозаписей компьютерных экспериментов. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!». Ребята видят своими глазами, что физика, действительно, вокруг нас. Яркие запоминающиеся схемы, рисунки, анимационные  картинки, которых нет в учебниках,  нет  на  плакатах, позволяют ученику лучше усвоить тему, выделить из неё главное.

   Например,  при  изучении темы «Кипение» в 8 классе представляю ученикам слайд-  шоу «Кипение» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b797d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/  - иллюстрированные детальные сведения о процессе кипения,  иллюстрации к анимационному опыту с последующим построением графика зависимости температуры кипения от времени (наглядно, быстро, удобно), а для того, чтобы ребята могли сами правильно установить связь температуры кипения жидкости от давления  демонстрирую интерактивную  модель  «Температура кипения жидкости на различных высотах» (в учебнике об этом мало и сухо).  

Далее работу с использованием ЭОР можно продолжить при решении задач. Монотонность действий при традиционном решении задач зачастую у современных школьников может вызвать скуку и усталость. Интерактивные задачи, наоборот, повышают активность, интерес, развивают логическое мышление. Основой таких уроков являются ЭОР П-типа, содержащие задания, решения которых носят неалгоритмический характер и предполагают осуществление поиска. (Пример, тема «Расчет количества теплоты при парообразовании и конденсации» в 8 кл http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_5.swf 

Следующее очень интересное, на мой взгляд, применение ЭОР - Урок — виртуальная лабораторная работа на основе использования ЭОР. Урок — лабораторная работа  предполагает деятельность учащегося по изучению реальных объектов, проведение виртуального эксперимента, самостоятельной формулировке выводов и проверке их справедливости. Как известно, эффективность лабораторного занятия во многом зависит от детальных инструкций, грамотно выстроенной системы вопросов и заданий, регулирующих выполнение действий учащимися, осмысления получаемых результатов. Все это реализовано в соответствующих ЭОР. Например,   в  7  классе провожу виртуальный эксперимент по измерению объема твердых тел с помощью мензурки, используя  интерактивную  модель «Измерение  объёма твёрдого  тела» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5245-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/;  эксперимент  по  определению  плотности  твёрдого  тела, используя  интерактивную  модель  «Определение  плотности  твёрдого  тела;  эксперимент по измерению размеров малых тел методом рядов и другие  работы.

Проверка знаний (текущий, итоговый контроль) также легко осуществляется с использованием ЭОР. Так, например, в 9 классе  предлагаю  тестовую  работу из ФЦОР «Электрический  ток» - подборка тестовых  заданий для  контроля  знаний  учащихся,  где ребята самостоятельно  решают  расчётные  задачи, вставляют  в  текст  пропущенные  слова,  выбирают правильные  ответы  из  предложенных  вариантов,  соотносят  надписи  с  элементами  рисунка.

Возможности учителя при применении  ЭОР на уроках расширяются. Но перенасыщение урока  ЭОРами тоже вредно. Урок недопустимо превращать в сплошное зрелище. Главное для учителя - не растеряться в этом разнообразии и выбрать для работы на уроках ЭОРы с учетом индивидуальных особенностей учащихся и уровнем подготовки.

Итак, электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся;
- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках физики

Использование ИКТ в среднем образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Однако в настоящее время эти возможност...

Использование ИКТ на уроках физики

Важнейшей задачей школы, в том числе, и преподавания физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческ...

использование игрушек на уроке физики

Описание возможностей использования игрушек на уроках физики...

Использование ЭОР на уроках физики для проведения демонстрационного эксперимента по теме" Электрический ток"

Подборка ЭОР для  осуществления  демонстрационного эксперимента на уроках по разделу  «Электрический ток»...

Использование игрушек на уроке физике.

Товпинец Вера НиколаевнаУчитель физики ГБОУ СОШ №78                                         ...

Использование ИКТ на уроках физики

          Компьютерный урок - ведущая форма жизнедеятельности детей, предполагают использование таких принципов учебной деятельности:  *Научность обучения, пр...

Использование ИКТ на уроках физики

Использование ИКТ на уроках физикиАвтор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мамонова, г.Старый ОсколВведениеГлава 1. Роль и место компьютера в обучении физик...