Главные вкладки

    «Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»
    материал по физике на тему

    Сообщение на совещании при директоре на тему «Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soobshch_na_soveshch_nizkiy_uroven_motivatsii.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сообщение на совещании при директоре на тему:

    «Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»

                                            Выполнила: Демина Е.К., учитель физики МОУ СОШ №9

    Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Частный случай мотивации - учебная мотивация.

    Выделяют пять уровней учебной мотивации:

    • Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности
    • Второй уровень – хорошая школьная мотивация (средняя норма).
    • Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
    • Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
    • Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

     

    Причины спада школьной мотивации:

    1.     У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

    2.     Отношение ученика к учителю.

    3.     Отношение учителя к ученику.

    4.     У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

    5.     Личная значимость предмета.

    6.     Умственное развитие ученика.

    7.     Продуктивность учебной деятельности.

    8.     Непонимание цели учения.

    9.     Страх перед школой.  

    Развитие мотивов учения

    1. Способ раскрытия учебного материала (пример: формулирование темы  в 7 классе не как «Давление тел», а «Почему у рюкзака широкие лямки?»). Ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета.

     2. Организация работы над предметом малыми группами.

    Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

    3. Отношение между мотивом и целью.  Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

    4.     Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

    Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации.

    Методы работы со слабоуспевающими:

    Можно так классифицировать  слабоуспевающих:

    — те, кто имеет слабые умственные способности

    — те, кто имеет слабые учебные умения;

    — те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;

    — те, кто не владеет нормой чтения текста;(30%)

    — те, кто не владеет техникой устного счета;(60%)

    — те, у кого низкий уровень памяти;(пусть тестированием определит школьный психолог)

    — те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;(30%)

    — те, у кого не сформировалось прилежание — сознательно сформулированное отношение к трудному делу;(25%)

    — низкая мотивация к изучению физики: 1) «не хочу и все...»- это не системно, а лишь единичные случаи в учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального состояния др.;

    2) «не хочу, т. к...»- истинная причина в том, что ученик уже не может наверстать пробелы в знаниях.

    Что же  делать?

    Во-первых, это личностно - ориентированный подход: обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда:

    • дифференцированные тренировочные задания,
    • инвариантные лабораторные работы,
    • дифференцированные контрольные работы,
    • работа по выбору.

    Во-вторых, разноуровневое обучение. Основной смысл заключается в адаптации учебного процесса к познавательным возможностям; способностям и интересам каждого ученика. Для занятий по решению задач есть «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание.

    В-третьих, коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с учителем, и с учащимся. Особенно охотно ребята идут на занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.

    Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебно-познавательной деятельности, можно разделить по целям:

    1) развитие положительной мотивации;

    2) обучение в условиях низкой мотивации.

    Методы развития положительной мотивации учения:

    — интерес к примерам данного физического явления;

    — задачи с условием, отражающим важное практическое применение;

    — материал важный для будущей жизни;

    К изучению темы могут побудить:

    — желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке около 40-50 % времени организую самостоятельную дифференцированную работу в группах, в парах или индивидуально.

    — желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду; чувство ответственности и взаимопомощи.

    На результативность влияет и взаимоотношения учитель-ученик. При отсутствии уважения, доверия к учителю, нет и любви к предмету. К сожалению, а иногда к счастью, кроме моих взаимоотношений, есть еще уйма факторов: родители, общественность, коллеги…         

    Низкая же мотивация типа «просто не хочу» в учебной деятельности по моему предмету разрешима, и решается вполне успешно.  Вот почему уже на протяжении всех лет моей профессиональной деятельности качество знаний по предмету физика всегда было и есть выше среднего по школе (составляет в среднем 60-70 %) и физика для многих моих учеников является одним из любимых предметов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке математики»

    Выступление на ГМО учителей математики «Организация индивидуальной работы с учащимися на уроке математики». Сегодня это очень актуальная тема. Учитель, применяющий индивидуальный подход к каждому ребе...

    Доклад: «Организация индивидуальной работы с учащимися состоящими на внутришкольном учёте»

    Доклад: " Организация индивидуальнойц работы с учащимися состоящими на внутришкольном учёте"....

    ПРОГРАММА «Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию»

    2.1. Актуальность программы.        Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.  Основная пробл...

    «Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

    В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с низкими учебными возможностями

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с низкими учебными возможностями...

    Организация индивидуальной работы с учащимися, имеющими высокие учебные способности на уроках русского языка и литературы

    Учащихся, имеющих такие особенности, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и способностей,  и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, к...