Конспект открытого урока в 8 классе "Объяснение электрических явлений"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Кузьмина Елена Александровна

 

Урок является 5-м по счету уроком в теме: «Электрические явления». Данный урок является заключительным и обобщающим перед переходом к следующему подразделу темы, в котором будет изучаться постоянный электрический ток в проводниках.

 

Тип урока: урок  открытия  нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока108.4 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx481.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-проект на тему: «Развернутый план урока в соответствии с ФГОС»

Разработка урока в 8 классе по теме:

«Объяснение электрических явлений»

Урок является 5-м по счету уроком в теме: «Электрические явления». Данный урок является заключительным и обобщающим перед переходом к следующему подразделу темы, в котором будет изучаться постоянный электрический ток в проводниках.

 

Тип урока: урок  открытия  нового знания

Образовательные задачи: продолжить формирование знаний об электризации тел, объяснить электрические явления на основе знаний о строении атома: умение объяснять электризацию, передачу заряда от одного тела к другому, существование проводников и непроводников электричества, притяжение к заряженному телу незаряженных тел.

Развивающие задачи:

развивать мобильность и творческую самостоятельность, развитие мыслительных действий: анализа, сравнения, обобщения, развитие зрительной памяти, логического мышления, активности учащихся на уроке, приобретение опыта самостоятельного поиска и отбора информации, развитие диалогической и монологической речи; развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

Воспитательные задачи:

 привитие интереса к предмету, воспитание активного отношения к познанию окружающего мира,

воспитание у учащихся  культуры общения

Планируемые результаты

Предметные:

 научиться применять полученные знания о строении атома для объяснения электрических явлений;

Метапредметные:

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую,  устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения с доказательствами, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать  оценку учителя и одноклассников, планировать свои действия

Коммуникативные: формирование умения работать в группе, высказывать и обосновывать свою точку зрения, в корректной форме задавать вопросы

Личностные:

 самостоятельность в приобретении новых знаний, умение работать в группе, умение планировать свою деятельность, оценивать результаты своей работы и своих товарищей, понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремление к преодолению этого разрыва;

Образовательные ресурсы:

электрофорная  машина, султаны, электрометры, проводник, эбонитовая и стеклянная палочки, гильза на штативе, шерстяная и шелковая ткань,  проектор, экран, компьютер, тесты, карточки.

Основные понятия и термины, вводимые на уроке: электризация, электрические явления, строение атома, электрически нейтральное тело, заряженное тело, проводники, диэлектрики

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

( осуществляемые действия)

Применяемые технологии, приёмы, средства организации урока

Формируемые УУД

Регулятивные-Р

Коммуникативные-К

Личностные -Л

Предметные-П

1. Мотивация учебной деятельности

Проверка  готовности к уроку. Фиксирование отсутствующих.

Прочитайте эпиграф «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние». (А. Эйнштейн)   Как вы понимаете эти слова?

 Обратите внимание на слайд (Слайд 1)

Почему так?

- О чём сегодня на уроке пойдет речь?

 -   Желаю успехов  в нашей совместной работе!

Сообщают о готовности.

Об эпиграфе……………………

О явлениях на слайде

Волосы электризуются.

Причём одноимённым зарядом и поэтому отталкиваются.

Сегодня на уроке   мы рассмотрим  электрические явления и научимся их объяснять

Фронтальная беседа

Р- уметь самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе,      умение слушать в соответствии с целевой  установкой

К — планировать учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л - понимать значение знаний для человека; иметь желание учиться; проявлять интерес к изучаемому предмету

2. Актуализация знаний

  -  Чтобы вспомнить, что вы уже знаете об электрических явлениях, предлагаю вам тест. В тесте нужно закончить фразы (на работу отводится 3-5 минут)

А теперь проверьте себя по эталону и оцените.

-Выберите Смайлика

-Что мы повторили?

Каждый работает самостоятельно.

Проверяют свои ответы с ответами, представленными на слайде презентации и оценивают(слайды 2 и 3) 

Выбирают соответствующий смайлик на карточке. Поднимают их.

Отвечают — повторили строение атома и электризацию тел

Цель: проверить готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Мозговой штурм.

Самопроверка  по эталону.

П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (электризация,2 рода зарядов, проводники и т.д.); делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; используют знаково-символические
средства.

Р – самостоятельно
делают несложные
выводы о связи электризации со строением атома

3. Выявление причины и места затруднения. Целеполагание.

На столе стоят приборы.

 Задание (для желающих): нужно показать опыт с электрофорной машиной и султанами;

с проводниками и непроводниками;

притяжение ненаэлектризованного тела к наэлектризованному.

К какой группе физических явлений вы их отнесёте?

Что же мы будем изучать на уроке?

Записываем тему урока

А кто из вас может объяснить эти явления, зная строение атома?

 Сформулируйте цель урока.

Озвучьте следующий шаг

Укажите место затруднения

  Желающие выходят, показывают и объясняют

К электрическим явлениям.

Электрические явления.  

Записывают тему в тетрадь

Начинают выдвигать свои гипотезы, но возникла проблема.  

Проговаривают — я пока не могу объяснить эти явления; я не знаю как эти явления связаны со строением атома

Формулируют цель:

Объяснить электрические явления, которые были продемонстрированы,на основе знаний о  строении атома

Найти выход из затруднения

Не знаем как связать электронную модель атома с электризацией

Элементы технологии проблемного обучения, целеполагание.

Цель: развитие познавательной активности.

Прием: побуждение к диалогу.

К-принимать и сохранять учебное затруднение, анализировать  и находить  место затруднения, строить речевое высказывание в устной форме.

П-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

Р- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

4. Проект выхода из затруднения

Наша задача дать объяснение следующим трём вопросам:

Почему тела электризуются?Почему приобретают разные знаки?

Почему все тела делятся на проводники и непроводники?

Почему ненаэлектризованное тело притягивается к наэлектризованному?

Предлагаю работу в группе по  плану, шаги которого вам нужно восстановить в нужной последовательности(номера шагов перепутаны, нужно восстановить последовательность; если всё верно, то получится слово, ключевое на сегодняшнем уроке)

Работа в группе 10-12 минут

    Выясняют, кто какой вопрос будет объяснять.

Составляют план работы в группе.

 

 План работы  группы:

 1.Найти источник информации(З)

2. Произвести отбор информации(А)

3.Заполнить лист- помощник(Р)

4. Выступление(Я)

5. Оценка (работы в группе, выступления) (Д)

Слово

З

А

Р

Я

Д

Работают с материалом учебника, словарём, с планом работы с текстом параграфа

Самостоятельно формулировать цель занятия, строить  план работы  совместно с учителем.

Работа в группе с распределение ролей и ответственных.

Отбор информации.  Групповая дискуссия по заполнению листа- помощника.

Метод: сотрудничество, взаимопощь.

К – умеют слушать друг друга, строить
понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать
в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.

Р- определять, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

К- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

5. Реализация проекта

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель представляет группы, следит за правильностью выводов.

Вопросы группам:

Что происходит с зарядами при электризации?

Почему проводники проводят электрические заряды, а диэлектрики нет?  

Почему гильза сначала притянулась к палочке, а затем резко оттолкнулась от неё?

Вопросы на слайдах 11, 12

командир группы защищает работу группы и даёт оценку работы своей группы, сравнивая с эталоном (слайд 5,6) 

При электризации происходит перераспределение зарядов, электроны отрываются от одного атома и присоединяются к другому

проводники имеют свободные заряды, а диэлектрики связанные

 

гильза получила заряд того же знака, поэтому оттолкнулась

Воспроизводить информацию, необходимую для решения цели урока, обосновывать  свой выбор, применять правила делового сотрудничества , развивать чувство доброжелательности

Цель: зафиксировать новое знание в речи и знаковой форме

Перевод внутренней речи во внешнюю (проговаривание) как фиксация нового знания

Метод групповой дискуссии.

Синтез полученных выводов в целостную систему знаний

П- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; смысловое чтение.

Р-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

К- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

Р-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

7. Физкультминутка

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.

(Вращение корпусом вправо и влево.)

Мы работаем руками.

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех'?

(Дети имитируют движения крыльев.)

Чтобы ноги не болели.

Раз - присели, два - присели.

Три. Четыре. Пять и шесть.

Семь и восемь. Девять, десять.

(Приседания.)

Рядом с партою идем,

(Ходьба на месте.)

И садимся мы потом.

(Дети садятся за парты.)

Выполняют физкультминутку под музыку

Элемент здоровьесберегающей технологии обучения

8. Самостоятельная работа

Тест с взаимопроверкой в двух вариантах (см Приложение)

Выполняют тест , проверяют в парах

Прием: анализ, сравнение

Метод сопоставления

Взаимопроверка по эталону: сверить  свою работу с образцом, оценить свои действия

П- анализ, синтез, сравнение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; научиться применять полученные знания о строении атома для объяснения электрических явлений;

Р-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 

Р - поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей

К-проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

9. Включение в систему знаний и повторение

10. Домашнее задание

1.  Что узнали и зачем?

2. У каждого в начале урока была своя цель.  Достигли ли поставленной цели?

3. Что нового каждый для себя узнал?

4. Кому знаком был данный материал?

5. Кто на уроке считает, что сегодня он потрудился на 5?

Обязательное: §31,вопросы к §31

Дополнительное:

Ответить на вопросы: а) Для того, чтобы наэлектризовать латунный стержень, его необходимо держать в резиновых перчатках. Почему?

б) Легкий пенопластовый шарик притягивается к заряженной положительно стеклянной палочке. Обязательно ли шарик заряжен отрицательно?

Творческое:

 Вредно или полезно статистическое электричество; что такое заземление (сообщение , презентация).

Обсуждают что получилось, кто какой внес вклад в достижение результата. Выставляют оценку группы и самооценку.

Выбор уровней д/з

 

Цель: самоанализ

Метод групповой дискуссии.

П- анализ, синтез, сравнение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений;

Р- контроль, коррекция; уметь слушать и слышать одноклассников, принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Л- нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала;

К- достижение договорённостей и согласование общего решения

Р- самоконтроль

11. Рефлексия деятельности на уроке

-Какую цель ставили?

-Вернемся к эпиграфу урока?

«Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние». (А. Эйнштейн)  

-Какой урок извлекли вы для себя?

Я всех благодарю за сотрудничество

- Как оцениваете работу класса?

Подведем итог: если вы поняли все явления и можете их объяснить, то вы получили электрический заряд значит, выбираете человечка с наэлектризоавнными волосами.Если у вас остались какие-то проблемы, то выбираете лысого или озадаченного человечка. Уходя из класса, прикрепляете человечка на двери.

Спасибо за урок!

отвечают

сегодня мы расширили свои знания по электризации и сможем объяснять электрические явления , основываясь на знании электронного строения атома

Р- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

 П- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л- адекватное понимание причин успеха/неуспеха;

К- формулирование и аргументация своего мнения

Приложение

Карта самоконтроля

1 . тест «закончи фразу»

2.  Работа в группе

3. Тест

4. Итоговая оценка

Оценка

Тест «Закончи фразу»

  1. Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, называют ………………                        
  2. Существует два рода электрических зарядов: …...............................
  3. Одноименные заряды ……………….
  4. Разноименные…………………………
  5. Тело, через которое заряды могут проходить от заряженного тела к незаряженному называется……………..
  6. Тело, через которое заряды не могут проходить от заряженного тела к незаряженному называется……………….
  7.  Элементарная частица, имеющая наименьший отрицательный заряд называется……………
  8.  Элементарная частица, имеющая положительный заряд равный по абсолютному значению заряду электрона называется………………..
  9.   Ядро атома состоит из……………….
  10.  Нейтрон заряда………………
  11.   Атом в целом………………
  12.  Атом потерявший один или несколько электронов называется ………………………………
  13.  Атом присоединивший один или несколько электронов называется…………………………..

Тест  Объяснение электризации тел

Вариант 1

1. Тело заряжено отрицательно тогда, когда сумма всех положительных зарядов в теле ...

а. равна сумме всех отрицательных зарядов в нем.

б. больше суммы отрицательных зарядов в нем.

в. меньше суммы всех отрицательных зарядов в нем.

2.  Стекло при трении о шелк заряжается ..., а шелк

а. положительно... отрицательно.  

 б. отрицательно... положительно.

В. отрицательно... тоже отрицательно.

Г. положительно... тоже положительно.

3. Что произойдет, если положительно заряженной палочкой коснуться отрицательно заряженного тела?

а. Часть электронов перейдет с палочки на тело.

б. Часть электронов перейдет с тела на палочку.

4.  Из рисунка  выберите те пары шариков, в которых электроны будут переходить от шарика а к шарику в, если их привести в соприкосновение.image002

а. В первой паре.

б. Во второй паре.

в. В третьей паре.

5. Какие из перечисленных веществ относятся к диэлектрикам?

             а. Эбонит.         б. 6. Алюминий.      в. Стекло.            г. Железо.

6. Незаряженные электроскопы А и С

image007

соединяются с заряженным электроскопом В с помощью двух палочек из  эбонита и стали. Зарядятся ли электроскопы  А и С?

а. Зарядятся.  

 б. Не зарядятся.

в. Зарядится только электроскоп А.

г. Зарядится только электроскоп С.

Вариант 2

1. Тело заряжено положительно в том случае, когда сумма всех положительных зарядов в теле ... сумме {суммы) всех отрицательных зарядов в нем.                      

а. равна

б. больше

в. меньше

2. Эбонит при натирании шерстью заряжается ..., шерсть же ...

а. положительно... отрицательно.  

б. отрицательно... положительно.

в. отрицательно... тоже отрицательно.

г. положительно... тоже положительно.

3. Что произойдет, если отрицательно заряженной палочкой коснуться незаряженного тела? Часть электронов перейдет ...

а. с палочки на тело.

б. с тела на палочку.

4. Из рисунка  выберите те пары шариков, в которых электроны будут переходить от шарика в к шарику а, если их привести в соприкосновение.image005

а. В первой паре.

б. Во второй паре.

в. В третьей паре.

5. Вещества, по которым передаются заряды, называют ... В этих веществах ... свободные электроны.

а. проводниками... не содержатся  

 б. диэлектриками... не содержатся

в. проводниками... содержатся  

г. диэлектриками... содержатся

6 Какие из перечисленных веществ относятся к проводникам?

а. Эбонит.

б. Алюминий.

в. Стекло.

г. Железо




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электрические явления

Слайд 2

Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернётся в прежние А. Эйнштейн

Слайд 3

Об электрических явлениях мы знаем … Тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, называют ……………… , получившим электрический заряд Существует два рода электрических зарядов: …............................... Одноименные заряды ………………. Разноименные………………………… Тело, через которое заряды могут проходить от заряженного тела к незаряженному называется…………….. Тело, через которое заряды не могут проходить от заряженного тела к незаряженному называется………………. наэлектризованным положительные и отрицательные отталкиваются притягиваются проводником непроводником (диэлектриком)

Слайд 4

О строении атома мы знаем … 7. Элементарная частица, имеющая наименьший отрицательный заряд называется…………… 8. Элементарная частица, имеющая положительный заряд равный по абсолютному значению заряду электрона называется……………….. 9. Ядро атома состоит из………………. 10. Нейтрон заряда……………… 11. Атом в целом……………… 12. Атом потерявший один или несколько электронов называется ……………………………… 13. Атом присоединивший один или несколько электронов называется………………………….. электроном протоном протонов и нейтронов не имеет нейтрален положительным ионом отрицательным ионом

Слайд 5

Тема урока Объяснение электрических явлений

Слайд 9

Объяснение явления притяжения ненаэлектризованных тел к наэлектризованным + + + + +

Слайд 10

+ + + + + Объяснение явления притяжения ненаэлектризованных тел к наэлектризованным

Слайд 11

Объяснение явления притяжения ненаэлектризованных тел к наэлектризованным План ответа: В каком направлении будут двигаться свободные электроны гильзы? Как будет заряжена гильза со стороны, повернутой к палочке? Как будут взаимодействовать гильза и палочка? Будет ли наблюдаться прикосновение? Что произойдет после прикосновения? Как будут взаимодействовать гильза и палочка после прикосновения? - - - - - Расскажите по плану, что произойдет, если к гильзе поднести отрицательно заряженную палочку

Слайд 12

Упражнение: К незаряженным металлическим палочкам поднесли заряженные шарики. Укажите знаки зарядов, которые возникнут на палочках. + - -q + q -q + q

Слайд 13

Ключ к тесту 1вариант 2 вариант 1. в 1. б 2. б 2. б 3. в 3. в 4. в 4. б 5. а 5. б 6. в 6. а

Слайд 14

Домашнее задание Обязательное: §31,вопросы к §31 Творческое: Вредно или полезно статистическое электричество что такое заземление (сообщение , презентация).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Электрические явления в природе и технике"

Данный урок предложен в форме конференции, рассчитанный на учащихся восьмого класса, с целью расширения знаний по вопросам истории развития учения об электричестве и применении взаимодействия наэлектр...

Открытый урок по физике "Электрические явления"

Электричество кругом,  Полон им завод и дом, Везде заряды: там и тут, В любом атоме « живут». А если вдруг они бегут, То тут же токи создают. Нам токи очень помогают, Жизнь карди...

Открытый урок по физике "Электрические явления"

Электричество кругом,  Полон им завод и дом, Везде заряды: там и тут, В любом атоме « живут». А если вдруг они бегут, То тут же токи создают. Нам токи очень помогают, Жизнь карди...

Конспект урока по физике "Электрические явления".

Конспект урока по физике "Электрические явления" для детей  с НОДА (обобщающий урок)....

Открытый урок по теме "Электрические явления" 8 класс

Данный разработанный урок был показан на районном конкурсе "Учитель года-2013", также материалы данного урока могут быть использованы при повторении темы "Электрические явления" в 8 классе...

Конспект урока 8 кл, Электрические явления

Маериал содержит конспект уроков с опытами и оборудованием....

План-конспект открытого урока по теме "Тепловые явления" 8 класс

План-конспект открытого урока по теме "Тепловые явления" 8 класс (уч. "Физика. 8 класс" А.В.Перышкин)...