ВИКТОРИНА по физике для 8-х классов «ХОРОШО, КОГДА ТЕПЛО»
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Мерхалева Елена Юрьевна

Викторина проведена во время недели физики в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_8_klass.docx439.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. Ц. Л. Куникова муниципального образования город – курорт

        

ВИКТОРИНА  

«ХОРОШО, КОГДА ТЕПЛО»

по физике для 8-х классов

        

                                                  Разработала: Мерхалева Е. Ю.

учитель физики

МАОУ СОШ № 8 им. Ц. Л. Куникова

   

                                             Геленджик, 2016г.

Цель игры: обобщить, систематизировать знания по теме «Тепловые явления», совершенствовать навыки решения качественных задач, расширить кругозор учащихся.

Задачи:

  • повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла;
  • стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;
  • учить применять знания в новой ситуации, а также  грамотно объяснять происходящие физические явления;
  • продолжить развивать и закреплять навыки решения качественных задач;
  • формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать  в группах, умения оценивать деятельность товарища.

Оборудование: карточки – задания для команд, проектор, презентация.

Пояснительная записка:

  1. В игре участвуют 5 команд, в составе из 5 обучающихся в 8 классах.
  2. Игрой руководит учитель-организатор. Членами жюри могут быть учителя физики, математики, биологии, ученики 10-11 классов.

Ход игры (Слайд 1)

Сегодня мы проводим конкурс «Хорошо, когда тепло!» среди учащихся 8-х классов. Это мероприятие посвящается разделу физики «Тепловые явления».

Для начала – познакомимся. Команды представьтесь. (Команды сообщают по очереди название, девиз)

Конкурс №1. «Разминка». (Слайд 2)

Каждой команде поочередно задаются вопросы, на которые они дают ответы. Ответы вы должны давать быстро. Если какая-то команда на вопрос не ответила, то ответить имеет право та команда, игроки которой первыми поднимут руку. Каждый верный ответ – 1 балл.

Вопросы:

  1. В один стакан налита холодная вода, а в другой-горячая. В каком стакане вода обладает большей внутренней энергией?
  2. Почему при длительном пробеге автомашины, резина заметно нагревается?
  3. Почему, если быстро скользить по шесту или канату, можно обжечь руки?
  4. Почему нагретые детали в воде, нагреваются быстрее, чем на воздухе?
  5. Зачем водопроводные и канализационные трубы зарывают в землю на большую глубину?
  6. Зачем ствол винтовки покрывают деревянной накладкой?
  7. Почему стальной орудийный ствол не плавится при выстреле, хотя температура достигает 3600  С.
  8. Весной в воздухе уже тепло, температура больше 0 С, а на реках, озёрах лёд ещё стоит. Чем это объяснить?
  9. Как объяснить, что во время ледохода, весной, вблизи реки бывает холоднее, чем вдали от неё?
  10.  Почему нам становится холодно, когда наша одежда намокнет?
  11.  Зачем вспотевшую после езды лошадь накрывают попоной?
  12.  Отличается ли температура кипящей воды в чайнике от температуры пара, выходящего из него?
  13.  Почему после дождя становится немного прохладнее?
  14.  Почему в прорезиненной одежде жару переносить труднее, чем в обычной?
  15.  У пара или у воды при 100 С больше внутренняя энергия?
  16.  Как меняется внутренняя энергия продуктов в холодильнике?
  17.  Почему у растений, произрастающих в пустыне листья превратились в иголки?
  18.  Как меняется температура кипения воды при увеличении давления?
  19.  Почему уменьшается количество воды, если сосуд оставить открытым?
  20.  Почему после стирки белье сушим в развернутом виде?

Конкурс №2.  «Пять важных явлений». (Приложение 1). (Слайд 3)

Каждая команда получает (случайным образом, на выбор) 1 из 5 конвертов с названиями тепловых процессов: плавление, кристаллизация, испарение, кипение, конденсация, и одинаковым набором карточек. Команде в течение 1 минуты надо выбрать 3 карточки, характеризующие процесс на конверте. Каждая команда получает столько баллов, сколько выберет правильных ответов.

 Конкурс №3. «Загадки от Шерлока Холмса» (Приложение 2)

Знаниями о тепловых явлениях обладают не только ученые и школьники, но и сыщики. Вам хочет задать вопросы сам Шерлок Холмс!

Каждая команда получает конверт с заданием, на которое надо дать ответ через 1 минуту.

Конкурс капитанов № 4. «Кроссворд наоборот» (Приложение 3)

Капитаны получают кроссворд с заполненными клетками. Необходимо составить вопросы к данным ответам. Первый выполнивший задание капитан приносит команде максимальное количество баллов 5, следующий – 4 и т.д.

Во время конкурса капитанов проводится конкурс болельщиков.

Конкурс для зрителей «Сто вопросов».

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

1.        Зачем в стакан кладут ложечку, когда наливают горячий чай?

2.        Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)

3.        Почепу ручки у самовара пластмассовые?

4.        Какая вода скорее закипает: сырая или кипяченая, если перед нагреванием они имели одинаковую температуру?

5.        Почему хлеб черствеет?

6.        Отчего крышка чайника иногда начинает подпрыгивать?

7.        Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)

8.        Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)

9.        Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

10. Почему чай в блюдце остывает быстрее, чем в стакане?

11. Как ускорить процесс диффузии в твёрдых телах?

12. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое?

  13. Почему воспламеняется спичка при трении её головки о коробок?

  14. В каких единицах в СИ измеряется масса атома?

  15. Изменится ли масса воды, когда часть её превратится в лёд?

  16. Как звали Ломоносова?

 17.Одно яйцо при нормальных условиях варят до состояния «крутого»  4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц?

  18. Мировое пространство?

  19. Естественный спутник Земли?

  1. Общее название 12 созвездий?

Конкурс 5. «Аукцион».

Вниманию команд предоставляются картины известных художников. Посовещавшись 1 минуту вы должны будете по очереди называть тепловые явления, присутствующие на картине, балл получит команда последней назвавшая явление.

Подведение итогов.

Жюри подводит подсчет набранных очков за игру каждой командой, объявляет победителей.

        

        Приложение 1.

«Пять важных явлений».

Q=cmΔt

 Q=λm

 Q=qm

 Q=Lm

Плавление

Кристаллизация

Испарение

Кипение

Конденсация

Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое.

Процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое.

Вид парообразования, который происходит с поверхности жидкости.

Вид парообразования, который происходит со всего объема жидкости.

Процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое.

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/images/shkolnikam/sochinenie_vesennyy_kapel_1.jpg

http://www.coollady.ru/puc/4/snow/055.gif

http://fiz.do.am/images/gia1/2_04.jpg

http://v0da.com/images/distilljacija-vody.jpg

http://www.nd.ru/dk/images/i/03.gif

Приложение 2.

        «Загадки от Шерлока Холмса»

Шерлок Холмс, войдя в квартиру и начав беседу с её обитателями, через минуту сказал: «Уважаемая хозяйка, у вас на кухне кипит чайник». Как он определил, если находился в комнате, из которой кухня не видна?

«Хотите чаю?»- спросил хозяин дома Шерлока Холмса. «Да»,-ответил гость. «Вот и хорошо, - сказал хозяин. - Но я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара только перед тем, как пить». «Разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили его», - посоветовал Шерлок Холмс. Прав ли он?

«Блины вкусны тогда, когда горячие», - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они дольше оставались горячими, - продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетеный из проволоки поднос. Прошу вас». «Лучше их ставить на деревянную подставку», - посоветовал Холмс. На чем основан этот совет?

Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «Погода на улице холодная». Как он это определил?

Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замёрзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая, - подумал он. Почему он сделал такой вывод?

Приложение 3.

        «Кроссворд наоборот»

 

http://festival.1september.ru/articles/549507/img1.gif

Приложение 5.

Оценочный лист.

Команда

Эмблема, девиз, название

Конкурс №1. «Разминка».

Конкурс №2. «5 важных явлений»

Конкурс №3. «загадки от Шерлока Холмса»

Конкурс № 4 «Кроссворд наоборот»

Конкурс № 5. «Аукцион»

Конкурс № 6. «Для болельщиков»

Итог

Максимальное кол-во баллов

5

Верный ответ – 1 балл

Верный ответ –

1 балл, максимальный балл 3

Верный ответ – 1 балл

Верный ответ – 1 балл

Верный ответ – 1 балл

Верный ответ – 1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад и викторинапо истории развития бухгалтерского учета

Проведение викторины по предмету бухгалтерский учет...

Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Что? Где? Когда? Почему?"

Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Что? Где? Когда? Почему?"...

Викторина для 2-3 классов «Хорошо ли ты знаешь английский язык?»

Задачи мероприятия:Обучающие:активизировать лексику по темам «Животные», «Цвета», «Части тела», «Числа от 1 до 20»,Развивающие:развивать навык фонематического слуха;развивать внимание, мышление, памят...

Класс хорош, если в нем хорошо каждому ребенку!

 «Ученическое самоуправление» и «самодеятельность» –понятия взаимообусловленные. Отношение взрослых к детской самодеятельности нередко «грешит» кр...

Викторина для учащихся 1-4 классов «Хорошо ли ты знаешь птиц?»

Цель: расширить кругозор учащихся, рассказать о пользе птиц, об их охране. Научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе, к родному краю. Развить творческие способност...

Конспект беседы во 2-3 классах "Хорошие манеры"

Цель: познакомить детей с правилами этикета....

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Хорошее отношение к лошадям"

Целью данного урока является воспитание нравственных основ личности, воспитание гуманного отношения к животным посредством знакомства со стихотворением В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошад...