Конспект урока "Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Вечерова Любовь Владимировна

Данная тема является пятой по счету в разделе «Изменение агрегатных состояний вещества», на которую отводится 11 часов. Здесь учащимся предлагается продолжить изучение перехода вещества из одного состояния в другое, которые потребуются им для дальнейшего изучения курса физики.

Цель урока: изучить переход жидкости в газообразное состояние на основе кипения.

Задачи урока:

·        Образовательные:

1.     раскрыть физическую сущность процесса кипения жидкости;

2.     объяснить постоянство температуры жидкости в процессе кипения;

3.     ввести новую физическую величину – удельную теплоту парообразования;

4.     объяснить на основе закона сохранения и превращения энергии равенство удельной теплоты парообразования и конденсации.

·        Развивающие:

1.     развивать творческую самостоятельность и аналитическое мышления при изучении нового материала;

2.     развивать потребность в изучении природы.

·        Воспитательные:

1.     воспитывать любовь к природе.

Презентация «Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации» предназначена на данном уроке для объяснения нового материала.

Компьютерная презентация позволяет соблюдать принцип наглядности в обучении как для повторения ранее изученного материала, так и для изучения нового. Ученикам удобнее посмотреть на презентации тот или иной рисунок в увеличенном виде, чем в учебнике.

Также презентация обеспечивает соблюдение принципа доступности, то есть ребята могут воспользоваться для своего ответа материалом, которого нет в учебнике.

Кроме того, информационные технологии всегда привлекают внимание учащихся и способствуют лучшему усвоению материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_fizike_8_klass.rar2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Чёлсменская основная общеобразовательная школа

Галичского района

Костромской области

Конспект урока

по физике 8 класса

на тему «Кипение. Температура кипения.

Зависимость температуры кипения от давления.

Удельная теплота парообразования и конденсации»

Разработано Румянцевой Любовью Владимировной – учителем математики и физики.

2010 год.


Класс: 8

Тема: Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Цель урока: изучить переход жидкости в газообразное состояние на основе кипения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, оборудование для опытов.

Презентация «Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации».

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и формы работы

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок физики.

(Проверка готовности к уроку)

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами раскроем физическую сущность процесса кипения жидкости, введем новую физическую величину – удельную теплоту парообразования и на основе закона сохранения объясним равенство удельной теплоты парообразования и конденсации. Открываем тетради, записываем число, тему урока «Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации». (1 – 2 слайд)

Записывают число и тему урока «Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации».

3. Проверка домашнего задания (слайд 3 – 4)

Давайте с вами вспомним, материал прошлого урока.

  1. Ответьте на теоретические вопросы:
  • Какое явление называют испарением?

  • Почему испарение происходит тем быстрее, чем выше температура жидкости?

  • Какой пар называется насыщенным? ненасыщенным?

  • При каких условиях происходит конденсация пара?
  1. Ответьте на практические вопросы.
  • Выступающий в жару на теле пот охлаждает тело. Почему?
  • Почему в сухом воздухе переносить жару легче, чем во влажном?

  • Для чего летом после дождей или полива приствольные круги плодовых деревьев покрывают слоем перегноя, навоза или торфа?

Испарением называют парообразование с поверхности жидкости.

Испарение происходит быстрее при более высокой температуре, так как при более высокой температуре больше достаточно быстрых молекул.

Насыщенным называется пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.

Ненасыщенным называется пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.

Конденсация пара происходит при определенной температуре.

Пот охлаждает тело в жару, так как испаряется.

В сухом воздухе испарение идет активнее, чем во влажном. Это значит, что температура кожи за счет испарения пота в сухом воздухе ниже, чем во влажном. Поэтому жару в сухом воздухе переносить легче.

Приствольные круги деревьев после полива покрываются слоем перегноя, навоза или торфа для уменьшения испарения воды.

Фронтальная беседа

4. Изучение нового материала.

Я очень рада, что вы помните материал прошлого урока. Сегодня мы рассмотрим второй способ образования пара – кипение.

Пронаблюдаем это явление на опыте. Открываем учебник на странице 44 и собираем установку с рис.19. (Учащиеся проделывают опыт и делают вывод (слайд 5-6).

Молодцы. Давайте дадим определение, что такое кипение и запишем его в тетрадь.

Кипение – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре (слайд 7).

В отличие от испарения, которое происходит при любой температуре, кипение от начала до конца происходит при определенной и постоянной для каждой жидкости температуре. Поэтому, например, при варке пищи нужно уменьшать огонь после того, как вода закипит. Что это нам даст? Найдите ответ в учебнике и прочитайте.

Что же называют температурой кипения? Запишите в тетрадь и прочитайте (слайд 7).

Следовательно, какое из этого определения следует свойство? (слайд 7)

Далее работа по слайду 8.

Откройте учебник на странице 45. Здесь вам приведена таблица температуры кипения некоторых веществ, в С. (слайд 9)

Водород

-253

Вода

100

Кислород

-183

Ртуть

357

Молоко

100

Свинец

1740

Эфир

35

Медь

2567

Спирт

78

Железо

2750

(Далее идет работа по таблице).

Чтобы температура испаряющейся жидкости не изменялась, к жидкости необходимо подводить определенное количество теплоты.

Так, чтобы испарить воду массой 1 кг при температуре 100 ˚С, требуется Дж.

Кипение тоже испарение, только сопровождается оно быстрым образованием и ростом пузырьков пара. Очевидно, что во время кипения необходимо подводить к жидкости определенное количество теплоты. Это количество теплоты идет на образование пара. Причем различные жидкости одной и той же массы требуют разное количество теплоты для обращения их в пар при температуре кипения.

Далее записывают в тетради определение удельной теплоты парообразования и единицы измерения) (слайд 10).

Далее идет работа по таблице №6 (учебник с.49) или (слайд 11).

Соприкасаясь с холодным предметом, водяной пар конденсируется. При этом выделяется энергия, поглощенная при образовании пара (слайд 12).

Далее по учебнику выводят формулу для вычисления количества теплоты и записывают ее в тетрадь. Затем разбирают применение формулы на практике, на примере задачи разобранной в учебнике.

Учащиеся собирают установку и наблюдают, затем делают вывод.

Записывают определение в тетрадь.

Это даст экономию топлива, а температура воды все равно сохраняется постоянной во время кипения.

Температуру, при которой жидкость кипит, называют температурой кипения.

Во время кипения температура жидкости не меняется.

Отвечают на вопросы по таблице.

Запись определения и единицы измерения.

Отвечают на вопросы по таблице.

Запись вывода в тетрадь.

Запись формулы. Разбор задачи.

Опыт

Самостоятельная работа по учебнику.

Наблюдение.

Наблюдение.

5. Решение задач (слайд 14)

  1. Эфир массой 30 г обращают в пар при температуре 35 ˚С. Сколько энергии для этого потребуется?
  2. Рассчитайте количество теплоты, которое потребуется для обращения в пар спирта массой 0,2 кг, находящегося при температуре 28 ˚С?
  3. Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы 400 г воды с начальной температурой 20 ˚С довести до кипения и 40 г ее превратить в пар?

Решают задачи на доске и в тетради.

Письменная работа.

6. Подведение итогов урока.

Какие новые понятия изучены?

Далее вопросы из презентации (слайд 15)

Достигли ли мы цели урока?

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальный опрос

7. Домашнее задание

(слайд 16)

Прочитать §18, 20, упражнение 10 (4, 5).

Подготовить доклад на тему по выбору:

  • Как образуется роса, иней, дождь и снег.
  • Круговорот воды в природе.
  • Литье металлов.

Записывают задание в дневники.


Приложение №1.

Используемая литература.

  1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Пёрышкин А.В. Физика 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 6-е изд. – М.: Дрофа, 2003.
  3. Пёрышкин А.В. Физика 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 6-е изд. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Пёрышкин А.В.Программа по физике для общеобразовательных учреждений 7 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2008.
  5. Шевцов В.А. Физика 8 класс. Поурочные планы по учебнику Пёрышкина А.В. – Волгоград: Учитель, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа на 15 минут по теме: АТМОСФЕРА ( состав, строение, температура воздуха, атмосферное давление). 6 класс, география

Самостоятельная работа на 15-20 минут  по теме: АТМОСФЕРА  ( состав, строение, температура воздуха, атмосферное давление). 6 класс, география...

Лабораторная работа по теме "Исследование зависимости температуры остывающей воды от времени"

Данно лабораторной работы нет в учебнике физики 8 класс Пёрышкина до 2012 года издания, хотя в программе она есть....

Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Связь давления идеального газа с средней кинетической энерг

Разработка серии уроков посвященных изучению: Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Модели строения газа, жидкости, твердого тела. Абсолютная температура. Связь абсолютной температуры со средн...

Атомы и молекулы. Молекулярное строение веществ. Движение молекул. Диффузия. Зависимость температуры тела от скорости молекул.

Цели урока: знакомство с новой главой учебника, определение материальности объектов и предметов; познакомить учащихся с диффузией в жидкостях, газах и твердых телах; научить объяснять явление диффузии...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Физика 8 класс Кипение. Температура кипения

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Физика 8 класс Кипение.  Температура кипения...

Практическая работа по географии «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой» и «Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы оса

Пр. р. №5 «Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой».Пр.р. №6. «Составление графи...