Урок физики в 9 классе. Тема урока: «Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звука.»
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Климкович Сергей Олегович

 

Урок физики в 9 классе.                              

Тема урока:

«Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звука.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 9Б классе.          РМО.                        

Тема урока:

«Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звука.»

Тип урока — усвоение новых знаний.

Цели урока:

  • Образовательная : сформировать представление о звуке

как одном из видов механических колебаний и его  

характеристиках: громкости, высоты тона и тембра.  

  • Развивающая : развивать умения  переносить знания в новую

ситуацию, показать связь физики с музыкой, биологией и

литературой.

  • Воспитательная : воспитание чувства прекрасного и интереса

к предмету.

Оборудование:

  • Демонстрация № 1: камертон и молоточек, теннисный шарик на нити и штатив;
  • Демонстрация №2: тисы и полотно ножовки по металлу (металлическая линейка)
  • гармошка, курай, гитара, кубыз
  • кроссворд для домашнего задания
  • листочки с предложениями для игры
  • бланки для ответов на вопросы теста
  • сотовый телефон для вибро звука
  • магниты 10 штук

Ход урока:

I.Организационное начало урока:

Здравствуйте ребята и уважаемые коллеги!

Молодой Александр Сергеевич Пушкин, коротая со своей няней долгие, зимние вечера в деревне услышал в вое ветра:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

Или вспомним слова Николая Васильевича Гоголя: “Каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий вместе стонущий звук…”.

 Конечно, Вы уже догадались что темой нашего урока будет звук!

 Мы живем в мире колебаний: например это маятник стенных часов, детские качели, фундамент быстроходной турбины, кузов железнодорожного вагона, струна гитары и многое другое.

Колебания играют важную роль в технике: например выработка, передача и потребление электрической энергии, телефония, радиовещание, телевидение, радиолокация.

С колебаниями мы встречаемся и в живом организме: биение сердца, сокращение желудка, деятельность кишечника имеют колебательный характер.

Поэтому мы с вами сегодня, используя полученные знания о механических колебаниях и волнах, перейдем к изучению звуковых явлений.

Слайд 2

3) Итак запишите в тетрадях дату и тему урока.

Слайд 3

5) Ознакомьтесь с целями урока.

Слайд 4

II. Повторение пройденного материала.

 План урока перед Вами. Первый этап нашего урока - повторение пройденного материала.

 Я предлагаю Вам устно ответить на вопросы:

1.Какое движение называется колебательным?

(Ответ: Движение, повторяющееся через определенный промежуток времени называется колебательным.)

2.Какими величинами характеризуются колебательное движение?

(Ответ: Колебательное движение характеризуется амплитудой, периодом и частотой.)

3.Дайте определение периода колебаний ? Как обозначается  эта физическая величина и ее единица измерения ?

(Ответ: Периодом называется промежуток времени через который движение повторяется. Обозначается буквой Т, единицей измерения является одна секунда.)

4. Дайте определение частоты колебаний? Какой буквой обозначается эта физическая величина, единица измерения?

(Ответ: Число колебаний в единицу времени называется частотой колебаний. Обозначается буквой ν, единицей измерения является один герц - одно колебание за секунду.)

5. Дайте определение амплитуды колебаний? Как обозначается эта физическая величина и единица измерения?

(Ответ: Амплитудой колебаний называется наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия. Обозначается буквой А и единицей измерения является один метр.)

 Теперь я предлагаю устно ответить на вопросы небольшого теста.

Слайд 5-12

1.Что называется волной?

Варианты ответа:

а) распространение в пространстве

        колебаний.

б) распространение в пространстве        вещества;

в) распространение в пространстве энергии;

2.Происходит ли перенос энергии и вещества при распространении волны?

Варианты ответа:

а) энергии – нет, вещества- да;

б) энергии –да, вещества –нет.

в) энергии и вещества –да;

3.В каких упругих средах могут распространяться продольные волны?

Варианты ответа:

а) только в газах;

б) только в жидкостях;

в) в твердых, жидких и газообразных  телах.

 4.От каких величин зависит скорость распространения волны? 

Варианты ответа:

а) от среды, в которой волна распространяется, и ее свойств.

б) от частоты колебаний волны;

в) от длины волны;

 5. Обзор формул:

       λ=υ/ν        υ= λν       ν= υ/λ

       Т=t/N       N=t/T      t=TN

       Ѕ= υt         t= Ѕ/υ      υ= Ѕ/t

Подведем итоги теста поменявшись листочками.

Критерии оценки:

«отлично» за 5

 «хорошо» за 4

«удовлетворительно» за 3 верно выполненных заданий.

 

Слайд 4

III.Объяснение нового материала.

Мы приступаем к изучению нового материала

 Мир наполнен самыми разнообразными звуками: тиканье часов и гул моторов, шелест листьев и завывание ветра, пение птиц и голоса людей, музыка и жужжание пчел, гром во время грозы.

 Что общего в  перечисленных примерах?

 Что порождает звук?

Для ответа на этот вопрос проведем небольшой опыт.

Демонстрация 1.

Прибор, который я держу в руках, называется камертоном. Это изогнутый металлический стержень на ножке, у которого есть ветви.

Ударим по нему молоточком. Он зазвучит. Что создает звук?

Поднесем к звучащему камертону подвешенный на нити шарик. Шарик будет периодически отскакивать.

 Это свидетельствует о колебаниях ветвей камертона.

Первый вывод:

 источником звука является тело, которое совершает колебания.

В наших примерах звуки голосов людей и животных возникают в результате колебаний голосовых связок, звучание музыкальных инструментов, раскаты грома и свист ветра обусловлены колебаниями масс воздуха.

Слайд 13

 А сейчас мы рассмотрим физиологические т.е. связанные со слуховыми ощущениями человека  характеристики звука: громкость, высота и тембр.

Демонстрация 2.

Послушайте. (Слегка ударяю по ножке камертона и подношу к шарику на нити).

 Мы получили колебания малой амплитуды. 

(Ударяю сильно по ветви камертона и подношу к шарику на нити).

 Получаем колебания большой амплитуды.

Чем различается звучание камертона в опытах? (Громкостью).

 От чего зависит громкость звука?

Второй вывод:

 громкость звука определяется амплитудой колебаний .

Слайд 14-15

Другой важной характеристикой звука является высота звука. Чем она определяется?

Слайд 13

Демонстрация 3.

 Зажимаю в тисы полотно от ножовки по металлу (металлическую линейку). Изменяя длину полотна, привожу ее в колебание.

 Обратите  внимание: чем короче полотно, тем выше становится звук! Как меняется при этом частота колебаний?

Какой вывод можно сделать из данного опыта?

Третий вывод:

 высота звука зависит от  частоты колебаний: чем больше частота колебаний, тем выше издаваемый звук.

Слайд 16-17

Кстати, ребята, человеческое ухо воспринимает звук с частотой от 20 до 20000 Гц.

Волны с частотой менее 20 Гц относят к инфразвуковым, а более 20000 Гц – к ультразвуковым.

  Область слышимых звуков не имеет четких границ.

Особое физиологическое воздействие на человека оказывают инфразвуки. Это действие может даже вызвать болезненные ощущения.

Демонстрация 4.

Демонстрирую вибрацию сотового телефона.

Инфразвуковые колебания например возникают в печных и фабричных трубах при топке, в длинных трубах органа звук которой подобен раскату грома. Один из интереснейших видов инфразвуков – это “голос моря”, возникающий при шторме.

Ультразвуки находят большое применение:

  они могут  производить дробление твердых тел (камни в почках), омылять жиры (на этом принципе устроены стиральные устройства).

Ультразвуки ослабляют жизнедеятельность бактерий, уменьшают их рост.

Широко используется в медицине для ультразвукового исследования органов человека, в гидроакустике, в дефектоскопии.

Эти звуки человек не воспринимает, зато летучие мыши, дельфины и другие животные прекрасно воспринимают ультразвук.

Слайд 13

 Следующая характеристика звука – тембр.

Голоса людей имеют свой окрас – тембр, и у каждого из вас, ребята, он свой, неповторимый.

Проведем небольшую игру, а заодно немножко отдохнем (с пользой!)

Игра на определение хозяина голоса.

Текст для первого ученика: Шум – это множество самых различных звуков. Шум, особенно громкий, вредно отражается на здоровье и трудоспособности. Его действие вызывает утомление, поражает нервные центры, может вызвать болевые ощущения и шок.

Текст для второго ученика: Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению нервных клеток.

Текст для третьего ученика: Так действует шумовое загрязнение. Но тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, шум прибоя приятны человеку. Они успокаивают, расслабляют, снимают стресс.

 Продолжим работу и обратимся к слайдам.

Слайд 18

(Словарная работа).

Слайд 19-20

Демонстрация 5.

 Демонстрируется звучание музыкальных инструментов: курая, гармони, баяна, гитары, кубыза.

Слайд 4

IV.Закрепление изученного.

 Следующий этап нашей работы – закрепление изученного. Ответим на вопросы.

Слайд 21

  • С какими характеристиками звука вы познакомились сегодня на уроке?

( Громкостью, высотой и тембром.)

  • Почему громкость слышимого звука является физиологическим понятием?

(Потому что она зависит от индивидуальных особенностей слухового ощущения человека, его возраста.)

  • Верно ли, что, если колеблется, значит, звучит, а звучит – значит, колеблется?

(Если колеблется не всегда звучит, но если звучит обязательно колеблется.)

  • Почему непохожи голоса даже родственников?

(Каждому голос имеет свой индивидуальный окрас – тембр.)

Еще раз вспомним выводы, которые мы сделали в течении урока.

Слайд 22

1. Громкость звука зависит от …(амплитуды)

2. Высота тона определяется …(частотой)

3. Тембр звука определяется …(набором обертонов)

Слайд 23

V.Подведение итогов урока.

Выставляются оценки учащимся за работу на уроке.

Всем объявляется большая благодарность за помощь в проведении урока.

VI.Домашнеее задание:

& 34-36;  упр.29,30 (устно); кроссворд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс Урок: Источники звука. Звуковые колебания.

Интегрированный урок физики, музыки и информатики.Цель урока:Познакомить учащихся с понятием "звук", характеристиками звука; научмит различать звуки по громкости, тембру, показать, как эти характерист...

Урок по физике Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука

Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.Целью урока являются:Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое к...

Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Источники звука. Звуковые колебания"

Цель урока: изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений и знакомство с источниками и приемниками звука. Задачи:актуализировать и расши...

Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...

Мультимедийная разработка урока. физика 8 класс Тема урока: Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Цели и задачи, решаемые с помощью представленной работы:1.  Наглядно сформулировать цели и задачи урока. 2. Повторить пройденный материал,  необходимый  для  изучения  н...

Самоанализ интегрированного урока в 9 классе на тему: " Источники звука. Звуковые колебания"

Источниками звука являются колеблющиеся тела. О колебаниях струны мы можем судить по её звуку. Дрожание происходит с такой частотой, что струна для глаза кажется широкой, размытой линией...