Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Алимова Оксана Борисовна

урок физики в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе

Тема:  «Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи»

Учебник по физике А.В.Перышкина.

Цели и задачи:

1. Образовательная:

  • повторить и закрепить понятия: сила тока и напряжение;
  • ввести понятие сопротивления.
  • сформулировать закон Ома для участка цепи.

2. Развивающая:

  • развивать умения анализировать результаты эксперимента;
  • устанавливать логическую взаимосвязь физических величин;
  • развивать умение представлять результаты в различной форме

3. Воспитательная:

  • воспитывать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развивать умение анализировать, делать выводы, применять полученные знания для решения задач;

Педагогическая технология: 

  • компьютерная технология. Проведение физического эксперимента.

Тип урока:

  • комбинированный – изучение и первичное закрепление знаний;

Оборудование:

Проектор, экран.  Презентация. Раздаточный материал ( таблица для повторения материала). Оборудование для электрической  цепи на магнитной доске с помощью приборов из демонстрационного набора “Электричество-1”.

Конспект урока.

Этап урока

Учитель

Ученики

Актуализация

знаний

Сегодня на уроке мы продолжим изучать электрический ток. А что такое электрический ток и какие величины его характеризуют?

Так как знания об этих величинах нам важны, то постараемся систематизировать их с помощью таблицы. Но существует еще одна величина характеризующая ток, с ней мы познакомимся сегодня, последний столбик таблицы мы заполним в конце урока.

Отвечают на вопросы.

Каждый заполняет таблицу.

Целеполагание

Итак, вспомнили основные величины, характеризующие электрический ток.

Давайте посмотрим на схему электрической цепи (слайд3) если мы будем менять резисторы то заметим, что при одинаковом напряжении сила тока меняется. Значит, она зависит не только от напряжения, но и от свойств проводников включенных в цепь.

 А что собой представляет электрический ток в проводниках? Каков характер движения электронов? Как вы думаете встречаются ли препятствия на пути движущихся электронов?  Демонстрация презентации слайд 4.

Отвечают на вопросы. Пытаются выяснить в чем же причина сопротивления?

Изучение нового материала

Тема нашего урока: «Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи». Давайте посмотрим на демонстрацию движения электронов в проводниках.Слайд5-7.Вы знаете,  что в узлах кристаллической решетки металла расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся свободные электроны. Но они не могут двигаться неограниченно долго, так как взаимодействуют с ионами кристаллической решетки металла, отталкиваются с ионами. То есть, ионы мешают движению электронам в металлах, как бы оказывают сопротивление.  Итак, причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки.

Свойство проводника ограничивать

силу тока в цепи называют его

сопротивлением. Слайд8.

Слайд 9. За единицу сопротивления принимают 1 Ом – сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 В сила тока равна 1 А.

Применяют и другие единицы сопротивления:

  • 1 мОм = 0,001 Ом = 1•10-3 Ом
  • 1 кОм = 1 000 Ом = 1•103 Ом
  • 1 МОм = 1 000 000 Ом = 1•106 Ом

Мы с вами на прошлом уроке  уже  определим зависимость между силой тока и напряжением. Как в математике называется такая зависимость? Слайд 10.

Теперь нам предстоит выяснить как зависит сила тока от сопротивления проводника. Этим вопросом занимался немецкий физик  Георг Ом. Слайд 11.

Что бы установить зависимость силы тока от сопротивления исследуем туже схему что рассматривали в начале урока, теперь будем менять R. Слайд 12. Условие эксперимента: U=const. При проведении физических опытов, в которых определяют зависимость одной величины от другой, все остальные величины должны быть постоянными, если они будут изменяться, то установить зависимость будет сложнее. В эту цепь по очереди включают проводники обладающие различными сопротивлениями. Напряжение на концах проводника во время опыта поддерживается постоянным. Измерим силу тока амперметром. Собирем электрическую цепь на магнитной доске с помощью приборов из демонстрационного набора “Электричество-1”. К какому выводу мы можем придти по результатам опыта. Обобщая результаты опытов, приходим к выводу, что сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению сопротивлению проводника. Слайд 13.

http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/90/89800/89800_html_m5e1d4753.jpgСлайд14

Такая запись носит название:
Закон Ома для участка цепи”. Слайд 15.
Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.

Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником. (Слайд 16).

http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/90/89800/89800_html_3d06ebd1.png

  • Значение закона Ома. Слайд 17. Закон Ома определяет силу тока в электрической цепи при заданном напряжении и известном сопротивлении.
  • Он позволяет рассчитать тепловые, химические и магнитные действия тока, так как они зависят от силы тока.
  • Из закона Ома вытекает, что замыкать обычную осветительную сеть проводником малого сопротивления опасно. Сила тока окажется настолько большой, что это может иметь тяжелые последствия.

Анализируют. Делают вывод.

 Делают записи в тетрадях.

Отвечают на поставленные вопросы.

Рисуют схему

электрической цепи в тетрадях.

Обсуждают, какой должна быть правильная схема.

Отвечают на вопросы. Анализируют. Делают вывод.

Записывают формулы.

Формулируют закон.

Закрепление.

 Решим задачу: Слайд 18.

img7

На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?

Решают задачу устно.

Самостоятельная работа.

Задание на слайде 19. Выполняем работу на листочках, ответы дублируем в тетрадях для самопроверки.

Проводится самопроверка по готовым ответам. Слайд 21.

Выполняют работу на листочке.

Сдают работы.

 Самопроверка теста.

Делают самооценку.

Итог

Подводит итоги. Выставляет оценки. Сообщает домашнее задание.

Домашнее задание:

  •  § 43 - 44, ответить на вопросы страница 102.
  • Упражнение 19 (1,4).

Записывают домашнее задание.



Обобщающая таблица

Физические величины

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Что характеризует

 

 

Обозначение

 

 

Формула

 

 

Единица измерения

 

 

Чем измеряется

 

 

Условное обозначение прибора

 

 

Способ включения

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: