Рабочая программа по физике
рабочая программа по физике на тему

Рабочая программа  дисциплины «Физика» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базовый уровень, приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основе примерной программы по дисциплине «Физика», составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базовый уровень.

Содержание рабочей программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  по профессии  15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), укрупненная группа профессий 15.00.00 Машиностроение с получением среднего (полного) общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа по физике457 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕМИЛУКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

  ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.02 ФИЗИКА

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

среднего профессионального образования

по профессии

15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Семилуки

2015

          Рабочая программа  дисциплины «Физика» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базовый уровень, приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», на основе примерной программы по дисциплине «Физика», составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базовый уровень.

Содержание рабочей программы реализуется в процессе освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  по профессии  15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), укрупненная группа профессий 15.00.00 Машиностроение с получением среднего (полного) общего образования.

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

цикловой методической комиссией общеобразовательных дисциплин

Председатель ЦМК

_____________

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

___________

 «___»________201         г  

Составитель: Цицилина Наталья Васильевна , преподаватель ГБПОУ  ВО «СПК» высшей квалификационной категории.

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза:                            

                                   

Содержательная экспертиза:                      

                                   

Внешняя экспертиза:

Содержательная экспертиза:

                                               


СОДЕРЖАНИЕ

                                      Название разделов                                                               стр.    

  1. Паспорт рабочей программы                                                                         4
  2. Структура и содержание дисциплины                                                          6
  3. Условия реализации рабочей программы дисциплины                              25
  4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины                              39
  5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу           31

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.02 Физика

  1. Область применения рабочей программы:

реализация среднего (полного) общего образования в пределах программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ГБПОУ  ВО «СПК» по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы),  входящей в укрупненную группу профессий 15.00.00 Машиностроение, в соответствии с примерной программой Физика.

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы среднего профессионального образования (ООП СПО):  дисциплина «Физика» входит в общеобразовательный учебный цикл.
  2. Цели и задачи общеобразовательной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

        Изучение физики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате освоения дисциплины обучающийся  должен знать:

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;

- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

В результате освоения дисциплины  обучающийся должен  уметь:

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)

  1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 427 часов, в том числе:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 285 часа;

-самостоятельной работы обучающегося 142 часа.


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем  дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальный объем учебной нагрузки по дисциплине, всего

427

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (аудиторные занятия), всего

285

в том числе:

лекции

10

уроки

235

семинары

не предусмотрено

лабораторные занятия

27

практические занятия

не предусмотрено

контрольные работы

13

Консультации

17

Внеаудиторная учебная нагрузка

(самостоятельная работа обучающегося) всего

125

в том числе:

выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ;

подготовка доклада по теме

подготовка презентаций

формирование и усвоение содержания теоретического материала, используя информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

подготовка сообщений

выполнение проектов, исследований

Промежуточная аттестация в форме

 экзамен


  1. Тематический план и содержание  дисциплины ОДП.02 Физика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

Введение

4

Содержание учебного материала

3

Физика-наука о природе. Возникновение физики как экспериментальной науки. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Диапазон восприятия органов чувств. Научный эксперимент и его особенности. Научная гипотеза. Физическая модель. Фундаментальные физические теории. Пределы применимости физической теории. Физика в сварочном производстве, транспорте, сельском хозяйстве Базовые физические величины. Физика в познании вещества, поля, пространства и времени. Материя, виды ее существования, формы движения.

Самостоятельная работа обучающихся

1

Работа с таблицей множителей и приставок СИ.

Раздел 1

Механика

85

Тема 2.1

Кинематика

Содержание учебного материала

15

Понятие механическое движение. Материальная точка. Тело отсчета. Траектория. Путь.

 Перемещение. Скорость. Координатный и векторный способы задания положения материальной точки в пространстве и времени. Равноускоренное прямолинейное движение, закон равноускоренного прямолинейного движения. Ускорение. Равнозамедленное прямолинейное движение. Свободное падение тел. Равномерное движение по окружности и его характеристики. Период. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Относительность механического движения. Преобразования Галилея. Сложение скоростей. Относительная скорость двух тел.

Лабораторные занятия

Лабораторная работа № 1 Измерение ускорения при равноускоренном движении

1

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

контрольная работа № 1 по теме «Кинематика»

1

Самостоятельная работа обучающихся

9

  1. Составление алгоритма решения кинематических задач.
  2. Подготовка сообщений «Физика в моей профессии»
  3. Деформация и силы упругости, сила трения в автомобилях и сельскохозяйственных машинах.
  4. Механика и техника.
  5. Решение задач по теме «Кинематика».
  6. Подготовка к занятиям с использованием конспекта лекций и различных источников

Тема 2.2

Динамика

Содержание учебного материала

15

Принцип инерции. Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Движение тела под действием нескольких сил. Сила упругости. Сила трения. Их электромагнитная природа. Закон Гука. Закон трения скольжения. Силы упругости, трения и сопротивления в автомобилях и сельскохозяйственной технике. Сила тяжести. Вес тела. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Лабораторные занятия

Лабораторная работа № 2 Движение тела под действием силы тяжести и упругости

1

Контрольные работы

контрольная работа № 2 по теме «Динамика»

1

Практические занятия

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся

9

  1. Составление алгоритма решения динамических задач.
  2. Подготовка сообщений «Силы в природе»
  3. Решение задач по теме «Динамика».
  4. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Презентации .

Тема 2.3

Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала

6

Импульс силы. Импульс тела. Замкнутая система. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.  Работа силы. Работа силы трения,  тяжести. Мощность. Полная механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

Лабораторные занятия

Лабораторная работа № 3 Исследование упругого  столкновения тел.

Лабораторная работа № 4 Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.

2

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся

4

  1. Составление конспекта «Успехи в освоении космического пространства».
  2. Решение задач по теме «Законы сохранения в механике».
  3. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Написание рефератов.

Тема 2.4

Механические колебания и волны

Содержание учебного материала

9

Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Уравнение гармонического колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс. Колебания в живой природе. Биоритмы. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Характеристики звука: высота, тембр, громкость, интенсивность. Физические основы слуха. Звуковые методы диагностики. Ультразвук, его использование в технике и медицине. Ультра- и инфразвуки в живой природе.

Лабораторные занятия

Лабораторная работа № 5

«Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника»

1

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся

5

  1. Подготовить доклад на тему: «Звук»
  1. Самоподготовка к лабораторной работе.
  2. Решение задач по теме «Механические колебания и волны».
  3. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.

Тема 2.5.

Статика

Содержание учебного материала

4

Равновесие тел. Первое и второе условия равновесия тел Прикладные задачи механики (расчет траекторий космических кораблей, проектирование автомобилей, самолетов и т. д.)

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

контрольная работа № 3 по теме «Законы сохранения в механике» и «Механические колебания и волны»

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

Применение условия равновесия тел в профессии

Раздел 3

Молекулярная физика и термодинамика

70

Тема 3.1

Основы молекулярно-кинетической теории идеального газа

Содержание учебного материала

14

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.

. Основное уравнение МКТ (без вывода). Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул вещества. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Объединенный газовый закон. Приведение объема газа к нормальным условиям. Изотермический процесс, закон Бойля-Мариотта.  Изобарный процесс, закон Гей-Люссака. Изохорный процесс, закон Шарля. Графики изопроцессов. Физические основы газосварки

Лабораторные занятия

Лабораторная работа №6

«Опытная проверка закона Гей-Люссака»

1

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

контрольная работа № 4 по теме «Основы МКТ идеального газа»

1

Самостоятельная работа обучающихся

8

  1. Подготовка доклада «М.В.Ломоносов – основоположник МКТ»
  2. Сравнительный анализ различных температурных шкал.
  3. Заполнение таблицы «Изопроцессы».
  4. Самоподготовка к лабораторной работе.
  5. Решение задач по теме.
  6. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Презентации .

Тема 3.2

Основы

термодинамики

Содержание учебного материала

12

Внутренняя энергия идеального газа. Изменение внутренней энергии тела при теплообмене и при

совершении механической работы. Работа газа при изобарном изменении его объема. Первый  закон  термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Понятие о 2 начале термодинамики. Принцип действия тепловой машины (двигателей внутреннего сгорания). КПД теплового двигателя. Роль тепловых двигателей в экономике. Охрана окружающей среды.

Лабораторные занятия

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

контрольная работа № 5 по теме «Термодинамика»

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

  1. Подготовить доклад на тему: «Тепловые двигатели и загрязнение окружающей среды»
  2. Изготовление макетов тепловых двигателей
  3. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.

Тема 3.3

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

Содержание учебного материала

14

Понятие фазы вещества. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная, относительная влажность воздуха. Точка росы. Приборы для определения влажности воздуха. Гигиеническое значение влажности воздуха.

Характеристика жидкого состояния вещества. Ближний порядок. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя жидкости. Поверхностное натяжение. Газовая эмболия. Смачивание. Капиллярность. Капиллярные явления в быту, природе, в сельском хозяйстве.

Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллы. Дальний порядок Анизотропия кристаллов. Пространственная решетка идеального кристалла. Типы связей в кристаллах, виды кристаллических структур. Дефекты и примеси в кристаллах, их значение. Виды деформаций. Механическое напряжение. Закон Гука. Упругость, прочность, пластичность, хрупкость. Плавление и кристаллизация. Изменение объема и плотности вещества при плавлении и кристаллизации. Зависимость температуры плавления от внешнего давления. Уравнение теплового баланса при плавлении и кристаллизации.

Лабораторные занятия

Лабораторная работа № 7  Измерение удельной теплоты плавления льда

Лабораторная работа № 8 Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости

Лабораторная работа № 9 Измерение относительной влажности воздуха

3

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

контрольная работа № 5 по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела»

1

Самостоятельная работа обучающихся

9

  1. Построение графика по таблице «Зависимость давления и плотности насыщенного пара от температуры».
  2. Самоподготовка к лабораторным работам.
  3. Исследование влияния ПАВ на поверхностное натяжение воды.
  4. Конспект «Виды деформаций».
  5. Заполнение таблицы «Виды кристаллических структур».
  6. Анализ диаграммы растяжений.
  7. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.
  8. Решение задач по теме.

Раздел 4

Электродинамика 

173

Тема 4.1

Электрические взаимодействия

Содержание учебного материала

Электрическое взаимодействие. Элементарный заряд. Дискретность заряда. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Диэлектрическая проницаемость среды. Электростатическое поле. Напряженность. Принцип суперпозиции полей. Графическое изображение электрических полей. Однородное электрическое поле. Работа, совершаемая силами электрического поля при перемещении заряда. Потенциал. Разность потенциалов, напряжение. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Проводники в электрическом поле. Распределение зарядов в проводнике. Принцип электростатической защиты. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Электроемкость проводника. Конденсатор. Емкость плоского конденсатора. Энергия электрического поля. Материальность электрического поля.

17

Лабораторные занятия

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

контрольная работа № 6 по теме «Электрические взаимодействия»

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Изображение спектров электрических полей системы двух одноименных зарядов.
  2. Подготовить сообщение на тему: «Ох уж эта вредная электризация»
  3. Исследование в домашних условиях электризации натуральных и синтетических веществ.
  4. Решение задач по теме.
  5. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Презентации .

9

Тема 4.2

Постоянный электрический ток

Содержание учебного материала

19

Постоянный электрический ток, сила тока, плотность тока. Условия, необходимые для возникновения и существования электрического тока. Стационарное электрическое поле. ЭДС, внешний и внутренний участки цепи, напряжение на этих участках. Закон Ома для участка цепи и замкнутой цепи. Короткое замыкание. Сопротивление как электрическая характеристика резистора. Зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Зависимость сопротивления от температуры. Понятие о сверхпроводимости. Удельная электропроводность различных тканей организма. Последовательное и параллельное соединение проводников. Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях. Применение постоянного тока с лечебной целью. Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца. Короткое замыкание.

Электрический ток в электролитах. Электропроводность электролитов. Электролиз. Законы электролиза. Постоянная Фарадея. Применение электролиза. Электропроводность газов. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Понятие о плазме. Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Вакуумные диод и триод, их применение. Электронно-лучевая трубка.

Сравнительная характеристика проводников, диэлектриков и полупроводников. Электропроводность полупроводников и ее зависимость от температуры и освещенности. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Термисторы и фоторезисторы. P-n переход. Полупроводниковый диод. Применение полупроводниковых приборов (сварочный выпрямитель). Физические основы электросварки.

Лабораторные занятия

Лабораторная работа № 10  Исследование смешанного соединения проводников

Лабораторная работа № 11 Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

2

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

контрольная работа № 7 по теме «Постоянный электрический ток»

1

Самостоятельная работа обучающихся

12

  1. Сравнительный анализ скорости дрейфа электронов в металле и скорости распространения электрического тока.
  2. Составить кроссворд на тему: Электрический ток в различных средах
  3. Самоподготовка к лабораторным работам.
  4. Решение задач по теме.
  5. Вычисление заряда электрона на основе законов электролиза.
  6. Конспект «Виды газовых разрядов».
  7. Заполнение обобщающей таблицы «Электрический ток в различных средах».
  8. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.
  9. Консультации

Тема 4.3

Магнитные взаимодействия

Содержание учебного материала

7

Магнитное поле как особый вид материи. Постоянные магниты и магнитное поле Земли. Взаимодействие токов. Графическое изображение полей. Магнитные поля прямого, кругового тока, соленоида (качественно). Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Рамка с током в магнитном поле. Магнитный поток. Работа магнитного поля при перемещении проводника с током.  Движение заряженной частицы в магнитном поле. Сила Лоренца. Электроизмерительные  приборы.

Лабораторные занятия

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся

4

  1. Сравнительный анализ электрического и магнитного полей.
  2. Конспект «Ускорители заряженных частиц».
  3. Анализ характера взаимодействия электрических зарядов и магнитного взаимодействия токов.
  4. Решение задач по теме.
  5. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Презентации .
  6. Консультации.

Тема 4.4

Электромагнитная

индукция

Содержание учебного материала

8

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля. Материальность магнитного поля.

Лабораторные занятия

Лабораторная работа № 12 Изучение явления электромагнитной индукции

1

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

контрольная работа № 8 по теме «Магнитные взаимодействия» и «Электромагнитная индукция»

1

Самостоятельная работа обучающихся

5

  1. Выявление роли магнитных полей в явлениях, происходящих на Солнце.
  2. Солнечная активность. Солнечно-земные связи. Роль электромагнитных полей в жизни живой природы.
  3. Решение задач по теме.
  4. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.
  5. Консультации

Тема 4.5.

Переменный электрический ток

Содержание учебного материала

18

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращение энергии в закрытом колебательном контуре. Собственная частота колебаний в контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Переменный ток  как вынужденные электрические колебания. Получение переменного синусоидального тока при равномерном вращении витка (катушки) в однородном магнитном поле. Период и частота тока. Понятие о генераторах переменного тока. Мгновенное, максимальное и действующее значения ЭДС, напряжения и силы тока. Получение, передача и распределение электроэнергии. Трансформаторы (сварочный трансформатор). Преобразование переменного тока (сварочный выпрямитель). Техника безопасности в обращении с электрическим током.

Лабораторные занятия

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

контрольная работа № 9 по теме «Переменный электрический ток»

1

Самостоятельная работа обучающихся

9

  1. Решение задач по теме.
  2. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Написание рефератов.
  3. Сравнение свойств токов высокой и низкой частоты.
  4. Получение, передача и распределение электроэнергии в экономике РФ.
  5. Консультации

Тема 4. 6.

Электромагнитные волны

Содержание учебного материала

10

Электромагнитное поле и его распространение в пространстве в виде электромагнитных волн. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С.Поповым. Физические основы радиосвязи и телевидения. Различные виды электромагнитных излучений, их практическое применение.

Лабораторные занятия

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

контрольная работа № 10 по теме «Электромагнитные волны»

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

  1. Составление схемы передачи электроэнергии на большие расстояния (ЛЭП).
  2. Создание макета радиоприемника, трансформатора
  3. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Написание рефератов.
  4. Влияние электромагнитных колебаний на живые организмы (сотовые телефоны, бытовые электроприборы, компьютер). Меры защиты.
  5. Консультации

Тема 4.7.

Геометрическая оптика

Содержание учебного материала

11

Краткая история развития представлений о природе света. Электромагнитная природа света. Зависимость между длиной волны и частотой электромагнитного излучения. Диапазон световых волн. Принцип Гюйгенса. Законы отражения и преломления света. Полное отражение света и его применение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

Лабораторные занятия

Лабораторная работа № 13 Определение показателя преломления стекла.

1

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

контрольная работа № 11 по теме «Геометрическая оптика»

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

  1. Зарисовка схем экспериментов Майкельсона и Ремера.
  2. Доказательство законов отражения и преломления света на основе принципа Гюйгенса.
  3. Самоподготовка к лабораторным работам.
  4. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.
  5. Консультации

Тема 4.8

Волновая оптика

Содержание учебного материала

9

Дисперсия света. Разложение белого света призмой. Дисперсионный (призматический) спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел. Интерференция света. Когерентность. Интерференция света в природе, применение ее в технике. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дифракционный спектр. Понятие о поляризации. Поляроиды, их применение в науке, технике.

Лабораторные занятия

Лабораторная работа № 14 Изучение явления интерференции и дифракции света.

1

Контрольный урок по теме «Волновая оптика»

1

Практические занятия

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся

5

  1. Конспект «УФ и ИК части спектра».
  2. Конспект «Дифракционная решетка».
  3. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Подготовка творческих работ(презентаций)
  4. Решение задач по теме.
  5. Консультации

Тема 4.9

Элементы теории относительности

Содержание учебного материала

4

Классическая электродинамика и принцип относительности. Постулаты СТО. Относительность временных и пространственных промежутков. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии  с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи.

Лабораторные занятия

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся

2

  1. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Подготовка творческих работ(презентаций)
  2. Решение задач по теме.
  3. Консультации

Раздел 5

Квантовая

физика

47

Тема 5.1

Кванты и атомы

Содержание учебного материала

13

Квантовая гипотеза Планка. Квантовая теория света.  Энергия и импульс фотонов. Давление света. Опыты Лебедева. Химическое действие света. Понятие о фотосинтезе.  Внешний фотоэффект. Опыты Столетова. Законы внешнего фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна. Понятие о корпускулярно-волновой природе света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.

Лабораторные занятия

Лабораторная работа № 15 Наблюдение сплошных и линейчатых спектров

1

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

контрольная работа № 12 по теме «Волновая оптика»

1

Самостоятельная работа обучающихся

8

  1. Сравнение энергий квантов красного и фиолетового света.
  2. Составление план-конспекта «Внутренний фотоэффект, его применение».
  3. Решение задач по теме.
  4. Самоподготовка к лабораторной  работе
  5. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.
  6. Консультации

Тема 5.2

Строение атомного ядра

Содержание учебного материала

11

Опыты Резерфорда. Модель атома Резерфорда, Бора. Постулаты Бора. Уровни энергии в атоме. Излучение и поглощение энергии атомом. Принцип действия и использование лазера. Состав атомных ядер. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы. Естественная радиоактивность и ее виды. Правила смещения. Закон радиоактивного распада. Биологическое действие радиоактивных излучений. Ядерные реакции. Деление тяжелых атомных ядер, цепная реакция деления. Управляемая цепная реакция. Ядерные реакторы. АЭС. Проблемы ядерной энергетики. Защита от радиации. Ядерная безопасность АЭС. Термоядерный синтез и условия его осуществления. Проблема термоядерной энергетики. Ядра звезд как естественный термоядерный реактор.

Лабораторные занятия

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся

6

  1. Конспект «Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц».
  2. Написание доклада «Атомная энергия и охрана окружающей среды»
  3. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.
  4. Зарисовка принципиальной схемы ядерного реактора.
  5. Решение задач по теме.
  6. Консультации

Тема 5.3.

Элементарные частицы

Содержание учебного материала

4

Элементарные частицы. Классификация, основные свойства. Античастицы. Фундаментальные взаимодействия.

Лабораторные занятия

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

контрольная работа № 13 по теме «Строение атомного ядра» и «Элементарные частицы»

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

  1. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.
  2. Заполнение обобщающей таблицы «Элементарные частицы».
  3. Консультации

Раздел 6

Эволюция

Вселенной

15

Тема 6.1

Строение и развитие Вселенной

Содержание учебного материала

10

Строение Солнечной системы. Большие планеты. Астероиды. Законы Кеплера. Возмущения. Солнечные и лунные затмения.

Звезды. Блеск, светимость. Звездные системы. Эволюция звезд. Наша звездная система-Галактика. Другие галактики. Пространственное распределение галактик. Разбегание галактик. Закон Хаббла. Квазары.

Понятие о космологии. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Космологические эры и реликтовое излучение. Современная научная картина мира. Основные этапы ее развития.

Лабораторные занятия

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся

5

  1. Вычисление орбитальных скоростей планет с использованием таблицы «Основные сведения о планетах».
  2. Определение параметров нашей Галактики по школьному астрономическому календарю.
  3. Изучение звездного неба с помощью ПКЗН
  4. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами. Написание рефератов.
  5. Подготовка творческих работ(презентаций)
  6. Консультации

Раздел 7

Физический практикум

Содержание учебного материала

18

Лабораторные занятия

Лабораторные работы физического практикума

12

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся

6

  1. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.
  2. Самоподготовка к лабораторным работам.
  3. Консультации

Раздел 8

Обобщающее повторение

15

Содержание учебного материала

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение.

Законы сохранения в механике. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Закон  Кулона. Электрическое поле. Напряженность и потенциал электростатического поля. Энергия взаимодействия электрических зарядов. Электрический ток. Законы постоянного тока. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Шкала электромагнитных излучений. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотоны Постулаты Бора. Строение атомного ядра. Ядерная  энергетика.

Лабораторные занятия

не предусмотрены

Практические занятия

не предусмотрены

Контрольные работы

не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся

5

  1. Самоподготовка к итоговой аттестации
  2. Работа с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами.
  3. Написание ответов на билеты к экзамену.
  4. Консультации

Всего

427


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Физика

Лабораторий  не предусмотрено.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • шкафы для хранения литературы и демонстрационного оборудования.
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью

Технические средства обучения:

  • мультимедиа проектор.

Учебно-практическое оборудование кабинета:

  • барометр
  • амперметр
  • вольтметр
  • миллиамперметр
  • громкоговоритель
  • конденсатор переменной ёмкости
  • конденсатор разборный
  • машина волновая
  • катушка
  • модель электродвигателя
  • набор полупроводниковый
  • набор радиотехнический
  • ПСМ – 2
  • прибор «Разряд-1»
  • прибор демонстрации вихревых токов
  • прибор демонстрации газовых законов
  • разновесы
  • реостат
  • комплект по фотоэффекту
  • штатив изолирующий
  • ФЭС – скамья
  • осветитель типа «прожектор»
  • огниво воздушное
  • прибор для демонстрации невесомости
  • электродвигатель
  • индикатор ионизирующих частиц
  • конденсатор разборный
  • прибор для демонстрации видов деформации
  • прибор для демонстрации электронных пучков
  • термометр демонстрационный
  • ультразвуковая установка
  • модель демонстрации сопротивлений
  • модель броуновского движения
  • прибор демонстрации магнитного поля тока
  • палочка из стекла
  • палочка из эбонита
  • электромагнит разборный
  • набор по интерференции света
  • прибор сложения цветов
  • модель решётки меди, графита, железа.
  • коллекция «топливо»
  • коллекция «шкала твердости»
  • прибор электромагнитных полей
  • выпрямители
  • ключ
  • психрометр
  • магнит
  • электрометр
  • манометр жидкостный
  • дифракционная решетка
  • набор капилляров
  • султан электрический
  • сетка электрическая
  • штангенциркуль
  • оборудование для лабораторных занятий

Печатные пособия:

  • портреты выдающихся физиков
  • таблицы по физике

Учебно-методический комплекс:

  • комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине
  • комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено

3.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)

Основные источники

для преподавателей:

  1. Касьянов В. А. Физика, 10 класс Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений – 3-е издание, доработанное – М: Дрофа. 2012 г. -271 [1]с.

  1. Касьянов В. А. Физика, 11 класс Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений – 3-е издание, доработанное – М: Дрофа. 2012 г. -269 [2]с.

для обучающихся:

  1. Касьянов В. А. Физика, 10 класс Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений – 3-е издание, доработанное – М: Дрофа. 2012 г. -271 [1]с.

  1. Касьянов В. А. Физика, 11 класс Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений – 3-е издание, доработанное – М: Дрофа. 2012 г. -269 [2]с.

Дополнительные источники:

для преподавателей:

  1. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – 22-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 366 с. : ил. – (Классический курс).

  1. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой – 23-е изд. – М. : Просвещение, 2014 – 399с., [4] л. ил. – (Классический курс).
  2. Кирик Л. А. Физика. Самостоятельные и контрольные работы. 10, 11 кл.,- М: Илекса, 2010.- 223с.
  3. Марон Е. А. «Опорные конспекты и разноуровневые задания», 10,11, Санкт- Петербург, «Виктория плюс», 2013. – 50с.

для обучающихся:

  1. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – 22-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 366 с. : ил. – (Классический курс).

  1. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. Н.А. Парфентьевой – 23-е изд. – М. : Просвещение, 2014 – 399с., [4] л. ил. – (Классический курс).
  2. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / В.Ф. Дмитриева. – 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 448с.

Интернет-ресурсы:

  1. Единое информационно-образовательное пространство колледжа NetSchool. Форма доступа: http://sgtek.ru
  2. Информационно-справочная система «В помощь студентам». Форма доступа: http://windows.edu.ru
  3. Информационно-справочная система. Форма доступа: http://dit.isuct.ru
  4. Информационно-справочная система. Форма доступа: http://resolventa.ru
  5. Интернет-библиотека: http://ilib.mccme.ru .
  6. Для преподавателей: http://fizika.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;

- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Текущий контроль:

- оценка выполнения домашних заданий;

-оценка выполнения лабораторных работ;

-тестирование;

-оценка физических диктантов;

-оценка выполнения разноуровневых самостоятельных работ;

-оценка  контрольных работ;

-устный опрос (фронтальный и индивидуальный);

-оценка выполнения презентаций по темам;

-оценка докладов и сообщений по темам;

-оценка внеаудиторной самостоятельной работы;

-оценка самостоятельной работы с опорными конспектами, электрическими схемами, таблицами.

Промежуточный контроль  –  

экзамен – 4 семестр.


5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения-1, дата внесения изменения - 28 августа 2015 г; № страницы с изменением

БЫЛО

Государственное образовательное бюджетное учреждение начального профессионального образования Воронежской области «Профессиональное училище № 50 р. п. Хохольский»

СТАЛО

Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего  профессионального образования Воронежской области «Семилукский государственный технико-экономический колледж»

Основание: Постановление правительства Воронежской области от 20.05.2015 г. № 403)

«О реорганизации ГОБУ СПО ВО Семилукский государственный технико-экономический колледж и ГОБУ НПО ВО Профессиональное училище № 50 р. п. Хохольский»

№ изменения-2,    дата внесения изменения – 22.09.15г.;

№ страницы с изменением  -

БЫЛО

Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Семилукский государственный технико – экономический колледж»

                                   

                       СТАЛО

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Семилукский  политехнический колледж»

Основание: Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики  Воронежской области от 19 августа 2015 г. № 942

 «О переименовании  государственного образовательного бюджетного учреждения  среднего профессионального образования Воронежской области «Семилукский государственный  технико – экономический колледж», приказ ГОБУ СПО ВО «СГТЭК», № 630  от 22.09.2015г. считать Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Семилукский государственный технико – экономический колледж» - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Семилукский  политехнический колледж».

Подпись лица внесшего изменения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...