Современные педагогические технологии
статья по физике на тему

В данном материале содержится описание двух типов уроков по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология исследования.

Пояснительная записка

Данная методика имеет ряд преимуществ по сравнению с обычными методиками, когда учебный материал объясняется учителем, даже если объяснение сопровождается демонстрациями.

  1. учащийся видит те стороны физического явления, которые при демонстрации учителем нередко упускает из виду.
  2. во время Л/Р формируется познавательный интерес к предмету
  3. активизируется мышление учащихся
  4. в ходе Л/Р лучше усваиваются основные понятия и законы физики
  5. во время Л/Р объединяются мысль, слово и действие

Изучение нового материала в ходе лабораторной работы.

Тема: Изучение явления электромагнитной индукции.

Цель урока: Познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции и с законами данного явления, с его ролью в познании.

План урока:

  1. проверка Д/З. Опрос учащихся .
  2. Изучение нового материала в форме Л/Р.
  3. Обобщение и закрепление.

 

Оборудование: лабораторный комплект по электромагнетизму L-микро, штатив с муфтой, миллиамперметр.  

Изучение нового материала.

Пр: В источниках электрического тока, с которыми мы знакомились до сих пор – гальванических элементах, аккумуляторах и т.п. ЭДС с течением времени не меняла своего направления и ток во внешней цепи постоянно шёл в одном направлении: от положительного полюса к отрицательному. Такой ток называется прямым или постоянным. Источники постоянного тока недолговечны, требуют постоянной замены или подзарядки, что создаёт некоторые неудобства. А можно ли создать источники тока, которые работают «вечно» и не требуют подзарядки? Такие источники тока есть – генераторы переменного тока, установленные на электростанциях и дающие ток, которым мы пользуемся для освещения, приведения в действие электродвигателей и для других целей. Сегодня на уроке вы познакомитесь с явлением, которое лежит в основе работы таких источников тока. Давайте вспомним, что такое электрический ток, каковы условия его существования и как измеряют силу тока.

У: Электрический ток – это упорядоченное движение свободных заряженных частиц.

У: Условия существования тока: 1.наличие свободных зарядов (проводник); 2. электрическое поле (источник тока);

У: Для измерения силы тока используют амперметр.

Пр: Правильно, но сейчас мы с вами создадим электрический ток в проводнике без источника тока. Для этого вам понадобятся замкнутый проводник (замкнутый проводящий контур), и постоянный магнит. Замкнутый контур нужно закрепить на штативе и подключить к миллиамперметру, при помощи которого вы будете судить о наличии в проводнике тока. Учащиеся собирают установку для исследований.

Пр: Возьмите постоянный магнит. Давайте посмотрим, что будет происходить, если двигать магнит относительно контура. Учащиеся по-разному  двигают магнит относительно контура и в определённый момент видят, что миллиамперметр показывает наличие тока в контуре.

Пр: Что вы наблюдаете?

У:   В проводящем контуре появился электрический ток.

Пр: Когда?

У:  Когда магнит вдвигают в контур или выдвигают из контура.

Пр: Попробуйте не двигая магнит, двигать относительно него контур. Учащиеся делают это и наблюдают то же явление.    

Что вы наблюдаете в этом случае?

У: То же самое – в контуре появляется электрический ток.

Пр: Как нужно двигать магнит и контур относительно друг друга, чтобы в контуре возник электрический ток?

У: Так, чтобы магнит пронизывал контур.

Пр: При таком движении изменяется магнитный поток сквозь контур.(иногда учащиеся сами делают такой вывод). Подведём итоги:

Что происходит?

У: Возникает электрический ток.

Пр: Где?

У: В замкнутом проводящем контуре.

Пр: При каком условии?

У: При изменении магнитного потока, пронизывающего контур.

Пр: Это явление называется явлением электромагнитной индукции. Ответив на вопросы Что? Где? Когда? дайте определение этого явления.

У: Возникновение электрического тока в замкнутом поводящем контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего контур.

Пр: Верно. Это явление было открыто Майклом Фарадеем в 1831 году. Он установил, что можно с помощью обыкновенного магнита «превращать магнетизм в электричество»

Пр: Какой это ток: прямой или нет?

У:  Т.к стрелка миллиамперметра при вдвигании магнита в контур отклоняется в одну сторону, а при выдвигании в другую, ток – переменный.

Пр: Верно, ток, возникающий в контуре вследствие э/м индукции переменный. Его называют индукционным. Теперь выясним, от чего зависит сила индукционного тока. Как найти силу тока в замкнутом контуре?

У: По закону Ома для замкнутого контура   , где - ЭДС, R – сопротивление.

Пр: Сопротивление контура зависит от свойств контура, а от чего зависит ЭДС? Получите ток в контуре, меняя скорость движения магнита или контура. Что вы наблюдаете?

У: Чем больше скорость движения. Тем больше сила тока.

Пр: Следовательно ЭДС зависит от скорости изменения магнитного потока (иногда учащиеся сами делают этот вывод)  и не зависит оттого, что является причиной изменения магнитного потока. Запишите формулы

    

Пр: Но ЭДС является характеристикой электрического поля. Кроме того, одним из условий существования тока является наличие электрического поля, поэтому британский физик Джеймс Максвелл во второй половине 19-го века предположил, что переменное магнитное поле порождает переменное электрическое поле, а переменное электрическое поле порождает переменное магнитное поле, т.е. электричество и магнетизм связаны друг с другом. Максвелл предсказал наличие электромагнитных волн. Про него говорили «…ему удалось выманить из природы в результате одного лишь мышления такие тайны, которые спустя целое поколения и лишь частично удалось показать в остроумных и трудоёмких опытах»

Сегодня вы познакомились с явлением, которое позволило человечеству  не только создать новые мощные, не требующие замены и перезарядки источники тока, но и предопределило появление новой физической теории – теории электромагнитных волн.

 Обобщение и закрепление

 

 

Времясберегающая технология

Пояснительная записка

В наше время школьники часто мало времени уделяют выполнению Д/З. это происходит по разным причинам:

- занятость во второй половине дня в системе дополнительного образования.

- учащиеся (9 и 11 кл) уделяют внимание тем предметам, экзамены по которым будут сдавать

- нежелание выполнять Д/З

- увлечение компьютерными играми и интернетом

- наличие пособий с готовыми домашними заданиями

Учитывая это, можно построить урок таким образом, чтобы учащиеся могли максимально выучить учебный материал на уроке.

Изучение нового материала происходит в три этапа

1 этап: учитель объясняет новый материал, сопровождая объяснение демонстрационными экспериментами. На этом этапе учащиеся только слушают и наблюдают.

2 этап: используются мультимедийные средства, например «уроки Кирилла и Мифодия» по физике. В этом пособии компактно, но ёмко изложен изучаемый материал, который поддерживается рисунками, схемами, графиками, фильмами, моделями и 3D-моделями.

На этом этапе учащиеся самостоятельно или с помощью учителя работают с информацией и записывают в тетрадь основную информацию по теме. Форма организации этого этапа урока зависят от уровня подготовки класса, от степени сложности изучаемой темы, от количества информации. Работа в такой форме позволяет учителю контролировать работу всех учащихся.

3 этап: закрепление изученного материала:

1. учащиеся формулируют определения, законы, записывают на доске формулы ( на этом уроке можно пользоваться записями в тетради)

2. разбираются качественные и (или) количественные задачи.

В итоге учащиеся трижды работают с одной и той же информацией (как- будто три раза прочитали учебник), но работа проходит в разных формах. Это способствует запоминанию учебного материала уже во время урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Мои педагогические технологии. Из опыта применения современных педагогических технологий преподавателя МОУ ДОД "Ногинская детская художественная школа Пак Л.П.

Многие опытные  педагоги с большим стажем работы, имеющие собственные методические разработки с изумлением находят аналогичные методы, приемы и техники, когда знакомятся с публикациями своих колл...

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...