Рабочая программа по физике 7 класс. А.В.Перышкин
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Преснякова Наталья Николаевна

Рабочая программа по физике 7 класс. А.В.Перышкин

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Ростова – на – Дону

«Школа № 82 имени Героя России Першикова Василия Анатольевича»

                УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Школа № 82»

Приказ  от «___»_______2016 г   №____

Е.В. Фролова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИКЕ

Уровеньобщего образования (класс)  основного общего

                          образования    7 класс

Количество часов  2 часа в неделю (68 часов за год)

Учитель Преснякова Наталья Николаевна

Программа разработана на основе программы по физике 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011г., автор – составитель А.В.Перышкин

Раздел 1. «Пояснительная записка»

Рабочая программа по физике 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и  примерных программ по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения), на основе рабочих программ по физике. 7 – 11 классы / Под ред. М.Л. Корневич. – М.: ИЛЕКСА, 2012., на основе авторских программ (авторов А.В.Перышкина, Е.М. Гутник, Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского) с учетом требований Государственного образовательного стандарта второго поколения.Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений А.В. Перышкин  «Физика» -7 класс, Москва, Дрофа 2003 г.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без  перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса   7 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета физика.
  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

В основе построения программы лежат принципы: единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, проектирования и  системности.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

   - развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

   -  понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

   - формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

        

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

   - приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;

   - формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

   - овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

 - понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценностинауки удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Раздел 2. «Общая характеристика учебного предмета»

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

При составлении данной рабочей программы  учтены рекомендации Министерства образования об усилении практический, экспериментальной направленности преподавания физики и включена внеурочная деятельность.

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики:

- освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях,  величинах, характеризующих эти явления, законах,  которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической  картине мира;

-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

-воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются

Познавательная деятельность:

-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования ;

-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно – коммуникативная деятельность:

-владение монологической и диалогической  речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

-использование различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В программе по физике для 7-9 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  4. готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  5. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  6. формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  2. понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
  2. умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  3. умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  4. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
  5. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  6. развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
  7. коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физикев 7 классе, на которых основываются общие результаты, являются:

 •понимание и способность объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел,

•умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,

•владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,

•понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии,

•понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

 •овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

 •умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Раздел 3. «Место учебного предмета в учебном плане»

Поурочное планирование в 7 классе рассчитано на 68 учебных часов в год по 2 часа в неделю. Учебных дней по предмету в 7а классе – 68 дней, в 7б и 7в классах – 69 дней.

Распределение учебного материала в тематическом планировании соответствует учебным четвертям.

В планировании используется сквозная нумерация уроков.

Для каждого урока указана тема, требования к результату, виды контроля и дополнительная литература.

В планировании отводится резервное время.

Резерв времени: 3 часа – 7а класс, 4 часа – 7б и 7в классы (использовать на повторение учебного материала и итоговую контрольную работу).

Последовательность изучение тем программы по четвертям

Четверть

Тема программы

Кол-во

часов по

программе

лабораторной

работы

контрольной

работы

I

1. Физические методы изучения природы.

5

1

2. Первоначальные сведения о природе вещества.

6

2

3. Взаимодействие тел.

7

3

II

Взаимодействие тел (продолжение).

14

4,5,6

1, 2

III

4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

19

7,8

3

IV

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (продолжение)

1

5. Работа и мощность. Энергия.

12

9,10

4

Резервное время. Повторение материала.

3/4

5

Итого

5 тем

68/69

10

5

Раздел 4. «Содержание учебного предмета»

1. ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

Предмет и методы физики. Экспериментальный и теоретический методы изучения природы. Измерение физических величин. Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

   -   свободное падение тел

   -   колебания маятника

   -   притяжение стального шара магнитом

   -   свечение нити электрической лампы

 -   электрические искры

Лабораторные работы и опыты

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры. Определение цены деления шкалы измерительного прибора

Внеурочная деятельность

   -   внесистемные величины (проект)

   -  измерение времени между ударами пульса

2.  ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

Гипотеза о дискретном строении вещества. Непрерывность и хаотичность движения частиц. Диффузия. Броуновское движение. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Взаимодействие частиц вещества. Применение основных положений молекулярно - кинетической теории вещества для объяснения разной сжимаемости твердого тела, жидкости и газа.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Внеурочная деятельность

   -  в домашних условиях опыт по определению размеров молекул масла

   -  вместе с одноклассником проделать опыт: взять часы с секундной стрелкой, кусок шпагата, линейку, флакон духов и встать в разные углы класса. Пусть ваш товарищ заметит время и откроет флакон, а вы отметите время, когда почувствуете запах. Объяснить данное явление, измерив расстояние.

  -   выращивание кристаллов  соли или сахара(проект).

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

Механическое движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Скорость. Взаимодействие тел. Трение. Деформация. Инерция. Масса. Плотность вещества Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Графическое изображение силы. Сложение сил.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы и опыты.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Внеурочная деятельность

 - определение средней длины шага и определение средней скорости движения в школу. Сравнение собственного пути и перемещения за сутки. Сравнение результатов между одноклассниками.

  - наблюдение инертности монеты на листе бумаги

  -  определение массы воздуха в классе и дома, сравнение.

  -  домашнее наблюдение невесомости

  -  домашний опыт с катушкой ниток и написание сочинений о роли силы трения в жизни быту спорте и т.п. (мини – проект).

4.  ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ. ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

Давление. Передача давления твердыми телами, жидкостями и газами. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Гидравлический пресс, манометры, насосы. Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Внеурочная деятельность

-  определить  во сколько раз давление табурета на пол больше ножками, чем сидением и давление сидящего ученика каждого класса на стул, сравнение

  -  получение  мыльных  пузырей и объяснение, почему они имеют шарообразную форму

  -  дома на боковой стороне высокой банки из-под кофе пробить гвоздем отверстия на высотах 3, 6  и 9 см. поместите банку в раковину под кран и откройте так чтобы объем поступающей воды и вытекающей были одинаковы. Проследите за струйками и объясните увиденное.

 -  изготовление фонтана

  -  зажженную свечку или бумагу внутри стакана подержи вверх дном, затем быстро поставить стакан вверх дном на воздушный шарик. Опишите наблюдаемое явление

  -  сконструировать и изготовить дозатор жидкости

  -   сконструировать автоматическую поилку для кур

  -  определение плотности собственного тела

   -  написание инструкций к физическому оборудованию (бытовые весы, динамометр)

5. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики.  Равенство работ при использовании простых механизмов. КПД механизмов. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

Демонстрации.

Простые механизмы.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Внеурочная деятельность

   -  конструирование рычажных весов с использованием монет (мини проект)

   -   измерение мощности учеников класса при подъеме портфеля и ее сравнение (мини проект)

   -   измерение с помощью мм линейки плеча рычагов ножниц и ключа дверного замка и  определить выигрыша в силе.

Возможные экскурсии: цехи заводов, ферма, строительные площадки. Мельница, пожарная станция, диагностические кабинеты поликлиники или больницы.

Подготовка биографических справок: Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Гук, Б. Паскаль, Э.Торичелли, Архимед

Подготовка сообщений по заданной теме:

Броуновское движение, Роль явления диффузии в жизни растений и животных, Три состояния воды в природе, Закон всемирного тяготения, Сила тяжести на других планетах, Пассажирские лайнеры, Танкеры и сухогрузы, Промысловые суда, Военные корабли, Подводные лодки, Ледоколы, Суда на воздушной подушке и подводных крыльях

Возможные исследовательские проекты: Роль силы трения в моей жизни, сила трения и велосипед, сила трения на кухне, Использование дирижаблей во время 1 и 2 Мировой войны и в наши дни, перспектива использования или обреченность (изготовление модели дирижабля), изготовление автоматической поилки для скота, проект - изготовление фонтана для школы.


Раздел 5. «Тематическое планирование»

Тематическое планирование

Основные виды учебной деятельности учащихся

Предметные действия

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Физика – наука о природе

 (4 часа)

Приводить примеры физического тела, явления, различать вещество и тело.

Определить цену деления и погрешность.

Определять объем жидкости с помощью мензурки.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

Строение вещества

 (6 часов)

Приводить примеры, доказывающие существование молекул; определять состав молекул; решать качественные задачи на 1-е положение МКТ.

Определять размер малого тела.

Решать качественные задачи на данное положение МКТ; доказывать движение молекул; экспериментально доказывать зависимость скорости диффузии от температуры, объяснять смачивание и капиллярные явления.

Решение качественных задач.

Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Движение и взаимодействие тел (21 час).

Приводить примеры различных видов движения, материальной точки, доказывать относительность движения, пути, траектории.

Применять формулы скорости, описывать движение по графику скорости, определять скорость по графику, строить график скорости и движения; переводить единицы измерения скорости в СИ.

Решать задачи на данные формулы.

Решать графические задачи.

Сравнивать массы тел при их взаимодействии.

Приводить примеры движения по инерции; решать задачи по теме.

Определять плотность по таблице; переводить единицы плотности в СИ.

Решать задачи 1 и 2 уровней на расчет плотности, массы, объема; работать с табличными данными.

Работать с весами, мензуркой. Проводить расчет плотности и работать с таблицей плотности.

Задачи 2 и 3 уровня.

Пользоваться динамометром.

Графически изображать силу и находить равнодействующую нескольких сил.

Изображать графически силу упругости,  ее рассчитывать, измерять.

Графически изображать силу тяжести и рассчитывать ее.

Различать массу тела и вес тела; определять вес тела с помощью динамометра, графически изображать вес.

Градуировать пружину и измерять силы динамометром.

Изображать графически силу трения, измерять силу трения.

Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час).

Решать качественные задачи; эксперимент по определению давления бруска.

Решать качественные задачи; проводить опыты на закон Паскаля.

Решать качественные задачи; приводить примеры применения акваланга и глубинных аппаратов.

Решать расчетные задачи 1 и 2 уровня.

Приводить примеры практического применения сообщающихся сосудов.

Пользоваться барометром-анероидом.

Решение качественных задач.

Пользоваться  манометрами.

Объяснение причины возникновения архимедовой силы.

Определять силу Архимеда. Работа с таблицей;

Выяснять условия плавания тел.

Проведение опыта.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Проводить самоконтроль.

Умение выделять главное.

Уметь делать вывод.

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения

Энергия. Работа. Мощность (14 часов).

Решать задачи 1 и 2 уровня.

Решать качественные задачи на виды и превращения механической энергии.

Изображать рычаг графически; определять плечо силы. Формулировать условие равновесие рычага.

Выполнять опыт и проверить условие равновесие рычага.

Приводить примеры полезной и затраченной работы.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Умение проводить опыты, делать выводы, обобщать.

Проводить самоконтроль.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера

Уметь работать   в малых группах

Раздел 6. «Календарно – тематическое планирование 7 класс»

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Требования к результату

Виды контроля

Дополнительная литература

1

03.09

02.09

02.09

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

овладение научной терминологией наблюдать и описывать физические явления

устный опрос

Сборник задач

2

07.09

05.09

07.09

Физические величины. Погрешность измерений.

формирование научного типа мышления, умений работы с физическими величинами

тест

Контрольные и самостоятельные работы

3

10.09

09.09

09.09

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

овладение практическими умениями определять цену деления прибора

оценивать границы погрешностей результатов

Лабораторная работа

4

14.09

12.09

14.09

Физика и техника.

формирование убеждения в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования

тест

тесты по физике

5

17.09

16.09

16.09

Повторительно - обобщающий урок по теме «Физические методы изучения природы».

овладение умением систематизации знаний

Фронтальный опрос

Контрольные и самостоятельные работы по физике

6

21.09

19.09

21.09

Строение вещества. Молекулы.

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

самостоятельная работа

Сборник задач

7

24.09

23.09

23.09

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

овладение умением пользования методом рядов при измерении размеров малых тел

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

получение представления о размерах молекул

Лабораторная работа

8

28.09

26.09

28.09

Диффузия в жидкостях, газах и твёрдых телах.

выдвигать постулаты о причинах движения молекул, описывать поведение молекул в конкретной ситуации

тест

тесты по физике

9

01.10

30.09

30.09

Взаимодействие молекул.

овладение знаниями о взаимодействии молекул

установление указанных фактов, объяснение конкретных ситуаций

тест

тесты по физике

10

05.10

03.10

05.10

Три состояния вещества.

создание модели строения твердых тел, жидкостей, газов

Работа с текстом учебника

Сборник задач

11

08.10

07.10

07.10

Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества».

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Кратковременная контрольная  работа

Контрольные и самостоятельные работы

12

12.10

10.10

12.10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

формирование представлений о механическом движении тел и его относительности

Фронтальный опрос

13

15.10

14.10

14.10

Скорость. Единицы скорости.

представить результаты измерения в виде таблиц, графиков

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; обеспечения безопасности своей жизни

тест

Сборник задач

14

19.10

17.10

19.10

Расчёт пути и скорости движения.

на основе анализа задач выделять физические величины, формулы, необходимые для решения и проводить расчеты

применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

тест

тесты по физике

15

22.10

21.10

21.10

Инерция.

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий, результатам обучения.

Самостоятельная работа

Дидактические материалы

16

26.10

24.10

26.10

Взаимодействие тел.

формирование умения выделять взаимодействие среди механических явлений;

объяснять явления природы и техники с помощью взаимодействия тел

Индивидуальный опрос

Контрольные и самостоятельные работы

17

29.10

28.10

28.10

Масса тела. Единицы массы.

продолжить формирование умения характеризовать взаимодействие тел

тест

тесты по физике

18

09.11

07.11

09.11

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

овладение навыками работы с физическим оборудованием, развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений; формирование умения сравнивать массы тел.

Лабораторная работа

19

12.11

11.11

11.11

Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела».

овладение навыками работы с физическим оборудованием, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Лабораторная работа

20

16.11

14.11

16.11

Плотность вещества.

выяснение физического смысла плотности

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания

Работа с таблицами плотностей

Сборник задач

21

19.11

18.11

18.11

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твёрдого тела».

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Лабораторная работа

22

23.11

21.11

23.11

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

тест

тесты по физике

23

26.11

25.11

25.11

Решение задач.

решать физические задачи на применение полученных знаний

Работа у доски, индивидуальный опрос

Сборник задач

24

30.11

28.11

30.11

Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

Контрольная работа

25

03.12

02.12

02.12

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент

индивидуальный опрос

Контрольные и самостоятельные работы

26

07.12

05.12

07.12

Сила упругости. Закон Гука.

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Фронтальный опрос

27

10.12

09.12

09.12

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений

Взаимоопрос

Сборник задач

28

14.12

12.12

14.12

Лабораторная, работа № 6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром».

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Лабораторная работа

29

17.12

16.12

16.12

Графическое изображение силы. Равнодействующая сил.

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

тест

тесты по физике

30

21.12

19.12

21.12

Сила трения. Трение в природе и технике.

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, наблюдения

эссе

31

24.12

23.12

23.12

Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел».

формирование ценностных отношений к результатам обучения

Контрольная работа

Контрольные и самостоятельные работы

32

28.12

26.12

28.12

Повторение темы «Взаимодействие тел». Решение задач.

овладение умением систематизации знаний

Фронтальный опрос, работа у доски

Дидактические материалы

33

14.01

30.12

30.12

Давление. Способы изменения давления.

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу

Фронтальный опрос

Дидактические материалы

34

18.01

13.01

13.01

Практическая работа «Измерение давления твердого тела на опору»

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Практическая работа

35

21.01

16.01

18.01

Давление газа. Закон Паскаля.

понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения; выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

тест

тесты по физике

36

25.01

20.01

20.01

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

Фронтальный опрос

Дидактические материалы

37

28.01

23.01

25.01

Решение задач.

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

Работа у доски, индивидуальный опрос

Контрольные и самостоятельные работы

38

01.02

27.01

27.01

Сообщающиеся сосуды.

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

тест

39

04.02

30.01

01.02

Вес воздуха. Атмосферное давление.

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования

Фронтальный опрос

Сборник задач

40

08.02

03.02

03.02

Барометр - анероид.

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

индивидуальный опрос

Сборник качественных задач

41

11.02

06.02

08.02

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни;  умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

индивидуальный опрос

Дидактические материалы

42

15.02

10.02

10.02

Гидравлический пресс.

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

индивидуальный опрос

43

18.02

13.02

15.02

Решение задач.

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

Работа у доски, индивидуальный опрос

44

22.02

17.02

17.02

Обобщающий урок по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

овладение умением систематизации и обобщения знаний

Фронтальный опрос, тест

Контрольные и самостоятельные работы

45

25.02

20.02

22.02

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации

Фронтальный опрос

Сборник качественных задач

46

01.03

24.02

24.02

Архимедова сила.

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Фронтальный опрос

Сборник качественных задач

47

04.03

27.02

01.03

Решение задач.

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний

Работа у доски, индивидуальный опрос

48

11.03

03.03

03.03

Лабораторная работа № 7 « Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Лабораторная работа

49

15.03

06.03

10.03

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

обеспечения безопасности своей жизни, охраны окружающей среды

тест

Сборник задач,  тесты по физике

50

18.03

10.03

15.03

Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости». Решение задач.

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Лабораторная работа

51

22.03

13.03

17.03

Повторение темы «Архимедова сила». Решение задач.

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Фронтальный опрос, работа у доски

Сборник качественных задач

52

05.04

17.03

22.03

Контрольная работа № 3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

Применять теоретические знания для решения физических задач.

Контрольная работа

Контрольные и самостоятельные работы

53

08.04

20.03

05.04

Механическая работа.  Мощность.

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу

Фронтальный опрос

Сборник качественных задач

54

12.04

03.04

07.04

Решение задач.

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Работа у доски, индивидуальный опрос

Сборник задач

55

15.04

07.04

12.04

Простые механизмы. Рычаг.

формирование неформальных знаний о понятиях простой механизм, рычаг;

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств

Тест

Тесты по физике

56

19.04

10.04

14.04

Момент силы. Рычаги в природе, технике и быту.

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Фронтальный опрос

Сборник задач

57

22.04

14.04

19.04

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага».

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

подтверждение на опыте правила моментов сил

Лабораторная работа

58

26.04

17.04

21.04

Блоки. «Золотое правило механики».

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Фронтальный опрос

Дидактические материалы

59

29.04

21.04

26.04

Коэффициент полезного действия механизма.

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Тест

Тесты по физике

60

03.05

24.04

28.04

Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

овладение навыками работы с физическим оборудованием самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

оценивать границы погрешностей результатов измерений

Лабораторная работа

61

06.05

28.04

03.05

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений

Фронтальный опрос

Сборник задач

62

10.05

05.05

05.05

Превращение одного вида энергии в другой.

выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

наблюдать превращение одного вида энергии в другой;

объяснять переход энергии от одного тела к другому

Самостоятельная работа

Контрольные и самостоятельные работы

63

13.05

08.05

10.05

Решение задач.

умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

Работа у доски, индивидуальный опрос

64

17.05

12.05

12.05

Контрольная работа № 4 по теме «Работа. Мощность. Энергия»

овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

Контрольная работа

65

20.05

15.05

17.05

Повторение материала.

овладение умением систематизации знаний

66

24.05

19.05

19.05

Повторение материала.

овладение умением систематизации знаний

67

27.05

22.05

24.05

Годовая контрольная работа.

овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий

Контрольная работа

68

31.05

26.05

26.05

Повторение материала.

овладение умением систематизации знаний

69

29.05

31.05

Повторение материала.

овладение умением систематизации знаний


Раздел 7. «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

  1. Учебник «Физика 7». / А. В. Пёрышкин. -  М.: Дрофа,  2012.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов  / В. И.  Лукашик, Е. В. Иванова, - М.:  Просвещение,  2008.
  3. Дидактические материалы «Физика 7 класс» /  А. Е. Марон, Е. А. Марон, - М: Просвещение  2007.
  4. УМК «Тесты по физике» 7 класс к учебнику А. В. Пёрышкина  «Физика. 7 класс» / О.И.Громцева, - М.: Издательство «Экзамен»,2013.
  5. УМК «Контрольные и самостоятельные работы по физике» к учебнику А. В. Пёрышкина  «Физика. 7 класс» / О. И. Громцева, - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  6. Сборник качественных задач по физике для 7-9 классов / А. Е. Марон, Е. А. Марон, - М: Просвещение  2006.
  7. Физика. Контрольные работы в новом формате. 7 класс / И.В. Годова, - М: «Интеллект-Центр», 2011.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседаний

методического совета

МБОУ  «Школа № 82»

от «__»_______2016   №___

Председатель  МС                      

                   Э.Б. Земляк

СОГЛАСОВАНО

Заместителем директора

 по УВР

                      Э.Б. Земляк

«___» __________2016 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ по учебнику А.В. Перышкина "Физика. 8 класс"

Настоящая программа составлена на основе авторской программы: «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник ...

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы

Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС),  составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...

Учебная рабочая программа по физике к учебнику А.В.Перышкина "Физика. 8 класс", ФГОС, рассчитанная на два часа в неделю.

Рабочая программа по физике 8 класса к учебнику А.В.Перышкина, ФГОС. " часа в неделю...

Рабочая программа по физике. Физика 7 класс. А.В.Перышкин

Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.                    ...

Рабочая программа по физике. Физика 9 класс. А.В.Перышкин

Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю....

Рабочая программа по физике. Физика 9 класс. А.В.Перышкин

Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю....