Рабочая программа по физике 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Рабочая программа по физике 9 класс включает пояснительную записку, календарно-тематическое и поурочное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_9_klass.docx45.05 КБ

Предварительный просмотр:

9  класс

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина[1], федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.[2]

При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (68 часов за год).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

Содержание программы учебного предмета.

 (68 часов)

Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

Механические колебания и волны. Звук.  (11 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах.  Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (17 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Строение атома и атомного ядра. 11 часов

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

. Лабораторные работы

Исследование треков заряженных частиц.

Итоговое повторение 2 часа

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

     

                  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков  физики     2016_/_2017  учебного года

                     предмет

Классы:   9 «А»  

Учитель: Артёмова С.В.

Количество часов в неделю - _2__;       на год – 68      часов;

Плановых  контрольных уроков  5 , Л/Р  5   тестов _____,

административных к/р по плану школы

Планирование составлено на основе программы А.В.Пёрышкина 9класс.              Указать документ

Учебник А.В.Пёрышкин «Физика 9»              Название, автор, издательство, год издания

_

                                       

уровень______обшеобразовательный______________________________________________

Дополнительная литература    

А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике 9-11 класс».

Г.Н.Степанова «Сборник задач по физике»

 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тематическое планирование составила

                                                Артёмова С.В.

_______________________________________________

подпись                                                     Расшифровка подписи

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИКА 9 КЛАСС
(2 часа в неделю)
Программа: А. В. Перышкин «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», А. В. Перышкин, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс», Дрофа, М., 2008 г.
Учебник: А. В. Перышкин, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»

№ урока

Тема урока

Количество часов

Параграф

с начала курса

в теме

МЕХАНИКА

43

Основы кинематики

12

1

Материальная точка

2

Перемещение

3

Определение координаты движущегося тела

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

9

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости»

10

Решение задач на расчёт параметров равномерного и равноускоренного движения

11

Контрольная работа № 1 «Кинематика материальной точки»

12

Относительность движения

Основы динамики 11

1

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

2

Второй закон Ньютона

3

Третий закон Ньютона

4

Свободное падение тел

5

Движение тела, брошенного вертикально вверх

6

Лабораторная работа № 2 «Исследование свободного падения»

7

Закон всемирного тяготения

8

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

9

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

10

Решение задач на расчёт параметров движения тела в поле тяжести Земли

11

Искусственные спутники Земли

с/р

Законы сохранения в механике 9

1

Импульс тела

2

Закон сохранения импульса

3

Решение задач на применение закона сохранения импульса

4

Реактивное движение. Ракеты

5

Механическая работа. Мощность

6

Кинетическая энергия тела

7

Потенциальная энергия тела

8

Закон сохранения механической энергии

9

Контрольная работа № 2 «Основы динамики»

Механические колебания и волны

11

1

Колебательное движение. Свободные колебания

2

Величины характеризующие колебательное движение

3

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

4

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания

5

Волны. Продольные и поперечные волны

6

Длина волны. Скорость распространения волны

7

Источники звука. Решение задач на расчёт параметров колебательного движения

8

Высота и тембр звука. Громкость звука

9

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука

10

Отражение звука. Эхо. Решение задач на расчёт параметров волнового и колебательного процессов

11

Контрольная работа № 3 «Колебания. Волны»

Электромагнитные явления

12

1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле

2

Направление тока и направление линий его магнитного поля

3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки

4

Индукция магнитного поля

5

Магнитный поток

6

Явление электромагнитной индукции

7

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

8

Получение переменного электрического тока

9

Электромагнитное поле

10

Электромагнитные волны

11

Электромагнитная природа света

12

Контрольная работа № 4 «Электромагнитное поле»

Квантовые явления

13

1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

2

Модели атомов. Опыт Резерфорда

3

Радиоактивные превращения атомных ядер

4

Экспериментальные методы исследования частиц

Лабораторная работа № 5 «Изучение треков заряженных частиц»

5

Открытие протона. Открытие нейтрона

6

Состав атомного ядра. Массовое число. Ядерные силы

7

Энергия связи. Дефект масс.

8

Деление ядер урана. Цепная реакция

9

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию

10

Атомная энергетика

11

Биологическое действие радиации. Термоядерная реакция

12

Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра»

13

Источники энергии Солнца и звёзд

Итого

68



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...