Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Бородкин Валерий Дмитриевич

Рабочая программа по учебнику  Пёрышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike_7_klass.docx63.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Физика»

7 классы

                                                                                  Разработал  

Бородкин Валерий Дмитриевич,

учитель    физики первой

                                                         квалификационной категории

Становое

2016 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике 7 кл. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом,  примерной программой по физике, Основной образовательной программы ООО МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа» на 2014 – 2017 годы, авторских программ ( авторов А.В.Перышкина, Е.М. Гутник, Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского).

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.

В задачи обучения физике входит:

— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;

— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.

Цели изучения физики:

  • освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической         картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

При выполнении заданий формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, доклада , отчета, исследовательского проекта, публичной презентации.

Спецификой учебно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности - приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности: способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить смысловой анализ текста; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Календарно-тематическое планирование изучения физики в 7 классе рассчитано на 70 часов – 2 часа в неделю.  В планирование включены все основные вопросы программы в соответствии с Государственным образовательным стандартом по физике.

В Планировании предусмотрено выполнение одиннадцати лабораторных работ,  четырёх контрольных работ и четырех зачетов по основным разделам курса физики 7 класса. Текущий контроль ЗУН учащихся  проводится по дидактическим материалам, рекомендованным министерством образования и науки РФ в соответствии с образовательным стандартом.

Для  систематизации и обобщения знаний, учащихся за курс физики 7 класса программой предусмотрено  обобщающее повторение.

Планируемые результаты освоения учебного курса физики

Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений кдруг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

 - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную  информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Предметные результаты:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

 - развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

 - коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Средства контроля и оценки предметных результатов

Раздел программы

Количество лабораторных работ

Количество зачётов

Количество контрольных работ

 Введение

1

0

0

 Первоначальные сведения о строении вещества

1

1

0

 Взаимодействие тел

5

1

2

 Давление твёрдых тел ,жидкостей и газов.

2

1

1

 Работа, мощность и энергия.

2

1

1

Итого

11

4

4

Содержание учебного курса

7 класс (70ч, 2 ч в неделю)

1. Введение (4ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения. Опыты, измерения. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1. Определение цены деления измерительного прибора.

2. Первоначальные сведения о строении вещества(6ч)

Молекулы. Диффузия. Движение Молекул. Связь температуры тела со скоростью движения молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

2. Измерение размеров малых тел.

З. Взаимодействие тел (23ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Измерение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7.Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод.Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа и мощность. Энергия (16 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании. КПД механизма.

Потенциальная энергия пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. 

Тематический план 7 класс

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

зачеты

лабораторные

занятия

контрольные работы

1

Введение

4

-

1

-

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1

-

3

Взаимодействие тел

23

1

5

2

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

        21

1

2

1

5

Работа, мощность и  энергия

16

1

2

1

10

Итого

68

4

11

4



Календарно-тематическое планирование уроков физики

на 2015-2016 учебный год

Класс 7        

Учитель Бородкин Валерий Дмитриевич        

Количество часов

Всего 70 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков 4, зачетов 4, лабораторных работ 11.;

Рабочая программа по физике 7 кл. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и  примерных программ по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). , на основе рабочих программ по физике. 7 – 11 классы / Под ред. М.Л. Корневич. – М. : ИЛЕКСА, 2012. , на основе авторских программ ( авторов А.В.Перышкина, Е.М. Гутник, Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского) с учетом требований Государственного образовательного стандарта второго

Учебник  Физика 7 кл.: учебник/А.В.Перышкин. – 3-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2014. – 224 с.: ил.


Дата

Тема урока

Учебно-материальное обеспечение

Домашнее задание

Примечание

1/1

Техника безопасности в кабинете физики. Предмет физика и её методы.

презентация

Скатывание шарика по желобу, колебания математического маятника, , показ наборов тел и веществ

Стр 3-6 п. 1-3

Вопросы после параграфов устно

Л. – № 5

2/2

Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

Линейка, мензурка, секундомер, термометр и т.п.

Видеоматериал:Модель жидкостного термометра

Измерение расстояний

температуры

§ 4,5,упр. 1,

.Л№25, подготовиться к

лабораторной работе № 1

3/3

Лабораторная работа№1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Измерительный цилиндр, стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды,

презентация Лабораторная работа № 1

« Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин»

§1-5 – повторить, задачи по тетради

4/4

Физика и техника.

Презентационный материал

Демонстрации

Современные технические бытовые приборы

§6, задание 1, составить физический кроссворд из 6-ти слов, тема 1.

5/1

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение

Воздушный шарик, набор пробирок , красящий раствор

Демонстрации

доказывающие существование молекул

§7-9.Л.№53,54,42*, подготовиться к лабораторной работе № 2.

6/2

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

Линейка, дробь или горох, иголка

Презентация Лабораторная работа №2 « Измерение размеров малых тел»

Л. № 23, 34, повторить §7-9.

7/3

Движение молекул

Пузырек с духами. Набор пробирок, вода, медный купорос, горелка

Видеоматериал:

Модель движения молекул газа, модель броуновского движения

§ 10, задание 2(1), Л. №66.

8/4

Взаимодействие молекул.

Пластилин, металлическая пружина. Полоска резины, две стеклянные палочки, горелка

Видеоматериал:

Силы межмолекулярного притяжения

§11, упр2(1), Л. №76,80,83*.

9/5

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Воздушный шарик, сосуд с поршнем, стеклянные сосуды различной формы.

Демонстрации

Сохранения жидкостью объема, сохранение твердым телом формы

§12,13, задание3, Л №84

10/6

Зачет по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»

Дидактический материал

Гл. 2 – повторить.

 Л. № 65,67,77- 79,81,82

11/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение..

Видеоматериал

Какое движение самое простое. Неравномерное движение

Презентация

Демонстрация равномер. и неравномерного движения

§ 14,15, упр.2,  Л. № 99,101

12/2

Скорость. Единицы скорости.

Презентация

Демонстрация

Видеоматериал Движение тележки по наклонной плоскости свободное падение металлического шарика и воздушного

§ 16, упр.3, Л. Доп. №137*,130

13/3

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

Дидактический материал

§ 17, упр. 4, Доп. Л. №128*

14/4

Инерция. Решение задач.

Видеоматериал

Явление инерцииПрезентация

Демонстрация

Движения стального шарика по гладкому желобу и по участку желоба с песком

§18, упр.5,составить и решить 2 задачи на расчет пути и времени движения.

15/5

Взаимодействие тел.

Презентация

Демонстрации опыта с тележками разной массы

§ 19, Л. №207,209, .

16/6

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

Рычажные весы набор гирь

§20, 21. , подготовиться к лабораторной работе № 3

17/7

Лабораторная работа №  3. «Измерение массы тела на рычажных весах»

Весы с гирями и тела разной массы

Презентация Лабораторная работа № 3 « Измерение массы тела на рычажных весах»

 Л.№ 212,213

18/8

Плотность вещества

Демонстрации

Взвешивание тел одного объема но разных масс

§22, упр. 7. , задание к п.22

19/9

Расчёт массы и объёма тела по его плотности тела (решение задач)

Линейка тела правильной формы

§23, подготовиться к лабораторной работе № 4 и 5.

20/10

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела» Лабораторная работа №5 «Определение плотности  вещества твердого тела.

ПрезентацияЛабораторная работа №5 « Определение плотности твердого тЛабораторная работа №4 « Измерение объема тела»

§ 14-23–повторить.

21/11

Решение задач по теме: Механическое движение. Масса тела».

Дидактический материал

упр.  8 (3,4),повторить  формулы, подготовиться к контрольной работе.

22/12

Контрольная работа №1 по теме  «Механическое движение. Масса тела».

Дидактический материал

§ 14-23–повторить.

23/13

Сила.  Явление тяготения. Сила тяжести

Демонстрация

Взаимодействие шаров при столкновении ,свободное падение тел

§24, 25, упр.9,  повторить §7,8.

24/14

Сила упругости. Закон Гука.

Демонстрация различных видов деформации

§26, Л. №328 , 329

25/15

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой и массой тела.

Измерение силы тяжести при помощи динамометра

Видеоматериал:

Динамометр

§27, 28,Л. №333- 335.

26/16

Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет

Демонстрация

Взаимодействие шаров при столкновении ,свободное падение тел

§29, вопросы.

27/17

Сложение двух сил, направленных по прямой. Равнодействующая сил

Демонстрация   движения бруска под действием двух сил

§31, упр. 12

28/18

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Презентация Лабораторная работа №6 « Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

§30, упр. 11

29/19

Сила трения. Трение покоя.

Видеоматериал:

Сила трения покоя и сила трения скольжения

Демонстрация

Способов изменения силы трения посыпанием поверхности песком и нанесением смазки

§32,33, упр. 13, подготовиться к лабораторной работе №7

30/20

Трение в природе и технике.  Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы».

Презентация Лабораторная работа №7«Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы».

§34

31/21

Решение задач по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил».

Дидактический материал

Итоги главы. Подготовиться к контрольной работе.

32/22

Контрольная работа №2 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил».

Дидактический материал Контрольно-измерительные материалы по теме «Взаимодействие тел. Силы»

Подготовиться к зачету.

33/23

13.

01

Зачет по теме: «Взаимодействие тел»

Дидактический материал

34/1

Давление. Единицы давления

Видеоматериал:

От чего зависит давление

Демонстрации по учебнику рис. 86

§35, упр. 14  (1,3,4)

35/2

Способы уменьшения и увеличения давления

Дидактический материал

§36,упр.15,Л. №464. 470

36/3

 Давление в газе

Демонстрации   по рисунку91,92 учебника

§37,Л. № 473

37/4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Видеоматериал

Закон Паскаля, давление в жидкости и газе

§38, упр. 16, Л.486- 489

38/5

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления на дно и стенки сосуда.

Видеоматериал

Давление в жидкости газе

§39-40.Л . 474, 476,

упр. 17.

39/6

Решение задач.Кратковременная контрольная работа по теме «Давление в жидкости и в газе. Закон Паскаля».

карточки

40/7

Сообщающиеся сосуды.

Видеоматериал

Закон сообщающихся сосудов

§41, упр.18, задания 1-3

41/8

Вес воздуха. Атмосферное давление

Демонстрации по рис. 115 учебника

§42,43,упр. 19, 20.

42/9

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

ВидеоматериалМагдебурские полушария

§44,упр. 21 (1,3, 4), задание.

43/10

Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Видеоматериал:

Барометр - анероид

§45, 46, упр.22,23.

44/11

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

Видеоматериал:

Манометры поршневой жидкостный насос

§ 47,48, упр. 24.

45/12

Гидравлический пресс.

Видеоматериал

Гидравлический пресс

§ 49, упр. 25.

46/13

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. (Теоретический метод изучения природы).

Видеоматериал:Давление в жидкости.

§50,повторить § 49.

47/14

Архимедова сила.  (Экспериментальный метод изучения природы

Видеоматериал

Закон Архимеда

§51, упр.26 (1,2,5,6) , Подготовиться к  лабораторной работе  №8.

48/15

Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.»

Презентация Лабораторная работа №7 « Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Повторить §51.

49/16

Плавание тел.

Видеоматериал

Картезианский водолаз

§52, упр. 27(1-3), задание.

50/17

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел».

Дидактический материал

Повторить §52 Л.№ 605, 611, 612.Подготовиться к лабораторной работе №9

51/18

Лабораторная работа № 9«Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Презентация

Лабораторная работа №8 « Выяснение условий плавания тел в жидкости»

Повторить § 51,52.

52/19

Плавание судов Воздухоплавание

Демонстрации по рис. 147-148 учебника

Дидактический материал

§53,54, упр.28,29.

53/20

Решение задач по темам: «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание».

Дидактический материал

Повторить  §51-54, подготовиться к зачету.

54/21

Зачет по теме:«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Дидактический материал

Повторить тему:Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

55/1

Механическая работа. Единицы работы.

Презентация

§55, упр.30(1,3), задание.

56/2

Мощность. Единицы мощности

Демонстрация

Определение мощности при подъеме на лестницу ученика

Дидактический материал

§56, упр. 31 (1,4-6), задание

57/3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Видеоматериал

Условие равновесия рычага

§57,58, Л..№ 672--673. 710- 711.

58/4

Момент силы.

§59, задание, подготовиться к лабораторной работе №10.

59/5

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №10«Выяснение условий равновесия рычага».

Презентация Лабораторная работа № 9 « Выяснение условий равновесия рычаг

§60, повторить §59,  упр. 32.

60/6

Блоки. Золотое правило механики

Видеоматериал:

Неподвижный блок, подвижный блок

§61,62, упр. 33 (1,2,5)

61/7

Решение задач по теме «Условие равновесия рычага».

Дидактический материал

Повторить §57-63,

62/8

Центр тяжести тела

§63

63/9

Условия равновесия тел

§64, подготовиться к лабораторной работе № 11

64/10

Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Видеоматериал

Коэффициент полезного действия наклонной плоскости

Презентация Лабораторная работа № 10 « Определение КПД при подъеме тела по наклонной  плоскости»

§65

65/11

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

Видеоматериал

Работа и энергия

§ 66,67.упр.34 (4), подготовить презентацию «Энергия  воды и ветра»

66/12

Превращение одного вида механической энергии в другой.

Падение шарика на металлическую плиту. Маятник Максвелла

§68, упр. 35.Л..№797, подготовиться к зачету

67/13

Зачет по теме: «Работа и мощность. Энергия».

Дидактический материал

По тетради

68/14

Повторение

Дидактический материал

По тетради

69/15

Итоговая контрольная работа

Дидактический материал

70/16

Повторительно- обобщающий урок  по материалу 7 кл.

Работа над ошибками , устный зачет



Учебно-методические средства обучение

I.Учебно-теоретические материалы

 Учебники:

1.Учебник  Физика 7 кл.: учебник/А.В.Перышкин. – 3-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2014. – 224 с.: ил.

II. Учебно-практические материалы:

1. Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов обшеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – 17-е изд. – м,: Просвещение, 2008. – 224

2. Марон А. Е. Физика. 7 класс: Учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2008. – 128 с.: ил.

3.В.В.Иванова, Р.Д. Минькова Рабочая тетрадь по физике. 7 класс. Издательство «Экзамен», Москва, 2009.

4.А.В. Чеботарева Тесты по физике. 7 класс. Издательство «Экзамен», Москва, 2009.

5.О.И. Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс. Издательство «Экзамен», Москва, 2009.

III. Учебно-справочные:

1.Энциклопедия юного физика

2.Справочник по физике и технике. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006, 175 с.

IV.Интернет-ресурсы:

1.www/class-fizika.narod.ru

Список литературы для учителя

 1 . Полянский С. Е. Поурочные разработки по Физике. К учебникам С. В. Громова, Н. А. Родиной (М.: Просвещение); А.В. Перышкина (М.: Дрофа) 7 класс. М.: « ВАКО», 2004,240 с.

2 Горлова Л.А.Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.:ВАКО, 2006.  – 176 с. – (Мастерская учителя)

3.Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. М., «Просвещение», 1977. 159 с. Ил.

4.Физика. Поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина. 7 класс.

5 Диск. «Виртуальная физическая лаборатория». Лабораторные работы по физике. 7класс.

6.Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика 7 кл.» Дрофа. Москва. 2001.

7.А.В.Васильев Физика 7 класс: в двух частях. – Саратов. Лицей, 2007. Издательство «Лицей»,2007.

8.Демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах средней школы под редакцией А.А. Покровского. 1970 г.

9. С. А. Хорошавин. Физический эксперимент в средней школе. Москва. «Просвещение». 1988.

10. Методика преподавания физики в 8 – 10 классах средней школы. Часть 1. Под редакцией В. П. Орехова и А. В. Усовой. Москва. Просвещение .1980.

11. Диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 7 – й класс.

12. Электронные уроки и тесты. Диск. Работа. Мощность Энергия.

13 Электронные уроки и тесты. Диск «Молекулярная структура материи»

14.  Электронные уроки и тесты. Диск «Движение и взаимодействие тел»

15.Губанов В. В. Лабораторные и контрольные задания по физике: Тетрадь для учащихся 7-го класса..

16. Учебные таблицы

Цифровые образовательные ресурсы:

№п/п

Наименование

Издательство

Виртуальная физическая лаборатория

Лабораторные работы по физике 7кл

Дрофа

Библиотека наглядных пособий

1 с: школа. Физика, 7- 11 кл

дрофа

Интерактивный курс физики для 7- 11 кл

физикон

Живая физика

Институт новых технологий

Физика 7-11 кл

Кирилл и Мефодий

Открытая физика 1.1

физикон

Презентации уроков по физике

(собственные)

        

Сокращения:

[М] – основное содержание материала, изучаемого на уроке.

[З] – задачи, решаемые на уроке.

Л. - .В.И. Лукашик, Е..В. Иванова. Сборник задач по физике.7 - 9 класс. Просвещение. 2007г.

[К] – формы контроля знаний.


Контрольная работа №1

Вариант № 1

1. Если человек, сидящий в лодке, перестанет грести, то лодка все    равно продолжает некоторое время плыть дальше. Почему?

2. Определяя массу тела, ученик уравновесил его на весах, поставив на другую чашу весов следующие гири: одну 50 г, две по 20 г, одну 10 г и по одной 50 мг,20 мг и 10 мг. Чему равна масса взвешиваемого тела? Выразите ее в граммах и килограммах.

3. Из  какого металла сделана втулка подшипника, если ее масса 2,8  кг, а объем 400 см3?

4. Машина рассчитана на перевозку груза массой 3 т.Сколько листов    железа можно погрузить на нее, если длина каждого листа 2 м, ширина 80 см, а толщина 2 мм? Плотность железа 7800 кг/м3.

Вариант № 2

1. Если тарелку, полную супа, быстро поставить на стол, суп из тарелки выплескивается. Почему?

2. Определяя массу тела, ученик уравновесил его на весах, поставив на другую чашу весов следующие гири: одну 100 г, две по 2 г, одну 1 г и по одной 500 мг,200 мг и 100 мг. Чему равна масса взвешиваемого тела? Выразите ее в граммах и килограммах.

3. Точильный брусок  имеет  массу 300 г и размеры 15 х 5 х 2  см. Определите плотность вещества, из которого он сделан.

4. Объем  легких у человека 3000 см3. За одну минуту в его легкие  поступает 77,4 г воздуха. Сколько вдохов в минуту делает человек? Плотность воздуха 1,29 кг/м3.

Контрольная работа №2

Вариант №1

1.Пружина жесткостью 40 Н/м, под действием некоторой силы, удлинилась на 5 см. Чему равна величина силы упругости пружины при ее удлинении?

2. С какой силой тело массой 3 кг притягивается к земле? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.

3. Чему равна масса тела, если его вес равен 5 Н? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.

4. На сколько удлинилась бы пружина с жесткостью 100 Н/м под действием груза массой 50 кг.

Вариант № 2

1.Пружина жесткостью 100 Н/м, под действием некоторой силы, удлинилась на 2 см. Чему равна величина силы упругости пружины при ее удлинении?

2. С какой силой тело массой 5 кг притягивается к земле? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.

3. Чему равна масса тела, если его вес равен 15 Н? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.

4. На сколько удлинилась бы пружина с жесткостью 200 Н/м под действием груза массой 40 кг.

Контрольная работа №3 Вариант №1

1. В воду погрузили тело объемом 120 см3. Определите значение  выталкивающей силы, действующей на тело.

2.  Березовый и пробковый шарики равного объема плавают на поверхности воды. Какой из них глубже погружен в воду? Почему?

3.  Как в сосуде, содержащем воду, керосин, ртуть, расположатся три сплошных шарика: пробковый, парафиновый, стальной? Ответ обосновать. Сделать схематический рисунок.

4.  Стальная болванка массой 200 кг  полностью погружена в воду. Какую силу надо приложить к болванке, чтобы удержать ее в воде?

Вариант №2

1. Чему равна архимедова сила, действующая на тело объемом 200 см3 полностью погруженным в керосин?

2. В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?

3. На коромысле весов уравновесили два тела одинакового объема, изготовленных  из разных металлов. Нарушится ли равновесие весов, если оба тела полностью погрузить в сосуд с водой? Ответ обосновать. Сделать схематический рисунок.

4. После разгрузки баржи ее осадка в реке уменьшилась на 60 см. Определите  вес груза, снятого с баржи, если площадь сечения баржи на уровне воды равна 240 м2.

Контрольная работа №4

Вариант №1

1. Буксирный катер тянет баржу силой 5000 Н. Какую работу совершает катер на пути 200 м?

2. Какую мощность развивал электродвигатель, если  за 8 с он совершил работу 2000 Дж?

3.На Братской ГЭС разность уровней воды перед плотиной и за ней равна 100 м. Какой энергией обладает каждый кубический метр воды, удерживаемой плотиной.

4. Грузоподъемник с электролебедкой поднял груз массой 200 кг на высоту 20 м, при этом электродвигатель совершил работу 48 кДж. Вычислите КПД электролебедки.

Вариант №2

1.Трактор тянет прицеп, развивая силу тяги 2500 Н. Какую        работу совершает трактор на пути 400 м?

2. Человек, поднимаясь по лестнице в течение 40 с, совершил работу 2000 Дж. Какую мощность развивал человек?

3. Боек копра массой 250 кг поднят на высоту 5 м относительно забиваемой им сваи. Вычислите энергию бойка относительно сваи.

4. Неподвижным блоком равномерно поднимают груз массой 72 кг на высоту 2 м, затрачивая работу 1600 Дж. Вычислите КПД блока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...