Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Бородкин Валерий Дмитриевич

Рабочая программа по Пёрышкину

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike_8_klass.docx81.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«__Физика___»

8 классы

_________________________________

        Разработал:

                                         Бородкин Валерий Дмитриевичучитель    физики,

первая

 квалификационная категория

2016 – 2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике 8 кл. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом,  примерной программой по физике, Основной образовательной программы ООО МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа» на 2014 – 2017 годы, авторских программ ( авторов А.В.Перышкина, Е.М. Гутник, Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского).

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

При реализации рабочей программы используется МК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 7 лабораторных работ, 7 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

Планируемые результаты изучения   курса физики  8 класс.

 Личностными результатами обучения физике в 8 классе являются [2]:

– сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

– самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

– готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

– формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

– понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

– формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

– приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

– развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

– освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

– формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

– знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

– умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; оценивать границы погрешностей результатов измерений;

– умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

– умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

– формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

– развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

– коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в  8 классе основной школы, на которых основываются общие результаты, являются:

– понимание и способность объяснять такие физические явления как: процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, отражение и преломление света;

– умения измерять температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества , удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

– владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины,  площади поперечного сечения  и материала, угла отражения от угла падения света.

– понимание смысла основных физических законов и умение применять их  на  практике:  закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

– понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способы обеспечения безопасности при их использовании;

– овладение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

– умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

.Содержание программы учебного предмета.

 (70 часов)

Тепловые явления (14 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа. Измерение относительной влажности воздуха.

Электрические явления (28 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления (5 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления (8 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Итоговое повторение (4 часа)

Средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, выполнение тестов.письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Распределение письменных работ по курсу

Раздел программы

Количество лабораторных работ

Количество кратковременных контрольных работ

Количество тестов

Количество контрольных работ

Тепловые явления

1

0

1

1

Изменение агрегатных состояний

0

1

1

1

Электрические явления

5

1

2

1

Электромагнитные явления

0

1

1

0

Световые явления

1

0

1

1

Итого

7

3

6

4

Контрольная работа  № 1 по теме «Тепловые явления»

Вариант 1

  1. Какое количество теплоты необходимо для нагревания железной гири массой 500 г от 20 до 30 градусов Цельсия. (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С)  )
  2. Какая масса каменного угля была сожжена в печи, если при этом выделилось 60 МДж теплоты?  (Удельная теплота сгорания угля 3 * 107 Дж/кг)
  3. В каком платье летом менее жарко: в белом или в темном? Почему?
  4. Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы нагреть 100 кг стали от 100 до 200 градусов Цельсия? Потерями тепла пренебречь. (Удельная теплота сгорания угля 3 *10 7 Дж/кг, удельная теплоемкость стали 500 Дж/(кг С))

Вариант 2

  1. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 100 г спирта? (Удельная теплота сгорания спирта 2,7 *107  Дж/кг)
  2. Какова масса железной детали, если на ее нагревание от 20 до 200 градусов Цельсия пошло 20,7 кДж теплоты? (Удельная теплоемкость железа 460 Дж/(кг С))
  3. Почему все пористые строительные материалы (пористый кирпич, пеностекло, пенистый бетон и др.) обладают лучшими теплоизоляционными свойствами, чем плотные стройматериалы?
  4. Какое количество теплоты необходимо для нагревания 3 л воды в алюминиевой кастрюле массой 300 г от 20 до 100 градусов Цельсия?  (Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), алюминия  920 Дж/(кг С),   плотность воды 1000 кг/м3)

Контрольная работа№2 по теме
«Изменение агрегатных состояний вещества»

Вариант 1

1. Расплавится ли нафталин, если его бросить в кипящую воду? Ответ обоснуйте. (Температура плавления нафталина 80 градусов Цельсия, температура кипения воды 100 градусов)

2. Найти количество теплоты необходимое для плавления льда массой 500 грамм, взятого при 0 градусов Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 килограммов воды, взятых при 50 градусах Цельсия. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота парообразования 2,3 * 10 6 Дж/кг,

4.  За 1,25 часа в двигателе мотороллера сгорело 2,5 кг бензина. Вычислите КПД двигателя, если за это время он совершил 2,3 * 10 7 Дж полезной работы. Удельная теплота сгорания бензина 4,6 *10 7 Дж / кг

Вариант 2.

1. Почему показание влажного термометра психрометра всегда ниже температуры воздуха в комнате?

2. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 200 г воды, взятой при температуре кипения. Удельная теплота парообразования воды 2,3 * 10 6 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для плавления льда массой 400 грамм, взятого при – 20 градусах Цельсия.  Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/(кг С)

4. Определите полезную работу, совершенную двигателем трактора, если для ее совершения потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2 * 10 6 Дж/кг, а КПД двигателя 30 %

Контрольная работа № 3  по теме «Электрические явления»

Вариант 1.

  1. Начертите схему электрической цепи, содержащей гальванический элемент, выключатель, электрическую лампочку, амперметр.
  2. По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 минут.  Чему равна сила тока в лампе?
  3. При электросварке в дуге при напряжении 30 В сила тока достигает 150 А. Каково сопротивление дуги?
  4. Какой длины нужно взять медный провод сечением 0,1 мм2, чтобы его сопротивление было равно 1,7 Ом? (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)
  5. По медному проводнику с поперечным сечением 3,5 мм2 и длиной 14,2 м идет ток силой 2,25 А. Определите напряжение на концах этого проводника. (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м)

Вариант 2.

  1. Размеры медного и железного проводов одинаковы. Сравните их сопротивления. (Удельное электрическое сопротивление меди 0,017 Ом мм2/м, железа 0,1 Ом мм2/м)
  2. Напряжение на зажимах лампы 220 В. Какая будет совершена работа при прохождении по данному участку 5 Кл электричества?
  3. Определите силу тока в электрочайнике, включенном в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление нити накала равно 40 Ом.
  4. Сопротивление никелинового проводника длиной 40 см равно 16 Ом. Чему равна площадь поперечного сечения проводника (Удельное сопротивление никелина0,4 Ом мм2 / м)
  5. Чему равна сила тока в железном проводе длиной 120 см сечением 0,1 мм2, если напряжение на его концах 36 В. Удельное электрическое сопротивление меди 0,1 Ом*мм2

Контрольная работа №4по теме «Световые явления»

Вариант 1.

1. По рисунку 1 определите, какая среда 1 или 2 является оптически   более плотной.

2.        Жучок подполз ближе к плоскому зеркалу на 5 см. На сколько  уменьшилось расстояние между ним и его изображением?

3.        На рисунке 2 изображено зеркало и падающие на него лучи 1—3.  Постройте ход отраженных лучей и обозначьте углы падения и отражения.

4.        Постройте и охарактеризуйте изображение предмета в  собирающей линзе, если расстояние  между  линзой  и  предметом  больше  двойного фокусного.

5.        Фокусное расстояние линзы равно 20 см. На каком расстоянии от линзы пересекутся после преломления лучи, падающие на линзу  параллельно главной оптической оси?

                                                                      1             2

 Среда 1                                                                                     3

  Среда 2

                          Рис. 1                                                 Рис.  2

Вариант  2.

  1. На рисунке 1 изображен луч, падающий из воздуха на гладкую  поверхность воды. Начертите в тетради ход отраженного луча и примерный  ход преломленного луча.
  2. На рисунке 2 изображены два параллельных луча света,  падающего из стекла в воздух. На каком расстоянии из рисунков а---в  правильно изображен примерный ход этих лучей?
  3. Где нужно расположить предмет, чтобы увидеть его прямое  изображение с помощью собирающей линзы?
  4. Предмет находится на двойном фокусном расстоянии от  собирающей линзы. Постройте его изображение и охарактеризуйте его.
  5. Ученик опытным путем установил, что фокусное расстояние  линзы равно 50 см. Какова ее оптическая сила?

  воздух                                       стекло

                                                     воздух

    вода                         А                    Б                             В

                    Рис. 1                                                            Рис. 2

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.


Тематический план 8 класс

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

Кратковременные контрольные работы

лабораторные

занятия

контрольные работы

1

Тепловые явления

14

0

1

1

2

Изменение агрегатных состояний  

11

1

0

1

3

Электрические явления

28

1

5

1

4

Электромагнитные явления

       5

1

0

0

5

Световые явления

8

0

1

1

6

Итоговое повторение

4

0

0

1

7

Итого

70

3

7

5


Календарно-тематическое планирование уроков физики

на 2016-2017учебный год

Класс 8

Учитель Бородкин Валерий Дмитриевич        

Количество часов

Всего 70 час; в неделю __2_ час.

Плановых контрольных уроков_8_, тесты _6_, лабораторных работ _7_ .;

Планирование составлено на основе  «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.                                                                

Учебник

Физика 8 кл,учеб.дляобщеобразоват.учреждений /А.В.Пёрышкин.-М.Дрофа,2013,-237с,ил.

№ урока п/п

Дата

Раздел(количество часов)                      Тема урока

Учебно –

методическое обеспечение

Дом.задание

Примечание

§ 1

1

Техника безопасности (ТБ) на уроках физики. Тепловое движение.

Температура.

1.Движение молекул (модель).

2.Горение свечи (плавление и отвердевание воска).

3.Измерение температуры разными видами термометров.

§ 1, сообщения о термометрах

        

        2

Внутренняя энергия.

1.Сгибание и разгибание проволоки.

2.Падение пластилинового шарика.

3.Колебание груза на нити и груза на пружине.

§ 2,упр. 1

 [Л] № 920, 922

3

Способы изменения внутренней энергии тела.

1.Опыт по нагреванию жидкости в латунной трубке.

2.Нагревание монеты в пламени свечи и при ее трении о деревянную линейку.

§ 3,упр. 2

 Задание ,

 [Л]

 № 921, 934

4

Теплопроводность.

1.Опыты по рис. 6-9 учебника.

2.Перемещение тепла по спицам из различного металла.

§ 4, упр. 3, [Л] № 948, 954

5

Конвекция.

1.Вращение вертушки над горящей лампой.

2.Нагревание раствора медного купороса в колбе.

§ 5, упр. 4, [Л] № 972, 973

6

Излучение.

Взаимодействие источника излучения с теплоприемником (по рис. 13 учебника) Образование тяги (по рис. 157 учебника)

§6, упр. 5,

 [Л] № 981-

984

7

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1.Опыт по рис. 14 учебника.

2.Устройство и принцип действия калориметра.

§7,упр.6 [Л]

 № 990, 991

8

Удельная теплоемкость.

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1.Нагревание жидкостей на 2-х горелках.

2.Различная удельная теплоемкость металлов

§8,9 упр.7

     9

Решение задач по теме: «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

§7,8,9,

 повторить

№ 1024,1025,

1027

   10

ТБ. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1.ТБ обращения с

термометрами и

стеклянными сосудами.

2.Калориметр,

измерительный

цилиндр, термометр,

стакан

§ 8,9 -

повторить

   11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Различная удельная

теплота сгорания

таблица из учебника на

стр. 26)

§ 10,11, упр.

 9 (2,3),

10 (1,2)

12

Решение задач по теме: «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания»

Повторение темы

«Тепловые явления». Подготовка к контрольной работе

[Л] № 1039,

1048,1052

13

Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления».

§ 1-11-

повторить[Л] № 1011,

1028,1037

   14

 Анализ контрольной работы. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

1.Модель

кристаллической

 решетки.

2.Плавление и

отвердевание

 кристаллических тел

(на примере льда).

§ 12-14,

упр. 11 .

15

Удельная теплота плавления

Плавление кусочков

льда и

нафталина одинаковой

 массы,

находящихся при

 температуре

плавления.

§ 15,

упр. 12 (1-3)

§ 12-14-

 повторить

16

Решение задач:   по теме «Нагревание и плавление кристалл.тел».

[Л] № 1081-

1082, упр.12

(4,5).

17

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

1.Зависимость скорости

 испарения от

температуры,

 рода жидкости,

площади поверхности.

2.Охлаждение жидкости

 при испарении

(охлаждение  руки,

смоченной эфиром).

§ 16,17.

упр. 13,

[Л] № 996-

1100.

Доклады о

практическом

использовании

процесса

испарения в

быту и технике.

  18

Кипение.

1.Наблюдение

 процессов кипения и

конденсации воды (по

 рис. 19, 23 в учебнике)

§ 18 упр 14

[Л] № 1113,

19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

1.ТБ обращения с

термометрами и стеклянными сосудами.

2.Психрометрическая

 таблица в сборнике

Лукашика.

§ 19, [Л] №

1147, 1149,

1161, 1162

20

Удельная теплота парообразования и конденсации

Наблюдение

 процессов парообразования и и конденсации воды (по рис.  23 в учебнике)

§ 20

упр.18 (1-3)

21

. Решение задач на использование психрометрических таблиц

Психрометрическая

 таблица в сборнике

Лукашика

§ 19,20 [Л] № 1101

Упр 17

22

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

1.Подъём воды за

поршнем в стеклянной

трубке

(всасывание топлива)

Модели кинематические

Двигателя внутреннего

сгорания, паровой

машины, таблицы.

§ 21,уп (6), [Л], №   № №1130,

1131,1133.

23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

1.Модель: паровая  

турбина. Опыт

по  рис.  учебника.

2. Таблица:  «Схема

тепловой электрической

 станции».

§ 23,24,

 [Л] № 1144,

1121

24

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

§ 12-24 –

 повторить,

[Л] №

1125-1129,

1146

25

Контрольная работа №2  по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Упр 19

26

 Анализ контрольной работы Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействия зарядов. Два рода зарядов.

1.Электризация

различных тел

2. Взаимодействие наэлектризованных тел

§ 25,26,

[Л] № 1179,

1182

27

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

1.Устройство и действие

 Электроскопа  .

§ 27

[Л], № 1173,

1174, 1185,

1186

28

Электрическое поле Делимость электрического заряда. Электрон.

1.Электрическое

заряженных шариков и

др. тел  (по рис. 36

в учебнике).

2.Взаимодействие

заряженных тел в

 безвоздушном

пространстве (по рис. 35

в учебника)

3.Опыты по рис. 37, 38

 в учебнике.

§ 28, 29,

[Л] № 1201,

 1202,1203

29

Моделирование объектов природы. Строение атомов.

1.Планетарная модель

 по рис 39 учебника.

2.Таблица «Строение

атома».

§ 30,

упр.21

30

Объяснение электрических явлений. Закон сохранения  электрического заряда.  

Делимость

электрического заряда.

Опыты по рис. 40, 41 в

учебнике: притяжение

 к заряженной палочке

листочков султана.

§ 31,

упр. 22

31

Электрический ток. Источники электрического  тока.

1.Источники тока:

термопара,

гальванический элемент, аккумулятор,  

злектрофорная машина, фотоэлемент. Таблицы:

1) Гальванические

элементы.

2.)Аккумуляторы.

§ 32,

задание ,

[Л], №

1229,1231

32

Электрическая цепь и ее составные части.

Составление электрической цепи

§ 33,

упр. 23 (1,3,5)

33

Электрический ток  в металлах.

Электрический ток в металлах (по рис. 52 учебника).

§ 34,

[Л] № 1252,1253

34

Действия электрического тока. Направление электрического тока.

Действие электрического тока (по рис. 53-57 в учебнике).

§ 35-36,

[Л] № 1255,1257

35

Сила тока. Единицы силы тока.

Опыт по рис.59 учебника.

§ 37,

упр. 24 (1,2)

36

Амперметр. Измерение силы тока. ТБ. Лабораторная работа  № 2 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Таблица: «Измерение силы тока», .оборуд: амперметр, лампочка, ключ, соединительные провода, источник тока. Дем.: Опыт по рис  61 в учебнике -Измерение силы тока амперметром

§ 38,

упр.25(1,3)

37

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

 Опыты по рис 63,64 учебника. Таблица 7

§ 39, 40, [Л] 1262.

38

Вольтметр. Измерение напряжения. ТБ. Лабораторная работа  № 3 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Демонстрационный  и лабораторный вольтметры. Сборка эл. цепи для измерения напряжения по рис. 56 учебника.

§ 41,

 упр. 26 (1)

39

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление

1.Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка (по рис. 70 и 74 в учебнике

§ 43, 45

упр. 28 (1,2)

40

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка (опыт по рис. 68 и 71 в учебнике)

§42, 44,

упр.27 (1,2), 29 (2,4)

41

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения

Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка (опыт по рис. 68 и 71 в учебнике)

§ 46,

 упр. 30    (1, 2 (а. в))

 [Л] 1314.

42

Реостаты. ТБ. Лабораторная работа №4. «Регулирование силы тока реостатом».

Лабораторная работа №5. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1.Изменение силы тока в цепи с помощью реостата (опыт по рис. 75 в учебнике).

Реостаты разных конструкций (по рис. 76 а, 77 в учебнике) лабораторный, демонстрационный, ступенчатый.

§ 47

упр.31 (1,2,3,4)

43

Решение задач по теме «Закон Ома»

[Л] №1319,1321, 1323,1325, 1327

44

Последовательное  соединение проводников.

1.Опыты по рис. 78   в учебнике.

2 Пример решения задачи

§ 48

упр. 32 (1),

[Л] №1345,1346

45

Параллельное соединение проводников

1. Опыты по рис. 79  в учебнике.

2. Пример решения задачи

§ 49

упр. 33 (4,5)

46

Решение задач на закономерности последовательного и параллельного соединение проводников.

Кратковременная контрольная работа

§ 48, 49 - повторить

 [Л] №1350, 1354,

1374,1376.  

47

Работа электрического тока. Мощность электрического тока».

Измерение мощности в электроплитке или в другом нагревательном приборе.

§ 50, 51,

упр. 34 (1,2)

упр. 35 (1,4)

48

ТБ. Лабораторная работа №6«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

Фр. оборудование: источник тока, низковольтная лампочка, источник тока, ключ, соединительные провода, амперметр, вольтметр.

упр. 34 (3), упр.35 (3,4)

49

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике

Пример решения задачи

§ 52, упр.36(1), задание  

   50

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.

1.Нагревание током проводника, составленного из кусочков спирали и медной проволоки и натянутого между двумя штативами.

§ 53,

упр. 37 (1,4),

[Л] № 1450.

51

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители

1.Различные виды ламп накаливания.

2.Таблица «Лампа накаливания»

3.Электрические нагревательные приборы

4. Различные типы предохранителей

§ 54, 55,56

 [Л], № 1430, 1450, 1454

52

Повторение темы «Электрические явления». Подготовка к контрольной работе.

§ 25-56 -повторить,

 [Л], № 1453,

1438.

53

Контрольная работа  № 3 по теме: «Электрические явления».

Решить кроссворд

54

 Анализ контрольной работы.

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Расположение  магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током (по рис. 90-92  учебника).

§ 57-58

55

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов

1.Расположение железных опилок (магнитных стрелок) вокруг катушки с током (по рис. 95 в учебнике). 2.Способы изменения магнитного действия катушки с током (по рис. 96 в учебнике).

3.Действие модели подъемного крана (рис. 98).4.Отделение железа от других (немагнитных) материалов с помощью магнита.

§59

упр.41

56

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1.Разновидности постоянных магнитов: металлические (полосовой, дугообразный), керамические.

2.Картины магнитных линий магнитного поля (рис. 108-110 в учебнике).

§60,61, задание

57

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле (по рис. 113-115 в учебнике).

§ 61,задание

        

58

Устройство электроизмерительных приборов. Кратковременная контрольная работа №4 по теме: «Электромагнит-ные явления».

Гальванометр демонстрационный (по рис. 58а и 117 в учебнике)

§ 62. Повторите тему «Электромагнитные явления».

59

 Анализ контрольной работы.

Источники света. Распространение света.

60

Отражение света. Законы отражения света.

61

Плоское зеркало.

62

Преломление света.

63

Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

64

Построение изображений, даваемых линзами.

65

ТБ. Лабораторная работа  №7«Получение изображения при помощи линзы».

66

Контрольная работа №5 по теме «Световые явления».

67

Повторение по темам «Тепловые явления», «Электрические явления».

68

 Повторение по теме «Электромагнитные  явления».

69

Итоговая контрольная работа

70

Повторительно-обобщающий урок.Анализк.р


Учебно-методические средства обучения.

Основная и дополнительная литература:

Гутник Е. М. Физика. 8 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В.Пёрышкин

Физика 8 кл,учеб .для общеобразоват.учреждений /А.В.Пёрышкин.-М.Дрофа,2013,-237с,ил.

Перышкина «Физика. 8 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с. ил.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред.шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 8-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.

Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб.для общеобразоватучеб. заведений. М.: Дрофа, 2012

Диск.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 8 класс.

Электронные уроки  и тесты. Диск 1. Молекулярная структура материи.

Электронные уроки  и тесты. Диск 2. Внутренняя энергия.

Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы.

 Губанов В. В. Лабораторные и контрольные задания по физике: Тетрадь для учащихся 7-го класса.

Физика. Интерактивные творческие задания.7-9 классы.

Учебные таблицы        

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Перечень демонстрационного оборудования:

Модели ДВС, паровой турбины, глаза, двигателя постоянного тока.

Приборы: электроскоп, гальванометр, амперметр, вольтметр, электрический счетчик, часы, термометр, психрометр, компас.

Проекционный аппарат, микрофон, динамик, источники тока, лампа накаливания, плавкий предохранитель, электромагнит, постоянный магнит.

Султаны электрические, электрофорная машина, эбонитовая и стеклянная палочки, гильзы электрические, калориметр, набор тел для калориметрических работ.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Калориметр, термометр, набор тел для калориметрических работ, психрометр. Комплект приборов для проведения работ по электричеству. Компас, модель электродвигателя, электромагнит разборный. Набор приборов для проведения работ по оптике.

Сокращения:

[М] – основное содержание материала, изучаемого на уроке.

[З]– задачи, решаемые на уроке.

[Л]– В.И. Лукашик, Е..В. Иванова. Сборник задач по физике.7 - 9 класс. Просвещение. 2008г.

[К] – формы контроля знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...