Интегрированный урок физики и геометрии в 8 классе на тему «Построение изображений в линзах»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Ковалев Евгений Александрович

Интегрированный урок физики и геометрии в 8 классе проводится после изучения свойств собирающей и рассеивающей линз

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3_izobr_v_linz.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок физики и геометрии в 8 классе

на тему «Построение изображений в линзах»

Тип урока: урок-практикум

Цели урока:

дидактические:

организовать работу учащихся по изучению особенности хода лучей в линзах;

научить учащихся строить изображения в двояковыпуклых (двояковогнутых) линзах;

развивающие:

развивать графическую грамотность учащихся;

продолжить работу по развитию мышления, познавательных умений.

воспитательные:

формировать навыки самостоятельной работы по предмету;

формировать положительные мотивы к учению.

Учащиеся должны

знать:

ход основных лучей, с помощью которых выполняется построение в тонких линзах.

уметь:

строить изображения в линзах разных типов.

Оборудование: мультимедийный компьютер с проектором, линзы из лабораторного набора

Структура урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Физический диктант (проверка опорных знаний) – 7 мин.
  3. Изложение основного материала – 15 мин.
  4. Закрепление изученного(построение изображений) – 18 мин.
  5. Итоги урока – 2 мин.
  6. Домашнее задание – 2 мин.

  1. Организационный момент.

Сегодня нам понадобятся простые карандаши и линейки.

К сегодняшнему уроку вы изучили основные понятия и характеристики линз.

  1. Физический диктант.

  1. Прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями, называются…              (линзами)
  2. Линзы бывают двух видов…       ( выпуклые и вогнутые)
  3. Прямую, проходящую через центры сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называют…            ( оптической осью)
  4. Какое изображение можно получить с помощью плоского зеркала ?  (мнимое в нат. Величину)          
  5. Расстояние от линзы до ее фокуса называется…     (фокусным расстоянием линзы)
  6. Тонкой линзой называется…     (линза, толщина которой много меньше радиусов
                                                                    кривизны ее поверхностей)
  7. Величина, обратная  фокусному расстоянию линзы , называется…  
                                                              (оптической силой линзы)

После выполнения диктанта учащиеся выставляют себе оценки (ответы представлены на доске), за каждый правильный ответ 1 балл:

«7» - 5 баллов, «6-4» - 4 балла, «<=3» - 3 балла.

  1. Изложение основного материала.

Вспомним следующие основные понятия:

Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.

Линза, у которой края толще, чем середина является вогнутой.

Линза, у которой края тоньше, чем середина является выпуклой.

Главная оптическая ось – прямая, проходящая через центры кривизны  поверхностей линзы.

Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей после преломления в расходящийся – называются рассеивающими.  Основные обозначения для линз:

  • OO’ главная оптическая ось
  • О – оптический центр линзы
  • F – фокусы линзы
  • d – расстояние между предметами и линзой
  • f – расстояние от линзы до изображения

Рассмотрим приёмы построения изображений.

Изображение в линзе можно построить, изобразив ход двух из трех следующих лучей:

  1. луч, распространяющийся параллельно оптической оси до линзы, после преломления в линзе, проходит через фокус на этой оси

  1. луч, проходящий через оптический центр линзы не изменяет своего направления после прохождения линзы.

3) луч, проходящий через фокус линзы, после преломления распространяется параллельно оптической оси линзы.

Выполняем построение изображений в тетрадях в следующих случаях:

5 слайд – Построение изображения, даваемое собирающей линзой, когда предмет находится за ее 2-м фокусом. Такие изображенияполучают с помощью лупы, микроскопа.  d > 2F

        Изображение уменьшенное, прямое, действительное.

6 слайд – Построение изображения, даваемое собирающей линзой, когда предмет находится между фокусом и ее двойным фокусом. Такие изображения получаются с помощью проекционного аппарата, киноаппарата.         F < d < 2F

Изображение увеличенное, перевернутое, действительное.

7 слайд - Построение изображения, даваемое собирающей линзой, когда предмет находится в ее 2-м фокусе d =2 F Изображение в нат. величину, перевернутое, действительное.

8 слайд – Построение изображения, даваемое собирающей линзой, когда предмет находится между линзой и ее фокусом. Такие изображения получаются на фотопленке в фотоаппарате. d < F

Изображение увеличенное, прямое, мнимое.

11-26 слайд – Построение изображения, даваемое рассеивающей линзой.

Рассеивающие линзы не дают действительных изображений.

        Изображение уменьшенное, мнимое, прямое.

  1. Закрепление изученного.

27 слайд – Упражнение 49 №2.

Изображение перевернутое, действительное, увеличенное.

  1. Итоги урока.

Какие свойства линзы позволяют широко использовать ее в оптических приборах?

– Свойство изменять направление лучей, или с их помощью управлять световыми пучками (основано на явлениях отражения и преломления).

  1. Домашнее задание.

§69 Упр 49 (3,4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 9 классе по теме "Построение изображения в линзе

Урок по теме «Построение изображений, даваемых линзой» является 7 уроком в теме «Оптические явления». Ранее уже были сформированы понятия «Законы отражения и преломления света», «Линзы». На предыдущем...

Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»

Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»Цели урока: - объяснить принцип действия тепловых двигателей, определить КПД тепловых дв...

Презентация к интегрированному уроку физики и геометрии в 8 классе на тему «Построение изображений в линзах»

Презентация для сопровождения изложения нового материала и освоения практической части урока...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ФИЗИКА+ МАТЕМАТИКА) В 7 КЛАССЕ по теме «Золотая ли была корона у царя?»

На основе фронтального эксперимента ввести понятие плотности вещества, добиться усвоения понятия на 1 уровне; повторить правила деления и умножения десятичных дробей; определить массу с помощью рычажн...