Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Мустафина Вязимя Авхатовна

Рабочая программа по физике 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiz_9_kl.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка                                                                                                                                                                                             Общая характеристика учебного предмета

Данная программа 9 класса по физике составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.01.2010 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») и примерной программы основного общего образования по физике. 

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.                                                                                                                                                                                                                 Цели и задачи                                                                                                                                                                                                                 Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности
  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними
  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира                                                                                                                                Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях. Физических величинах, характеризующих эти явления
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека

                Место учебного предмета в учебном плане

 Данная программа по физике для 9 класса составлена на основе программы: Гутник Е.М., Перышкин А.В. Физика. 7 – 9 классы. М.: Дрофа, 2008; Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике и рассчитана на 35 учебных недель из расчета 2 учебных часа в неделю и количество часов 70. Материал полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ. Программой предусмотрено изучение следующих разделов:

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

1

Законы взаимодействия и движения тел

27

1

2

2

Механические колебания и волны. Звук

11

2

1

3

Электромагнитное поле

14

1

1

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

15

2

1

Повторение

1

                                                                                                 Итого:

68

6

5

Формы и средства контроля: устный опрос; фронтальный опрос; контрольная работа; проверочная работа; лабораторная работа; тест; домашние работы.                                                                                                                                                                                                                                                              

                                Содержание тем учебного предмета

№ п/п

Содержание раздела программы

Демонстрации

Лабораторные работы

1

Механика

Основы кинематики (12 часов)

Механическое движение. Относительное движение. Системы отсчета. Материальная точка. Траектория Путь и перемещение. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени.

Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения.

  • Относительность движения
  • прямолинейное и криволинейное движение
  • Сложение перемещений
  • Падение тел в воздухе и разреженном газе (в трубке Ньютона)
  • Определение ускорения при свободном падении
  • Направление скорости при движении по окружности

№1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Основы динамики (15 часов)

Инерция. Инертность лет.

Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса – скалярная величина. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил.

Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перегрузки. Сила трения.

  • Проявление инерции
  • Сравнение масс
  • Измерение сил
  • Второй закон Ньютона
  • Сложение сил, действующих под углом
  • Третий закон Ньютона

№2 «Измерение ускорения свободного падения».

Законы сохранения

Импульс тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты. Значение работ К.Э.Циолковского для космонавтики. Достижение в освоении космического пространства

  • Закон сохранения импульса
  • Реактивное движение
  • Модель ракеты

2

Механические колебания и волны (11 часов)

Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза.

Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине. Формула периода колебаний пружинного маятника.

Превращение энергии при колебательном движении, Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.

  • Свободные колебания груза на нити и груза на пружине
  • Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза
  • Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины.
  • Вынужденные колебания
  • резонанс маятников
  • Применение маятника в часах
  • Распространение поперечных и продольных волн
  • Колеблющиеся тела как источник звука
  • Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний
  • Зависимость высоты тона от частоты колебаний

№3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины»

3

Электромагнитные явления (14 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света

  • Обнаружение магнитного поля проводника с током
  • Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током.
  • Усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника
  • Применение электромагнитов
  • Движение прямого проводника с током в магнитном поле
  • Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока
  • Модель генератора постоянного тока
  • Взаимодействие постоянных магнитов

№ 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

4

Строение атома и атомного ядра (15 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель атомных ядер. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

№ 5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»

№ 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

 

Повторение – 3 часа

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики в 9 классе ученик должен

знать/понимать

 - смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;                                                                                                                                                                                                                      уметь

      - описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение,                                                                         - механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (СИ);

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);                                                                                                      - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • рационального применения простых механизмов;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

                                                                                                                                                                                                                  Литература и средства обучения:

1. Первышкин А.В.. Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2010г.

2. Гутник Е.М., Моисеева Р.М. Физика. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2011г.

3. Гутник Е.М., Моисеева Р.М. Физика. 9 класс. Тетрадь для лабораторных работ. М.: Дрофа, 2011г. (Методический материал)

4. Громцева Е.И. Самостоятельные и контрольные работы по физике. 9 класс. М.: Дрофа. 2011г. (Методический материал)

5. Лукашик В.И. и др. Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений». 21 издание, М.: Просвещение, 2011г. (Раздаточный материал).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...