Лабораторная работа 7 класс
материал по физике (7 класс) на тему
Лабораторная работа 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota_1.doc | 79.5 КБ |
laboratornaya_rabota_2.doc | 147.5 КБ |
laboratornaya_rabota3.doc | 40.5 КБ |
laboratornaya_rabota4.doc | 113.5 КБ |
laboratornaya_rabota5.doc | 131 КБ |
laboratornaya_rabota6.doc | 230 КБ |
laboratornaya_rabota7.doc | 54.5 КБ |
laboratornaya_rabota8.doc | 54.5 КБ |
laboratornaya_rabota9.doc | 55 КБ |
laboratornaya_rabota10.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя:__________________________________________________
Лабораторная работа № 1
«Определение цены деления измерительного прибора»
Цель работы: определить цену деления измерительного цилиндра (мензурки) и научиться определять с его помощью объём жидкости.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, пузырёк, колба и другие сосуды.
Тренировочные задания и вопросы
Вспомните правило нахождения цены деления прибора.
- Определите цену деления и снимите показания стрелки:
Цена деления = _________________
Показание стрелки = _____________
Цена деления = _________________
Показание стрелки = _____________
- Найдите цену деления:
Цена деления = _____________________
- Найдите цену деления мензурок 1 и 2.
Цена деления мензурки № 1 = _________
Цена деления мензурки № 2 = _________
С помощью какой мензурки - № 1 или № 2 – измерения объёма жидкости будет более точными?
______________________________________________________________________________________
- Что значит измерить физическую величину?
_____________________________________________________________________________________
- Какая единица длины (расстояние) принята как основная в международной системе единиц (СИ)? _______________________________________________________________________________________
- Приведите примеры физических величин: ________________________________________________
- Приведите примеры измерительных приборов, применяемых на практике.
______________________________________________________________________________________
- Выразите расстояние, равные 0,5 км = __________ м; 25000 мм = ___________ м.
- Каковы будут значения длин, равных 4 м = ____________ см; 100 мм = ______________ см.
Ход работы
- Определите цену деления мензурки.
Цена деления =
- Налейте полный стакан воды, потом осторожно перелейте воду в измерительный цилиндр. Определите и запишите в таблицу, чему равен объём налитой жидкости. Такова же и вместимость стакана.
- Результат измерения запишите в таблицу:
№ опыта | Название сосуда | Объём жидкости, см | Вместимость сосуда, см |
1 | |||
2 | |||
3 |
- Таким же образом определите вместимость колбы, пузырька и других сосудов. Результат измерения запишите в таблицу.
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка: _____________
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя: __________________________________________________
Лабораторная работа № 2
«Измерение размеров малых тел»
Цель работы: научиться выполнять измерения способом рядов.
Приборы и материалы: линейка, дробь (или горох), пшено, гречка, иголка.
Тренировочные задания и вопросы
- Можно ли с помощью линейки точно измерить диаметр проволоки, нити, волоса? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Чтобы измерить диаметр проволоки, намотали вплотную на карандаш 30 витков из нее. Определите диаметр проволоки.
Диаметр проволоки
3. Стопка из 20 монет оказалась высотой см.
Толщина монеты
Способ, которым вы определили диаметр проволоки и толщину монеты, называют способом рядов. Именно этим способом вы будете определять диаметр горошины и пшена.
Ход работы
- Положите вплотную к линейке 20 горошин или дробинок в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной дробинки или горошины.
- Определите таким же способом размер крупинки пшена. Для удобства воспользуйтесь иголкой.
- Определите таким же способом размер гречки.
- Результаты измерений занесите в таблицу, а вычисления измерений после таблицы:
№ опыта | Число частиц в ряду | Длина ряда, мм | Размер одной частицы, мм |
Горох | |||
Пшено | |||
Гречка |
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка ___________________
Предварительный просмотр:
Фамилия имя:________________________________________________________
Лабораторная работа № 3
«Измерение массы тела на рычажных весах»
Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.
Приборы и материалы: весы, гири, несколько небольших тел разной массы.
Правила взвешивания
1. Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.
- Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири — на правую.
- Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.
- Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.
- На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без использования подкладки.
- Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом. Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, приближенную к массе тела (на глаз).
Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр, если нет — оставляют на чашке. Затем подбирают таким же образом гири меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие.
Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.
Тренировочные задания и вопросы
- Какая физическая величина определяется с помощью рычажных весов?
___________________________________________________________________________________
- В каких единицах она измеряется (назовите все)?
___________________________________________________________________________________
- Выполните упражнения:
8,4 т = кг 500 мг =_____________ г
0,5 т = кг 120 мг =______________ г
125 г = кг 60 мг =______________ г
4. 100 г + 20 г + 2г + 1 г + 500 мг + 200 мг =_____________________г
20 г + 10 г + 1 г + 200 мг + 100 мг = ________ г
5. На какую чашку весов кладут:
взвешиваемое тело? на
гири? на
6. Что необходимо сделать на рычажных весах перед взвешиванием?
____________________________________________________________________________________
Ход работы
- Зная правила взвешивания, измерьте массу нескольких небольших тел с точностью до 0,1 г.
- Результаты измерений запишите в таблицу:
№ опыта | Название тела | Масса тела, г |
1 | ||
2 | ||
3 |
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка: ____________
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя:_________________________________________________________
Лабораторная работа №4
«Измерение объёма тела»
Цель работы: научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объема (гайка, болтик и т. д.).
Тренировочные задания и вопросы
При погружении в мензурку тела уровень воды в мензурке повышается, так как увеличивается объем воды на величину, равную объему тела.
1. Определите по рисунку уровень воды:
до погружения ;
после погружения .
Объем тела .
- Какую физическую величину измеряют с помощью мензурки?
- В каких единицах она измеряется?
- Переведите:
1м3 = см3 1 см3 = ___________м3
0,5 м3 - см3 100 см3 = м3
0,01м3 - см3 5000 см3 = м3
Примечание: 1 мл = 1 см3.
- Определите объем воды, которая выльется из отливного стакана, если в него опустить свинцовую дробь массой 684 г.
Дано: СИ: Решение:
- Какой вместимости надо взять сосуд, чтобы в него можно было бы налить бензин, масса которого 35 кг?
Дано: СИ: Решение:
Ход работы
- Определите цену деления мензурки. Цена деления =
- Налейте в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте объем . Результат занесите в таблицу.
- Опустите тело в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем жидкости . Результат занесите в таблицу.
- Посчитайте объем тела . Занесите в таблицу.
- То же самое проделайте с другими имеющимися у вас телами.
№ опыта | Название тела | Начальный объём воды , см | Объём воды и тела , см | Объём тела , см |
1 | ||||
2 |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка: ___________
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя:________________________________________________________
Лабораторная работа №5
«Определение плотности твёрдого тела»
Цель работы: научиться определять плотность твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
Приборы и материалы: весы, гири, измерительный цилиндр (мензурка), твёрдое тело неправильной плотности, нитка.
Тренировочные задания и вопросы
- Плотность вещества – это
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Формула плотности____________________________________________________________________
- Единицы плотности ___________________________________________________________________
- Пользуясь таблицами плотностей № 2, 3 учебника, запишите, какова масса 1 см3 и 1 м3 веществ:
Вещество | Масса 1 см | Масса 1 м |
Серебро | ||
Алюминий | ||
Парафин | ||
Железо | ||
Вода | ||
Керосин | ||
Масло подсолнечное |
- Выполните упражнение: 1___________
Самый тяжелый кубик из , так как его плотность ____________________.
Самый легкий кубик из , так как его плотность ____________________.
- Когда сосуд целиком наполнили бензином, его масса стала равна 2 кг. Масса этого же сосуда без бензина равна 600 г. Какова вместимость сосуда?
Дано: СИ: Решение:
Ход работы
- Измерьте массу тела на весах (вспомните лабораторную работу № 3) и результат запишите в таблицу.
- Измерьте объем тела с помощью мензурки (вспомните лабораторную работу № 4) и результат запишите в таблицу.
3. Рассчитайте по формуле плотность данного тела, результат запишите в таблицу.
4. Переведите (смотри тренировочное задание № 5).
5. Сверьте вычисленный результат плотности данного вам тела с табличным значением (табл. № 2 в учебнике) и сделайте вывод.
№ опыта | Название вещества | Масса тела m,кг | Объём тела V,см | Плотность вещества, | |
1 | |||||
2 |
Вывод: _________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка: ___________
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя: ________________________________________________________
Лабораторная работа №6
«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы.
Приборы и материалы: динамометр, шкала которого отсутствует (или закрыта бумагой), набор грузов по 102 г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом.
Тренировочные задания и вопросы
- Сила тяжести — это __________________________________________________________________
- Вес тела — это ________________________________________________________________________
- Запишите формулы:
Силы тяжести Веса тела
4. Запишите единицы измерения:
[] = [ ] [Р]= [ ]
- 1Н — это ___________________________________
- Силу измеряют с помощью пробора, называемого _____________________________________
7. Выполните упражнения:
1 кН = Н 25000 Н = кН
0,5 кН = Н 3700 Н = кН
1,7 кН = Н 400 Н = кН
8. Нарисуйте векторы силы тяжести и веса тела, вспомнив не только, куда они направлены, но и к какой точке приложены.
Ход работы
1. Укрепите динамометр с закрытой бумагой шкалой вертикально в лапке штатива. Отметьте горизонтальной чертой начальное положение указателя динамометра — это будет нулевое деление шкалы.
2. Подвесьте к крючку динамометра груз, масса которого 102 г. На этот груз действует сила тяжести, равная 1 Н. С такой же силой груз растягивает пружину динамометра. Эта сила уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине при ее растяжении (деформации). Новое положение указателя динамометра также отметьте горизонтальной чертой на бумаге.
- Затем подвешивайте к динамометру второй, третий грузы той же массы (102 г), каждый раз отмечая черточками на бумаге положение указателя.
- Снимите динамометр со штатива и против горизонтальных черточек, начиная с верхней, проставьте числа 0,1,2,3.
- Нарисуйте проградуированную шкалу динамометра в тетрадь. С помощью линейки получите шкалу с ценой деления 0,1 Н.
- Груз массой 102 г растянет пружину на 1 Н,
массой 51 г — на Н,
массой 153 г — на Н.
7. Какую наименьшую силу можно измерить сделанным вами динамометром?
Наибольшую? ___________________________________
8.Измерьте проградуированным динамометром вес каких-либо тел и определите их массу.
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя: ________________________________________________
Лабораторная работа №7
«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Цель работы: на опыте обнаружить выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определить величину выталкивающей силы.
Приборы и материалы: динамометр, штатив с муфтой и лапкой, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.
Тренировочные задания и вопросы
- Покажите с помощью векторов силы, действующие на тело в 1-м и 2-м случаях.
2. Где легче удерживать тело: в воздухе или в воде?_____________________________________
Почему?________________________________________________________________________________
3. Запишите формулы:
Архимедовой силы Веса тела
- Запишите формулу нахождения архимедовой силы, если известны вес тела в воздухе — P и в воде — Р.
- Вес тела в воздухе P= 120 Н.
Вес тела в воде Р= 100 Н.
Архимедова сила FA = Н.
Ход работы
- Укрепите динамометр на штативе и подвесьте к нему на нити первое тело. Отметьте и запишите в таблицу показание динамометра. Это будет вес тела в воздухе — P.
- Подставьте стакан с водой и опускайте муфту с лапкой и динамометром, пока все тело не окажется под водой. Отметьте и запишите в таблицу показание динамометра. Это будет вес тела в воде — Р.
- По полученным данным вычислите выталкивающую силу, действующую на первое тело:
- Вместо чистой воды возьмите насыщенный раствор соли и снова определите вес этого тела в растворе соли — Р, запишите в таблицу и определите выталкивающую силу F.
- Подвесьте к динамометру тело другого объема и определите так же, как для первого тела, выталкивающую силу в воде и в насыщенном растворе соли - F
Результаты запишите в таблицу.
Вес тела в воздухе, Н | Вес тела в жидкости, Н | Выталкивающая сила, Н | ||||
P | P | Р | Р | F | F | |
Вода |
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя:__________________________________________________________
Лабораторная работа №8
«Выяснение условий плавания тела в жидкости»
Цель работы: на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет.
Приборы и материалы: весы, гири, измерительный цилиндр, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песо, фильтровательная бумага или сухая тряпочка.
Тренировочные задания и вопросы
- Какие силы действуют на погруженное в жидкость тело?
- Нарисуйте эти силы.
- Запишите условия, при которых тела, помещенные в жидкость, тонут, всплывают или "висят" в толще жидкости (поставьте знак > или <). Нарисуйте вектора. и FA на рисунках.
- Вспомните, как определяется объем тела с помощью мензурки (смотри лабораторную работу № 4).
- Вспомните, что 1 см3 = 0,000001 м3.
Ход работы
- Насыпьте в пробирку столько песка, чтобы она, закрытая пробкой, плавала в мензурке с водой в вертикальном положении и часть ее находилась над поверхностью воды.
- Определите выталкивающую силу, действующую на пробирку. Для этого измерьте объем воды в мензурке до помещения в нее пробирки () и после помещения в нее пробирки (V2), а затем рассчитайте величину выталкивающей силы .FA, равной весу жидкости, вытесненной пробиркой.
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
- Выньте пробирку с песком из воды, протрите ее и определите на рычажных весах ее массу с точностью до 1 г. Рассчитайте силу тяжести, действующую на пробирку, которая равна весу пробирки с песком в воздухе. Результат запишите в таблицу.
- Насыпьте в пробирку еще немного песка и вновь определите выталкивающую силу и силу тяжести в соответствии с пунктами 2, 3. Проделайте это несколько раз, пока пробирка, закрытая пробкой, не тонет.
- Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу. Отметьте, когда пробирка тонет, всплывает или «висит» в толще воды.
- Результаты запишите в таблицу.
№ опыта | Объём пробирки | Поведение пробирки в воде | ||||
1 | Всплывает | |||||
2 | «висит» | |||||
3 | тонет |
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя: _________________________________________________
Лабораторная работа № 9
«Выяснение условия равновесия рычага»
Цель работы: проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.
Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов, линейка, динамометр.
Тренировочные задания и вопросы
- Что представляет собой рычаг?
____________________________________________________________________________________________
- Что называют плечом силы?
____________________________________________________________________________________________
- Правило равновесия рычага:
____________________________________________________________________________________________
- Формула правила равновесия рычага:
_______________________________________________________________________________________
- Найдите ошибку на рисунке.
6. Используя правило равновесия рычага, найдите .
7. Будет ли находиться в равновесии рычаг?
Ход работы
- Уравновесьте рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он расположился горизонтально.
- Подвесьте два груза на левой части рычага на расстоянии 12 см от оси вращения.
- Уравновесьте эти два груза:
а) Одним грузом – плечо ___________см; б) Двумя грузами – плечо ___________см;
в) Тремя грузами – плечо ___________см.
4. Считая, что каждый груз весит 1 Н, запишите данные и измеренные величины в таблицу.
№ опыта | Сила на левой части рычага , Н | Плечо , см | Сила на левой части рычага , Н | Плечо , см | Отношение сил и плеч | |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
Вывод (подтвердились ли ваши опыты правило равновесия рычага):
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительное задание
Подвесьте три груза с права от оси вращения рычага на расстоянии 5 см. С помощью динамометра определите, какую силу нужно приложить на расстоянии 15 см от оси вращения правее грузов, направив её в верх, чтобы удержать рычаг в равновесии.
Запишите: = =
Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Фамилия Имя:___________________________________________________
Лабораторная работа № 10
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Цель работы: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма (наклонной плоскости), меньше полной.
Приборы и материалы: доска, динамометр, измерительная лента или линейка, брусок, штатив с муфтой и лапкой.
Тренировочные задания и вопросы
- Может ли полезная работа быть больше полной?
________________________________________________________________________________
- Что такое коэффициент полезного действия?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Формула КПД:
_________________________________________________________________________________
- Может ли КПД быть больше 100%?
_______________________________________________________________________________
- Применим «золотое правило» плоскости.
Работа, совершаемая при подъеме тела вверх по вертикали, равна произведению силы тяжести на высоту h (полезная работа):
На такую же высоту h можно поднять тело, равномерно перемещая его вдоль наклонной плоскости длиной , прилагая к нему силу F2. Поэтому полная работа
При отсутствии силы трения .
При наличии трения .
Ход работы
- Установите доску наклонно.
- Измерьте высоту h и длину наклонной плоскости.
- Динамометром измерьте силу тяжести бруска .
- Прицепив к бруску динамометр, равномерно двигайте брусок вверх по наклонной плоскости. Измерьте силу тяги F2.
- Вычислите .
- Вычислите КПД наклонной плоскости.
- Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Высота наклонной плоскости h, м | Сила тяжести , Н | Полезная работа , Дж | Длина наклонной плоскости , м | Сила тяги F2 , Н | Полная работа , Дж | КПД, |
= ___________________________________________________________________________
= ___________________________________________________________________________
= ____________________________________________________________________
Дополнительное задание
Измените высоту наклонной плоскости и для неё определите:
= ___________________________________________
= ___________________________________________
= ____________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы 7 класс по УМК "Физика. Астрономия - 7 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовский
В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне, с использованием имеющего оборудованияв кабинете физики...
лабораторная работа №8 "Измерение мощности и работы электрического тока в лампе ". 8 класс
Основными задачами лабораторных занятий являются: освоение техники электротехнического эксперимента, обучение грамотному оформлению результатов измерений, практическая проверка теоретических знаний. Л...
Лабораторная работа № 7 "Измерение работы и мощности тока в электрической лампочке" (8 класс)
Данная лабораторная работа является одной из работ по исследованию характеристик электрического тока и его различных потребителей....
Методическое пособие по проведению лабораторных работ по штукатурно-малярным работам для 5-9 классов
Задания по лабораторным работам....
Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"
Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...
Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник
Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ГАЗООБМЕН, ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА CO2» НА СОВРЕМЕННОМ ЛАБОРАТОРНОМ ХИМИЧЕСКОМ ОБОРУДОВАНИИ
Авторская разработка лабораторной работы...