Лабораторная работа 8 класс
материал по физике (8 класс) на тему

Шитова Ирина Евгеньевна

Лабораторная работа 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия Имя: ______________________________________________________

Лабораторная работа № 1

«Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат, а так же измерить удельную теплоёмкость металлического цилиндра и сравнить её с табличным значением.

Средства измерения: 1) термометр; 2) измерительный цилиндр.

Материалы: 1) калориметр; 2) стакан с водой.

Тренировочные задания и вопросы

  1. Вспомните, как определяется цена деления шкалы прибора. Определите цену деления прибора.

                                 

                                                Цена деления термометра № 1 =

                                                Цена деления термометра № 2 =

                                              С помощью какого термометра – 1 или 2 – измерения температуры  

                                              будет более точным? _____________________

  1. Пусть в трёх мензурках температура воды повысилась на 1. Одинаковое ли количество теплоты получила вода в мензурках?

Наибольшее ________________________

Наименьшее ________________________

  1. Напишите формулу количества теплоты.
  2. В каких единицах измеряется?

Количество теплоты: ____________________________________

Масса: ________________________________________________

Удельная теплоёмкость: _________________________________

Температура: __________________________________________

Порядок выполнения работы

  1. Налейте в калориметр горячую воду массой 100 г.
  2. Налейте в стакан холодную воду массой 100 г.
  3. Измерьте температуру горячей и холодной воды. Все результаты занесите в таблицу 1.
  4. Осторожно влейте холодную воду в сосуд с горячей водой, помешайте термометром смесь и измерьте её температуру.
  5. Результаты измерения занесите в таблицу 1.

                                                                                                                               Таблицу 1  

Масса горячей воды m, кг

Начальная температура горячей воды t

Температура смеси t

Количество теплоты, отданное горячей водой Q , Дж

Масса холодной воды m, кг

Начальная температура холодной воды t

Количество теплоты, принятое холодной водой Q , Дж

Вычисления:

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Сравните количество теплоты, отданное горячей водой, с количеством теплоты, полученным холодной водой и сделайте вывод.
  2. Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                        Оценка: _______________



Предварительный просмотр:

Фамилия Имя:______________________________________________

Лабораторная работа № 2

«Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

Цель работы: Измерить удельную теплоёмкость металлического цилиндра и сравнить её с табличным значением.

Приборы и материалы: термометр; калориметр; стакан с водой; сосуд с горячей водой; металлический цилиндр на нити.

Тренировочные задания и вопросы

  1. Удельная теплоёмкость вещества – это_________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напишите формулу для расчёта количества теплоты.

_________________________________________________________________________________

  1. Для измерения температуры нафталина, никеля, латуни массой 1 кг на 1 требуется 130, 460, 400 Дж энергии. Чему равна удельная теплоёмкость этих веществ?

Нафталин С =

Латунь С =

Никель С =

Порядок выполнения работы

  1. Налейте в калориметр воду массой 150 г комнатной температуры. Измерьте температуру воды - .
  2. Нагрейте цилиндр в сосуде с горячей водой. Измерьте её температуру (эта температура и будет начальная температура цилиндра) - .
  3. Опустите цилиндр в калориметр с холодной водой. Измерьте температуру нагревшейся от цилиндра воды -  .
  4. Результаты занесите в таблицу 2.

                                                                                                                     

Таблицу 2

Масса воды в калориметре m, кг

Начальная температура воды t

Масса цилиндра m , кг

Начальная температура цилиндра t

Общая температура воды и цилиндра t

  1. Вычисления:

       Количество теплоты, полученное водой при нагревании:

= _______________________________________________________________

  1. Количество теплоты , отданное металлическим цилиндром:

= ________________________________________________________________

Т.к. , то .

=

                                  _________________________________________________________________

  1. Сравните полученный результат с табличным значением (см. таблицу №1 учебника) и сделайте вывод.
  2. Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка_____________________



Предварительный просмотр:

Фамилия Имя: _________________________________________________

Лабораторная работа № 4

«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

Цель работы: убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединённых участках цепи одинакова.

Приборы и материалы: источник тока, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода.

Тренировочные задания и вопросы

  1. Сила тока — это __________________________________________________________
  2. Единицы силы тока: __________________________________________________________
  3. Электрический ток – это _______________________________________________________
  4. Амперметр — это ___________________________________________________
  5. Амперметр включают в цепь _________________________________________
  6. Обозначение амперметра в схеме _____________________________________________
  7. Какое количество электричества протекает через катушку гальванометра, включённого в цепь на 2 мин, если сила тока в цепи 12 мА?

  1. Плитка включена в осветительную сеть. Какое количество электричества протекает через неё за 10 мин, если сила тока в проходящем шнуре равна 5 А?

Примечание:   вспомните полярность включения амперметра! (+ к +)

Ход работы

1.        Соберите цепь по рисунку. Начертите схему.

                           Запишите показания амперметра

2.        Соберите цепь по рисунку. Начертите схему.

                             Запишите показания амперметра

  1. Соберите цепь по рисунку и начертите схему.

                              Запишите показания амперметра          

4.        Сравните показания амперметра и сделайте вывод.

Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Фамилия Имя: ________________________________________________

Лабораторная работа № 6

«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Цель работы: измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединённых спиралей, и сравнить его с напряжением на конце каждой спирали.

Приборы и материалы: источник тока, спирали-резисторы — 2 шт., вольтметр, ключ, соединительные провода.

Тренировочные задания и вопросы

  1. Электрическое напряжение — это ___________________________________________
  2. Единицы электрического напряжения: __________________________________________
  3. Формула __________________________________________________________________
  4. 1 кВ = _____В                 1мВ = ______В

     0,5 кВ = ______В             100 мВ = ______В

  1. Как называется прибор, с помощью которого измеряется напряжение _____________
  2. Как включается вольтметр в цепь?
  3. При напряжении на резистре, равном 110 В, сила тока в нем равна 4 А. Какое напряжение следует подать на резистор, чтобы сила тока в нем стала равной 8 А?

  1. При напряжении 220 В сила тока в резисторе равна 5 А. Какая сила тока будет в резисторе, если напряжение, поданное на него, уменьшить в 2 раза; уменьшить до 55 В?

  1. Обозначение вольтметра в схеме:_________________________ __________________

источник тока          

лампочку          

резистор                

Ход работы

1.        Соберите цепь по схеме.

                      Запишите показания вольтметра :

  1. Соберите цепь по схеме.

              Запишите показания вольтметра:                          

       3. Соберите цепь по схеме.

                   Запишите показания вольтметра:         

4.        Вычислите  и сравните эту величину с U. Сделайте вывод.

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Фамилия Имя:__________________________________________________________

Лабораторная работа № 7

«Регулирование силы тока реостатом»

Цель работы: научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи.

Приборы и материалы: источник тока, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода.

Тренировочные задания и вопросы

  1. Для чего предназначен реостат?

______________________________________________________________________________

  1. Почему реостаты изготавливают чаще всего из никелиновой и константановой проволоки? (См. табл. 8 стр. 94 учебника.)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой из реостатов уменьшает силу тока больше?

____________________________________________________________________________________________

4. Обозначение реостата в схеме:        

5. Нарисуйте схему электрической цепи.

                 

6.  Масса 1 км контактного провода на пригородных электрифицированных железных дорогах составляет 890 кг. Каково сопротивление этого провода.

7. Какой площади поперечного сечения нужно взять кусок стальной проволоки длиной L, чтобы сопротивление её было равно сопротивлению алюминиевой проволоки длиной 2L и площадью поперечного сечения 0,75 мм2?

Ход работы

Примечание: Реостат нельзя полностью выводить, так как его сопротивление при этом становится равным 0, в результате чего может испортиться амперметр.

  1. Составьте электрическую цепь согласно рисунку и схеме (зад. 5), поставив реостат на полное сопротивление.
  2. Замкните цепь и запишите показания амперметра:

3.        Передвиньте ползунок на середину реостата и запишите показания амперметра:

4.        После этого вновь увеличьте сопротивление реостата, запишите показания амперметра:

5.        Сделайте вывод, как меняется сила тока при увеличении сопротивления.

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

Оценка:_______________



Предварительный просмотр:

Фамилия Имя: ___________________________________________________________

Лабораторная работа № 8

«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Цель работы: научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Убедится на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нём и напряжения на его концах.

Приборы и материалы: источник тока, реостат, амперметр, вольтметр, исследуемый проводник (небольшая никелиновая спираль), ключ, соединительные провода.

Тренировочные задания и вопросы

1.        На каких приборах измеряет вольтметр напряжение?

№ 1        

№ 2 __        

№3        

№ 4        

2.        Какие ошибки допущены во всех трёх схемах?

№1        

№2        

№3        

3.        Напишите буквы, которыми обозначаются физические величины и единицы их измерения.

Сила тока             Напряжение _____________   Сопротивление  ______________        

4.        1 Ом — это         __________________________________

5.        Формула для нахождения электрического сопротивления через силу тока и напряжение:_________

6.        Определите сопротивление лампы по показаниям амперметра и вольтметра:

7. Одну и ту же лампу включили в две разные электрические цепи, отличающиеся источниками тока. Найдите сопро-тивление лампы в 1-м и 2-м случае. Сравните их.

8. Зависит ли сопротивление от силы тока и напряжения?_________________________________

Ход работы

1.        Начертите схему цепи.

             

  1. Соберите цепь по рисунку и схеме. Измерьте силу тока:
  2. К концам исследуемого проводника присоедините вольтметр и измерьте напряжение:

4.        С помощью реостата измените силу тока и напряжение и снимите показания с амперметра и вольтметра:

                U2 =        

  1. Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Сила тока,A

Напряжение U, В

Сопротивление R, Ом

1

2

6.        Используя закон Ома, вычислите сопротивление проводника в первом и втором случае:

=______________________________________________________________________________        

=______________________________________________________________________________        

7.        Сделайте вывод о том, зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нём и напряжения на его концах.

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Фамилия  Имя:__________________________________________________________

Лабораторная работа № 9

«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

Цель работы: научиться определять мощность и работу тока, используя амперметр, вольтметр и часы.

Приборы и материалы: источник тока, низковольтная лампа, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода, часы с секундной стрелкой.

Тренировочные задания и вопросы

1.        Напишите формулу работы электрического тока:

  1. В каких единицах она измеряется?        
  2. Выразите её через единицы измерения физических величин, входящих в формулу:

1Дж=        

4. Мощность электрического тока — это_______________________________________________        

  1. Формула мощности:
  2. Единицы измерения мощности        

7.        Запишите через Дж:

1 Вт • с =                1 гВт • ч =        

1 Вт • ч =                1 кВт • ч =        

8.Определите расход энергии в электрической лампе при напряжении 127 В и силе тока 0,5 А за 8 ч.

9. Определите сопротивление работающей электрической лампы, на баллоне которой написано 100 Вт; 220В.

Ход работы

1.        Начертите схему цепи.

                                       

  1. Соберите электрическую цепь по рисунку и схеме.
  2. Снимите показания вольтметра и амперметра:
    U =                / =        
  3. Вычислите мощность электрического тока в лампе:
    Р =        
  4. Вычислите работу электрического тока за 1 мин.:
    А =        
  5. Результаты измерений занесите в таблицу.

№ опыта

Сила тока,A

Напряжение U, В

Мощность P, Вт

Работа А, Дж

1

  1. Проверьте, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значения не совпадают, объясните причину.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:        ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Фамилия Имя: __________________________________________________________

Лабораторная работа № 10

«Получение изображения при помощи линзы»

Цель работы: научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы.

Приборы и материалы: собирающая линза, экран, лампа с колпаком, в котором сделана прорезь, измерительная лента.

Тренировочные задания и вопросы

1.        От какого источника света — 1 или 2 — тень от шара на экране получится больше? Начертите и ответьте.

2.        Начертите по лучам падения лучи отражения.

3.        Постройте изображение предмета АВ в плоском зеркале.

4.        Начертите по падающему лучу луч преломлённый.

5.        Постройте изображения, даваемые линзами.

                                                Свойства изображения:

                                                      а) _________________________

                                                      б) _________________________

                                                    Свойства изображения:

                                                        а) _____________________

                                                        б) _____________________

                                                         в) _____________________

                                                  Свойства изображения:

                                                      а) ____________________

                                                      б) ____________________

                                                      в) ____________________

Ход работы

  1. При помощи линзы получите изображение окна на экране. Измерьте расстояние от линзы до изображения — это будет приблизительно фокусное расстояние линзы F.
  2. Последовательно располагайте лампу на различных расстояниях d от линзы:

а)d

б) F < d < 2F;

в) d = 2F.

Запишите в таблицу, каким будет изображение в каждом из указанных случаев.

№ опыта

Фокусное расстояние F, см

Расстояние от лампы до линзы        d, см

Вид изображения

1

2

3

3.        Запишите вывод о том, как меняется изображение прорези на колпачке лампы при удалении предмета (лампы) от линзы.

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа № 11

«Сборка электромагнита и испытание его действия»

Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Приборы и материалы: источник тока, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки магнита.

Тренировочные задания и вопросы

  1. Вставьте пропущенные слова:

а)        Электрическое поле существует вокруг        электрического заряда.

б) Магнитное поле существует только вокруг ____________ электрических зарядов.

2. Нарисуйте магнитные линии вокруг прямого проводника с током.

3.Электромагнит – это ___________________________________________

4. Как можно усилить магнитные свойства катушки с током?

А)_________________________________________________________________________________

Б)__________________________________________________________________________________

В)__________________________________________________________________________________

5. Где применяют электромагниты?

6. При замыкании ключа северный полюс стрелки N
повернулся к ближнему к нему концу катушки. Какой
полюс у этого конца катушки при замыкании цепи?

7.        Как изменится действие магнитного поля катушки на стрелку при смещении ползунка реостата (ответьте после проведения лабораторной работы):

влево?        

 вправо?        

Ход работы

  1. Составьте электрическую цепь из источника тока, катушки, реостата и ключа, соединив всё последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите полюсы у катушки.
  2. Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку будет едва заметно. Вставьте железный сердечник в катушку. Изменилось ли действие электромагнита на стрелку? Как? Сделайте вывод.
  3. Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод.
  4. Соберите дугообразный магнит из готовых деталей. Катушки электромагнита соедините между собой последовательно так, чтобы на их свободных концах получились разноимённые магнитные полюсы. Сделайте схематичный рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные работы 7 класс по УМК "Физика. Астрономия - 7 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовский

В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне,  с использованием имеющего оборудованияв кабинете физики...

Лабораторные работы 8 класс по УМК "Физика. Астрономия - 8 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовского

В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне (3ч в неделю), с использованием имеющего оборудования в кабинете физики...

лабораторная работа №8 "Измерение мощности и работы электрического тока в лампе ". 8 класс

Основными задачами лабораторных занятий являются: освоение техники электротехнического эксперимента, обучение грамотному оформлению результатов измерений, практическая проверка теоретических знаний. Л...

Лабораторная работа № 7 "Измерение работы и мощности тока в электрической лампочке" (8 класс)

Данная лабораторная работа является одной из работ по исследованию характеристик электрического тока и его различных потребителей....

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...