Разработка урока физики по теме "Электризация тел" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Шитова Ирина Евгеньевна

Разработка урока физики по теме "Электризация тел" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elekrizatsiya_tel.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Урок № 26

Класс: 8 класс

Тема урока: Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

      Когнетивные: 

  • Ученик должен знать следующие понятия (словесно интерпретировать): электризация, электрический заряд.
  • Ученик должен знать употребляемые им термины и понятия.
  • Ученик должен уметь определять два рода зарядов.
  • Ученик должен уметь применять полученные знания, в ходе решения качественных и расчетных задач.
  • Ученик должен делать выводы на основе изученного материала.

     Аффективные:

  • Формирование интересов, усидчивости, аккуратности
  • Повышение мотивации
  • Ученик должен оценить значимость изучаемого материала
  • Развивать логику рассуждений учащихся при работе с учебником.
  • Развивать творческие качества в ходе приготовления домашней работы.

     

Структура урока:

Этапы урока

Формы, методы

Средства обучения

Время

Организационный момент (приветствие, выявление отсутствующих, формулирование целей урока)

Словесные методы

Слово учителя, классный журнал

4 мин.

Изучение нового материала

Метод проблемного изложения учебного материала.

Словесные методы (беседа), наглядные методы (демонстрации)

Слово учителя, тетрадь, учебник «Физика для 8 кл. /Под ред. Перышкин А.В., Гутник Е.М», поурочные разработки С.Е. Полянский 8 класс, доска, эбонитовая и стеклянная палочки, шёлк и шерстяная тряпочки.

20 мин.

Закрепление нового учебного материала

Словесные и практические методы

Учебник. Физика для 8 кл. /Под ред. Перышкин А.В., Гутник Е.М. , поурочные разработки С.Е. Полянский 8 класс, пластмассовая линейка.

12 мин.

Обобщение и систематизация знаний

Словесные методы

Слово учителя, слово ученика

2 мин.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Словесные методы

Слово учителя, дневник.

1 мин.

Подведение итогов занятия

Словесные методы

Слово учителя

1 мин.

Организационный момент.

  • Приветствие
  • Выявление отсутствующих.
  • Готовность учащихся к уроку.
  • Формулирование целей урока.

Изучение нового материала.

Запишем тему сегодняшнего урока «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов».

Эта тема включает изучение простейших электростатических явлений, первоначальных сведений о строении атома и объяснении электростатических явлений на основе электронных представлений.

Изучая электростатические явления, продемонстрирую несколько электризации тел. Обычно говорят об  электризации при трении. В действительности электризация тел происходит при соприкосновении, а к трению в опытах прибегают для увеличения площади соприкосновения тел. Поэтому правильнее говорить об электризации тел при соприкосновении.

Опыты по электризации общеизвестны. Ещё в глубокой древности люди заметили, что янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать к себе различные тела: соломинки, ворсинки меха, пушинки и т.д.

В дальнейшем установили, что этим свойством обладают и другие вещества: стеклянная палочка, потёртая о шёлк, палочка из органического стекла, потёртая о бумагу, эбонит , потёртый о сукно или мех.

Демонстрация:

Если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к стеклянной палочке. Тонкие струи воды также будут притягиваться к стеклянной палочке (см. рис. 28. Учебника стр. 58).

Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими. 

Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией. В электризации всегда участвуют два тела. При этом электризуются оба тела. (Например, если потереть о сухое сукно эбонитовую палочку, то не только палочка, но и сукно начнёт притягивать куски бумаги (рис. 29, стр. 58)).

В ходе рассмотренных опытов можно обратить внимание, что наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом с различными силами. Почему?

Электрический заряд – это мера свойств заряженных тел определённым образом взаимодействовать друг с другом.

Электрический заряд всегда связан с каким-либо телом (или частицей) и не может существовать сам по себе, так как он характеризует определённые свойства частиц (или тел). Электрический заряд может передаваться от одного тела к другому. Для этого необходимо только коснуться наэлектризованным телом другого тела. При этом часть электрического заряда перейдёт на другое тело. И это тело начнёт притягивать к себе мелкие листочки бумаги, пушинки и т.д.

Итак, электризация тел происходит при их соприкосновении.

Демонстрация:

Наэлектризуем две эбонитовые палочки трением о мех. Оду из них поднесём, как показано на рис. 30, и поднесём к ней другую. Мы увидим, что наэлектризованные две эбонитовые палочки оттолкнутся.

А теперь поднесём к наэлектризованной эбонитовой палочке стеклянную, потёртую о шёлк. Мы заметим, что эбонитовая и стеклянная палочки притягиваются друг к другу (рис. 31, стр. 59).

Таким образом, наэлектризованные тела или притягиваются друг к другу или отталкиваются.

Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?

Существуют два рода электрических зарядов – положительные и отрицательные. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.

Заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно назвали положительным, а эбонитовая – отрицательным.

Закрепление нового учебного материала (Решение задач).

С целью закрепления материала можно коллективно разобрать ряд простых качественных задач по теме, например:

  • Какие опыты доказывают, что существуют электрические заряды двух видов?
  • Иногда при окраске пульверизатором металлической поверхности ей сообщают заряд одного знака, а капелькам краски – заряд противоположного знака. Для чего это нужно?
  • Можно ли наэлектризовать эбонитовую палочку трением об эбонитовую палочку?
  • Возьмите пластмассовую линейку и потрите её о сухой лист бумаги. Докажите на опыте, что линейка наэлектризована. В чём это проявляется?

Обобщение и систематизация знаний.

      Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с агрегатным состоянием вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел, а также проанализировали график плавление и отвердевание кристаллических тел и вывели для себя новую физическую величину, которая называется удельная теплота плавления.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

§ 25, 26 прочитать и выучить записи в тетради.

Сборник задач В. И Лукашик: 1169, 1171, 1172.

 Подведение итогов занятий.

Учащиеся анализируют свою деятельность.

Что осталось непонятным?

Какой момент на уроке показался наиболее трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 9-м классе по теме «Относительность механического движения».

Автор учебника: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е.Цели урока:обеспечить усвоение сущности относительности механического движения – в различных инерциальных системах отсчёта движущееся тело имеет раз...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики

Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...

Методическая разработка урока физики в 10-м классе по теме "Закон всемирного тяготения"

Цель урока: Организация  деятельности обучающихся по определению фундаментального характера закона всемирного тяготения....

Методическая разработка по физике: «Применение сказок на уроках физики» (для 7-8 классов)

Пояснительная записка Сказки помогают принести в уроки физики элемент занимательности. Они делают материал для учеников ближе и понятнее: ведь в детстве каждый из них не ра...

Методологическая разработка урока физики «Законы Ньютона» 9 класс

для подготовки выпускников основной школы к ГИА...