Урок физики в 9 классе на тему "Деление ядер урана. Цепная реакция"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Долгова Елена Борисовна

Технологическая карта урока физики в 9 классе "Деление ядер урана. Цепная реакция".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_9_klass.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока физики в 9 классе

Предмет

Физика

Класс

9

Тема урока

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Педагогическая цель урока

познакомить обучающихся с процессом деления ядер урана, механизмом протекания цепной ядерной реакции, устройством и принципом работы ядерного реактора.

Задачи урока

- обучающие: изучить механизм деления ядер урана-235; ввести понятие критической массы; определить условия, определяющие протекание цепной реакции, изучить устройство и принцип работы ядерного реактора.

-развивающие: развитие зрительной памяти, логического мышления;  монологической и диалогической речи; мыслительных операций: анализа, сравнения. Формирование бережного отношения к окружающему миру.

-воспитательные: показать обучающимся важность научных открытий и предупредить об опасности, которая  существует при некорректном обращении с достижениями науки.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Факты:

- существование цепной реакции

- критическая масса

Эмпирические понятия:

Умение решать качественные задачи на основе полученных сведений

Коммуникативные:

-формирование умений работать в парах, группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, убеждения;

-развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

-воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учеников на вопросы учителя и в процессе беседы.

Познавательные:

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

-  понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- развитие мышления учащихся на основе использования формальной логики при изучении выталкивающей силы;

-  развитие внимания  при устном ответе одноклассника.

Регулятивные:

-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Самоопределение:

- рефлексивная самооценка учебной деятельности

Смыслообразование: 

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Нравственно-этическое оценивание:

- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения результат сразу.

Работа над данными целями будет продолжаться и на следующих уроках.

Основные понятия

Ядерная реакция, цепная ядерная реакция, критическая масса

Форма проведения урока

Урок постановки учебной задачи, урок по ознакомлению с новым материалом, урок с элементами деятельностного обучения.

Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, вовлечение в учебную деятельность, проблемной, поисковый, с использованием ЭОР.

Технологии обучения или элементы технологий

технологии коллективной мыслительной деятельности; активные методы обучения; проблемное обучение;

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

  1. Физика. 7 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/А. В. Пёрышкин. - 14-е изд., стереотип. - М. Дрофа, 2010. - 192 с.:ил.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. -17-е изд.- М.: Просвещение, 2004. - 224.
  3. Интернет - ресурсы.

Технологически

е особенности

(технические

условия,

используемое

оборудование,

используемые

функции

программного

обеспечения и

(или) интерактивной доски, используемые ресурсы сети Интернет).

  1. Мультимедиа-проектор; компьютерная презентация;

Организационная структура урока

Этапы урока

  1. Деятельность преподавателя
  1. Деятельность учащихся
  1. I. Организационный момент  1мин.
  1. Подготовка класса для проведения урока. Приветствие учащихся.
  2. Учитель создаёт психологически комфортную обстановку для работы на уроке; ставит цель урока, рассказывает, какими способами эта цель будет достигнута
  1. Приветствие преподавателя.
  1. II. Актуализация знаний
  2. 5 мин.
  1. Готовит учащихся к работе на уроке. Формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания и умения учащихся по теме урока.

1.Каков состав атомных ядер:

3 6Li, 19 39K, 27 58Co?

2. Каковы особенности ядерных сил?.

3. Что называется ядерной реакцией?

4. Какие законы сохранения выполняются в ядерных реакциях?

5.Как рассчитать энергию связи атомных ядер?

Включаются в деловой ритм урока, готовятся к активной  учебно-познавательной

деятельности на основе

опорных знаний.

  1. Отвечают на вопросы, работая в парах)

1) Li-Z=3,N=3; K-Z=19, N=20; Co-Z=27, N=31.

2) ядерные силы притяжения. Они действуют между нуклонами и в сотни раз сильнее электрических сил отталкивания.

3) Ядерной реакцией называется изменение атомных ядер при взаимодействии их с элементарными частицами или друг с другом.

4) В ядерных реакциях выполняются законы сохранения энергии, импульса, электрического заряда и массового числа.

5) Минимальная энергия, которую необходимо затратить для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны-E = Δmc2

III. Постановка проблемы урока

  1. (мотивация и целеполагание)

Создание проблемной ситуации.

Если существует энергия, то можно ли ее как-то применить?

  1. Пытаются найти ответ на проблемный вопрос. Участвуют в эвристической беседе.
  1. IV.Изучение нового материала

  • При каких  условиях возможно деление ядра? Под действием каких частиц возможно деление ядра урана: протонов, альфа-частиц или нейтронов?

Ставит проблему

  • Где брать нейтроны для поддержания непрерывной длительной реакции?

По презентации обьясняет

  • открытия деления урана
  • механизм деления ядра

  • Разъясняется понятие цепной реакции.

  • Изотопы урана.

  • испускание нейтронов в процессе деления(модуль 5)

  • Энергия, которая выделяется при делении ядра урана огромна!

  • Разъясняется понятие коэффициента размножения нейтронов

  • Критическая масса

  • Практическое применение управляемых цепных реакций – ядерный реактор.
  • Первые ядерные реакторы
  • Демонстрация принципа действия ядерного реактора

  • Каковы преимущества ядерной энергетики?

  • Неуправляемые цепная ядерная реакция.

Отвечают на вопросы.

  • Записывают тему урока.

Анализируют, какие именно частицы следует столкнуть с ядром: протоны, альфа-частицы, нейтроны.  (Ответ: нейтрон, большая проникающая способность)

Делают вывод:

Деление возможно, если ядро возбудить  или столкнуть с нейтроном

  • анализируют возможности самопроизвольного деления ядер урана

  • Записывают определение цепной реакции и условий ее протекания

  • записывают реакции деления ядер урана
  • записывают в тетрадях

  • наблюдение.
  • записывают в тетрадях

  • По плану рассказа о физическом приборе или устройстве составить краткий рассказ о ядерном реакторе                                

  • Делают вывод: атомная бомба-это страшное оружие.
  •  Анализируют осуществление управляемых и неуправляемых (реакция синтеза взрыва в водородной бомбе) термоядерных реакций.

Первичное закрепление

Где же применяется энергия?

На столах вы видите опорные листы. Заполните их с использованием учебника

Ядерные реакторы

Работа с учебником

Домашнее задание

Индивидуальные докладына темы “Имена ученых-ядерщиков”

    По желанию - проект или  презентацию по   использованию ядерной энергии.                                                        

Записывают домашнее задание

Итоги

Оценки за урок выставляет электронный журнал.

Самооценка за каждый этап урока

Рефлексия

1) Предлагает продолжить предложение

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил …

Я научился …

Я узнал …»

Высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Деление ядер урана. Цепная реакция"

    Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. В школе физика должна рассматриваться как один из предметов,...

Информационная карта по физике. 12 класс. Деление ядер урана.Цепная ядерная реакция.

Краткое изложение темы "Деление ядер урана.Цепная ядерная реакция" в 12 классе вечерней (сменной) школы. Использованы материалы Интернета....

Открытый урок в 9 классе "Деление ядер урана. Цепные реакции"

Данный урок физики был проведен в 9 классе при изучении раздела "Строение атома и атомного ядра". Уровень обучения физике в основной школе - базовый, в объме  2 часа в неделю....

Конспект урока физики в 11 классе по теме: «Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции»

Урок получения новых знаний. Содержит тестовые задания для контроля знаний по теме "Атомная и ядерная физика".  Форма проведения - эвристическкая беседа....

Деление ядер урана. Цепная реакция.

План конспект урока :"Деление ядер урана.Цена реакция"....

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Изучение механизма деления ядер урана-235, введение понятия критической массы, рассмотрение факторов, определяющих протекание цепной реакции....

Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор»

Технологическая карта урока физики по теме: «Механизм деления ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор» позволит преподавателю целостно и системно увидеть материал по данной теме, отраз...