Повторительно - обобщающий урок "Физика атома и атомного ядра"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Методическая разрабока повторительно - обобщающего урока с презентацией для 9 класса "Физика атома и атомного ядра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_atoma_i_atomnogo_yadra_9_klass.rar2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Повторительно – обобщающий урок по теме

«Физика атома и атомного ядра»

9 класс

Коковина Валентина Петровна

муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа п. Белоглинный»

Озинского района Саратовской области

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: повторить и обобщить материал по теме «Физика атома и атомного ядра»

Задачи урока:

Образовательная:

Повторить с учащимися: строение атома, строение ядра, ядерные реакции, решение задач на расчет дефекта масс, энергии связи, энергетического выхода.

Развивающая:

Развитие у учащихся физического мировоззрения, умения анализировать и систематизировать изученный материал

Воспитательная:

Формирование самостоятельности, самоконтроля у учащихся.

Планируемые результаты:

  • Личностные - сформированность познавательных интересов, убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий, уметь проводить самооценку, мотивацию учебной деятельности.
  • Метапредметные - формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание.
  • Предметные - знания о природе атома и атомного ядра

Универсальные учебные действия

  • Регулятивные: постановка и формулирование цели; планирование последовательности действий, контроль и оценивание достигнутых результатов, анализ и систематизация информации представленной различными способами.
  • Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ объекта с целью выделения его признаков.
  • Коммуникативные: умение взаимодействовать с разными группами людей, формулировать свои мысли и высказывать свое мнение.

Методы обучения:самостоятельная работа, физический диктант, решение задач, устный опрос.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя.

Ход урока

  1. Этап мотивации


        Понять природу наблюдаемых тел и явлений, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда. Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное – появлялась возможность проверить правильность тех или иных идей через наблюдения и измерения. Понять природу наблюдаемых тел и явлений, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда. Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали.

Давайте мысленно перенесемся на века назад и погрузимся в вечность. Было время, когда будто бы ничего не существовало. Кроме тьмы. Попробуйте представить себе её. Приглядитесь. Вы различаете в этой кромешной тьме частички, похожие на частички пыли и искорки света? Они движутся!

  1. Формулировка темы урока и цели (учащиеся формулируют самостоятельно)

  1. Немного истории (сообщение учащегося)

Задолго до нашей эры народы Древнего Востока – египтяне, вавилоняне, ассирийцы, индусы и китайцы накопили много естественнонаучных и технических знаний. В связи с необходимостью строить здания, храмы, пирамиды, с развитием мореплавания, потребностями измерений земельных участков накапливались первоначальные сведения о свойствах различных материалов, о технике математических вычислений, о движении небесных светил.

Однако научные знания народов Древнего Востока не содержали данных о строении тел и о причинах отдельных явлений природы.

По дошедшим до нас сведениям первые высказывания по этим вопросам принадлежат ученым античного мира – Древней Греции и Древнего Рима. Фалес Милетский утверждал, что первоначалом всех вещей является вода, а Анаксимен учил, что весь мир построен из воздуха. Мудрец Гераклит говорил, что первичной формой вещества является огонь.

Первые представления о мельчайших частицах, из которых состоят вещества, доходят до нас от древнегреческого ученого Демокрита, жившего 2500 лет назад. Он считал, что тела лишь кажутся нам сплошными. На самом деле они состоят из множества очень малых частиц, не видимых глазом и расположенных очень близко друг к другу. Однако поскольку эти частицы невооруженным глазом различить не удавалось (и сейчас, кстати, тоже не удается), то многие века представления Демокрита не имели распространения среди ученых.

  1. Проверка усвоения основных терминов и физических понятий темы с помощью азбуки «Физика атомаи атомного ядра от «А» до «Я»»(презентация)

(Учащиеся составляют азбуку основных терминов и физических понятий по пройденной теме и дают краткую характеристику каждому понятию)

А – атом

- альфа-частица

- альфа-распад

Б – бета-распад

- Бора (постулаты)

В – Вильсона камера

Г – гамма-лучи

- Гейгера счетчик

Д – деление ядерурана

- дефект массы

И – изотопы

К – критическая масс- камера пузырьковая

М – модели атома (Томсона и Резерфорда – Бора)

Н – нейтрон

О – опыты Резерфорда

П – протон

Р – радиоактивность

- радиоактивный элемент

Т – термоядерная реакция

У – уран

Ф – фотоэмульсионный метод регистрации заряженных частиц

Ц – цепная реакция

Ч – частица элементарная

Э – электрон

- энергия связи ядра атома

Я – ядерный реактор

- ядро атома

- ядерные силы

  1. Физический диктант

  1. Сколько электронов имеется в нейтральном атоме химического элемента, ядро которого обозначается символом ?
  2. Каков заряд ядра азота ?
  3. Определите сколько нуклонов в ядре ?
  4. Сколько протонов содержится в ядре?
  5. Сколько нейтронов находится в ядре?
  6. Запишите символ нейтрона.
  7. Запишите символ электрона.
  8. Запишите символα-частицы.
  9. Сколько протонов содержится в ядре ?
  10. Сколько нейтронов содержится в ядре ?

  1. Составление и запись уравнений ядерных реакций
    К 1932г. когда был открыт состав атомных ядер, в таблице Менделеева было заполнено 92 клетки – от водорода до урана. Возник вопрос: а не могут ли существовать химические элементы за этими пределами? Ответ на него дали американские ученые во главе с Г. Сибогом. А в синтезе 102-го элемента впервые участвовали и советские физики – группа академика Т.Н. Флёрова.

Задание. По описанию реакции записать её уравнение.

1). Для синтеза 99-го элемента – эйнштейния () - потребовалось воздействие на ядро урана  ускоренных ионов азота .

  1. Напишите уравнение реакции.
  2. Подумайте, в честь кого назван этот элемент?

2) Сотый элемент таблицы Менделеева фермий () - был получен бомбардировкой ядра урана  ускоренными частицами кислорода  .

  1. Напишите уравнение ядерной реакции.
  2. Подумайте, в честь кого назван этот элемент?

3) Элемент под номером 101 – менделевий () был получен при бомбардировке ядер эйнштейнияα-частицами.

  1. Напишите уравнение ядерной реакции.
  2. Подумайте, в честь кого назван этот элемент?

4) При бомбардировке урана  ускоренными ионами неона  был получен 102-й элемент таблицы Менделеева – нобелий .

  1. Напишите уравнение ядерной реакции.
  2. Подумайте, в честь кого назван этот элемент?

5) 104-й элемент – курчатовий() - был получен при бомбардировке ионами неона ядер  .

  1. Напишите уравнение ядерной реакции.
  2. Подумайте, в честь кого назван этот элемент?

  1. Решение задач

Задача 1 (самостоятельно)

Вычислить дефект масс изотопа  .

Задача 2 (по группам)

Найдите энергию связи  и .

Задача 3

Выделяется или поглощается энергия и в каком количестве при следующей ядерной реакции:

Задача 4

Напишите уравнение термоядерной реакции и определите её энергетический выход, если известно, что при слиянии двух ядер дейтерия образуется нейтрон и неизвестное ядро

  1. Тестирование

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание

Повторить§ 65-79

Для желающих:

  1. Подготовить презентацию по теме «Элементарные частицы»
  2. Подготовить презентации об ученых: А. Эйнштейн, Д. Менделеев, Э. Ферми, И. Курчатов, А. Нобель
  3. Решение задач № 39-45 (с.290-291)

Используемые ресурсы:

  • Недогреева Н.Г., Козлова И.С., Грецова А.П. «Педагогический дизайн метапредметных уроков». Саратов: Издательский Центр «Наука»
  • Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 класс, М.: ООО «Дрофа»
  • Ширяева В.А., Бурмистрова М.Н. «Конструктор урока»
  • http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6773a84d-597e-4942-8b74-3fc97d833326/?sort=views&


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование в 8 классе. "Строение атома и атомного ядра, ядерные реакции"

Котрольная работа по теме "Строение атома и атомного ядра, ядерные реакции" для учеников 8 класса. Тест не содержит сложных расчетных заданий, так как в 8 классе даются общие представления по этой тем...

Проверочная работа по разделу "Строение атома и атомного ядра"

Работа содержит 3 варианта. уровень А - 4 тестовых задния, уровень В- 2 задачи развернутый ответ....

Проверочная работа по разделу "Строение атома и атомного ядра"

Работа содержит 3 варианта. уровень А - 4 тестовых задния, уровень В- 2 задачи развернутый ответ....

Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра"

Методическая разработка урока по теме "Состав атома и атомного ядра" предназначена для проведения урока химии в 8 классе при изучении главы "Строение атома. Структура Периодической системы химических ...

Готовимся к ГИА. Тест 9 класс «Строение атома и атомного ядра »

Тест 9 класс «Строение атома и атомного ядра »...

Технологическая карта модуля "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер" (Физика 9 класс, А.В.Перышкин)

Ресурс представляет собой полную технологическую карту модуля "Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер" (Физика 9 класс, А.В.Перышкин). Содержит дифференцированные задания и...