рабочая программа по физике 9 класс Пёрышкин
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

рабочая программа по физике для 9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_peryshkin_16-17.doc708 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Марьевская средняя общеобразовательная школа

Ольховатский муниципальный район

Воронежская область

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР ______________Г.А. Лукьяненко

«___»_____________2016

УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы

________________О.В. Моргун

«___»_____________2016

Рабочая программа

по  физике 9 класса

на 2016-2017 учебный год

Составитель:

учитель физики О.В. Моргун

2016 год

Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основании федерального компонента государственного образовательного стандарта, образовательной программы МКОУ Марьевской СОШ, учебного плана МКОУ Марьевской СОШ на 2016-2017учебный год.

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.

Преподавание ведется по учебнику: А.В.Перышкин, Е.М. Гутник Физика – 9 кл., М.: Дрофа, 2008 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

2. Содержание программы учебного предмета.

 (68 часов)

Законы взаимодействия и движения тел (25 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..

Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук.  (8 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах.  Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (16 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции.

Строение атома и атомного ядра. 16 часов

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Резерв 3 часа

3.Тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Вид занятий (количество часов)

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Законы движения и взаимодействия тел

25

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук

8

1

1

3

Электромагнитное поле

16

1

1

4

Строение атома и атомного ядра

15

1

1

4

Повторение. Резерв

3

Итого

68

5

5

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по физике в 9 классе

№ п/п

Тема   урока

Цель урока:

Дата

ДЗ

План

Факт

Законы взаимодействия тел (25 часов)

1

Вводная контрольная работа

06.09

2

Материальная точка. Система отсчета.

Основные понятия кинематики,

08.09.

§1,2, вопросы

упр.1(1-3),  2

3

Определение координаты движущегося тела.  Прямолинейное равномерное движение.

Понятие прямолинейного равномерного движения. Формулы координаты

13.09.

§3,4  упр.3

4

Решение задач.

материал   уроков 1.1.  1.2

15.09.

§1-3 повторить

№ 24-Р

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. График скорости и проекции скорости.

Мгновенная скорость, ускорение, графическое представление движения

20.09.

§5-6

уметь читать гарфики

6

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.

Формулы перемещения, изображение его значения на графике зависимости скорости от времени

22.09.

§7-8, граф. Задача в тетради

7

Решение задач.

материал  уроков 4.4,   5.5

27.09.

инд. задания.

упр.7

8

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной

скорости»

расчет скорости и ускорения  

04.10.

№ 63-Р

9

Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное прямолинейное и равноускоренное движение»

систематизация и обобщение  знаний

06.10.

№ 21-Р,

№54-Р

10

Контрольная работа №1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение»

задачи  по разделу

« Основы кинематики»

11.10.

11

Относительность движения.

относительность скорости, перемещения, координаты, траектории

13.10.

§9, № 26-Р, 29-Р

12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы  мира.

первый закон Ньютона, понятие о системах мира

18.10.

§10,   №113-Р, 115-Р

13

Второй  закон Ньютона

второй закон Ньютона

20.10.

§11,упр.11

14

Третий закон Ньютона

третий закон Ньютона

25.10.

§12упр.12

15

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

свободное падение тел , движение тела, брошенного вертикально вверх  -движение под действием силы тяжести

27.10.

§13,14.,   ОК

 №192 –Р

16

Решение задач

материал уроков 10.10 – 14.14

08.11.

№187 – Р

17

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел»

выполняется по  описанию в учебнике

10.11.

18

Закон всемирного тяготения.

формулировка закона,   зависимость между величинами, входящими в формулу

15.11.

§15,вопросы, упр.15(2,3)

19

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

формула для расчета ускорения свободного падения на поверхности, на некоторой высоте от поверхности небесного тела

17.11.

§16,вопросы,

упр.16 (2,3)

20

Равномерное движение тела по окружности.

Период и частота обращения. Скорость при движении тела по окружности.

Равномерное движение по окружности – движение с ускорением. Период, частота, скорость

22.11.

§18-19(до яблочка),упр.18(5)

21

Искусственные спутники Земли.

искусственные спутники., первая космическая скорость, ее значение

24.11.

§20,упр.19

22

Решение задач.

материал уроков 17.17 – 20.20

29.11.

№231 – Р

23

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

        

импульс тела, замкнутая система, закон сохранения импульса

01.12.

§21,22,вопросы, упр.20

24

Решение задач.

материал урока 22.22

06.12.

упр.  21.

25

Реактивное движение

понятие  о реактивном движении

08.12.

упр.22

26

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

задачи по материалу главы «Законы взаимодействия тел»

13.12.

Механические колебания и волны. Звук  (8 часов)

27

Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник.

определение  колебательного движения. Понятие о колебательных системах

15.12.

§24,25,вопросы

упр.23(2)

28

Величины, характеризующие колебательное движение. Период колебаний математического и пружинного маятника

амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Формулы периода колебаний.

20.12.

§26 (27 дополнительно), ОК

29

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»  

Исследование зависимости  периода, частоты от длины нити

22.12.

повторить   §26

30

Механические волны. Виды волн.

Понятие волны, Два вида волн.

27.12.

§31,32,вопросы

31

Длина волны.

Формула  для расчета длины волны

10.01.

§33,упр.28

32

Звук. Условия его распространения.

Звуковые волны. Условия распространения звука. Скорость в различных средах.

12.01.

§34,37,38,ОК

Вопросы

33

Решение задач.

Расчетные и качественные задачи АО теме колебания и волны.

17.01.

повторить материал, подготовиться к контрольной работе

34

Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны. Звук»

задачи по материалу главы

19.01.

Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны (16 часов)

35

Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля

направление магнитных линии, правила

36« буравчика»

24.01.

43-45,вопросы. Правила,  упр.35(13)

36

Действие магнитного поля на проводник с током. Закон  Ампера.

Сила Ампера, правило «руки»

26.01.

§46-48,правило

УПР.36(1-3)

37

Явление электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. Правило Ленца.

возникновение индукционного тока, правило  Ленца

31.01.

Опорный конспект, §49

38

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

изучение явления  и зависимости  силы инд. тока от скорости изменения числа магнитных линий

02.02.

39

Явление самоиндукции

явление самоиндукции, его проявления

07.02.

Опорный  конспект

40

Свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре.

колебательный контур, свободные электромагнитные колебания

09.02.

Опорный конспект

41

Переменный ток. Генератор переменного тока.

переменный ток, получение переменного тока

14.02.

§50,вопросы,

Опорный конспект

42

Трансформаторы.

устройство , принцип действия и назначение трансформатора

16.02.

Опорный конспект

43

Передача электрической энергии на

расстояние

как осуществляется передача электроэнергии

21.02.

подготовить сообщения,  ОК

44

Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения ЭМВ.

свойства электромагнитных волн

28.02.

§52,вопрося,ОК

45

Принцип радиосвязи и телевидения

понятие амплитудной модуляции

02.03.

Опорный конспект

46

Свет –  электромагнитная волна

электромагнитная природа света

07.03.

§54, вопросы

47

Дисперсия света

дисперсия белого света

09.03.

ОК, сообщения по теме следующего урока

48

Влияние электромагнитных излучений на живые организмы

обсуждение материала, подготовленного учащимися

14.03.

49

Повторительно - обобщающий урок  по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны.»

весь материал главы

16.03.

№ 908 -Р

50

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

в основе – задачи на применение правил буравчика, левой руки, правила Ленца.

21.03.

Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления (15 часов)

23.03.

51

Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Модели  строения атома. Доказательство Резерфордом планетарной модели

04.04.

§55,56,вопросы

52

Поглощение и испускание света  атомами. Линейчатые спектры.

испускание и поглощение света атомами, наблюдение линейчатых спектров

06.04.

Опорный конспект

53

Состав и строение ядра. Массовое и зарядовое числа. Ядерные силы.

Протоны, нейтроны, массовое  и  зарядовое числа.  Ядерные силы

11.04.

§61,62,64

54

Энергия связи атомных ядер. Дефект масс.

Энергия связи,  формула для расчета  дефекта масс

13.04.

§65,вопросы

55

Радиоактивность. Альфа, бета и гамма – излучения. Период полураспада.

особенности  видов излучений, период полураспада

18.04.

§53,повт.55

Опорный конспект

56

Решение задач.

материал уроков 50.1 – 54.5

20.04.

№1249 –Р

57

Экспериментальные методы исследования и регистрации частиц.

счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера.

25.04.

§58,вопросы

58

Лабораторная работа №5 « Изучение 59треков заряженных  частиц по готовым

фотографиям»

анализ треков  частиц, представленных на фотографиях

27.04.

59

Ядерные реакции. Деление ядер урана.

ядерные реакции, цепная ядерная реакция

02.05.

§66,67,вопросы

60

Ядерный реактор. Атомная энергетика

Устройство  ядерного реактора, критическая масса

04.05.

§68,69,

Сообщения

61

Синтез ядер. Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд.

термоядерная реакция, проблемы, связанные с  осуществлением  такой реакции

11.05.

§70,презентации, сообщения по предложенным темам

62

Решение задач.

материал уроков

16.05.

подготовить  сообщения, презентации

63

Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия

влияние радиации на живые организмы.

18.05.

подготовить  сообщения, презентации

64

Экологические проблемы работы атомных электростанций

имеющиеся  проблемы и пути их решения

23.05.

№1250 – Р

 1251 Р

65

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

25.05.

66-68

Повторение. Резерв (3 часа)

Приложение 2

Вводная контрольная работа

I вариант

ЧАСТЬ А Выберите один верный ответ

  1. Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?

  1. Магнитное поле существует вокруг неподвижных заряженных частиц.
  2. Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током.
  3. Магнитное поле действует на неподвижные заряженные частицы.
  4. Магнитное поле действует на магнитные заряды.

  1. Угол между солнечным лучом и вертикально торчащим из воды шестом 60°. Чему равен угол между падающим и отражённым лучами?

  1. 30°
  2. 60°
  3. 90°
  4. 120°

  1. Теплообмен путём конвекции может осуществляться

  1. в газах, жидкостях и твёрдых телах
  2. в жидкостях
  3. только в газах
  4. только в жидкостях

  1. При увеличении силы тока в катушке магнитное поле

  1. не изменяется
  2. ослабевает
  3. исчезает
  4. усиливается

  1. Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображённого на рисунке, если R1=1 Ом, R2=10 Ом, R3=10 Ом, R4=5 Ом?
  1. 9 Ом
  2. 11 Ом
  3. 16 Ом
  4. 26 Ом

  1. Как изменится удельная теплота плавления вещества при увеличении массы тела в 3 раза?

  1. Увеличится в 3 раза
  2. Уменьшится в 3 раза
  3. Не изменится
  4. Может увеличиться, может уменьшиться

  1. Человек, находившийся на расстоянии 4 м от плоского зеркала, переместился и оказался от зеркала на расстоянии 3 м. На сколько изменилось расстояние между человеком и его изображением?

  1. 6 м
  2. 4 м
  3. 2 м
  4. 1 м

ЧАСТЬ В

  1. Каждой величине из первого столбца поставьте в соответствие единицу измерения из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности трёх цифр

А. Сила тока

1) А

2) В

Б. Количество теплоты, выделяемое током

3) Кл

4) Вт

В. Сопротивление

5) Дж

6) Ом

ЧАСТЬ С Решите задачу

  1. Сколько килограммов сухих дров нужно сжечь, чтобы нагреть 10 кг воды от 30°С до кипения. Потерями энергии пренебречь. Ответ представить целым числом граммов.

2 вариант

ЧАСТЬ А Выберите один верный ответ

  1. Магнитное взаимодействие обусловлено тем, что…

  1. тела имеют массы
  2. тела имеют некомпенсированные неподвижные заряды
  3. тела движутся
  4. в состав тел входят движущиеся заряжённые частицы
  1. Угол между отражённым лучом и отражающей поверхностью равен 30°. Чему равен угол падения светового луча?

  1. 10°
  2. 30°
  3. 60°
  4. 120°

  1. На Земле в огромных масштабах осуществляется круговорот воздушных масс. Движение воздушных масс связано преимущественно с

  1. теплопроводностью и излучением
  2. теплопроводностью
  3. излучением
  4. конвекцией
  1. При внесении железного сердечника в катушку с током магнитное поле

  1. не изменяется
  2. ослабевает
  3. исчезает
  4. усиливается

  1. Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображённого на рисунке, если R1=2 Ом, R2=2 Ом, R3=4 Ом, R4=4 Ом?
  1. 10 Ом
  2. 5 Ом
  3. 3 Ом
  4. 1,5 Ом
  1. Как изменится удельная теплота парообразования вещества при уменьшении массы жидкости в 4 раза?

  1. Увеличится в 4 раза
  2. Уменьшится в 4 раза
  3. Не изменится

  1. Может увеличиться, может уменьшиться

  1. Человек удаляется от плоского зеркала. Его изображение в зеркале

  1. остаётся на месте
  2. приближается к зеркалу
  3. удаляется от зеркала
  4. становится нерезким


ЧАСТЬ В

  1. Каждой величине из первого столбца поставьте в соответствие единицу измерения из второго столбца. Ответ запишите в виде последовательности трёх цифр

А. Напряжение

1) А

2) В

Б. Работа тока

3) Кл

4) Вт

В. Мощность

5) Ом

6) кВт·ч

ЧАСТЬ С Решите задачу

  1. Какую массу керосина нужно сжечь, чтобы за счёт выделившегося тепла нагреть 10 т чугуна на 10°С. Потерями тепла пренебречь. Ответ округлите до сотых числа.

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика материальной точки»

Вариант 1.

1. Скорость велосипедиста 36 км/ч, а скорость ветра 4 м/с. Какова скорость ветра в системе отсчёта, связанной с велосипедистом при а)встречном ветре; б)попутном ветре?

2. За какое время автомобиль, двигаясь с ускорением 0,5 м/с2, увеличит свою скорость с 15 до 25 м/с?

3. По графику скорости определите: а) начальную скорость
б) скорость тела через 4 с после начала движения
г) запишите уравнение скорости
е) найдите перемещение тела за 4 с движения

grafik10k1

4. Тело падает с высоты 40 м. Найдите время падения и скорость в момент удара о землю

5. Уравнения движения материальных точек имеют вид:
 х
1(t) = 10 + 2 t             х2(t) = 4t – 2
Найдите время и место встречи тел.

Вариант 2.

1.  Скорость велосипедиста 18 км/ч, а скорость ветра 2 м/с. Какова скорость ветра в системе отсчёта, связанной с велосипедистом при а)встречном ветре; б)попутном ветре?

2.  Велосипедист движется под уклон с ускорением 0,2 м/с2. Какую скорость приобретет велосипедист через 10 с, если начальная скорость 2 м/с?

3.  По графику движения (см. рис) найдите:
а) начальную координату тела
б) координату тела через 20 с после начала движения
в) скорость тела
г) перемещение тела за 20 с

grafik10k2

4. Камень падал на дно ущелья 5 с. Чему равна глубина ущелья? Какую скорость имел камень в момент удара о землю?

5.  За какое время автомобиль, двигаясь из состояния покоя с ускорением 0,5 м/с2, пройдет 50 м?

Контрольная работа №2 «Динамика материальной точки»

Вариант 1.

1.  Объясните причину равномерного движения автомобиля по горизонтальному участку дороги.

2.  Масса человека на Земле 80 кг. Чему будут равны его масса и вес на поверхности Марса, если ускорение свободного падения на Марсе 3,7 м/с2 ?

3.      Найдите силу притяжения двух тел массами по 10 кг, находящимися на расстоянии 100 м.

4.    Пружина длиной 25 см растягивается с силой 40 Н. Найдите конечную длину растянутой пружины, если ее жесткость 100 Н/м.

5.    Чему равна масса Луны, если ускорение свободного падения на Луне 1,6 м/с2 , а ее радиус 1,74* 106 м.

Вариант 2

1.     Книга лежит на столе. Назовите и изобразите силы, действие которых обеспечивает ее равновесие.

2.     Какая сила сообщает ускорение 3 м/с2 телу массой 400 г?

3.     Деревянный брусок массой 5 кг скользит по горизонтальной поверхности. Чему равна сила трения скольжения, если коэффициент трения скольжения 0,1?

4.       Снаряд массой 15 кг при выстреле приобретает скорость 600 м/с. Найдите среднюю силу, с которой пороховые газы давят на снаряд, если длина ствола орудия 1,8 м. Движение снаряда в стволе считайте равноускоренным.

5.   Космический корабль массой 8 т приблизился к орбитальной космической станции на расстояние 100 м. Чему равна масса станции, если сила притяжения станции и корабля 1 мкН.

Контрольная работа №3 по теме: «Механические колебания и волны. Звук».

Вариант 1.

А1.

    Определите период колебаний маятника, если он из положения 1 в положение 2 движется 0,5 с.

Выберите правильный ответ и поясните его

1) 0,5 с       2) 1 с          3)  2 с        4) 4 с

(1 балл)

А2.    С какой скоростью распространяется волна, если длина волны 2 м, а период колебаний 0,25 с.

Выполните  подробное решение задачи и выберите правильный ответ

1) 4 м/с        2) 8 м/с  

3)  2 м/с       4) 0,5 м/с

(1 балл)

А3.    По графику гармонических колебаний определите амплитуду, период и частоту колебаний.

 (1 балл)

А4.    Рассчитайте глубину моря, если промежуток времени между отправлением и приемом сигнала эхолота 2 с. Скорость звука в воде 1500 м/с.

1) 3 км    2) 1,5 км     3)  2 км    4) 1 км

Выполните подробное решение задачи и выберите правильный ответ

 (1 балл)

А5.

    По графику волны и графику колебаний частиц в данной волне определите скорость распространения волны.

Выберите правильный ответ и поясните его

1) 0,5 м/с    2) 2 м/с     3)  4 м/с    4)  6 м/с          (2 балла)

График волны

График колебаний

В1.     Определите, сколько колебаний на морской волне совершит за 20 с надувная резиновая лодка, если скорость распространений волны 4 м/с, а длина волны 8 м.

(2 балла)

В2.     Три источника создают звуки с различными характеристиками. Установите соответствия утверждений из левого столбца с графиками в правом столбце.

УТВЕРЖДЕНИЯ

А. Звук наибольшей громкости

ГРАФИКИ

1.

Б. Звук наибольшей высоты тона

2.

(2 балла)

3.

А

Б

С1.      Период колебаний второго маятника равен  1 с. Определите период колебаний первого мятника.

(3 балла)

Выполните подробное решение задачи.

Вариант 2.

А1.    Если период колебания маятника 1 с, то из положения 1 в положение 3 он будет двигаться время….

Выберите правильный ответ и поясните его

1) 1 с      2) 0,5 с       3) 2 с    4) 0, 25 с

(1 балл)

А2.     Найдите длину волны, распространяющейся со скоростью 12 м/с, если  частицы в волне колеблются с частотой 0, 4 Гц.

Выполните  подробное решение задачи и выберите правильный ответ

1) 0,4 м       2) 12 м  

3)  4,8 м       4) 30 м

(1 балл)

А3.     По графику гармонических колебаний определите амплитуду, период и частоту колебаний.

 

(1 балл)

А4.     Через какое время человек услышит эхо, если расстояние до преграды, отражающей звук,  68 м. Скорость звука в воздухе 340 м/с.

1) 0,4 с        2) 0,2 с        3) 0,3 с         4) 0,1 с

Выполните подробное решение задачи и выберите правильный ответ

(1 балл)

А5.     По графику волны и графику колебаний частиц в данной волне определите скорость распространения волны.            Выберите правильный ответ и поясните его

 

1) 16 м/с    2)  1  м/с  3) 3 м/с      4) 12 м/с

(2 балла)

График волны

График колебаний

В1.     Чему равна длина волны на воде, если скорость распространения волн равна 2,4 м/с, а тело, плавающее на воде, совершает 30 колебаний за 20 с.

(2 балла)

В2.      Три источника создают звуки с различными характеристиками. Установите соответствия утверждений из левого столбца с графиками в правом столбце.

УТВЕРЖДЕНИЯ

А. Звук минимальной громкости

ГРАФИКИ

1.

Б. Звук самого низкого тона

2.

(2 балла)

3.

А

Б

 С1.     Период колебаний первого пружинного маятника 4 с. Определите период колебаний второго пружинного маятника.

 (3 балла)

Выполните подробное решение задачи.

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные волны»

Вариант 1

  1. Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке. Направление тока в рамке указано стрелками.

Сила, действующая на нижнюю сторону рамки, направлена:

1) вниз ↓

2) вверх ↑

3) из плоскости листа на нас

4) в плоскость листа от нас

  1. В однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции поместили прямолинейный проводник, по которому протекает ток силой 8 А. Определите индукцию этого поля, если оно действует с силой 0,02 Н на каждые 5 см длины проводника.

1) 0,05 Тл                        3) 80 Тл

2) 0,0005 Тл                4) 0,0125 Тл

  1. Один раз кольцо падает на стоящий вертикально полосовой магнит так, что надевается на него; второй раз так, что пролетает мимо него. Плоскость кольца в обоих случаях горизонтальна.

Ток в кольце возникает

1) в обоих случаях

2) ни в одном из случаев

3) только в первом случае

4) только во втором случае

  1. Радиостанция работает на частоте 60 МГц. Найдите длину электромагнитных волн, излучаемых антенной радиостанции. Скорость распространения электромагнитных волн с = 3 ∙ 108 м/с.

1) 0,5 м                2) 5 м                3) 6 м                4) 10 м

  1. Установите соответствие между особенностями электромагнитных волн и их диапазонами.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры за соответствующими буквами.

ОСОБЕННОСТИ ВОЛН

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ

A) Волны с минимальной частотой

1) Радиоволны

2) Инфракрасное излучение

3) Видимое излучение

4) Ультрафиолетовое излучение

5) Рентгеновское излучение

6) Гамма- излучение

Б) Волны, идущие от нагретых тел

B) Волны, обладающие наибольшей проникающей способностью

  1. Радиостанция работает на частоте 0,75 · 108 Гц. Какова длина волны, излучаемой антенной радиостанции? Скорость распространения электромагнитных волн 300 000 км/с.
  2. Длина электромагнитной волны в воздухе равна 0,6 мкм. Чему равна частота колебаний вектора напряженности электрического поля в этой волне? Скорость распространения электромагнитных волн с = 3 · 108 м/с.
  3. На рисунке показан график колебаний силы тока в колебательном контуре с антенной. Определите амплитуду силы тока, период, частоту колебаний и длину волны, излучаемой антенной. Скорость распространения электромагнитных волн с = 3 · 108 м/с. Запишите уравнение  i = Im Sin wt.

Вариант 2

  1. Квадратная рамка расположена в однородном магнитном поле, как показано на рисунке.
    Направление тока в рамке указано стрелками. Как направлена сила, действующая на сторону
    ab рамки со стороны магнитного поля?

1) Перпендикулярно плоскости чертежа, от нас

2) Перпендикулярно плоскости чертежа, к нам

3) Вертикально вверх, в плоскости чертежа  ↑

4) Вертикально вниз, в плоскости чертежа  ↓

  1. Прямолинейный проводник длиной 20 см, по которому течет электрический ток силой 3 А, находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом 90° к вектору магнитной индукции. Чему равна сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля?

1) 240 Н                        2) 0,15 Н        3) 60 Н                4) 2,4 Н

  1. Проводящее кольцо с разрезом поднимают над полосовым магнитом, а сплошное проводящее кольцо смещают вправо (см. рисунок).

При этом индукционный ток

  1. течет только в первом кольце
  2. течет только во втором кольце
  3. течет и в первом, и во втором кольце
  4. не течет ни в первом, ни во втором кольце

  1. Длина электромагнитной волны в воздухе равна 0,6 мкм. Чему равна частота колебаний вектора напряженности электрического поля в этой волне? Скорость распространения электромагнитных волн                 с = 3 • 108 м/с.
  2. Установите соответствие между научными открытиями и учеными, которым эти открытия принадлежат.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры за соответствующими буквами.

НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ

УЧЕНЫЕ

A) Создал теорию электро-магнитного поля

1) Т. Юнг

2) М. Фарадей

3) Д. Максвелл

4) Б. Якоби

5) Г. Герц

Б) Зарегистрировал электро- магнитные волны

B) Получил интерференцию света

  1. На какую длину волны нужно настроить радиоприемник, чтобы слушать радиостанцию «Наше радио», которая вещает на частоте 101,7 МГц? Скорость распространения электромагнитных волн
    с = 3 · 10
    8 м/с.
  2. В первых экспериментах по изучению распространения электромагнитных волн в воздухе были измерены длина волны λ = 50 см и частота излучения ν = 500 МГц. Какое значение скорости света на основе этих неточных данных получили?
  3. На рисунке показан график колебаний силы тока в колебательном контуре с антенной. Определите амплитуду силы тока, период, частоту колебаний и длину волны, излучаемой антенной. Скорость распространения электромагнитных волн с = 3 · 108 м/с. Запишите уравнение  i = Im Sin wt.

                                                                                 

Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра»

Вариант 1.

1. Что представляет собой альфа – частица?

1) электрон                        2) ионизированный атом гелия                

3) электромагнитное излучение

2. Какой заряд имеет ядро, согласно планетарной модели атома Резерфорда?

1) положительный        2) отрицательный                3) ядро заряда не имеет

3. Определите, сколько протонов и нейтронов в ядре атома бериллия Be.

1) Z=9, N=4                2) Z=5, N=4                3) Z=4, N=5

4. Определите с помощью периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И. Менделеева, атом какого химического элемента имеет пять протонов в ядре.

1) бериллий                2) бор                        3) углерод

5. Ядро какого химического элемента образуется при α – распаде радия?

Ra → ? + He.

1) радона                 2) урана                3) кальция

6. При β – распаде одного химического элемента образуется другой элемент, который в ПСХЭ Д.И.Менделеева …

1) на две клетки ближе к ее концу, чем исходный

2) на две клетки ближе к ее началу, чем исходный

3) в следующей клетке за исходным

7. Масса ядра всегда … суммы масс нуклонов, из которых оно состоит.

1) больше                2) равна                3) меньше

8. В каком из приборов для регистрации частиц прохождение быстрой заряженной частицы вызывает появление следа из капелек жидкости?

1) Счетчик Гейгера                        2) Камера Вильсона                

3) Пузырьковая камера

9. В состав атома  64 29 Сu  входят

    а)  64р, 29n, 29ȇ      б) 29p, 64n, 29ȇ      в) 29p, 35n, 29ȇ      г) 29р, 64n, 35ȇ

10.Определите неизвестный элемент, образовавшейся при протекании ядерной реакции

      27 13 Al + 4 2 He → 30 15 P + X

    а) нейтрон  б) протон    в) электрон    г) альфа-частица

Вариант 2.

1. Что представляет собой бета – частица?

1) полностью ионизированный атом гелия        

2) один из видов электромагнитного излучения

3) электрон

2. Какой заряд имеет атом согласно планетарной модели атома Резерфорда?

1) атом электрически нейтрален        2) отрицательный

3) положительный

3. Определите количество протонов и нейтронов в ядре атома железа Fe.        1) Z=26, N=56        2) Z=26, N=30        3) Z=56, N=30

4. С помощью периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И. Менделеева определите, атом какого химического элемента имеет восемь электронов в ядре.

1) кислород                2) азот                        3) углерод

5. Ядро какого химического элемента образуется при β – распаде углерода?

С → ? + e

1) кислорода                2) азота                3) фтора

6. При α – распаде одного химического элемента образуется другой элемент, который расположен в ПСХЭ Д.И. Менделеева …

1) на две клетки ближе к ее началу, чем исходный

2) на две клетки ближе к ее концу, чем исходный

3) в следующей клетке за исходным

7. Какие силы позволяют нуклонам удерживаться в ядре?

1) гравитационные        2) электромагнитные        3) ядерные

8. Для регистрации каких частиц в основном используется счетчик Гейгера?        1) Альфа – частиц        2) Электронов        3) Протонов

9. Определите состав атома 39 19 К

    а) 39p, 19n, 19ȇ         б) 19p, 39n, 39ȇ         в) 20p, 19n, 39ȇ          г) 19p, 20n, 19ȇ

10.Определите неизвестный элемент, образовавшийся при протекании ядерной реакции

     147 N + 4 2He → 17 8O + X

   а) нейтрон  б) протон    в) электрон    г) альфа-частица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для 7 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)

Рабочая программа для 7 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 68 часов(2 ч. в неделю)...

Рабочая программа по физике для 8 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)

Рабочая программа по физике для 8 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин 68 часов(2ч. в неделю)...

Рабочая программа по физике для 9 класса на основе программы Е.М.Гутник,А.В.Пёрышкин 68часов(2ч. в неделю)

Рабочая программа по физике для 9 класса,разработанная на основе программы Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин, 68 часов(2 ч. в неделю)...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 7 Пёрышкин. 2 часа. 2022 по фгос

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...

Рабочая программа по физике 8 Пёрышкин. 2 часа. 2022 по фгос

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...