конспект урока "Лабораторный практикум" 11 класс
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Дмитриева Людмила Владимировна

Конспект урока для 11 класса по теме: «Лабораторный практикум». Выполняется две лабораторные работы: «Экспериментальная проверка закона преломления света» и «Изучение односторонней проводимости диода».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема: «Лабораторный практикум»

Цель урока: Повторить пройденный материала и продолжить формирование навыков постановки эксперимента и умение делать выводы по полученным результатам.

Задачи:

  1. Формирование умений применять полученные знания на практике;
  2. Развитие практических навыков при проведении работы с физическим оборудованием;
  3. Экспериментально проверить закон преломления света и изучить одностороннюю проводимость диода

Оборудование: радиоэлектронный комплект П.П. Головина, ноутбук.

План урока

  1. Подготовительный этап.
  2. Проведение эксперимента.
  3. Рефлексия деятельности.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Подготовительный этап. Обсуждение эпиграфа - (4 мин.)

Эпиграф урока: высказывание Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле»

 Инструктаж по ТБ. Обсуждается оборудование, предложенное учащимся, и выдвигаются гипотезы о названии лабораторных работ. Затем класс делится на две части (одна часть класса выполняет одну из лабораторных работ( 5 пар ), другая (4 пары)- другую), обучающимся выдаются заранее приготовленные бланки. На экране интерактивной доски презентация к лабораторным работам, где появляются темы лабораторных работ. Цель работы ученики пишут самостоятельно, после чего она обсуждается. Ход работы учащимся предлагается на бланках, а также дополнительные задания, в случае досрочного выполнения работы.

  1. Проведение эксперимента. (30 мин. (15 +15))

Первая группа выполняет лабораторную работу «Экспериментальная проверка закона преломления света» используя ноутбук. Учащиеся самостоятельно измеряют угол падания, преломления и определяют относительный показатель преломления второй среды относительно первой. Измерения необходимо провести 3 раза изменяя угол падения. Результаты заносят в таблицу.  Вторая группа выполняет работу:  «Изучение односторонней проводимости диода». Учащиеся собирают 2 электрические цепи по схеме, представленной в бланке, делают вывод.   Затем группы меняются местами и выполняют вторую лабораторную работу.

  1. Рефлексия деятельности. (4 мин.)

•        Мне было трудно...

•        Мне было легко...

•        Мне было труднее работать с… (оборудованием или компьютером)

•        У меня остались вопросы ….

•        У меня нет вопросов по данной теме

  1. Домашнее задание. (2 мин.)

Домашняя лабораторная работа «Расчет стоимости потребленной электроэнергии» (инструктаж к выполнению работы)

Приложение:

Лабораторная работа «Экспериментальная проверка закона преломления света»

Цель работы:

 

Виртуальный стенд позволяет проводить экспериментальные  исследования явления преломления света.                                                Показатель преломления второй среды относительно первой определяется в соответствии с законом преломления:     n21 =n2 \n1 =  

С физической точки зрения относительный коэффициент преломления n21 ( второй среды относительно первой среды) характеризует тот факт, насколько вторая среда является более оптически плотной, нежели первая среда. Свойство оптической плотности среды характеризует ее способность создавать сопротивление процессу распространения света. Другими словами, относительный коэффициент преломления характеризует отношение скоростей распространения света.

Ход работы

  1. Установите движок показателя преломления n1 на значение 1, а движок показателя преломления n2 на значение 1,5
  2. Поверни лампу влево примерно на 400 .Занесите в таблицу значения угла падения и угла преломления.
  3. Рассчитайте с помощью калькулятора значение синуса угла падения и преломления, результаты занесите в таблицу.
  4. По значениям синусов рассчитайте показатель преломления второй среды относительно первой в соответствие с законом преломления. Результат занесите в поле n21
  5. По значениям показателей преломления сред рассчитайте показатель преломления второй среды относительно первой
  6. Сравните результаты 4 и 5 пунктов, нажав кнопку «Проверить»
  7. Проведите ещё несколько экспериментов, изменяя угол падения и абсолютные показатели преломления сред.

n 1 

n 2

sin

sin 

n 21

 

 

 

2

  1. Сделайте вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное задание:

Показатель преломления стекла n=1,52. Найдите предельный угол полного внутреннего отражения для поверхности раздела стекло-воздух.

Лабораторная работа

«Изучение односторонней проводимости диода»

Цель:

Оборудование: макетная плата, вольтметр лабораторный, лампа МН 6,3 х 0,3А, диод плоскостной, источник питания, соединительные провода.

Ход работы

  1. Изучение прямого включения диода

А) Соберите цепь. Убедитесь, что лампа горит

Б) Измерьте напряжение на лампе, на диоде и на участке «лампа-диод». Убедитесь, что последовательно соединённые лампа и диод делят общее напряжение между собой.

В) Сравнивая напряжение на лампе и диоде, ответьте, что из них оказывает большее, а что меньшее сопротивление току.

2.Изучение обратного включения  диода.

А) Соберите цепь. Убедитесь, что лампа не горит

Б) Измерьте напряжение на лампе, на диоде и на участке «лампа-диод». Убедитесь, что почти всё напряжение приходится на долю диода.

Прямое включение

Обратное включение

U

U

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное задание:

  В цепи, изображённой на рисунке, сопротивление диода в прямом направлении пренебрежимо мало, а в обратном многократно превышает сопротивление резисторов. При подключении к точке А положительного, а к точке В отрицательного полюса батареи с ЭДС 12 В и пренебрежимо малым внутренним сопротивлением потребляемая в цепи мощность равна 4,8 Вт. При изменении полярности подключения батареи потребляемая в цепи мощность оказалась равной 7,2 Вт.http://fizmatklass.ucoz.ru/DO/31/31_3_2/31.2.3-3.gif

Укажите условия протекания тока через диоды и резисторы в обоих случаях и определите сопротивление резисторовR1 и R2. Ответ запишите через запятую (без единиц измерения)

Домашняя лабораторная работа «Расчет стоимости потребленной электроэнергии»

Цель работы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход работы:

  1. Снимайте показания счётчика ежедневно в одно и то же время и записывайте в таблицу
  2. Рассчитывайте стоимость потребляемой энергии ежедневно.
  3. Рассчитайте стоимость потребляемой энергии за неделю.
  4. Постройте график расхода электроэнергии в течение недели (А, кВтч(дни недели))

Дни

1

2

3

4

5

6

7

Начальные показания счётчика

Конечные показания счётчика

Количество израсходованной энергии, кВт ч

Стоимость

Стоимость за неделю

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительное задание:

Имеется электрическая лампа мощностью 100 Вт. Ежедневно лампа горит в коридоре в течение 6 часов. Рассчитать стоимость электроэнергии за один месяц (30 дней) при тарифе на данный момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...