Выступление на РМО учителей физики на тему: "Реализация требований ФГОС ООО в деятельности учителя физики"
методическая разработка по физике (9, 10, 11 класс) по теме

Технология проектирования современного урока

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭПИГРАФ Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь В. Ключевский

Слайд 2

02.03.2017 2.3. Технология проектирования современного урока Реализация требований ФГОС ООО в деятельности учителя физики

Слайд 3

2.3. Технология проектирования современного урока

Слайд 4

2.3. Технология проектирования современного урока Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное , личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Слайд 5

1.Технология проектирования современного урока Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы следующие: 1)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Слайд 6

1.Технология проектирования современного урока 2)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета физики.

Слайд 7

1.Технология проектирования современного урока Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока , для этого используется технологическая карта. Это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Слайд 8

1.Технология проектирования современного урока Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уро ку.

Слайд 9

1.Технология проектирования современного урока Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Слайд 10

1.Технология проектирования современного урока Структура таблицы-схемы урока детализирована до действий учителя и учеников и операций , выполняемых ими.

Слайд 11

1.Технология проектирования современного урока В каком виде и каким образом представлена ученику новая информация, как будет организовано обучающее взаимодействие учителя с учеником, чтобы ученик обрёл знание, какие действия нужно выполнить ученику, чтобы знания стали почвой для умений, как тренироваться в закреплении умений, чтобы, деятельностно преобразившись в операции, они стали навыками?

Слайд 12

1.Технология проектирования современного урока Каждый шаг урока, обозначенный в таблице-схеме, даёт ответ на эти вопросы.

Слайд 13

1.Технология проектирования современного урока Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Слайд 14

Шаблон разработки комбинированного урока Этап урока Время, мин. Приёмы и методы Содержание деятельности 1.Организация начала урока 1 мин Приветствие, акцентирование внимания Организация подготовленности учащихся к уроку 2.Мотивация учебной деятельности 1 мин Использование физического оборудования, ситуации успеха Определение уровня овладения знаниями, коррекция знаний, умений и навыков. Озвучить Цели урока

Слайд 15

Шаблон разработки комбинированного урока Этап урока Время, мин. Приёмы и методы Содержание деятельности 3.Проверка домашнего задания 6 мин Интеллектуальная разминка, найди ошибку, условные обозначения Ученики сами друг другу задают вопросы по домашнему заданию, приготовленные заранее (основные понятия кинематики: механика, кинематика, описание положения тела с примерами, прямолинейное равномерное движение, скорость, единицы измерения, путь, перемещение с примерами); у доски три человека, остальные на месте записывают условные обозначения физических величин и единиц измерений (скорость, путь, перемещение, уравнение равномерного движения в двухмерной системе координат), затем идет проверка; через документ-камеру рисунки, формулы в которых допущены ошибки.

Слайд 16

Шаблон разработки комбинированного урока Этап урока Время, мин. Приёмы и методы Содержание деятельности 4.Актуализация опорных знаний 3 мин Беседа- диспут, демонстрация Конкретизировать полученные навыки на уроках математики ( уравнение прямой, графиков) и применения этих навыков на уроке физики; сравнить и выяснить характер движения различных тел (движение тележки, маятника, мяча и струны) и сравить .

Слайд 17

Шаблон разработки комбинированного урока Этап урока Время, мин. Приёмы и методы Содержание деятельности 5.Изучение нового материала 20мин Составление опорного конспекта, проблемно-поисковый метод таблица Каждый учащийся составляет опорный конспект, отражая различные методы описания задания зависимости между физическими величинами( табличный, графический, аналитический), провести исследования какой метод лучше; использование ИКТ, документ-камеру при объяснении нового материала (построение графиков физических величин(координаты и скорости) при равномерном прямолинейном движении), поисковая- исследовательская деятельность (отличие графиков прямой в математике и в физике ( уравнение прямой х ( t ) и y ( x )); Выделение нужной информации для лучшего усвоения материала и отбора информации

Слайд 18

Шаблон разработки комбинированного урока Этап урока Время, мин. Приёмы и методы Содержание деятельности 6.Первичная проверка усвоения знаний 3 мин дискуссия Понимание и отличие в различных графиках ( сравнение графиков движения от направления, от угла наклона, от выбора системы отсчета через документ-камеру) 7.Первичное закрепление знаний 3 мин анализ Чтение графиков, их отличие ( по графику описать характер движения и записать уравнения движения)

Слайд 19

Шаблон разработки комбинированного урока Этап урока Время, мин. Приёмы и методы Содержание деятельности 8.Контроль и самопроверка знаний 5 мин Индивидуаль ная На географической карте найти путь и перемещение при движении по реке( название), если объект движется на вертолёте и сравнить; другие учащиеся работают с тестами( дидактический материал для 9 класса под редакцией Марона) 9.Подведение итогов урока. Рефлексия 2 мин устная Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что для вас было наиболее сложным?

Слайд 20

Шаблон разработки комбинированного урока Этап урока Время, мин. Приёмы и методы Содержание деятельности 10.Информация о домашнем задании 1 мин Запись на доске, информация учителя Уделить внимание на решение сложных заданий, составление кроссвордов, написание Эссе( индивидуально на оценку)

Слайд 21

1.Технология проектирования современного урока Новые задачи образования меняют структуру и содержание стандарта.

Слайд 22

1.Технология проектирования современного урока Ранее стандарт содержал требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов. Для реализации стандартов второго поколения необходимо формирование универсальных учебных действий.

Слайд 23

1.Технология проектирования современного урока “Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность” . (А.Г. Асмолов ).

Слайд 24

1.Технология проектирования современного урока В широком значении УУД - умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения знаний.

Слайд 25

1.Технология проектирования современного урока Выделяют следующие группы УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Слайд 26

1.Технология проектирования современного урока Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий происходит в совокупности разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и приобретать компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Слайд 27

1.Технология проектирования современного урока Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целей.

Слайд 28

1.Технология проектирования современного урока Функции универсальных учебных действий включают:

Слайд 29

1.Технология проектирования современного урока • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Слайд 30

1.Технология проектирования современного урока • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

Слайд 31

1.Технология проектирования современного урока • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Слайд 32

1.Технология проектирования современного урока Обобщая, можно сказать, что универсальные учебные действия - это инструменты для освоения, преобразования и создания знания, то, из чего складывается умение учиться, то, благодаря чему ребенок становится субъектом учебной деятельности.

Слайд 33

2. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики. В качестве учебного предмета физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире.

Слайд 34

2. Формирование универсальных учебных действий на уроках физики. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Слайд 35

2.1. Личностные универсальные учебные действия. Приоритетной задачей новых стандартов образования является развитие в личности способности к самореализации.

Слайд 36

2.1. Личностные универсальные учебные действия. Личностные УУД способствуют формированию: • жизненного, личностного, профессионального самоопределения; • способности к ценностно-смысловой ориентации учащихся;

Слайд 37

2.1. Личностные универсальные учебные действия. • готовности к жизненному и личностному самоопределению; • знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социуме и межличностных отношениях.

Слайд 38

2.1. Личностные универсальные учебные действия. Цели урока физики, должны быть ориентированы прежде всего на развитие личности ученика, личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе. При этом ученик видит закономерность изучаемого явления, целостную картины окружающего мира.

Слайд 39

2.1. Личностные универсальные учебные действия. Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники.

Слайд 40

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия. Регулятивные универсальные учебные действия -действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности:

Слайд 41

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия. • целеполагание , как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Слайд 42

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия. • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Слайд 43

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия. • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Слайд 44

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия. • оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Слайд 45

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия. • волевая саморегуляция , как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Слайд 46

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия. Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.

Слайд 47

2.2. Регулятивные универсальные учебные действия. При обучении физике деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.

Слайд 48

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия разделяются на общеучебные и логические УУД

Слайд 49

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. 1) Общеучебные УУД включают в себя: • самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Слайд 50

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. . • структурирование знаний; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

Слайд 51

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. • смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом;

Слайд 52

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи; • действие со знаково - символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Слайд 53

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. На уроках физики ребята учатся воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами.

Слайд 54

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. Большой опыт на уроке физике ребята приобретают в кодировании и декодировании приобретенной информации с помощью формул.

Слайд 55

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. 2)Универсальные логические действия. В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).

Слайд 56

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. Совокупность логических действий представляет собой: • сравнение конкретно-чувственных и иных данных, определения общих признаков и составление классификации; • анализ - выделение элементов, расчленение целого на части;

Слайд 57

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. • синтез - составление целого из частей; • сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию; • классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака;

Слайд 58

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. • обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • доказательство, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений; • установление аналогий.

Слайд 59

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. Особую роль в формировании познавательных УУД играет работа ребят над проектами, подготовка к выступлению на ежегодной конференции. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Слайд 60

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот вид работы органично сочетается с групповой деятельностью.

Слайд 61

2.3. Познавательные универсальные учебные действия. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование в совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Слайд 62

2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Слайд 63

2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия. В состав коммуникативных действий входят: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели; • постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации; ми.

Слайд 64

2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия. • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; • владение монологической и диалогической формами речи.

Слайд 65

2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия. Такие способности наиболее эффективно приобретаются в групповой и коллективной работе, например, в исследовательской и проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики.

Слайд 66

2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия. Элементы формирования коммуникативных УУД можно рассмотреть на примере урока конференции. Урок-конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого ученика (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений).

Слайд 67

2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия. На уроке - конференции ребята с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, участвуют в дискуссии, проводят самооценку своей работы. Конференция, являясь межпредметной , выходит далеко за пределы учебников и для раскрытия требует самостоятельного информационного поиска материала в Интернете, умения использовать ТСО.

Слайд 68

2.4. Коммуникативные универсальные учебные действия. Таким образом, появляется возможность формирования у ребят умения активно защищать свою позицию, представлять свое мнение. Учащиеся хорошо представляют материал по каждому вопросу, с интересом готовят презентации. Таким образом, формируется и ИКТ-компетентность обучающихся.

Слайд 69

3. Формирование УУД во внеурочное время. Большую роль в формировании УУД играет внеурочная деятельность учащихся. На данных занятиях дети более раскрепощены, более инициативны. Учителя нашего методического объединения уделяют данному виду деятельности большое значение. Очень интересны и разнообразны мероприятия, проводимые на предметной неделе физики. Рассмотрим лишь одни из них, которые проводились учителями нашего методического объединения в этом учебном году.

Слайд 70

Шаблон разработки комбинированного урока Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Предметные УУД I . Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: Организует Уточняет тематические рамки. II . Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: (Познавательные УУД ). (Коммуникативные УУД). ( Регулятивные УУД).

Слайд 71

Шаблон разработки комбинированного урока Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Предметные УУД I . Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: Организует Уточняет тематические рамки. II . Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: (Познавательные УУД ). (Коммуникативные УУД). ( Регулятивные УУД).

Слайд 72

Шаблон разработки комбинированного урока Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Предметные УУД V . Контролирующее задание (12 мин) Цель: - проверить умение. ( Регулятивные УУД ). ( Познавательные УУД ) ( Личностные УУД ). ( Регулятивные УУД ). VII . Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: . . ( Коммуникативные УУД ). ( Регулятивные УУД). ( Личностные УУД ).

Слайд 73

Самообразование - условие роста педагогического мастерства и фактор успешности современного учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная работа на тему "Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 9 класса теме "Длина окружности и площадь круга" "

Целью данного проекта является реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Длина окружности и площадь круга» ...

Проект по теме: Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 7 класса теме «Системы линейных уравнений»

ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления"  дополнительное профессиональное образование...

Выступление на семинаре учителей информатики по теме Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности современного учителя

Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего...

Выступление на РМО учителей физики Тема «Современные образовательные технологии на уроках физики»

Использование информационных технологий на уроках физики позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить сам учебный материал, расширить формы и виды к...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя).

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: что такое рефлексия, какова ее цель и задачи, какие формы и приемы рефлексии могут использоваться на уроке для организации рефлексивного осмысления р...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...