Физики блокадному Ленинграду
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

    Каждый год 27 января мы отмечаем очередную годовщину полного снятия блокады Ленинграда. Для нас история дней блокады, событий, судеб разных людей особенно близка потому, что мы живем на этой земле, в этом городе, и хотя не часто, но вспоминаем о том поколении ленинградцев, которые смогли преодолеть смерть, голод, холод, все ужасы блокады и сохранить этот город.

    Блокада потому останется героической страницей в истории, что она рассказывает о безграничных возможностях человека, осознающего себя человеком, не захотевшего превратиться в раба фашизма, в раба смерти, в раба себя самого.

    Пусть сегодня кадры кинохроники перенесут нас в то суровое время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fiziki_blokadnomu_leningradu.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ФИЗИКИ БЛОКАДНОМУ ЛЕНИНГРАДУ»

Литература :  1. Н.М.Рейнов «Физики- учителя и друзья»

                       2. А.В.Кольцов «Ученые Ленинграда в годы блокады (1941-1943)»,

                            1962 год изд.

                        3. Г.А.Соболев «Ученые Ленинграда в годы Великой Отечествен-

                            ной войны», 1966 год изд. 

 Т.С.О. :          1. Мультимедийный проектор для демонстрации слайдов.

                        2. Телевизор и видеомагнитофон для демонстрации фрагмента документального

                            фильма «Блокада Ленинграда».

                        3. Магнитофон для прослушивания фрагмента Седьмой симфонии Д.Д.Шостако-

                            вича  и песни А.Розенбаума «По Дороге жизни».

ПЛАН

  1. Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.

  1. Вступление учителя.

  1. Демонстрация фрагментов кинохроники .

  1. Стихотворение В.Инбер «Бессмертие».

  1. Выступления учащихся.

  1. Стихотворение В.Шефнера «Мой город».

  1. Заключительное слово учителя.

  1. Минута молчания .

  1. Звучит песня А.Розенбаума «По Дороге жизни».

В устном журнале «Физики блокадному Ленинграду» принимают участие учащиеся 8 К и 9 К классов

Учитель физики : Березина Е.И. и Задорожняя Е.Л.

 

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ « ФИЗИКИ БЛОКАДНОМУ ЛЕНИНГРАДУ»

Литература :  1. Н.М.Рейнов «Физики- учителя и друзья»

                       2. А.В.Кольцов «Ученые Ленинграда в годы блокады (1941-1943)»,

                            1962 год изд.

                        3. Г.А.Соболев «Ученые Ленинграда в годы Великой Отечествен-

                            ной войны», 1966 год изд. 

                 

ВСТУПЛЕНИЕ

    Ребята, вы, конечно, узнали эту музыку. Она написана Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в блокадном Ленинграде и впервые прозвучала там же. Эта 7-я симфония носит название «Ленинградская».

    Каждый год 27 января мы отмечаем очередную годовщину полного снятия блокады Ленинграда. Для нас история дней блокады, событий, судеб разных людей особенно близка потому, что мы живем на этой земле, в этом городе, и хотя не часто, но вспоминаем о том поколении ленинградцев, которые смогли преодолеть смерть, голод, холод, все ужасы блокады и сохранить этот город.

    Блокада потому останется героической страницей в истории, что она рассказывает о безграничных возможностях человека, осознающего себя человеком, не захотевшего превратиться в раба фашизма, в раба смерти, в раба себя самого.

    Пусть сегодня кадры кинохроники перенесут нас в то суровое время.

В.Инбер «Бессмертие».

(№2)О, этот город! Как его пытали…

С земли и с неба. Стужей и огнем.

Он голодал. Бледнее лица стали,

Румянец мы не сразу им вернем.

Но даже и потом, на много лет,

Останется на них особый след.                  

(№3)Какая-то необщая повадка,

Небудничное выраженье глаз.

И собеседник, может быть, не раз

Внезапно спросит, озарен догадкой:

«Вы, вероятно, были там… тогда?»

И человек ему ответит: «Да».                      

(№4)И ежели, отныне захотят

Найти слова с понятиями вровень,

Сказать о пролитой бесценной крови,

О мужестве, проверенном стократ,

О доблести, то скажут – Ленинград,-

И все сольется в этом слове.                      

    (№5) Листая страницы блокадных дневников, замечаешь, что первыми тогда умирали те, кто сдавался, преставал работать, переставал следить за собой, тот, кому не о ком было заботиться.

(№6) Те же, кто знал, что его заменить некем, стояли на своих рабочих местах, работали и это, возможно, спасло жизнь им и многим другим.

  (№7)  О таких людях и будет сегодня наш рассказ. Это ученые физико-технического института и другие ученые – физики, работавшие в Ленинграде в годы блокады.

     Вы узнаете факты, которые вряд ли известны многим сегодня. Например:

             - как ученые – физики наладили производство нового материала эскапона, необходимого для кабелей радиолокаторов и даже поставляли его в разные города прямо из блокадного города;

             - как они изготовили прибор – прогибограф, благодаря которому стало возможным предотвращение провала машин под лед Ладожского озера на «Дороге жизни»;

             - как решались другие более и менее крупные задачи, но все они были одинаковой значимости, потому что благодаря им, были спасены жизни многих людей.

1.

(№8)    В самом начале войны в июле 1941 года в Ленинграде была создана Комиссия по реализации оборонных предложений. В ее состав вошли многие выдающиеся люди науки: академики Абрам Федорович Иоффе,  Борис Григорьевич Галеркин, член-корреспондент Академии наук  Михаил Андреевич Шателен, профессора Яков Борисович Зельдович, Юлий Борисович Харитон и многие другие. Несколько позже в состав комиссии вошел член-корреспондент Академии наук СССР, профессор Павел Павлович Кобеко, талантливый ученый, возглавлявший физико-технический институт. Эта комиссия только за первые месяцы своей работы рассмотрела свыше восьмисот предложений, многие из которых были сразу переданы на промышленные предприятия.  В связи с этим ученые, входящие в комиссию, постоянно бывали на предприятиях, на передовой, на кораблях Балтийского флота, встречались с рабочими,  учеными и военными .

  (№9)  В самом Ленинграде, а также в Кронштадте ученые физико-технического института создали и своим силами обслуживали в течение войны несколько станций по размагничиванию кораблей. Научным сотрудникам приходилось размагничивать корабли в боевых условиях, ведь именно магнитное поле корабля являлось детонатором для взрыва мины. Ученые разбирали системы вражеских мин, изучали их особенности и на основе этого конструировали траловые устройства для обнаружения и уничтожения мин в море.

 (№10)  В частности, были  разработаны и изготовлены акустические тралы для обезвреживания бесконтактных немецких мин .

(№11)  Весной 1942 года в город  прилетел академик Анатолий Петрович Александров, он привез важные рекомендации по размагничиванию кораблей и созданию противоминной защиты.

(№12) Она была создана и испытана им с коллективом  ученых и инженеров вместе с Игорем Васильевичем Курчатовым при обороне Севастополя .

                                                                                      2.

(№13)    Первые импульсные радиолокаторы были разработаны в Ленинграде еще в середине 30-х годов под руководством Дмитрия Аполлинарьевича Рожанского. Поэтому уже в начале вражеской блокады на ленинградском фронте  имелись радиолокационные установки, хотя и очень не совершенные. Но только они могли заблаговременно «увидеть» самолеты, летящие бомбить Ленинград. Сколько же людей спасли они, дав им возможность по сигналу воздушной тревоги спуститься в бомбоубежище. К сожалению, в фотолетописи блокады нет ни одного снимка, показывающего работу ленинградских радиолокаторщиков, потому что в то время это была совершенно секретная техника.

 (№14) Но мы нашли снимок акустической установки для обнаружения воздушных целей, которую можно считать предшественницей радиолокатора .

    Для создания мощных радиолокационных установок требовались специальные высокочастотные кабели.  Комиссия по реализации оборонных предложений решила наладить их выпуск в самом блокадном городе. Образец коаксиального высокочастотного кабеля раздобыли на трофейной подводной лодке. Изоляция этого кабеля была сделана из стирофлекса, который в нашей стране тогда не изготовлялся. Павел Павлович Кобеко предложил заменить стирофлекс другим диэлектриком – эскапоном, который еще до войны был создан им в физико-техническом институте совместно с Наумом Моисеевичем Рейновым. Военный совет одобрил это предложение, а изготовить новый кабель, было поручено заводу «Севкабель».

 (№15)     Работать в условиях первой блокадной зимы было очень тяжело, но вскоре два образца высокочастотного кабеля на эскапоне были созданы. Испытания показали, что он ничем не уступает кабелю на стирофлексе. Трудная задача была решена. Сведения о том, что в блокадном Ленинграде создан высокочастотный кабель на отечественной изоляции, быстро дошли до Большой Земли и от оборонных предприятий других городов стали поступать просьбы изготовить эскапоновые детали.

    В отделении физико-технического института в ту пору насчитывалось 26 человек: 16 научных сотрудников, два лаборанта, вахтеры и столяр. Вот этот маленький коллектив принимал и выполнял заказы на эскапоновые детали из разных концов страны, технология их изготовления постоянно совершенствовалась. Из блокадного Ленинграда детали отправлялись в тыл самолетом. Это было важное для обороны дело.

                                                             

3.

(№16)  Кто не знает ладожскую «Дорогу жизни»? Это была тоненькая ниточка, связывающая город в кольце блокады с Большой землей. Только за пять месяцев страшной блокадной зимы по ней было перевезено триста шестьдесят одна тысяча триста девять тонн груза. Три четверти этого груза – продовольствие и фураж, остальное – горючее, боеприпасы, медикаменты.

   (№17)  При создании ледовой дороги старались предусмотреть все возможное: с воздуха  ее прикрывала авиация, на озере стояли зенитные батареи. Но часто во время движения машины проваливались под лед.

   (№18) Иногда это происходило по не понятной причине: ни воронки, ни полыньи, на ровном месте. Удивляло то, что чаще всего это происходило не с нагруженными, тяжелыми машинами, а с шедшими обратно, из Ленинграда, с людьми, то есть нагруженными меньше.

  (№19)  Выяснить причины несчастных случаев, и дать рекомендации водителям грузовиков, было поручено ученым физико-технического института. Прежде всего,  необходимо было установить критические моменты, когда колебания льда достигают опасных параметров, что и вызывало его проломы. Для этого требовались специальные исследования особенностей колебаний льда. Решено было спроектировать автоматическую установку, которая будет регистрировать сами колебания ледяного покрова, а также их изменения при неравномерных нагрузках. Прибор был сконструирован, его назвали – прогибограф.

     Для его изготовления требовалась солидная чугунная станина. Чтобы добыть чугун для переплавки, было решено использовать чугунные подставки, на которых крепились трубчатые ограждения в парках города.

(№20) Истощенные люди копали землю, корчевали эти чугунные подставки и на себе тащили их в институт, радуясь, что необходимая часть прибора найдена.

     Некоторые другие  части находились подобными способами или изготавливались самими. Наконец прибор прогибограф изготовили: он оказался способен регистрировать колебания льда продолжительностью от 0,1 секунды до суток. Данные колебаний автоматически записывались на бумажную ленту.

                                                       

                                                           4.

 (№21)    Испытания прибора проводились на Ладожском озере, в тяжелых условиях: стояли сильные морозы, проруби замерзали, приходилось прорубать их снова и снова. Софья Владимировна Кобеко предложила заливать их трансформаторным маслом, что препятствовало образованию льда. Людей в группе испытателей было мало, а расстояния между точками с прогибографами велики, ходить под огнем от точки к точке было дело опасное и тяжелое. Но, наконец, испытания, наблюдения прошли успешно.

   (№22)  Были составлены таблицы, показывающие, какие динамические нагрузки выдерживает лед разной толщины. А также были сделаны выводы о закономерности деформации льда при движении машин. Наиболее опасной оказалась скорость 35 км/ч. При ней собственные колебания льда совпадали с колебаниями, вызванными идущим транспортом и возникал резонанс: резкое возрастание амплитуды колебаний.

(№23) Те машины, которые шли с грузом в Ленинград имели скорость меньше опасной, так как были перегружены и шли очень медленно. А вот когда они двигались обратно, такая скорость достигалась часто, потому что шоферы спешили доставить людей страдавших от голода и мороза в тепло, увезти их от артобстрела.

 (№24)  Были выработаны рекомендации: на льду скорость машин не должна была приближаться к 35 км/ч: ехать надо было либо медленнее, либо значительно быстрее. При движении машин по параллельным дорогам расстояние между ними должно было быть не менее 80 метров, а при больших скоростях (свыше 35км/ч) - 200 метров.

       Составленные учеными таблицы пригодились во время прорыва блокады в январе 1943 года, с их помощью установили: при каких условиях танки могут форсировать Неву по льду. Поддержка танковых частей помогла пехоте наступать через реку и вести бои на другом берегу. Расчеты ученых при этом полностью подтвердились.  

                                                             

5.

 (№25)   Большое число самых разных задач было решено учеными физиками в годы блокады.

       Многие ученые  работали вместе с инженерами и художниками над созданием светомаскировочных материалов разных объектов города. Недостаточно было нашить на маскировочные сети куски зеленой материи, очертаниями похожие на деревья. Предстояло найти такую окраску, которую не мог бы отличить от природной зелени ни глаз, ни оптический прибор. Найти подходящий состав оказалось не просто. Ученые провели тысячи проб, прежде чем было изготовлено подходящее вещество .

     В Радиевом институте под руководством профессора Вериго был создан светящийся состав, который использовался на шкалах приборов, применяемых в ночное время зенитчиками, артиллеристами, моряками.

     Голодному городу требовалось любое продовольствие. И вот Павел Павлович Кобеко нашел способ добывать растительное масло из запасов красок, приготовленных на этих маслах. В городе начали работать установки, извлекавшие из красок масло.

    (№26)  В электрометаллургической лаборатории ленинградского политехнического института группой сотрудников был создан пирофорный сплав, применявшийся в качестве запала для зажигательных противотанковых бутылок .

   (№27) Под руководством Абрама Федоровича Иоффе также в лабораториях политехнического института был налажен выпуск термогенераторов, используемых для питания маломощных партизанских передатчиков.

      И это всего лишь небольшая часть того, что было сделано учеными физиками в тяжелейших условиях, в годы блокады. Но, то, что сделано, спасло множество жизней и внесло свой вклад в нашу победу.                      

 

                                                      В. Шефнер «Мой город»

(№28) Свой город отстояв ценою бед,

Не сдали Ленинграда ленинградцы –

Да, в нем ключи чужих столиц хранятся,-

Ключей к нему в чужих столицах нет!

(№29) И, мы, огонь познавшие и голод,

Непобедимы в городе своем,

И не взломать ворота в этот город

Ни голодом, ни сталью, ни огнем.

(№30) Он встал, как страж, на сумрачном заливе,

Вонзая шпили в огненный рассвет.

Есть города богаче, есть счастливей,

Есть и спокойней.

                         Но прекрасней – нет!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      О работе ученых в годы блокады можно, действительно, рассказывать еще много, но наш урок подходит к концу. И, чтобы сохранить ощущение причастности к этим суровым дням нашего города, давайте послушаем песню Александра Розенбаума «По Дороге жизни», а перед этим я на минуту включу метроном. Метроном – это символ блокадного города, его звук раздавался из динамиков в каждой блокадной квартире. Если небо над Ленинградом было чистым, метроном отсчитывал удары спокойно, в ритме бьющегося человеческого сердца. Если же над городом появлялись вражеские самолеты, частота ударов метронома увеличивалась, и ленинградцы знали – надо спускаться в бомбоубежище.

     Итак, пусть прозвучит минута молчания в память о днях блокады.

     

   (№31)  Минуту звучит метроном (все встают).

     Во время звучания песни кладутся гвоздики:  

 - возле хлебного пайка,

 - возле лампы со свечей,

 - возле метронома,

 - возле фотографий и рисунков.

    Ребята, будет хорошо, если вы, заинтересовавшись этой темой, сами захотите найти материал, прочитать литературу, которая расширила, дополнила бы наш сегодняшний разговор.

(№32)В пальцы свои дышу

     Не обморозить бы.

     Снова к тебе спешу

     Ладожским озером.

(№33)Долго до утра

     В тьму зенитки бьют,

(№34) И в прожекторах

     «Юнкерсы» ревут.

      Пропастью до дна

      Раскололся лед,

(№35)Черная вода

     И мотор ревет: «В пррравово!»

     Но не подведи,

     Ты теперь один правый.

(№36)Фары сквозь снег горят,

     Светят в открытый рот.

     Ссохшийся Ленинград

     Корочки хлеба ждет.

 (№37)Вспомни- ка простор

      Шумных площадей,

      Там теперь не то,

      Съели сизарей.

      Там теперь не смех,

      Не столичный сброд.

      По стене на снег

      Падает народ… Голод.

 (№38)И то там, то тут

      В саночках везут голых.

      Не повернуть руля,

      Что-то мне муторно,

 (№39) Близко совсем земля,

      Ну, что ж ты, полуторка,

      Ты глаза закрой,

      Не смотри, браток,

      Из кабины кровь,

      Да на колесо… ала,

      Их еще несет,

      А, вот сердце

      Все – стало.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы

Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ  БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является  формирование у обу...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...

Выступление на 51-й научно-практической конференции старшеклассников МБОУ гимназии № 2, посвящённой 80-летию победы в Сталинградской битве и снятия блокады Ленинграда Доклад на испанском языке «Никогда не забыть подвиг жителей блокадного Ленинграда»

laquo;Подвиг, совершенный жителями блокадного Ленинграда, никогда не будет забыт. Их героизм и вера в победу помогли пережить Вторую Мировую войну (1941 – 1945)», сказал президент Государ...