Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»
классный час (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма.

 
Дорогие ребята и гости нашего мероприятия. 27 января 1944 года в жизни нашей страны произошло знаменательное событие – полное снятие блокады Ленинграда. Наше мероприятие посвящено памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству защитников города.
 
(На экране появляется документальная хроника https://www.youtube.com/watch?v=88oep0BHvDA)
 
- Учитель
Почему Ленинград?
- Город носил имя Ленина, вождя мирового пролетариата.
- Город ставший колыбелью Великой Октябрьской социалистической революции и главным символом коммунизма.
- Город был крупным промышленным центром. Заводы выпускали и отправляли на фронт тяжелые танки КВ.
- Город считался культурной столицей России.
- Здесь располагался крупнейший морской порт. Если бы немцам удалось захватить его, то они получили бы возможность беспроблемно снабжать всем необходимым и группу армии "Север" и группу армии "Центр", которая в ту пору как раз атаковала Москву. 
Писатель Виктор Астафьев считал, что героизм жителей Ленинграда и его защитников был великим, но ненужным, он считал, что немцам нужно было занять город, потому что таким образом можно было сохранить человеческие жизни и мирных ленинградцев и солдат, которые дивизиями гибли на ленинградском фронте. 
Но он был неправ, то, что немцы не смогли занять нашу северную столицу, не было чисто идеологическим пропагандистским жестом советского руководства, мол, не отдадим врагу колыбель октябрьской революции. 
В соответствии с планами гитлеровского командования город должен быть уничтожен, вместе со всем его населением, стёрт с лица земли.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «872 дня тишины. Ко дню 75-летия снятия блокады Ленинграда»

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города

«Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Обухов Евгений Борисович

учитель истории и обществознания

МКОУ «Каменная СОШ»

с. Пальяново

 2020 г.

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма.

- Учитель

Дорогие ребята и гости нашего мероприятия. 27 января 1944 года в жизни нашей страны произошло знаменательное событие – полное снятие блокады Ленинграда. Наше мероприятие посвящено памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству защитников города.

(На экране появляется документальная хроника https://www.youtube.com/watch?v=88oep0BHvDA)

- Учитель

Почему Ленинград?

- Город носил имя Ленина, вождя мирового пролетариата.

- Город ставший колыбелью Великой Октябрьской социалистической революции и главным символом коммунизма.

- Город был крупным промышленным центром. Заводы выпускали и отправляли на фронт тяжелые танки КВ.

- Город считался культурной столицей России.

- Здесь располагался крупнейший морской порт. Если бы немцам удалось захватить его, то они получили бы возможность беспроблемно снабжать всем необходимым и группу армии "Север" и группу армии "Центр", которая в ту пору как раз атаковала Москву.

Писатель Виктор Астафьев считал, что героизм жителей Ленинграда и его защитников был великим, но ненужным, он считал, что немцам нужно было занять город, потому что таким образом можно было сохранить человеческие жизни и мирных ленинградцев и солдат, которые дивизиями гибли на ленинградском фронте.

Но он был неправ, то, что немцы не смогли занять нашу северную столицу, не было чисто идеологическим пропагандистским жестом советского руководства, мол, не отдадим врагу колыбель октябрьской революции.

В соответствии с планами гитлеровского командования город должен быть уничтожен, вместе со всем его населением, стёрт с лица земли.

Но затем фашисты решили взять город в блокаду. Люди, оказавшиеся в кольце окружения, испытывали жесточайший голод.

"Голод все глубже запускал в ленинградцев свои ледяные когти, разрывал сердца матерям, когда у них гибли от недоедания их дети, оставлял сиротами малышей, которые после этого тоже гибли, испытывая не только муки голода и холода, но и ужас одиночества, ужас от потери родных".

Диалог с учениками

Что мы знаем о блокаде Ленинграда?

Вопрос 1      Блокада Ленинграда продолжалась ....

- 872 дня. С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

Вопрос 2      В кольцо окружения попали .....

- 2,5 млн. человек  - 500 тыс. детей

Гитлер планировал, что такой огромный город не выдержит осады, ведь это не средневековая крепость в которой можно запасти продуктов на все ее население. Но фашисты просчитались  город не только жил, но и работал, и мужество его жителей и солдат, защитников Ленинграда потрясало даже врагов.  

Вопрос 3      Что ели Ленинградцы?

- После того, как съели всех кошек и собак стали покупать на рынке и есть сыромятные ремни. Для этого надо было распаривать их и резать, и ели столярный клей.

Вопрос 4   В блокадном Ленинграде от голода погибло

- 800 тыс. человек

Академик Лихачев, сам пережив блокаду говорил "Для того, чтобы понять, что за человек перед тобой, нужно увидеть как он пройдет испытание голодом, потому что именно в голоде человек показывает свою истинную сущность, безо всякой наносной мишуры. Так вот ленинградцы это испытание выдержали с честью"

Вопрос 5  Самым тяжёлым для ленинградцев оказался .... потому что ....... по статистике от голода умирали по

- 1942 год. - холодная зима. - отсутствие продуктов.

- от голода умирали по 7000 ч/д.

Морозы зимой 1941, 1942 годов достигали 43 градусов. В городе уничтожены продовольственные склады, люди испытывали нечеловеческий голод, но не теряли мужества.

Историки полагают, что даже тех запасов, что хранились на бадаевских складах было недостаточно чтобы прокормить такое огромное количество людей. продовольствия было максимум на три дня, всего несколько тысяч тонн. Для города 2,5 млн. человек, который только муки требовал больше 1000 тонн в сутки это было ничто.

Света и отопления в городе тоже не было. В квартирах стояли маленькие печки-буржуйки в которых сжигали мебель, паркет.

Воды тоже не было, за ней приходилось ходить на Неву.

Вопрос 6     "Пеленашками" называли ...

- «Пеленашками» ленинградцы называли обернутые в простыни трупы, перевозимые жителями блокадного Ленинграда на санках к месту захоронения. Эти простыни и тряпки заменяли умершим гробы.

Отряду ПВО в котором служила Валентина Штыканова, поручили убирать с улиц города замерзшие трупы людей. Потом заходили в дома и выносили умерших.  

Вопрос 7    Блокадный хлеб состоял из .....

- В состав хлеба того времени входили: крапива, лебеда,  опилки, отруби, дубовые жёлуди и т.п.

Одни из блокадников вспоминал "Он не напоминал хлеб уже, это было что-то такое среднее между тестом и глиной"

Вопрос 8       Норма выдачи хлеба ...

- горожанам – 125 гр.  - рабочим – 200 гр.  - военным – 300 гр.

Вопрос 9      12 сентября 1943 года город подвергся ...

- жестокой бомбардировке  - на город сброшено - 3000 бомб

Сначала город жестоко бомбили. Один из блокадников будучи в то время мальчиком вспоминал: "Блокада началась для меня лично 8 сентября 1941 года. Я очень устал в этот день, и где-то в 8,9 часов вдруг страшный удар, от которого я на диване подскочил, такого я никогда не переживал, и ногами почувствовал весь сдержанный ужас, что значит стоять на земле, которая качается. Дом качался влево, вправо, вправо, влево, медленно, но очень упорно. Это были очень мгновения страшные"

Вопрос 10       "Дорогой жизни" называли ....

Во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду.

Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной.

Вопрос 11      "Полуторкой" называли ...

Грузовик весом 1,5 тонны вывозивший людей и доставлявший грузы в Ленинград по льду Ладожского озера.

Вопрос 12    Единственным источником жизни для ленинградцев было ......, но чаще всего они слышали звук ....

- радио - звук метронома

- Ученик 1 (читает)

Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде радио являлось практически единственным, и совершенно точно, самым важным средством оповещения граждан. Но передачи шли не круглосуточно, и когда эфир молчал, то транслировали звук работающего метронома.

В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то это нужно и дальше держаться и не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность.

То, как люди во время войны воспринимали метроном, можно лучше всего описать, приведя строчки В. Азарова:

«Во тьме казалось: город пуст;

Из громких рупоров — ни слова,

Но неустанно бился пульс, знакомый, мерный, вечно новый».

Вопрос 13 По радио люди слушали стихи поэтессы..... и детские сказки в исполнении .....

- поэтессы Ольги Бергольц

- Марии Петровой

- Ученик 2 (читает)

Ольга Берггольц — Память (Всей земною горечью и болью): Стих

Всей земною горечью и болью

навсегда во мне останься жить;

не забуду, не скажу — довольно,

не устану бережно любить.

В мире, счастьем, как росой, омытом,

буду щедрой, любящей, простой —

если ты не будешь позабыта,

если ты останешься со мной.

- Ученик 3 (читает)

Ольга Берггольц — О друг, я не думала, что тишина: Стих

О друг, я не думала, что тишина

Страшнее всего, что оставит война.

Так тихо, так тихо, что мысль о войне

Как вопль, как рыдание в тишине.

Здесь люди, рыча, извиваясь, ползли,

Здесь пенилась кровь на вершок от земли…

Здесь тихо, так тихо, что мнится — вовек

Сюда не придет ни один человек,

Ни пахарь, ни плотник и ни садовод —

никто, никогда, никогда не придет.

Так тихо, так немо — не смерть и не жизнь.

О, это суровее всех укоризн.

Не смерть и не жизнь — немота, немота —

Отчаяние, стиснувшее уста.

Безмирно живущему мертвые мстят:

Все знают, все помнят, а сами молчат.

- Учитель

Вопрос 14

Эту музыку композитор Шостакович написал в блокадном Ленинграде, её исполнили в городской филармонии и транслировали по радио на весь мир.

- 7 симфония (Ленинградская)

(Прослушать фрагмент произведения)

- Ученик 4

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд.

Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.

Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть".

- Учитель

Вопрос 15

Так назывался знаменитый дневник 11 летней ленинградской девочки описавшей смерть своих близких.

- Блокадный дневник Тани Савичевой

- Ученик 5 (читает)

Таня вела хронику гибели семьи и, осиротевшая и истощённая, отправилась к дальней родственнице тете Дусе. Тётя Дуся вскоре отдала девочку в детский дом, который затем эвакуировали в Горьковскую, ныне Нижегородскую область, в село Шатки, где Таня угасала ещё несколько месяцев: костный туберкулёз, дистрофия, цинга.

Таня так и не узнала, что Савичевы умерли не все, что Нина, чьим химическим карандашом для подводки глаз она написала 41-ю строку своей короткой повести, и брат Михаил, эвакуированные, выжили. Что сестра, вернувшись в освобождённый город, нашла у тёти Дуси палехскую шкатулку и передала блокнот в музей. Не узнала, что её имя звучало на Нюрнбергском процессе и стало символом Ленинградской блокады. Не узнала, что Эдита Пьеха спела «Балладу о Тане Савичевой», что астрономы назвали в её честь малую планету № 2127 – TANYA, что люди высекли её строки в граните...

Но всё это знаем мы. Знаем и помним. 9 страниц дневника Тани Савичевой уместились на одном листе этой книги. И это только начало...

Женя умерла 28 дек в 12.30 часов утра 1941 г

Бабушка умерла 25 янв 3 часа дня 1942 г

Лека умер 17 марта в 5 час утра 1942 г

Дядя Вася умер 13 апр в 2 часа ночи 1942 г

Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942

Мама 13 мая в 7.30 час утра 1942 г

Савичевы умерли

Умерли все

Осталась одна Таня

Чёрным карандашом для глаз старшей сестры Нины Таня и записала хронику гибели семьи Савичевых.

Её дневник, самый короткий текст в этой книге, стал символом Ленинградской блокады.

- Учитель

Вопрос 16   "Дорогой Победы" называли....

- Участок железной дороги проложенный в Ленинград в 1943 году.

Вопрос 17    В самом начале войны город атаковали и взяли в окружение немецкие войска, группа армии ......, при поддержки .....

- группа армии "Север" - при поддержке финнов.

Согласно плану наступления на Советский Союз, армия вермахта двигалась в трёх направлениях. Группа армии "Юг" в сторону Украины и Северного Кавказа, армия "Центр" через Белоруссию в сторону Москвы, и армия "Север" к Ленинграду.

Вопрос 18   По льду этого озера в город доставляли продукты    

- Ладожское озеро

Вопрос 19    Блокада Ленинграда была прорвана после воссоединения двух фронтов...

- Ленинградского  - Волховского фронтов

Это радостное событие произошло в декабре 1943 года, и уже 27 января 1944 года страна голосом Левитана узнала о полном снятии блокады Ленинграда.

- Учитель

27 января 2019 года наша страна отметила 75-летие со дня полного снятия блокады Ленинграда.

(смотрим фрагмент обращения президента Путина В.В. к жителям города-героя Ленинграда https://www.youtube.com/watch?v=toSRH3H26i0

- Учитель

В память жертв блокадного Ленинграда, объявляем минуту молчания.

(Звук метронома)

Источники информации

  1. Детская книга войны – Дневники 1941-1945. https://military.wikireading.ru/44671
  2. Д. Д. Шостакович «Ленинградская симфония» https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/shostakovich-leningradskaya-simfoniya
  3. Ковальчук В. М. 900 дней блокады. Ленинград 1941-1944https://e-libra.ru/read/382211-900-dney-blokady-leningrad-1941-1944.html
  4. Зачем в войну по радио транслировали звук метронома https://www.kakprosto.ru/kak-846825-zachem-v-voynu-po-radio-translirovali-zvuk-metronoma
  5. Поэзия блокадного Ленинграда: Всеволод Азаров http://blokada.otrok.ru/poetry/azarov5.htm
  6. Ольга Берггольц — Память (Всей земною горечью и болью): Стих https://rustih.ru/olga-berggolc-pamyat-vsej-zemnoyu-gorechyu-i-bolyu/
  7. Ольга Берггольц — О друг, я не думала, что тишина: Стих https://rustih.ru/olga-berggolc-o-drug-ya-ne-dumala-chto-tishina/
  8. Блокада Ленинграда - как это было https://www.youtube.com/watch?v=Q7w-UiL6Vq8&t=1809s
  9. Блокада Ленинграда - документальный фильм https://www.youtube.com/watch?v=88oep0BHvDA
  10. Путин на концерте в честь 75-летия снятия блокады Ленинграда https://www.youtube.com/watch?v=toSRH3H26i0

Приложение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что мы знаем о блокаде Ленинграда

Слайд 2

Блокада Ленинграда продолжалась .... 872 дня . с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года . Вопрос 1

Слайд 3

В кольцо окружения попали ..... 2,5 млн. человек 500 тыс. детей Вопрос 2

Слайд 4

Что ели Ленинградцы ? После того, как съели всех кошек и собак стали покупать на рынке и есть сыромятные ремни. Для этого надо было распаривать их и резать, и ели столярный клей. Вопрос 3

Слайд 5

В блокадном Ленинграде от голода погибло 800 тыс. человек Вопрос 4

Слайд 6

Самым тяжёлым для ленинградцев оказался .... потому что ....... по статистике от голода умирали по….. 1942 год. холодная зима, отсутствие продуктов. от голода умирали по 7000 ч/д. Вопрос 5

Слайд 7

" Пеленашками " называли ... « Пеленашками » ленинградцы называли обернутые в простыни трупы, перевозимые жителями блокадного Ленинграда на санках к месту захоронения. Эти простыни и тряпки заменяли умершим гробы. Вопрос 6

Слайд 8

Блокадный хлеб состоял из ..... В состав хлеба того времени входили: крапива, лебеда, опилки, отруби, дубовые жёлуди и т.п. Одни из блокадников вспоминал "Он не напоминал хлеб уже, это было что-то такое среднее между тестом и глиной" Вопрос 7

Слайд 9

Норма выдачи хлеба ... горожанам – 125 гр. рабочим – 200 гр. военным – 300 гр. Вопрос 8

Слайд 10

12 сентября 1943 года город подвергся ... жестокой бомбардировке на город сброшено - 3000 бомб Вопрос 9

Слайд 11

"Дорогой жизни" называли .... Во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Вопрос 10

Слайд 12

"Полуторкой" называли ... Грузовик весом 1,5 тонны вывозивший людей и доставлявший грузы в Ленинград по льду Ладожского озера. Вопрос 11

Слайд 13

Единственным источником жизни для ленинградцев было ......, но чаще всего они слышали звук .... радио звук метронома Вопрос 12

Слайд 14

По радио люди слушали стихи поэтессы..... и детские сказки в исполнении ..... поэтессы Ольги Бергольц Марии Петровой Вопрос 13

Слайд 15

Эту музыку композитор Шостакович написал в блокадном Ленинграде, её исполнили в городской филармонии и транслировали по радио на весь мир . 7 симфония (Ленинградская) Вопрос 14

Слайд 16

Так назывался знаменитый дневник 11 летней ленинградской девочки описавшей смерть своих близких . Блокадный дневник Тани Савичевой Вопрос 15

Слайд 17

"Дорогой Победы" называли .... Участок железной дороги проложенный в Ленинград в 1943 году. Вопрос 16

Слайд 18

В самом начале войны город атаковали и взяли в окружение немецкие войска, группа армии ......, при поддержки ..... Г руппа армии "Север" - при поддержке финнов . Согласно плану наступления на Советский Союз, армия вермахта двигалась в трёх направлениях. Группа армии "Юг" в сторону Украины и Северного Кавказа, армия "Центр" через Белоруссию в сторону Москвы, и армия "Север" к Ленинграду. Вопрос 17

Слайд 19

По льду этого озера в город доставляли продукты Ладожское озеро Вопрос 18

Слайд 20

Блокада Ленинграда была прорвана после воссоединения двух фронтов ... Ленинградского - Волховского фронтов Это радостное событие произошло в декабре 1943 года, и уже 27 января 1944 года страна голосом Левитана узнала о полном снятии блокады Ленинграда. Вопрос 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда

27 января 2012 года, в день 68 годовщины снятия блокады с города Ленинграда,  в здании Павлово - Посадского промышленно-экономического техникума прошла встреча ветеранов – блокадников с обучающим...

Сценарий урока мужества, посвященного памяти защитников блокадного Ленинграда.

Петербург — Ленинград — Петербург. Город Святого Петра. Об этом городе написано много, и многое с ним связано. Его судьба волновала разные поколения, его облик и судьбы его жителей отражают вехи его и...

Внеклассное мероприятие «Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда"

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России - днем полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками....

Методическая разработка классного часа "Дети блокадного Ленинграда".

Сценарий классного часа  предназначен для детей 6-7 класса в рамках духовно-патриотического воспитания обучающихся....

День памяти жертв блокады Ленинграда. Блокадный дневник

Развивающее занятие о блокадном Ленинграде.Знакомство  с блокадным дневником Тани Савичевой...

Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны "Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста"

Методическая разработка посвященная памяти жертв Холокоста в годы Второй мировой войны«Мальчик в полосатой пижаме и судьба пианиста»Цель мероприятия – познакомить с судьбами еврейски...

Митинг Памяти жертв блокадного Ленинграда и Холокоста

Митинг Пмяти жерт блокадного Ленинграда и Холокоста...