Сценарий урока мужества, посвященного памяти защитников блокадного Ленинграда.
классный час по истории (5, 6, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шульц Галина Николаевна

Петербург — Ленинград — Петербург. Город Святого Петра. Об этом городе написано много, и многое с ним связано. Его судьба волновала разные поколения, его облик и судьбы его жителей отражают вехи его истории.  Утром 22 июня 1941 г., в 3 часа 30 минут Германия напала на Советский Союз. Для нашего народа началась Великая Отечественная война.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada_leningrada.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»

Урок мужества

Блокада

Ленинграда»

Учитель истории и обществознания

Шульц Галина Николаевна

Новониколаевка

2010                

       

Сценарий урока мужества, посвященного памяти защитников блокадного Ленинграда.

                 

(Г.Н.Шульц, учитель истории и обществознания

МОУ «Новониколаевская основная общеобразовательная школа»)

(Проводится 27 января, в день освобождения города Ленинграда от блокады.)

Цель:

Наглядно и образно воссоздать картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады.

Задачи:

- показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;

-раскрыть антигуманную сторону войны;

-воспитывать у учащихся чувство уважения к старшему поколению, выстоявщему в тяжелейших условиях и восстановившему страну в послевоенный период.

Организация и подготовка урока:

1. Подготовка литературно-музыкальной композиции

 (для выступления привлекаются ученики).

2. Техническое обеспечение урока (магнитофон, проигрыватель DVD).

3. Выставка книг, фотографий, посвященных ВО войне и

 блокаде Ленинграда.

4. Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».

Учитель:

Петербург — Ленинград — Петербург. Город Святого Петра. Об этом городе написано много, и многое с ним связано. Его судьба волновала разные поколения, его облик и судьбы его жителей отражают вехи его истории.

В мае 1703 г. по приказу царя Петра 1 на Неве была заложена крепость во имя Апостола Петра, давшая начало городу. В 1712 г. новый город превратился в столицу Российской империи. Немало испытаний выпало на его долю. Но, пожалуй, самым страшным стала для него война с фашистской Германией.

Утром 22 июня 1941 г., в 3 часа 30 минут Германия напала на Советский Союз. Для нашего народа началась Великая Отечественная война.

* Звучит первый куплет и припев песни «Священная война» (музыка – А.В.Александров, слова – В.И. Лебедев - Кумач).

       Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР — плана «Барбаросса». В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3−4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны («блицкрига»). К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР. Согласно плану «Ост» («Восток») предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза, в первую очередь русских, украинцев и белорусов, а также всех евреев и цыган — всего не менее 30 миллионов человек. Ни один из народов, населявших СССР, не должен был иметь право на свою государственность или даже автономию.

        Под Ленинградом немцы оказались неожиданно для себя быстро, без помех пройдя по невзорванным мостам через Неман и Двину и, не задержались у Псковского и Островского укрепленных районов, которые не были заняты советскими войсками. За первые 18 дней наступления 4-я танковая группа противника с боями прошла более 600 километров (с темпом 30−35 км в сутки), форсировала реки Западная Двина и Великая. 5−6 июля войска противника заняли Остров, а 9 июля — Псков, находящийся в 280 километрах от Ленинграда. От Пскова самый короткий путь к Ленинграду проходит по Киевскому шоссе, идущему через Лугу.

         8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость). С этого дня началась длившаяся 882 дня блокада города. В этот же день, немецкие войска неожиданно быстро оказались в пригородах города. Немецкие мотоциклисты даже остановили трамвай на южной окраине города (маршрут № 28 Стремянная ул.-Стрельна). Но город был готов к обороне. Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Один из них, самый укрепленный, названный «Линией Сталина» проходил по Обводному каналу. Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления.

 

       10 сентября в городе для отражения уже отменённого штурма появился Жуков.

 

     Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу. Эта задержка вызвала резкое недовольство Гитлера, который совершил специальную поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата Ленинграда не позднее сентября 1941 года. В беседах с военачальниками фюрер, помимо чисто военных доводов, привёл немало политических аргументов. Он полагал, что захват Ленинграда даст не только военный выигрыш (контроль над всеми балтийскими побережьями и уничтожение Балтийского флота), но и принесёт огромные политические дивиденды. Советский Союз потеряет город, который, являясь колыбелью Октябрьской революции, имеет для советского государства особый символический смысл. Кроме того, Гитлер считал очень важным не дать советскому командованию возможность вывести войска из района Ленинграда и использовать их на других участках фронта. Он рассчитывал уничтожить оборонявшие город войска. С 4 сентября начались артобстрелы города, которые продолжались до конца блокады.

Гитлер не смог уничтожить город, он дал приказ окружить Ленинград и держать блокаду пока жители сами не погибнут от голода и холода.

* (Просмотр на DVD отрывка из документального фильма «Великая Отечественная война» о начале блокады Ленинграда).

Ученик-1й:

Идеология немецкой стороны.

В директиве Гитлера № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» (нем. Weisung Nr. Ia 1601/41 vom 22. September 1941 «Die Zukunft der Stadt Petersburg») со всей определённостью говорилось

«

1. Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса…
2. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.
 

»

Согласно показаниям Йодля во время Нюрнбергского процесса:

«

Во время осады Ленинграда фельдмаршал фон Лееб, командующий северной группой армий, сообщил ОКВ, что потоки гражданских беженцев из Ленинграда ищут убежища в германских окопах и что у него нет возможности их кормить и заботиться о них. Фюрер тотчас отдал приказ (№ S.123 от 7 октября 1941 года) не принимать беженцев и выталкивать их обратно на неприятельскую территорию. 

»

Выступая в Мюнхене 8 ноября 1941 года Гитлер заявил:

«

Ленинграду рассчитывать не на что. Он падет рано или поздно. Кольцо блокады не разорвать никому. Ленинграду суждено погибнуть от голода» 

Ученик-2й:

Первая волна эвакуации.

Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя особенностями

1. нежеланием жителей уезжать из города;

2. много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области. Впоследствии это привело к тому, что 175000 детей было возвращено обратно в Ленинград.

За этот период из города было вывезено 488703 человека, из них 219691 детей (вывезено 395091, но впоследствии 175000 возвращено обратно) и 164320 рабочих и служащих.

Вторая волна эвакуации.

Второй период эвакуации имеет три этапа:

1. эвакуация через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волхов автотранспортом;

2. эвакуация авиацией;

3.эвакуация по ледовой дороге через Ладожское озеро.

За этот период водным транспортом было вывезено 33479 чел (из них 14854 чел — не ленинградского населения), авиацией — 35114 (из них 16956 не ленинградского населения), походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом с конца декабря 1941 и до 22.1.1942 — 36118 чел (население не из Ленинграда), с 22.1.1942 по 15.4.1942 по «Дороге жизни» — 554186 человек.

В общей сложности за время второго периода эвакуации — с сентября 1941 по апрель 1942 года — из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек.

Третья волна эвакуации.

С мая по октябрь 1942 г. вывезли 403 тысячи человек. Всего же за период блокады из города были эвакуированы 1,3 млн человек. К октябрю 1942 г. эвакуация всех людей, которых власти считали нужным вывезти, была завершена

Последствия для эвакуантов.

Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом. Вместе с тем, как единодушно отмечают все исследователи, жертв могло бы быть гораздо больше, если бы местные власти областей, где размещали эвакуируемых, не предприняли чрезвычайных усилий по обеспечению ленинградцев продовольствием и квалифицированной медицинской помощью.

Ученик 3-й:

 Паёк ленинградца.

Положение в осаждённом Ленинграде начало меняться в лучшую сторону со второй половины февраля. 11 февраля были введены новые нормы снабжения: 500 граммов хлеба для рабочих, 400 − для служащих, 300 − для детей и неработающих. Из хлеба почти исчезли примеси. Но главное − снабжение стало регулярным, продукты по карточкам стали выдавать своевременно и почти полностью. 16 февраля было даже впервые выдано качественное мясо − мороженая говядина и баранина. В продовольственной ситуации в городе наметился перелом.

Исходя из фактически сложившегося расхода, наличие основных пищевых товаров на

12 сентября составляло (цифры приведены по данным учёта, произведённого отделом торговли Ленгорисполкома, интендантства фронта и Краснознамённого Балтийского флота.

Хлебное зерно и мука на 35 суток.

Крупа и макароны на 30 суток.

Мясо и мясопродукты на 33 суток.

Жиры на 45 суток.

Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлл:

Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки.

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов.

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии —

 300 граммов

Войскам первой линии — 500 граммов.

При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться

Ученик 4-й:

Об уровне смертности.

        В декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах — люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Жительница блокадного города Е. А. Скрябина в дневнике записала:

«

Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают.[20] 

Е. А. Скрябина, пятница, 7 ноября 1941 год

»

«

Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания.
Смерть стала явлением, наблюдаемым на каждом шагу. К ней привыкли, появилось полное равнодушие: ведь не сегодня – завтра такая участь ожидает каждого. Когда утром выходишь из дому, натыкаешься на трупы, лежащие в подворотне, на улице. Трупы долго лежат, так как некому их убирать.
[20] 

Е. А. Скрябина, суббота, 15 ноября 1941 год

»

Воздействие холода.

        Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15 % от довоенного уровня. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах (кроме оборонных). Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнить свою работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии.

         Зима 19411942 гг. началась очень рано и была длинной даже по русским меркам. Средняя температура в декабре составляла минус 12−15 градусов Цельсия, иногда опускаясь до минус 20. Несмотря на привычный уровень температуры, из-за отсутствия оттепелей и продолжительных периодов низкой температуры зима была суровой, что для ослабленных голодом людей несло в себе смертельную опасность.

         В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва, о годах блокады сказано:

«

Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла.
Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала темной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами - мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и еще один день.

       Главным отопительным средством стали особые мини-печки. Они стояли в большинстве квартир. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе и мебель и книги. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие было отмечено всеми как важный фактор, способствовавший росту смертности.

«Свеча горела с двух концов» − эти слова выразительно характеризовали положение жителя города, жившего в условиях голодного пайка и огромных физических и психических нагрузок. В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, который не убирался всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено.

Ученик 5-й:

«Дорога жизни»

«Дорога жизни» — название ледовой дороги через Ладогу зимой 19411943 гг., после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей.

Грузовики-полуторки на маршруте.

«

Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шоферов, и, отправилась к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой. Меня спасли. Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от того прорубя, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно. Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало. Одежда на мне стала замерзать и перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела еще две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз.

В районе блокады я находилась ещё шесть месяцев. Самое страшное, что я видела это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась черно-красной…

»

Ученик 6-й:

Дневник Тани Савичевой.

 Страницы дневника Тани Савичевой

Таня Савичева жила в обыкновенной ленинградской семье, которая ничем не отличалась от других. Началась война, затем блокада. На её глазах погибли ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по Дороге Жизни на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения.

Культурная жизнь блокадного Ленинграда.

          В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. Летом 1942 г. были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялись даже несколько джазовых концертов. В первую блокадную зиму продолжали работать несколько театров и библиотек — в частности, на протяжении всего периода блокады были открыты Государственная Публичная библиотека и библиотека Академии наук. В августе 1942 г. была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку. Во время первого концерта 9 августа в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады.

Ученик 7-й:

Снятие блокады

. 

Ликующий Ленинград. Блокада снята, 1944 г

В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная дорога. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.

В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась

Учитель:

Потери населения.

    За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

    Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек погибших от голода и больше чем 17 000 людей, ставших жертвами воздушных налетов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 миллиона человек.

    Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находящегося на территории нынешнего Московского парка победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» — один из самых страшных памятников Петербурга. На таких вагонетках вывозили прах погибших после сожжения в печах завода в близлежащие карьеры.

    Серафимовское кладбище также было местом массового захоронения ленинградцев, погибших и умерших во время блокады Ленинграда. В 1941—1944 гг. здесь было похоронено более 100 тыс. челове

Умерших хоронили практически на всех кладбищах города (Волковском, Красненьком и других).За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за все время войны.

Пискарёвское мемориальное кладбище.

Звание Города-героя.

    Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван Городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады… 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» 

Учитель:

9 мая 2010 года исполняется 65 лет Победы над фашистской Германией. Проходят годы, но страшные дни войны мы не должны никогда забывать, чтобы они не повторились. Всем участникам войны, кто остался жив, мы должны оказывать знаки внимания и уважения, а погибшим – чтить память о них.

*(Минута молчания).

Голод в блокадном Ленинграде

            

Блокада Ленинграда  Дорога жизни.

 

За водой на реку Неву

Женщина везет умершего в дни блокады Ленинграда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда

27 января 2012 года, в день 68 годовщины снятия блокады с города Ленинграда,  в здании Павлово - Посадского промышленно-экономического техникума прошла встреча ветеранов – блокадников с обучающим...

«Сценарий Урока мужества, посвященный памяти выпускнику школы – А. Мироненко, воина - интернационалиста»

Урок мужества проводится в виде митинга около мемориальной доски и литературно-музыкальной композиции в актовом зале....

Урок мужества, посвященный Дню Защитника Отечества.

На улице среди всего прочего дети видят и памятники, ведь они существуют в каждом городе и селе. Но зачастую школьники очень смутно представляют себе, по какому случаю памятники сооружены, чему посвящ...

Урок мужества, посвящённый памяти защитников блокадного Ленинграда.

Разработка о жизни людей в блокадном Ленинграде....

Внеклассное мероприятие «Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда"

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России - днем полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками....

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

Сценарий урока мужества посвященному ко Дню прорыва блокады Ленинграда.

Сценарий посвящен Дню прорыва блокады Ленинграда .Цель программы : воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну,за свой народ.задачи: формирование у учащихся исторического прошлогоо роли Ле...