Главные вкладки

    Урок мужества, посвящённый памяти защитников блокадного Ленинграда.
    классный час (11 класс) на тему

    Курильская Татьяна Николаевна

    Разработка о жизни людей в блокадном Ленинграде.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                       МОУ СОШ с.Катенино

                                                         Варненского района

                                                        Челябинской области

                                                                     

                   Урок мужества, посвящённый памяти

                    защитников блокадного Ленинграда.

                  Учитель: Курильская Т.Н.

                   Класс: 11

    Цель урока:

                        1)Способствовать формированию в сознании учащихся

                                 картины жизни блокадного Ленинграда и его жителей;

                             2)Развивать мышление, воображение, умение читать

                                 стихотворения;

                             3)Воспитывать чувство уважения к старшему поколению,

                                патриотизм.

    Методы организации урока: рассказ, беседа, имитация.

                                                   Ход урока.

    1.Организационный момент.

    2.Постановка учебной задачи.

       -Сегодня на уроке мы узнаем о жизни людей в блокадном Ленинграде.

    3.Изучение новой темы.

      -Петербург-Ленинград-Петербург. Город Святого Петра. Об этом городе написано много, и многое с ним связано. Его судьба волновала разные поколения, его облик и судьбы жителей отражают вехи его истории.

     В мае 1703 года по приказу царя Петра I на Неве была заложена крепость во имя Апостола Петра, давшая начало городу. В 1712 году новый город превратился в столицу Российской империи. Немало испытаний выпало на его долю. Но, пожалуй, самым страшным стала для него война с фашистской Германией.

                 

    Звучит первый куплет и припев песни «Священная война». (А.В.Александров,В.И.Лебедев-Кумач)

    На экран проецируется плакат «Родина-мать»(И.Тоидзе)

    1й ученик: Казалось, было холодно цветам,

                       И от росы они слегка поблёкли.

                       Зарю, что шла по травам и кустам,

                       Обшарили немецкие бинокли.

                       Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

                       И пограничник протянул к ним руки.

                       А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

                       Влезали в танки, закрывали люки.

                       Такою всё дышало тишиной,

                       Что вся земля ещё спала, казалось.

                       Кто знал, что между миром и войной

                       Всего каких-то пять минут осталось.

                       Я о другом не пел бы ни о чём,

                       А славил бы всю жизнь свою дорогу,

                       Когда б армейским скромным трубачом

                       Я эти пять минут трубил тревогу.

                                                            С.Щипачёв.

    -В соответствии с планом «Барбаросса» вермахт наносил одновременные удары в северном, центральном и южном направлениях.

    Текст сопровождается показом кадров войны.

    2й ученик: Касаясь трёх великих океанов,

                       Она лежит, раскинув города,

                       Покрыта сеткою меридианов,

                       Непобедима, широка, горда.

                       

                       Но в час, когда последняя граната

                       Уже занесена в твоей руке,

                       И в краткий миг припомнить разом надо

                       Всё, что у нас осталось вдалеке.

                       Ты вспоминаешь не страну большую,

                       Какую ты изъездил и узнал,

                       Ты вспоминаешь родину – такую,

                       Какой её ты в детстве увидал.

                       Клочок земли, припавший к трём берёзам,

                       Далёкую дорогу за леском,

                       Речонку со скрипучим перевозом,

                       Песчаный берег с низким ивняком.

                       Вот где нам посчастливилось родиться,

                       Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

                       Ту горсть земли, которая годится,

                       Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

                       Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

                       Да, можно голодать и холодать,

                       Идти на смерть…Но эти три берёзы

                       При жизни никому нельзя отдать.

                                                                          К.Симонов

    -В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград.

    На экране:

    Из дневника генерала Гальдера . 8 июля 1941 год: «После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы стало ясно неколебимое решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, которое в противном случае мы потом будем вынуждены кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет «народное бедствие», которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще».

    Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падёт, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвётся через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

    -В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения. Группа армий «Север» стремилась прорваться к Ленинграду. Ценой  неимоверных потерь и напряжением всех сил советские войска сдерживали натиск противника.

    На экране фрагменты кинохроники..

    3й ученик: И в пёстрой суете людской

                       Всё изменилось вдруг.

                       Но это был не городской,

                       Да и не сельский звук.

                       На грома дальнего раскат,

                       Он, правда, был похож, как брат,

                       Но в громе влажность есть

                       Высоких свежих облаков

                       И вожделение лугов-

                       Весёлых ливней весть.

                       А этот был, как пекло, сух,

                       И не хотел смятенный слух

                       Поверить – по тому,

                       Как расширялся он и рос,

                       Как равнодушно гибель нёс

                       Ребёнку моему.

                                               А.Ахматова.

    -8 сентября немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссельбург и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со всей страной.

     Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и остановлен на ближних подступах к нему. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады.

     Рабочие Кировского завода призывали воинов в 1941 году : «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, мни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться, отвечать на удар ударом, не заставят нас забыть клятвенное обещание: истребить врага до последнего… Пусть каждый из вас высоко несёт почётное звание советского воина, твёрдо и нерушимо выполняет свою священную обязанность – защищать Родину с оружием в руках. Ляжем костьми, но преградим дорогу врагу. Мы никогда не были рабами и рабами никогда не будем. Умрём, но Ленинграда не сдадим!»

    4й ученик: Мы знаем, что ныне лежит на весах

                       И что совершается ныне.

                       Час мужества пробил на наших часах,

                       И мужество нас не покинет.

                       Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

                       Не горько остаться без крова,-

                       И мы сохраним тебя, русская речь,

                       Великое русское слово.

                       Свободным и чистым тебя пронесем,

                       И внукам дадим, и от плена спасём

                       Навеки!

                                                          А.Ахматова.

    -После некоторых неудачных попыток наступления Гитлер предпочёл сменить тактику, сказав: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда  мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод.»

     Начались постоянные бомбёжки и обстрелы города.

    5й ученик: Щели в саду вырыты.

                       Не горят огни.

                       Питерские сироты,

                       Детоньки мои!

                       Под землёй не дышится,

                       Боль сверлит висок,

                       Сквозь бомбёжку слышится

                       Детский голосок.

                                                           А.Ахматова.

    -Осаждённый Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро.

     Ежедневно выдавали только хлеб, а остальные продукты отпускались раз в декаду, да и то не всегда. Керосин с сентября 1941 года по февраль 1942 года гражданскому населению не выдавался. Электричества не было. Хлеб состоял на 10% из воды, на 10% из целлюлозной муки и на 30% из суррогатов и заменителей.

    На экране:

    Хлебный паёк(в день, в гр.)

    Другие продукты(в день, в гр.)

    1.10

    20.11

    мясо

    крупа

    рабочего

    400

    250

    50

    50

    служащего

    200

    125

    26,6

    33,5

    иждивенца

    200

    125

    13,2

    20

    Ребёнка до 12 лет

    200

    125

    13,2

    40

     

    -Дмитрий Сергеевич Лихачёв вспоминает: «Ленинградцев в голод спасала дуранда. А что такое дуранда- узнайте, зайдите как–нибудь в фуражный магазин, где продают корм для скота.

     Впрочем, мы ели не только дуранду. Ели и столярный клей. Варили его, добавляли пахучих специй и делали студень. Дедушке этот студень очень нравился. Ещё мы ели кашу из манной крупы. Этой манкой мы чистили детские шубки белого цвета. Манная крупа была с шерстинками от шубы, имела густо-серый цвет от грязи, но все были счастливы, что у нас оказалась такая крупа».

    -Война не щадила солдат, не щадила мирных жителей. Жертвами её становились и дети. Дети блокадного Ленинграда. Они переносили тягостные испытания наравне со взрослыми. Многие из них не пережили блокаду.

    На экране:

    Из дневника Юры Рябинкина(ноябрь-декабрь 1941года): «Ноябрь. Теперь я забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно…Я здесь живу в голоде, холоде, среди блох. Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190 грамм сливочного масла и 500 грамм колбасы из конины с соей.»

    -В декабре появились какие-то возможности эвакуации на машинах через Ладожское озеро. Эту ледовую дорогу называли «дорогой смерти», а вовсе не «дорогой жизни». Немцы её обстреливали, дорогу заносило снегом, машины часто проваливались в полыньи. Во время эвакуации людей грабили, отнимали еду.

    -В памяти поколений остались тысячи ленинградцев, сумевших ценой своей жизни сохранить город и приблизить победу.

    Все 900 дней блокады Ленинграда учёные Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н.И.Вавиловым. бомбёжки и обстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку- возьми, брось в котелок, вари и ешь. Но измученная голодом, доведённая до дистрофии горстка учёных не съела тогда ни единого зёрнышка. Бесценная коллекция была сохранена.

    -В осаждённом Ленинграде работал над своей 7й симфонией композитор Д.Д.Шостакович. симфония впервые была исполнена 5 марта 1942 года, а впоследствии стала музыкальным памятником блокаде и войне.

     Звучит фрагмент 7й симфонии. Демонстрируются кадры военной хроники.

    -В начале 1944 года войска Ленинградского, Волховского, 2го Прибалтийского фронтов и силы Балтийского флота приступили к проведению Ленинградско-Новгородской наступательной операции. Она продолжалась 48 суток. 27 января Ленинград был освобождён от блокады.

    6й ученик: Славно начато славное дело

                       В грозном грохоте, в снежной пыли,

                       Где томится пречистое тело

                       Осквернённой врагами земли.

                       К нам оттуда родные берёзы

                       Тянут ветки, и ждут, и зовут,

                       И могучие деды морозы

                       С нами сомкнутым строем идут.

                       Вспыхнул над молом первый маяк,

                       Других маяков предтеча,-

                       Заплакал и шапку снял моряк,

                       Что плавал в набитых смертью морях

                       Вдоль смерти и смерти навстречу.

                       Победа у наших стоит дверей…

                       Как гостью желанную встретим?

                       Пусть женщины выше поднимут детей,

                       Спасённых от тысяч и тысяч смертей,-

                       Так мы долгожданной ответим.

                                                                      А.Ахматова.

    -За 900 дней блокадных дней и ночей по городу было выпущено около 150 тыс.снарядов, сброшено свыше 100 тыс. зажигательных и около 5 тыс. фугасных бомб, от которых, только по официальным данным, погибли 16 467 человек. Ещё около миллиона погибло от голода, ставшего самым страшным испытанием осаждённых. К весне 1943 года в Ленинграде исчезли все кошки, собаки, птицы и даже крысы. Люди умирали от голода прямо на улицах, где и оставались лежать – их не успевали хоронить. На 1 января 1944 года в Ленинграде насчитывалось всего 560 тыс. жителей – одна шестая часть его довоенного населения.

    Пискарёвское мемориальное кладбище- слайд.

    7й ученик: Здесь лежат ленинградцы,

                       Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.

                       Рядом с ними солдаты – красноармейцы,

                       Всею жизнью своею

                       Они защищали тебя, Ленинград,

                       Колыбель революции.

                       Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

                       Так их много под вечной охраной гранита,

                       Но знай, внимающий этой памяти,

                       Никто не забыт и ничто не забыто.

                       В город ломились враги, в броню и железо одеты,

                       Но с армией вместе встали

                       Рабочие, школьники, учителя, ополченцы

                       И все как один сказали они:

                       Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти.

                       Не забыта голодная, лютая, тёмная зима

                       Сорок первого – сорок второго,

                       Ни свирепость обстрелов, ни ужас бомбёжек

                       В сорок третьем.

                       Вся земля городская пробита,

                       Ни одной вашей жизни, товарищи, не позабыто.

                       Под непрерывным огнём с неба, с земли и

                       С воды подвиг свой ежедневный

                       Вы совершали достойно и просто вместе

                       С отчизной своей вы все одержали победу.

                       Так пусть же пред жизнью бессмертной вашей

                       На этом печально-торжественном поле

                       Вечно склоняют знамёна народ благодарный,

                       Родина – мать и город – герой Ленинград!

                                                                                    О.Берггольц.

    -Предлагаю почтить память погибших защитников города минутой молчания. Прошу всех встать.

    В завершение можно включить фрагмент 7й симфонии Д.Д.Шостаковича, фрагменты военной хроники и современный облик Санкт-Петербурга.

     

                       

                               

                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок памяти о блокадном Ленинграде

    Урок памяти о блокадном Ленинграде среди учащихся 7—11-х классов.Сценарий проведения урока с компьютерной презентацией «Ленинград – жив»....

    Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

    Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

    Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда

    27 января 2012 года, в день 68 годовщины снятия блокады с города Ленинграда,  в здании Павлово - Посадского промышленно-экономического техникума прошла встреча ветеранов – блокадников с обучающим...

    Сценарий урока мужества, посвященного памяти защитников блокадного Ленинграда.

    Петербург — Ленинград — Петербург. Город Святого Петра. Об этом городе написано много, и многое с ним связано. Его судьба волновала разные поколения, его облик и судьбы его жителей отражают вехи его и...

    «Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда».Внеклассное мероприятие.

    Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России - днем полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками....

    Урок памяти "Дневники блокадного Ленинграда"

    Презентация составлена с участием учащихся в рамках недели истории, посвященной Блокаде Ленинграда.Ученики 6 класса представляли подготовленный материал для 8 класса: были озвучены воспоминания и живы...

    Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

    Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...