Урок памяти о блокадном Ленинграде
классный час (8 класс) на тему

Ядыкина Татьяна Константиновна

Урок памяти о блокадном Ленинграде среди учащихся 7—11-х классов.

Сценарий проведения урока с компьютерной презентацией «Ленинград – жив».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_leningrad_zhiv.doc58 КБ
Файл prezentaciya_leningrad_zhiv.ppsx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

ЛЕНИНГРАД - ЖИВ

Урок памяти о блокадном Ленинграде среди учащихся 7—11-х классов.

Выставка книг по теме урока.

Компьютерная презентация «Ленинград – жив».

Действующие лица

Ведущий

Чтецы

ВЕДУЩИЙ:

Давно это было, больше шестидесяти пяти лет назад, но чем дальше уходят эти дни, тем меньше места в учебниках истории занимает рассказ о борьбе нашего народа против немецко-фашистских захватчиков. Но мы не имеем права забывать обо всех жертвах, принесенных нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. И в новом, ХХI веке необходимо знать и помнить о том, что выдержали, через что прошли наши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки. Сегодняшний рассказ посвящен одному из самых страшных событий Великой Отечественной войны — блокаде Ленинграда.

ЧТЕЦ:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь,

к цветку приник,

И пограничник протянул

к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

С. Щипачев. 22 июня 1941 года

ВЕДУЩИЙ:

Война началась в воскресенье, ранним июньским утром. Наши войска не были готовы к жестокому напору немецко-фашистских войск и с огромными потерями отступали. В сентябре бои уже шли на подступах к Ленинграду. Враг стремился взять город в кольцо, отрезать его от остальной территории СССР. 8 сентября 1941 года город был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро... Блокада... Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не сможет приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла... Невозможно вывезти из города раненых, число которых увеличивалось, и днем и ночью немецко-фашистские захватчики не прекращали обстреливать город.

Жизнь в городе становилась все сложнее. Не было электричества, воды. Без пищи человек может жить много дней, а без воды не больше 2—3 дней. Голодным, истощенным людям приходилось добираться до Невы и черпать воду прямо из реки, а когда река замерзла, набирать драгоценную жидкость из лунок.

Чтец

А город был в дремучий убран иней

Уездные сугробы, тишина...

 Не отыскать в снегах трамвайных линий,

одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных...

Так с декабря кочуют горожане

за много верст, в густой туманной мгле,

в глуши слепых, обледеневших зданий

отыскивая угол потеплей.

Вот женщина ведет куда-то мужа.

Седая полумаска на лице,

в руках бидончик — это суп на ужин.

Свистят снаряды, свирепеет стужа...

«Товарищи, мы в огненном кольце

А девушка с лицом заиндевелым,

упрямо стиснув почерневший рот,

завернутое в одеяло тело

на Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, — к вечеру добраться б...

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят...

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

что слезы вымерзли у ленинградцев.

Нет, мы не плачем.

Слез для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не дает.

Нам ненависть залогом жизни стала:

объединяет, греет и ведет.

О. Берггольц. Февральский дневник

ВЕДУЩИЙ:

Таяли запасы продовольствия, сокращалось количество выдаваемых продуктов. Не было света, тепла, но необходимо бороться, чтобы чем-то помочь своему народу в противостоянии фашистам. И голодные люди вставали к станкам. Жены заменяли ушедших на фронт мужей, дети — отцов. Заводы должны были выпускать снаряды, ремонтировать танки и орудия. При свете коптилок, при двадцатиградусном морозе, еле передвигая распухшие ноги, люди работали, часто падая и умирая прямо на рабочем месте. Подсчитано, что за б месяцев 1941 года ленинградцы выпустили 713 танков, 480 бронемашин, 2405 полковых и 648 противотанковых пушек, около 10 тысяч минометов, свыше З млн. снарядов и мин...

Комсомольцы дежурили на крышах во время бомбежек, засыпая песком зажигательные снаряды, ходили по квартирам, разыскивая оставшихся без родителей маленьких детей.

Голод, холод, варварские артиллерийские налеты, бомбежки... Но после ожесточенных боев стало ясно, что ленинградцы не собираются сдаваться. Немцы разбомбили продовольственные склады. Детям выдавалось по 125 граммов хлеба в день, а кроме хлеба, не было почти ничего, только иногда теплая мучная похлебка да горячий кипяток вместо чая. Люди умирали от голода и холода у себя в квартирах. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали. Но те, у кого остались силы, продолжали работать для фронта.

ЧТЕЦ :

Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом — смертная угроза …

Бессонны ночи, тяжек день любой,

Но мы забыли, что такое слезы,

что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады —

мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут

старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

такое обещание даю

я, горожанка, мать красноармейца,

погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,

мы одолеем бешеных зверей,

мы победим, клянусь тебе, Россия,

от имени российских матерей.

О. Берггольц  «…Я говорю с тобой под свист снарядов...»

ВЕДУЩИЙ:

Голодному человеку тяжелее было работать, но его работа была нужна и для  фронта, и для города, и для самого ленинградца. Работа помогала выжить. Газеты печатали листовки, по радио звучали стихи, поднимающие боевой дух, укрепляющие веру в нашу победу, типографии — карточки, работали детские сады, поликлиники... Работа заглушала доводящие до безумия мысли о еде. Ленинград голодал, но из последних сил боролся за жизнь. Еле живые от голода люди шили шапки и бушлаты, вязали варежки. Опухшие от голода и воды руки отказывались работать. Не было сил. Да и откуда они могли взяться? Из куска блокадного хлеба, хлеба, в котором вместо муки были намешаны и целлюлоза, и даже опилки? А матерям нужно было отделять - часть хлеба от своего кусочка, чтобы поддержать детей.

Из воспоминаний ленинградской поэтессы Ольги Берггольц [1...

ЧТЕЦ:

«Когда я добралась до фабрики, где работал отец, он и его две сотрудницы усадили меня поесть. Нечто вонючее и странное было подано на стол. Мой ломтик хлеба мы, по-аптекарски, аккуратно поделили на всех четверых. В этот момент из пожарной охраны принесли маленький сверток.

— Деликатес! Около завода «Весна» — пивоваренный помнишь? У нас теперь раскопки вовсю идут, барду раскапывают многолетней давности. Раскапывают все с большим трудом, разогревают, лепешки пекут. А на Кузнечном бадаевскую землю продают. Когда Бадаевские склады горели, оказывается, масса сахару расплавленного в землю ушла. Первый метр стоил 100 рублей стакан, второй — 50.

Разводят водой, процеживают и пьют.

ВЕДУЩИЙ:

Весной стало немного легче. Появилась первая трава, люди раскопали и засадили все свободные участки земли. Постепенно из парков и садов исчезли все одуванчики. Из них варили щи, из корней делали лепешки. В пищу шла и другая трава.

Но за кольцом блокады не забывали о голодных ленинградцах. Люди придумывали тысячу планов подвоза продовольствия в осажденный город. Огромные баржи, наполненные мукой, крупой, маслом и другими продуктами, преодолевали опасные километры через Ладожское озеро, постоянно подвергаясь атакам со стороны немецких бомбардировщиков. Но продовольствие, которое привозили на баржах, не могло накормить миллионный город, кроме того, приближалась зима, и озеро стало покрываться льдом. Когда лед окреп, решили проложить по нему дорогу. Дорогой жизни названа единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая с 12 сентября 1941 года по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, — Ледовая дорога жизни.

Сначала вперед выслали разведчиков, чтобы проверить прочность льда, но он еще не мог выдержать машину с грузом. Мороз крепчал, крепче становился и лед, а ждать нельзя - в Ленинграде умирают от голода. Один мешок муки может спасти сотню людей. И тогда решили перевозить продовольствие на санях. Всего по пять мешков нагрузили на сани, хотели больше, но лед был еще очень тонок.

Растут и крепнут силы

Утром 20 ноября 1941 года обоз из 350 упряжек тронулся в путь. Иногда казалось, что лед не выдержит, голодные лошади с трудом тянули сани, и командир приказал сбросить часть мешков на лед. Завтра их подберет следующий обоз. В ночь на 22 ноября на лед сошла первая колонна машин. Трещит, прогибается под машинами лед. Вдруг не выдержит? Так и есть! Провалилась одна машина! Водитель успел выскочить, а машина затонула, но остальные прошли. Очень хотелось водителям помочь голодному городу, но перегружать машины нельзя, и к машине стали прикреплять легкие сани, на которые можно было положить дополнительный груз. Днем и ночью шли машины по ледовой трассе, под бомбами, под снарядами, и вот, наконец, настал день, когда в Ленинграде смогли увеличить норму выдачи хлеба. А через некоторое время прибавили еще немного. Но одним хлебом сыт не будешь. Людям необходимы мясо, крупа, овощи, и машины продолжают свой путь и днем и ночью, и в мороз, и в пургу, и по лужам, и по густой снежной каше.

ЧТЕЦ:

Сквозь шторм и бури, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети!

Дорога здесь пробита сквозь блокаду,

Родней дороги не найти!

Эх, Ладога, родная Ладога!

Метели, штормы, грозная волна...

Недаром Ладога родная

дорогой жизни названа.

Пусть ветер Ладоги поведает народу,

Как летом баржу за баржой

Грузили мы и в шторм, и в непогоду,

Забыв про отдых и покой.

Зимой машины мчались вереницей,

И лед на Ладоге трещал —

Возили хлеб для Северной столицы,

И радостно нас Ленинград встречал.

И знаем мы, кровавая блокада

Исчезнет скоро, словно тень: Ленинграда,

Растут и крепнут каждый день!

Когда пройдут года войны суровой,

Залечит раны город мой,

Народ вздохнет и песню с силой новой

Споет о Ладоге родной.

Эх, Ладога, родная Ладога,

Метели, штормы, грозная волна...

Недаром Ладога родная

дорогой жизни названа.

П. Богданов. Песнь о Ладоге

ВЕДУЩИЙ:

Уже весной 1942 года можно было с уверенностью сказать, что город выстоял, город спасен. Люди хоть и получали еще скудный паек, но перестали голодать. Они верили, что близок момент освобождения от блокады, и отдавали последние силы для приближения этого дня.

После девятисот дней и ночей 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано.

27 января 1944 года блокада была полностью снята.

ЧТЕЦ:

… И снова мир с восторгом слышит

салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

освобожденный Ленинград!

Мы помним осень, сорок первый,

прозрачный воздух тех ночей,

когда, как влети, часто, мерно

свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач,

твердили, диким взрывам внемля:

«Ты проиграл войну, палач,

едва вступил на нашу землю!»

А та зима... Ту зиму каждый

запечатлел в душе навек

тот голод, тьму, ту злую жажду

на берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих

земле голодной ленинградской —

без бранных почестей, нагих,

в одной большой траншее братской?!

Но, позабыв, что значит плач,

твердили мы сквозь смерть и муку:

«Ты проиграл войну, палач,

едва занес на город руку!»

Какой же правдой ныне стало,

какой грозой свершилось то,

что исступленною мечтой,

что бредом гордости казалось!

Так пусть же мир сегодня слышит

салюта русского раскат.

Да, это мстит, ликует, дышит

победоносный Ленинград!

О. Берггольц. Ленинградский салют


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ленинград - жив !

Слайд 10

ГОЛОДНЫЕ ЛЮДИ ВСТАВАЛИ К СТАНКАМ

Слайд 11

Комсомольцы дежурили на крышах во время бомбежек

Слайд 12

Норма выдачи хлеба на декабрь 1941 года. Рабочие и ИТР - 250 г. Служащие - 125 г. Иждивенцы - 125 г. Дети - 125 г.

Слайд 13

Люди умирали от голода и холода

Слайд 14

«Я говорю с тобой под свист снарядов…»

Слайд 19

В хлебе этом мало муки. Много примесей: Ржаная мука - 73%; Целлюлоза - 10%; Кукурузная мука - 3%; Хлопковый жмых -10%; Мучная сметка и вытряска из мешков - 2%; Обойная пыль - 2%.

Слайд 21

Люди раскопали и засадили все свободные участки

Слайд 23

ДОРОГА ЖИЗНИ (12 сентября 1941-март 1943 г.)

Слайд 27

«Недаром Ладога родная Дорогой жизни названа!»

Слайд 29

18 января 1943 г. блокадное кольцо было прорвано. 27 января 1944 г. блокада была полностью снята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда

27 января 2012 года, в день 68 годовщины снятия блокады с города Ленинграда,  в здании Павлово - Посадского промышленно-экономического техникума прошла встреча ветеранов – блокадников с обучающим...

Сценарий урока мужества, посвященного памяти защитников блокадного Ленинграда.

Петербург — Ленинград — Петербург. Город Святого Петра. Об этом городе написано много, и многое с ним связано. Его судьба волновала разные поколения, его облик и судьбы его жителей отражают вехи его и...

Урок мужества, посвящённый памяти защитников блокадного Ленинграда.

Разработка о жизни людей в блокадном Ленинграде....

Внеклассное мероприятие «Урок мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда"

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России - днем полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками....

Урок памяти "Дневники блокадного Ленинграда"

Презентация составлена с участием учащихся в рамках недели истории, посвященной Блокаде Ленинграда.Ученики 6 класса представляли подготовленный материал для 8 класса: были озвучены воспоминания и живы...

Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

Митинг Памяти жертв блокадного Ленинграда и Холокоста

Митинг Пмяти жерт блокадного Ленинграда и Холокоста...