В. А. Комшилова, А. А. Смирнов, Санкт-Петербург Престиж профессии инженера — это очень просто!
статья по физике на тему

Комшилова Валентина Антоновна

Данная статья затрагивает вопросы подготовки современных школьников к вступлению во взрослую жизнь в современных очень непростых условиях. Страна нуждается в квалифицированных кадрах для работы в промышленности, которая сейчас начинает развиваться, в частности из-за введения различных санкций. Нужны выпускники школ, которые сделают осознанный выбор – поступление в технический ВУЗ, получение профессии инженера. В связи с этим в школе возникают задачи подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по профильным дисциплинам, то есть по физике, профильной математике, информатике. Для успешной учёбы в техническом ВУЗе требуются высокие результаты по ЕГЭ. На практике с введением платного обучения возможность обучения в любом вузе появилась даже у неподготовленных к такому сложному образовательному маршруту учащихся. Работать по специальности такие выпускники не смогут. На выбор будущей профессии большое влияние оказывают родители. В данной статье анализируются сложности сложившейся ситуации и возможные подходы к её разрешению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prestizh_professii_inzhenenra_-_eto_ochen_prosto.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

В. А. Комшилова, А. А. Смирнов,

Санкт-Петербург

Престиж профессии инженера — это очень просто!

Слоган «это очень просто» заимствован из 60-х годов двадцатого столе-

тия. В те годы будущим любознательным молодым и активным предлагалась

серия книг с типовыми названиями: «Транзистор — это очень просто», «Ра-

дио — это …», «Телевидение — это …» и т.д. В этих книгах доступным языком

объяснялись очень неочевидные для тех лет новые направления развития

элементной базы, информационной, коммуникационной, вычислительной

техники.

Авторам, эти книги помогли стать неплохими инженерами, сориентиро-

вав в огромном количестве возможных специальностей, а потом в 90-е, вы-

нужденные стать учителями физики.

Заимствовав часть названия, мы надеемся, что это позволит сформулиро-

вать хоть малую часть вопросов, которые необходимо решить, чтобы достиг-

нуть главной цели — поднятия престижа инженерных профессий.

Поднять престиж любой профессии, в том числе и инженерной, волюнта-

ристскими методами невозможно. В статье мы попытаемся в очередной раз

показать, что в основе формирования престижа профессии лежат очень про-

стые принципы:

• Потребность государства в данной профессии

• Целенаправленная работа школы и всей вертикали учебных заведе-

ний по подготовке специалистов данных профессий

• Однозначная моральная поддержка в семье

• Ценностные ориентиры учащихся при выборе профессии должны сов-

падать с государственными интересами

Потребность государства в данной профессии.

Определяется политикой формирования главных статей наполнения госу-

дарственного бюджета:

• «сырьевая»

• «промышленная»

«Сырьевая» политика базируется на добыче/продаже нефти, газа, леса,

полезных ископаемых. Переработка сырья выполняется по минимуму. Оче-

видная большая потребность только в малоквалифицированном персонале,

типа обслуживающего. Приоритетным престижем обладают бизнесмены,

юристы, менеджеры. Основной рабочий принцип: «дешево купить — дорого

продать». Престиж инженерных профессий очень низок, требуется только

обслуживание, эксплуатация и ремонт. Государственные монополии на ори-

гинальные технологии отсутствуют, все технологии покупаются вместе с обо-

рудованием. Количество рабочих мест для производства всего очень мало.

Все просто покупается за рубежом. Это имеет красивое название: «интегра-

ция в мировую или, в крайнем случае, в евроэкономику». Инженерные про-

фессии просто практически не нужны. Подобная «интеграция» прекрасно

иллюстрируется странами Балтии, где все крупные промышленные предпри-

ятия при вступлении в Евросоюз просто были демонтированы.

«Промышленная» политика базируется на глубокой переработке любого

сырья. Пример: Япония и Южная Корея своего сырья практически не имеют.

Уровень переработки ими привозного сырья известен. Посмотрите на их

электронику и продукцию машиностроения. Количество патентов на ориги-

нальные технологии зашкаливает и является уже стратегической «броней»

для государства.

Приоритетным профессиональным престижем, также как и у «сырьеви-

ков», обладают бизнесмены, юристы, менеджеры, но главным уже является

абсолютно другой рабочий принцип: «что и до какого уровня будем перера-

батывать». Очевидно, что реализация данного принципа нуждается в огром-

ной армии инженеров самых разных специальностей. Спрос рождает пред-

ложение и формирует престиж.

В России сегодня основные источники формирующие бюджет — это угле-

водороды, лес, т.е. сырье. Однако, санкции, наложенные на Россию, и встреч-

ные санкции вынужденно, но явно наметили тенденцию к независимости от

импорта в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Имеются четкие

директивы по ликвидации импортозависимости в энергетическом (пока

опять сырье) и стратегическом машиностроении. Эти сдвиги в экономике

требуют для своего дальнейшего развития квалифицированных специали-

стов. Престиж инженера на несколько пунктов вырос.

Независимость от импорта и процесс интеграции в мировую экономику в

какой-то степени противоречат друг-другу. Соответственно векторы престижа

инженера и независимости от импорта являются однонаправленными и

очень жестко связанными.

Целенаправленная работа школы

Школа сегодня обязана выполнять две основных функции:

• Получение учениками знаний в соответствии с утвержденным «учеб-

ным планом»

• Не допустить нахождения учеников вне контроля школы (хотя бы с 9

утра до 15 часов) ранее достижения ими установленного возраста

Последнее касается учеников не желающих учиться или просто необу-

чаемых и означает, что, несмотря ни на что, эти ученики должны числиться

за школой со всеми вытекающими последствиями.

Получение учениками знаний в соответствии с «учебным планом» школа-

ми выполняется применением различных технологий, идет переход на рабо-

ту по ФГОСам, но суть «учебного плана» остается примерно неизменной. Се-

годня «учебный план» четко ориентирован на «сырьевую» государственную

политику.

Школа формально не готовит к поступлению в ВУЗы и сдаче ЕГЭ и нельзя

анализировать и сравнивать показатели различных школ по результатам ЕГЭ

и поступлениям в ВУЗы. Допускается только внутренний самоанализ для кор-

ректировки собственной педагогической деятельности. Такое устранение

привело к разрыву первой важнейшей связи «ШКОЛА-ВУЗ». В результате ряд

ВУЗов вынужден первый семестр тратить на спецкурс: «дообучение по

школьной программе предметов: математики, физики, химии …»

В федеральном «учебном плане» прописано: «естественные науки — 5 ча-

сов в неделю»: физика, химия, биология, география — 1, максимум 2 часа в

неделю. Черчение — отсутствует. Слесарное, столярное дело отсутствует.

Мальчишки не могут чертежи ни понять, ни начертить, ни гайку закрутить.

Устный счет в математике — отсутствует. Какие получаются выпускники, та-

кие и специалисты — такой, в итоге, и престиж.

Очень надеемся, что звучащие с высоких трибун слова о росте потребно-

сти в инженерах, дойдут и до «учебного плана».

Однозначная моральная поддержка в семье

Нельзя говорить о поднятии престижа профессии инженера, не учитывая

особенности современных школьников и их семей.

Особенность современных школьников — обширная, но бессистемная

информированность по многим вопросам.

Современные школьники, благодаря Интернету, имеют доступ к практи-

чески любой информации. Они хорошо ориентируются в постоянно меняю-

щемся информационном пространстве. Школьники прекрасно ориентируют-

ся в новых технологиях, быстро осваивают появляющиеся новые гаджеты и

нетерпимо относятся к некомпетентности других в этих областях. Отношение

школьников к полученной информации носит прагматичный характер. Их не

интересуют авторы найденной информации. Они не всегда могут осмыслить

и грамотно применить на практике полученную информацию.

Старшему школьному возрасту свойственно более осознанное отношение

к учебному процессу. В этом возрасте можно выделить два типа учащихся.

Для первого типа характерно равномерное распределение интересов, без

выделения какой-то группы предметов.

Для второго типа свойственен ярко выраженный интерес к определенно-

му циклу предметов, часто сопровождающийся ничегонеделанием по другим

предметам или минимальными усилиями в других областях.

Различия в отношении к учебе связано с различиями в мотивации. Вто-

рому типу свойственен ранний выбор будущей специальности и осознанное

отношение к тем предметам, которые потребуются для поступления в ВУЗ и

дальнейшего обучения в нем. Такие дети обычно успешно сдают ЕГЭ по вы-

бору, но иногда имеют большие проблемы в освоении других предметов. К

сожалению, дети, рано определившиеся с выбором будущей профессии,

встречаются редко. Большая часть не может определиться со своей специа-

лизацией д аже во втором полугодии 11 класса, и выбирают ЕГЭ д ля ВУЗов и

технического, и гуманитарного профиля.

Выпускники 2010-х годов на 1 ,5 — 2 года старше абитуриентов середины

прошлого века. Большинство из них достигает совершеннолетия уже в 10-11

классах. В прошлом веке они были бы студентами 1-2 курсов. Это физически

сформировавшиеся юноши и девушки, которые в соответствии с нашим за-

конодательством могут создавать семьи, а с другой стороны полностью зави-

сят от родителей и находятся под их опекой.

Появилось много учащихся, пропускающих занятия в школе по согласо-

ванию с родителями. В это время все усилия брошены на подготовку к ЕГЭ с

помощью разных курсов, репетиторов. Занятия идут по индивидуальному

плану.

Уже в старшей школе учащиеся и их родители задумываются о продолже-

нии образовательного процесса в высшей школе, реже в средних специаль-

ных учебных заведениях, еще реже о начале трудовой деятельности сразу

после окончания школы

Следует признать, что, не смотря на то, что выпускники школ стали стар-

ше абитуриентов прошлого столетия, их родители принимают куда более

активное участие в выборе ВУЗа и к подготовке к поступлению в него (в рам-

ках оплаты подготовительных курсов и услуг репетиторов). Роль родителей в

выборе будущей профессии детей резко возросла. Это объясняется тем, что в

большинстве случаев именно родители оплачивают обучение в ВУЗе своего

чада.

Наиболее мотивированная способная и хорошо подготовленная, но, к со-

жалению, малочисленная часть абитуриентов поступает на бюджетные места.

Именно эта часть выпускников школы успешно завершает обучение в ВУ-

Зе — свой образовательный маршрут и затем востребована на рабочих мес-

тах в соответствии с полученной специальностью.

Еще одна особенность современных родителей состоит в том, что выбор

ВУЗа определяется не наличием работы по окончании ВУЗа и достойного

заработка, а размером проходного балла и набором предметов, который мо-

жет осилить их ребенок.

Получение диплома по данной специальности в большинстве случаев не

связывается с будущей работой. Будущая работа должна обеспечить хороший

доход. А диплом нужен только как элемент престижа. Очевидно, что такой

подход противоречит интересам государства.

Видимо следует проводить различные мероприятия по информированию

населения о развитии перспективных отраслей промышленности, потребно-

сти в тех или иных специальностях, о наличии рабочих мест, о необходимом

уровне образования для работы на перспективных развивающихся предпри-

ятиях, об уровне зарплаты на них.

От взглядов родителей на перспективность тех или иных профессий зави-

сит выбор профессий нынешними инфантильными выпускниками школ.

Ценностные ориентиры учащихся

Учащиеся могут очень быстро пересмотреть свои ценностные, а может

быть и нравственные критерии. Как только Россия возьмет четкий «промыш-

ленный» курс, даже если все санкции завтра отменят, то престиж инженерных

профессий займет подобающее ему место. Сменить «сырьевую» политику на

«промышленную» это программа на несколько лет, но она должна быть вы-

полнена. В любом случае, «учебный план» всегда автоматически будет соот-

ветствовать только нужным сегодня стране профессиям.

Будет расти престиж не только инженера, а главное самой России. При

этом молодые люди, сегодня посматривающие за рубеж, останутся дома, а

там, глядишь, ранее уехавшие и возвращаться начнут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто такой инженер. Роль профессии “инженер

Учебно-методический материал "Кто такой инженер. Роль профессии “инженер”." может быть использован на занятиях по иностранному языку или в качестве самостояльной работы во время отмены занятий на пери...

Занятие по программе «Просто» «Виртуальное путешествие по Санкт-Петербургу»

Цель:  Дать представление о городе, как о культурном центре РоссииЗадачи:- Формировать познавательный интерес и бережное отношение к истории и культуре нашей Родины.- Пробуждать желание детей сов...

Методическая разработка открытого занятия Нихаенко Светланы Андреевны педагога-организатора ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга на тему: "День инженера механика"Посвящение в юные техники"

Ежегодно в нашем Центре проходит посвещение в юные техники для деток, которые занимаются первый год. В этом году мы решили провести для них не большое выступление и познакомить их с нашим Центром...

Формирование престижа профессии инженера на уроках истории на примере подвига советских учёных в годы ВОВ.

Подготовка будущих инженеров и специалистов широкого спектра технических профессий в среднеобразовательных учреждениях предполагает углубленное изучение точных наук. Цель данной статьи заключается в о...

Фестиваль лучших педагогических практик педагогов дополнительного образования Санкт-Петербурга «ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИИ»

Создание условий для обобщения и распространения лучших педагогических практик педагогов дополнительного образования....