Формирование престижа профессии инженера на уроках истории на примере подвига советских учёных в годы ВОВ.
статья по истории (9, 10 класс)

Барынкин Егор Владимирович

Подготовка будущих инженеров и специалистов широкого спектра технических профессий в среднеобразовательных учреждениях предполагает углубленное изучение точных наук. Цель данной статьи заключается в обосновании необходимости особого изучения предметов гуманитарного цикла в формировании престижа профессии инженера в среде обучающихся. В частности, на уроках истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование престижа профессии инженера на уроках истории на примере  подвига советских учёных в годы ВОВ.

Как правило, подготовка будущих инженеров и специалистов широкого спектра технических профессий в среднеобразовательных учреждениях предполагает углубленное изучение точных наук. Цель данной статьи заключается в обосновании необходимости особого изучения предметов гуманитарного цикла в формировании престижа профессии инженера в среде обучающихся. В частности, на уроках истории.

В условиях специализированных школ, ставящих своей задачей раннюю профессиональную ориентацию учащихся, направляющих школьников в русло инженерных профессий, имеет смысл разработка и внедрение отдельного школьного курса такого предмета как «История науки и техники», но на начальных этапах важно популяризировать профессию инженера в формате стандартных уроков по Истории Отечества.

Мы готовы доказать, что популяризация инженерных профессий на уроках истории может решать не только задачи профориентационного характера, но и задачи патриотического воспитания.

В частности, говоря о задачах патриотического воспитания в среде будущих инженеров на уроках истории, важно отметить тот факт, что множество примеров деятельности учёных-инженеров в России являлось результатом развития военного дела, направленного на совершенствование защиты нашей Родины от вражеских войск.

В истории России можно найти множество подтверждений данной точки зрения, такие, как биография первого в России военного инженера Ивана Григорьевича Выродкова. И.Г. Выродков прежде всего известен как строитель-фортификатор крепости Свияжск, а также как человек, своими конструкторскими разработками способствовавший взятию Казани войсками Ивана Грозного в 1552г. «После основательной подготовки в конце лета 1552 года туда двинулось огромное русское войско во главе с самим Иваном Грозным. Выродков, как и прежде, выполнял во время этого похода функции военного инженера и прославился сооружением передвижных деревянных башен (тур) во время решающего штурма. Под его началом находилась и часть артиллерии, о чем свидетельствует Никоновская летопись».[1] Учащимся также важно для формирования нравственного эталона инженера знать трагический финал жизни И.Г. Выродкова, свидетельствующий о том, что учёный оставался верен стране и своему делу вплоть до мученической смерти его и семьи от рук опричников в 1568г.[2] 

Особое место в популяризации технических профессий занимает подвиг советских инженеров в годы Великой Отечественной войны. В школах, воспитывающих будущих инженеров, необходимо подробно останавливаться на данных сюжетах в ходе уроков посвященных Великой Войне. Целесообразно заострять внимание обучающихся на ряде фамилий тех инженеров, без вклада в науку которых победа в войне была бы немыслимой.

Особый пример героизма проявил выдающийся советский инженер-фортификатор Дмитрий Михайлович Карбышев. Даже враги признавали и высоко оценивали его профессиональные качества, но отказавшись от сотрудничества с фашистами Д.М. Карбышев был зверски замучен в концентрационном лагере и убит в результате пыток ледяной водой 18 февраля 1945г. А вот цитата из документа Главного инженерного управления гитлеровской армии, приводимая газетой «Трибуна»: «...Этот крупнейший советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за шестьдесят лет, оказался фанатически преданным идее верности воинскому долгу и патриотизму... Карбышева можно считать безнадежным в смысле использования у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела». И вердикт нацистов: «Направить в концлагерь Флоссенбург на каторжные работы, никаких скидок на звание и возраст».[3]

Особое место занимает история эвакуации не только стратегических предприятий, но и целых научно-исследовательских институтов. Феномен советской «эвакуации» не знает аналогов во всей мировой истории. «В годы Великой Отечественной войны значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР внесла наука. Во второй половине 1941 г. на восток были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Их деятельность направлял Президиум Академии наук, перебазированный в Свердловск. Здесь в мае 1942 г. на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Ведущими направлениями научных исследований явились разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты».[4]

Важной вехой в истории инженерной мысли в годы войны являлось мирное строительство. Так Угличская гидроэлектростанция сыграла огромную роль в обеспечении Москвы электроэнергией в годы войны. На ее строительство было привлечено до 80 тысяч заключенных Волголага. Сама же ГЭС усиленно охранялась советскими зенитчиками.[5] Подобные примеры важны для учащихся, так как они иллюстрируют тот факт, что не только отдельные выдающиеся личности, гении инженерной мысли внесли  значительный вклад в дело борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, но и трудовой подвиг всего советского народа являлся важной составляющей великой победы.


[1] Перхавко В. Б. Государев дьяк Иван Выродков/В. Б. Перхавко // Вопросы истории, 2009,N N 7.-С.150-154. С.151

[2] Скрынников Р.Г.  Иван Грозный.Синодик опальных царя Ивана Грозного.«Дело» И. П. Федорова. М.:1980                                

[3] http://rusplt.ru/articles/greatpeoples/Ne_slomlennyi_general.html. Ссылка действительна на 08.02.2017

[4] http://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/history/. Ссылка действительна на 08.02.2017

[5] Митрофанов И.И. История инженерной мысли в СССР. М.: Спецкнига 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

урок истории в 11 классе "Октябрь 1917 года"

конспект урока по модульной технологии...

Презентация к уроку истории по теме "Голод 1931 - 1933 годы"

Материал к уроку поможет сформировать знания о социально-экономических последствиях сплошной коллективизации в Казахстане,  развивать мышление, речь, продолжать подготовку к ЕНТ,  воспитыват...

Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)

В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...

Урок истории "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"

Презентация к открытому уроку "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"...

Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")

В разработке  урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...

В. А. Комшилова, А. А. Смирнов, Санкт-Петербург Престиж профессии инженера — это очень просто!

Данная статья затрагивает вопросы подготовки современных школьников к вступлению во взрослую жизнь в современных очень непростых условиях. Страна нуждается в квалифицированных кадрах для работы в пром...