Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Ложкина Любовь Алексеевна

В разработке  урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяет организовать изучение материала через самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Данная разработка поможет начинающему учителю на практике реализовать программу по формированию УУД  у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и  развитие УУД на уроках истории в основной школе

(на примере урока истории в 6 классе «Русь и Золотая Орда» по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной)

Методологической основой ФГОС  является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, позволяющие обучающимся свободно ориентироваться  в различных предметных областях познания. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Как это можно сделать на различных этапах урока истории?

План урока

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного

  1. Объявление темы урока. Сообщение целей и задач

2 учащихся работают по карточкам с индивидуальным заданием повышенной сложности.

5 учащихся получают тестовые задания по теме «Борьба Руси с западными завоевателями».

1 – рассказывает по схеме о победе русских войск над шведами.

1 – рассказывает по схеме о Ледовом побоище.

1 – работа с документом на стр. 121

1 – даты и термины: 862, 882, 945, 988, 1097, 1147, 1240, 1242

      закуп, рядович, холоп, ополчение

С классом: практикум по интерактивной карте (какие события изображены данными условными знаками?)

Целеполагание через прием прием «ЗХУ» (технология развития критического мышления) - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

В ходе фронтальной беседы на доске заполняется таблица.

- Назовите тему урока.

- Что вам уже известно по данной теме?

- Что такое Золотая Орда?

- Покажите на карте.

- Что бы вы еще хотели узнать по данной теме? (в ходе беседы заполняется вторая колонка таблицы)

Вопрос на весь урок: В чем проявилась зависимость Руси от Золотой Орды?

Что знаем

Что хотим узнать

Что узнали

Золотая Орда – это государство монголо-татар

 

- Какие территории вошли в состав Золотой Орды?

- Какой город был столицей Золотой Орды?

- Входила ли Русь в состав Золотой  Орды?

Использование изученного материала в новой ситуации.

Закрепление умения работать с картой.

Учащиеся сами  называют тему, ставят  познавательную цель урока, определив границы знания и незнания (регулятивные УУД). Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала (личностные УУД)

  1. Планирование способов достижения цели (учитель советует)

Учащиеся предлагают способы изучения нового материала.

Регулятивные целеполагания, коммуникативные УУД

  1. Изучение нового материала

  1. Образование Золотой Орды

Прочитайте п. 1 на стр. 122   и ответьте на вопросы:

- Какие территории вошли в состав Золотой Орды?

- Какой город был столицей Золотой Орды?

- Входила ли Русь в состав Золотой  Орды?

- Как русские люди называли жителей Золотой Орды?

- Что  такое ярлык?

- Какие права имели хан Золотой Орды и удельный русский князь?

2. Повинности русского населения (работа с текстом учебника и оформление схемы)

Ордынское владычество – это вассальная зависимость Руси от Золотой Орды

   Политическая:                                           Экономическая:            

  • Ярлык                                                  - «ордынский выход»
  • Карательные набеги                     - содержание монг. послов
  • Вмешательство в распри князей     - поставка воинов

                                                                      - льготы для ордынских купцов

Беседа по картине С.В. Иванова «Баскаки»

- Кто такие баскаки? Численники? Зачем была проведена перепись населения? Почему духовенство освободили от налогов?

3. Борьба русского народа против ордынского владычества

(чтение вслух и составление плана)

4. Последствия ордынского владычества

Учащиеся внутри группы распределяют функции, планируют способы работы, обмениваются знаниями, договариваются, кто и как будет представлять результат работы

(коммуникативные УУД)

Выделяют существенную информацию из текста учебника. Объясняют исторические процессы, связи и отношения, делают выводы, составляют план по тексту

(познавательные УУД)

Выделяют существенную информацию из текста

(познавательные УУД) 

  1. Закрепление

1) Обсуждение вопроса: В чем проявилась зависимость Руси от Золотой Орды?

2) Учащиеся объясняют понятия:

  • Золотая Орда
  • Монголо-татарское иго
  • Ярлык
  • Баскак
  • «ордынский выход»
  • Владычество
  • Резиденция
  • пайцза

3) Картографический практикум по карте (показывают изученные объекты  на карте)

4) Работа с источником (на стр. 127-128)

Выделяют существенную информацию из изученного материала

(познавательные УУД) 

Дают определение исторических понятий, работают с картой, соотносят действия и поступки личностей во времени и пространстве

(предметные УУД) 

  1. Дифференцированное домашнее задание и комментирование оценок

Учащиеся получают одно задание на выбор из рубрики «Учимся быть историками»

Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе

Методические особенности формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе...

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе» ...

"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе"

Статья о формировании ууд на уроках математики в 5 классах в условиях ФГОС....

урок истории "Русские князья и Золотая Орда" 6 класс

Урок с использованием возможностей интерактивной доски способствует развитию перспективного мышления, формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма, глубокой причастности к истории....

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...