конспект урока истории в 6 классе Золотая Орда: народы и государства
план-конспект урока по истории (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 6 классе
Тема: Русь и Орда в XIII-XIV вв.
Тип урока:
комбинированный с элементами беседы и самостоятельной ( общеклассной, групповой, индивидуальной) работы.
Цели: образовательные: 1) Выяснить причины монгольской экспансии, 2) Раскрыть причины завоевания монголами Руси, 3) Показать героический характер обороны русских земель и её всемирноисторическое значение; 4) Продолжить работу над формированием умений работы с картой, схемами, таблицами, а также самостоятельной работы с историческим источником. познакомить учащихся с принципами устройства державы Чингисхана;
Развивающие: развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.
Воспитательные: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм; формирование чувства сопереживания предкам;
Планируемые обучения результаты:
1. Личностные:
1.осмыслить социально нравственный опыт предшествующих поколений, осознать свою идентичность как гражданина страны; 2.в процессе самостоятельной работы, выполняя задания, развить навыки самообразования;
3.работая с документом и иллюстрациями, уметь высказать свое мнение о героической защите русских городов;
4) проявлять уважение к учителю и своим одноклассникам.
Предметные:
1) объяснять причины нашествия монголов;
2) использовать историческую карту в рассказе о нашествии монголов, называть захваченные в 1237 – 1238 и 1239 – 1242 годах княжества;
Метапредметные УУД: Познавательные
Учащиеся должны: уметь правильно воспользоваться уже изученной ранее информацией; проявлять интерес к изучаемой теме; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уметь определять уже изученные и только изучаемые понятия; строить логическое рассуждение и делать выводы; осмысленно и вдумчиво читать текст изучаемого параграфа.
Коммуникативные: Учащиеся должны: владеть устной и письменной речью; уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей по поводу изучаемой темы; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; уметь корректно оспаривать точку зрения, с которой не согласны.
Регулятивные: Учащиеся должны: владеть основами самоконтроля; уметь работать индивидуально; планировать и регулировать свою деятельность; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Используемые технологии: Технология критического мышления, проблемно-поисковый метод
Ход урока.
Основные понятия: Орда, иго, хан Батый, баскаки, ярлык, Александр Невский
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся по теме «Русский земли под властью Золотой Орды»
- Проверка домашнего задания: устный опрос учащихся
1.Как была образована империя Чингисхана?
2. Какие земли были завоеваны Чингисханом до прихода на Русь?
3. Почему монголам удалось завоевать русские земли?
4. Объясните значение слов: курултай, Сарай, Каракорум, ясак, темник
3. Изучение нового материала.
План:
- Ордынская власть на Руси
- Орда и Русь во второй половине 13века.
- Борьба русского народа против ордынского владычества.
- Последствия ордынского владычества.
В 40-е гг. XIII в. на огромной территории Иртыша до степей Волги и Дуная было образовано государство – Золотая Орда. Обособление Орды от империи Чингисхана произошло в конце XIII в. Золотая Орда представляла собой феодальное государство, для которого было характерны кочевой и полукочевой характер общества и большая роль племенных вождей. Столицей Золотой Орды стал город Сарай, основанный Батыем в 1250 г.
В Орде существовала строгая социальная иерархия: привилегированную группу составляли хан и царевич из рода Джучи; затем шли наиболее крупные феодалы – беки и найоны; третья группа состояла из тарханов – людей, занимавших невысокие должности в государственном аппарате; четвёртая группа – нукеры (ближайшее окружение господ). Основная масса населения – это феодально-зависимые кочевники-скотоводы, земледельцы и горожане.
В 1242 г. в северо-восточные княжества Руси были отправлены послы, потребовавшие от русских князей явиться к Батыю о показать ему свою покорность.
В 1243 году Владимирский князь Ярослав Всеволодович отправился в Сарай, где получил от Батыя ярлык на Владимирское княжение. Это означало, что Батый разрешил Ярославу Всеволодовичу княжить в своих землях.
Ярлык – разрешение на княжение, дарованное ханом .Так должны были поступать все князья. Самым главным был ярлык на Владимирское княжение. То есть самым старшим среди князей считался Владимирский князь. Центром Древнерусского государства стал город Владимир. Сюда же в 1299 г. перенёс резиденцию митрополит.
Но непосредственная власть Золотой Орды осуществлялась через ханских послов и баскаков– ханских наместников. После получения ярлыка в княжество приезжал ханский посол, и в его присутствии происходило торжественное возведение князя на престол. Во Владимире это происходило в Успенском соборе. Это лишний раз показывало подчинение русских правителей ханской власти.
Кроме этого:
- поездки в Орду сопровождались унижениями и часто заканчивались смертью ;
- ордынские ханы могли произвольно изменить границы русских княжеств;
- постоянно вмешивались в порядок управления русскими княжествами;
- разжигали соперничество и распри между русскими князьями.
Далее работа документом на стр. 161.
Власть над Русью Орда поддерживала с помощью постоянного террора. В русских княжествах, городах расположились ордынские отряды во главе с баскаками - представителями хана, задачей которых было поддерживать порядок, послушание князей и их подданных, главное же - наблюдать за исправным сбором и поступлением в Орду дани с Руси, того «ордынского выхода» , о котором с горечью и болью упоминают летописи и сказания.
По всей Руси начинаются восстания народа. В 1262 г. восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Устюга Великого. В этих условиях перед великокняжеской властью встала альтернатива: либо монголо-татары разорят Русь вновь, либо подавление восстаний должны взять на себя русские князья. Городские восстания имели важные последствия. Народные выступления привели к изгнанию сборщиков дани, присылаемых из Орды. Постепенно сбор ордынского выхода начал переходить к русским князьям, что увеличивало самостоятельность Руси.
- Последствия ордынского владычества.(формируются совместно с учащимися)
- В результате нашествия погибло около половины населения;
- Многие города были разрушены.
- Пришла в упадок торговля.
- Развитая городская культура была уничтожена (многие ремёсла забыты, приостановилось каменное строительство, прекратилось летописание).
- Начался отток населения из южных земель.
- Уничтожена политическая элита Руси (многие князья, воеводы и их дружинники).
- Русские княжества утратили политическую и экономическую самостоятельность (получение ярлыка на княжение, платили дань Орде)
- Закрепление изученного материала.
Тест «Проверь себя»
. Иго – это:
А. Господство ордынцев над русскими землями
Б. Грамота на право сбора дани с земель
В. Название государства, основанного Батыем
Г. Размер налога, уплачиваемого Русью
2. Грамота, разрешавшая князьям править в своей земле:
1.Басма 2) выход
3) ярлык 4) иго
3. Ордынские чиновники, которые следили за сбором дани
1.Бесермены 2) Численники 3) баскаки 4) беки
4. Кто не платил ордынским ханам налоги:
1.Крестьяне 2) великий князь 3) бояре 4) духовенство
5. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате:
1.Нашествия хана Батыя
2.Походов хана Мамая
3.Походов Чингисхана
4.Набегов половцев.
- Домашнее задание.
- Прочитать параграф 24
- Подготовиться к словарному диктанту.
- Подведение итогов урока. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»
Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках
Класс 6а, 6бДата: 08.09.2015Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 векахЦель: познакомить учащихся с историей возникновения Франкского коро...
Конспект урока в 9 классе "Золотой век русской литературы" (обзор)
Литературные направления 19 века в Росии....
Методическая разработка к уроку истории 6 класса по теме "Становление Древнерусского государства"
тесты...
Методическая разработка урока истории по теме "Золотая Орда" для 6 класса.
Данная методическая разаработка предназначена для проведения урока по курсу Истории России в 6 классе по теме "Золотая Орда". Данный урок проводится в игровой форме путешествия в Золоту...
Конспект урока ОБЗР 10 класс: "Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Конспект урока ОБЗР 10 класс: "Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций"....