Конспект урока: "Русь под властью Золотой Орды"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Тихомирова Валентина Сергеевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_rus_pod_vlastyu_zolotoy_ordy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русские земли под властью Золотой Орды.

Тип урока: изучение новой темы

Цель: Ознакомить учащихся с организацией монголо-татарской власти на Руси, выяснить какие последствия для русских земель имело монголо-татарское нашествие.

Методы обучения, используемые на уроке: репродуктивные, поисковый, аналитический, наглядный; формы работы: анализ видеоматериала, текста учебника, документов, беседа.

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2.  Сообщение темы и целей урока.

План урока:

        1. Повинности русского населения.

        2.  Борьба русского народа против ордынского владычества.

        3. Последствия ордынского владычества.

1.Здравствуйте ребята, садитесь. У нас сегодня немного необычный урок, у нас много гостей, но я думаю, что мы не будем волноваться, будем работать так, как обычно. А сейчас давайте улыбнемся друг другу и начнем урок

2.Прошу обратить ваше внимание на слайд, здесь представлено высказывание выдающегося испанского писателя Мигеля Сервантеса, который очень  высоко оценивал историческую науку. Я думаю, что каждому из вас нужно призадуматься над этой фразой, особенно над словами «пример и поучение для настоящего». Ведь вы живете в мирное и спокойное время и многие из вас не дорожат этим, а ведь в истории русского народа были очень тяжелые периоды, об одном из которых мы и поговорим сегодня.

– Какую большую тему вы сейчас изучаете?

 - Что вы уже знаете из этой темы? (образование империи Чингисхана, походы до завоевания Руси, битва на реке Калка, захват Русских земель)

- Где произошло первое столкновение объединенных русско-половецких войск с монголами? (р. Калка, 1223 год) Покажите ее на карте.

А теперь представьте: в такой же холодный, как сегодня, зимний день в русские земли вторглись монголы, которые принесли за собой много бед русской земле.

-Какое первое княжество подверглось их нападению?

Итак, мы остановились на том, что монголы завоевали Русь.

 (Как выдумаете, а изменилось ли что-либо в жизни русских людей после завоевания? Изменился ли порядок управления русскими княжествами?)

-Как вы думаете, о чем мы поговорим на уроке сегодня?

Тема урока: Русь под властью Золотой Орды. (записать)

Какова будет цель нашего сегодняшнего урока?

Цель нашего сегодняшнего урока выяснить, какое влияние оказали монголы на русские земли?

Знакомство с планом, хочу обратить внимание, что вы сегодня на уроке будите работать с листом самооценки. В конце урока я  их соберу и каждый из вас получит оценку за урок.

1. Повинности русского населения.

Откройте, пож-та, ваши учебники на странице 16-17 и внимательно посмотрите на карту и скажите: вошли ли русские земли в состав Золотой Орды?

Действительно, русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали от нее в вассальную зависимость.

Давайте посмотрим, в чем же проявлялась эта вассальная зависимость Руси и начнем составлять схему  «Зависимость Руси от Золотой Орды», работа в группах: 1 группа – стр 30, п. 6, 2 группа стр. 30, п. 5

Первое проявление вассальной зависимость – это сбор дани.

     -подумайте, от какого однокоренного глагола произошло это слово?

-Все ли категории населения платили дань? (служители церкви, они единственные могли не платить дань, так как монголы очень уважительно относились к христианской религии, более того христианин был один из сыновей Батыя).

-Чем платили дань? (Согласно рассказам одного итальянского путешественника Плано Карпини с каждого жителя Руси взималась дань в следующем размере: 1 медвежья шкура, 1 шкура бобра, 1 шкурка соболя, 1 шкурка хорька, 1 шкурка черной лисицы. И каждый, кто не предоставит всего этого, должен быть отведен к татарам и обращен в их раба.)

-Как часто платили дань? (ежегодно, то есть раз в год)

      - Кто собирал дань: сами русские люди или спец. люди, которые присылались из орды?

      Сбором дани ведали баскаки.

Давайте теперь внимательно посмотрим на картину, которая нам показывает как баскаки собирали дань. А так как каждый из вас думает по разному, каждый из вас обратил внимание на совершенно разные моменты этого изображения, поэтому я предлагаю вам следующий план работы. У меня есть 6 шляп, но эти шляпы я принесла не просто так, чтобы вы их примерили, я принесла их с целью, чтобы вы в соответствии с цветом шляпы высказали свое отношение к картине.

  1.  Белая шляпа - ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
  2. Желтая шляпа – МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ, ЧТО…  
  3. Черная шляпа – МНЕ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, ЧТО...
  4. Красная шляпа. - Я ЧУВСТВУЮ ГРУСТЬ (РАДОСТЬ…), ПОТОМУ ЧТО…
  5. Зеленая шляпа. – ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ НА МЕСТЕ…
  6. Синяя шляпа. – ОБОБЩАЯ ВСЕ УСЛЫШСННОЕ, Я МОГУ СКАЗАТЬ…

Следующее проявление вассальной зависимости Руси заключалось в обязанности поставлять воинов в монголо-татарские войска и принимать участие в их военных походах.

Представьте себе: живет семья и вдруг к ним в дом приезжает баскак и заявляет. Что отныне отец семейства должен служить монгольском войске и забирает его.

-Подумайте, а что будет, если заберут отца семейства?

От такого известия зарыдала жена, зарыдали дети… Ведь неизвестно вернется ли он обратно, так как служба предстоит ему нелегкая в войске врагов своих. А кто же тогда будет пахать и сеять, чтобы прокормить детей?..

Русь как лоскутное одеяло состояла  из множества княжеств.

      -А кто же стоял во главе этих княжеств?

-А как выдумаете, каково было положение князей в этот нелегкий период?

Более того, они должны были ездить в Золотую Орду за ярлыком на княжение.

Чтобы получить этот ярлык, князья должны были пройти через костры, чтобы очиститься от злых мыслей, после чего, входить в шатер хана они должны были только на коленях и отпустив глаза. Вот такие унижения должны были вытерпеть русские князья, чтобы получить ярлык.

2.  Борьба русского народа против ордынского владычества.

Однако, полностью сломит волю русского народа и подчинить его монголам не удалось: и князья и простые люди оказывали им сопротивление. Но в тоже время были и князья, которые, наоборот, сами подчинились Орде и заставили подчиниться жителей своих княжеств.

Давайте посмотрим на позицию тех и других. Для этого, прочтите стр 37-38 в учебнике и назовите имя князя , который пытался бороться с Ордой и имя князя, который поддерживал мирные отношения с ханом. К чему это приводило?  

-Как вы думаете, почему князь Александр Невский, князь, который имеет такой величественный вид, князь, который причислен к лику святых, князь, который всеобщим голосованием был признан самым влиятельным лицом России, заставил себя смириться перед лицом монголов?

На самом деле, не случайно, князья оказывали покорность монголам – они хотели дать своей стране восстановить силы и подготовиться к будущей борьбе за свою свободу.

Просмотр видеоролика. Вызывал ли уважение у ордынского хана Батыя Александр Невский?

-как вы считаете, кто, с вашей точки зрения, прав из князей: те которые пытались восставить против монголов, или те, которые им покорились?

Физкультминутка

Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.

И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны)

На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками)

И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

Да у Бога прося помощи (…и тянемся)

Люди русские так трудилися, (сгибаем и разгибаем локти)

Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)

3. Последствия ордынского владычества.

Итак, а сейчас давайте вернемся к вопросу, который мы озвучила в начале урока: положительное или отрицательное влияние оказали монголы на русские земли? У  вас на столах лежат источники- мнения историков о татаро-монгольском нашествии. Прочитайте и обсудите в группе.

Мы с вами воспользуемся весами. Одна чаша у нас будет положительное влияние, а другая – отрицательная. И на эти чаши мы будем класть вот такие магнитики. Используя ваши ответы, мы выясним , какое последствие для Руси имело монголо-татарское нашествие.

Каргалов Вадим Викторович  о  монголо-татарском нашествии

Монголо-татарское нашествие XIII в. оказало глубоко негативное воздействие на экономическое и политическое развитие Руси.

Опустошение русских земель татарскими погромами и систематическое ограбление русского народа ордынскими данями имели крайне тяжелые последствия для страны. Городское ремесло было подорвано разрушением городов и уводом в плен ремесленников, крестьянское хозяйство разорялось татарскими «ратями» и тяжелыми выплатами, в Орду, экономические связи города с деревней оказались нарушенными, ухудшились условия внешней торговли. Народное хозяйство русских княжеств, подорванное татарскими погромами и постоянно истощавшееся данями и поборами, переживало во второй половине XIII в. период упадка. Монголо-татарское завоевание надолго искусственно задержало экономическое развитие Руси.

Гумилев Лев Николаевич о  монголо-татарском нашествии

…Нет необходимости обвинять русских князей за то, что они договорились с татарами о взаимной помощи против наступавших с запада немцев, литовцев и венгров. Зачем называть братский народ потомками «диких грабителей»? Да, они воевали жестоко. Но эта жестокость была вполне в духе того времени. Просто татары воевали более удачно, чем их враги. Можно ли их обвинять за это?

Карамзин Николай Михайлович  о  монголо-татарском нашествии

Монголо-татарское иго «ниспровергло» Россию, отбросив ее на несколько столетий назад в своем развитии. Результаты ига Карамзин видел, в первую очередь, в пресечении правовых свобод и ожесточении нравов. Так же он считал, что с монгольским игом связаны особенности национального характера русского человека. «Мы выучились низким хитростям рабства»,- пишет он.  Но в то же время Карамзин является автором фразы: «Москва обязана своим величием ханам». Другими словами, по мнению историка, монголо-татарское иго способствовало преодолению феодальной раздробленности в Древней Руси.

Таким образом, отрицательных моментов мы с вами выделили больше, чем положительных. Но я хочу вам сказать, что совсем скоро вы узнаете, что все-таки монгольское завоевание способствовало объединению всех русских земель, что конечно же было огромным плюсом.

Закрепление

Чтобы посмотреть как вы усвоили материал сегодняшнего урока, я предлагаю вам выполнить тест, который состоит из 5  вопросов. В каждом вопросе выберете один правильный ответ.

Взаимопроверка, заполните лист самооценки, графа тест.

1. Баскак – это:

        а) монгольский чиновник, проводивший на Руси перепись населения

        б) монгольский воин

        в) военное звание в монгольской армии

        г) представитель ордынского хана на Руси

2. Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах:

        а) выход

        б) ярлык

        в) урок

        г) погост

3.Как назывались ежегодные платежи Золотой Орде

  1. Внеочередные платежи
  2. Ордынский выход
  3. Налог
  4. Деньга

4. Имя князя, который в 1257 году учувствовал вместе с татаро-монголами в подавлении антиордынского восстания в Новгороде.

     1. Александр Невский

     2. Даниил Романович

     3.Ярослав Всеволодович

     4.Михаил Черниговский

5. Кто был освобожден от уплаты дани?

     1. Простой народ

     2. Великий князь            

     3. Бояре          

     4.Служители церкви

Рефлексия

Ну и в заключении урока я вам предлагаю попробовать составить небольшое стихотворение из 5 строчек, синквейн.  Давайте вспомним  как это делается.

Оценивание ( заполните лист самооценки)

Давайте вспомним высказывание Сервантеса, так вот каждый из нас может поучиться мудрости и дипломатичности у этого князя Александра Невского.

Дом. задание § 18 выучить новые исторические термины, на выбор рисунок или кроссворд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Русские земли под властью Золотой Орды"

Урок для учащихся 6 класса, изучающих курс истории России с древнейших времен до конца 16 века по учебнику Е.В. Пчелова...

Урок "Русь под властью Золотой Орды"

Урок для 10 класса,  по программе это второй урок, отведенный на изучение темы "Ордынское владычество на Руси". На уроке  формируются новые знания (представления о последствиях золотоордынск...

Тест по теме:"Русская земля под властью Золотой Орды" 6 класс

Данный тест поможет учителю проверить выполнение домашнего задания учащимися по параграфу 20 учебника Е.В. Пчелова "История России. С древнейших времён до конца XVI века"...

Конспект урока "Русь и Золотая Орда" 6 класс

Конспект урока "Русь и Золотая Орда" по учебнику "История России. 6 класс"  Данилова-Косулиной...

Монголо-татарское нашествие, Русь под властью Золотой Орды, военно-политическая деятельность Александра Невского

Открытыйурок о переломном моменте русской истории середины XIII века, в 10-м классе дается не столько фактический материал, сколько представлены основные концепции и подходы к этому моменту, актуальны...

конспект урока «Русь и Золотая Орда»

Наука  «история» не стоит на месте, как и любая другая, появляются новые исторические источники, исследования новых фактов, помогающих понять, переосмыслить заново то или иное событие...

Методическая разработка урока истории по теме "Золотая Орда" для 6 класса.

Данная методическая разаработка предназначена для проведения урока по курсу Истории России в 6 классе по теме "Золотая Орда". Данный урок проводится в игровой форме путешествия в Золоту...