Открытый урок по теме: "Русские земли под властью Золотой Орды"
план-конспект урока (история, 6 класс) на тему

Печкина Ольга Анатольевна

Урок для учащихся 6 класса, изучающих курс истории России с древнейших времен до конца 16 века по учебнику Е.В. Пчелова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Русские земли под властью Золотой Орды»

Цели урока:

  1. Обобщить итоги и последствия более двухвекового владычества монголо- татар.
  2. Совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстами, продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы.
  3. Воспитать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес

Тип урока: урок повторения изученного материала. План урока:

1    Постановка целей и задач.

  1. Работа в группах по закреплению ранее полученных знаний.
  2. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Ход урока.

1.   Постановка целей и задач. Слово учителя:

Добрый день, ребята! Нам с вами сегодня на уроке предстоит обобщить и закрепить те знания, которые вы получили в ходе изучения темы: «Русские земли под властью Золотой Орды».

Древняя Русь приняла на себя всю тяжесть удара монгольских орд. Она задержала и остановила дальнейшее их продвижение на запад и спасла Западную Европу от разгрома. На данном уроке вы познакомитесь с различными историческими фактами, источниками. Работайте по ним вдумчиво! Удачи вам.

Но прежде чем перейти непосредственно к основному виду нашей работы. Я попрошу вас расшифровать древнюю летопись.

(1,2 отрывки из летописи появляются на слайда постепенно по мере зачитывания)

1        отрывок:

«О, светло, светлая и красиво украшенная земля Русская! Наст ало время тяжёлых испытаний, обрушились на неё страшные беды Первая беда - вина самих русичей. Не сберегли они государства единого, начали князья воевать друг с другом...» Вопрос: Скажите, пожалуйста, о чём идет речь? учащиеся

предположительно отвечают, что речь идет о раздробленности Руси, о

междоусобицах)

2        отрывок:

«А другая беда из степей пришла, налетели, чёрны вороны, спалили города да сёла...»

Вопрос: А это что за беда? (учащиеся предположительно отвечают, что речь идет о нашествии монголо-татар)

3        отрывок:

«Создали захватчики своё государство, а русских людей принудили дань платить. Ходили князья к хану со всей Руси дозволения спрашивать на то, чтобы править своей же землей!»   

Вопрос: О чём главная мысль отрывка летописи? (После предположительного ответа учащихся на слайде появляется надпись)

В 13 веке Русь попала под власть Золотой Орды Но в этой летописи есть продолжение: 4 отрывок

«И лишь 200 лет спустя, наконец - то всё переменилось на Руси ! Прогнали чёрных воронов, снова Русь светом засияла!»

Вопрос: О чём оно? (Учащиеся могут ответить, что речь идет о том, что в 13 веке не смогли защититься от врагов, а через 200 лет смогли освободиться) В 15 веке Русь освободилась от власти Золотой Орды Исходя из выше сказанного, возникает вопрос, на который мы с вами попытаемся,-ответь в конце урока (Вопрос спроецировать на экран)

Вопрос: Чем объяснить, что в 12 веке русские князья были вынуждены подчиниться ханам Золотой Орды, а спустя 2 века смогли освободиться?

2.   Работа в группах по различным заданиям. (Дифференцированный подход в обучении)

Слово учителя: Давайте вспомним, что  мы знаем о монголах? Задание№ 1(1 группе): Я предлагаю вам ряд опорных исторических терминов, фраз по данному вопросу, на основе которых вы должны составить  рассказ о монголах (скотоводство, земледелие, юрта, повозки, пастбища, ханы, родо - племенная знать, межплеменные конфликты, строжайшая дисциплина, Чингисхан, любимое оружие) Задание №1( 2 группе): Сейчас вам будет предложен текст Л.Н. Гумилева «О рождении монгольской империи» прочитав текст вам необходимо провести маркировку текста, т.е. на полях поставить условные знаки: «*» - этот факт вам известен и при ответе учащегося из первой группы был назван

правильно; «-» - это факт вам известен, но при его упоминании была сделана фактическая ошибка; «+» - данная информация является новой и пополнила базу данных по данному вопросу «!»- данный факт вызвал особенный интерес;

Рождение монгольской империи (Из книги Л.Н.Гумилева "От Руси к России"!

Китайские хронисты, описывая народы, живущие к северу от Китая, в Великой степи, называли всех степняков одним именем - "татары". Однако на самом деле этноним "татары" был названием одного из племен. Сами татары делились на три ветви: "белые", "черные'' и "дикие". "Белые" жили вдоль границы Великой степи и подчинялись маньчжурской империи; они охраняли страну за плату. "Черные" жили к северу от пустыни Гоби и подчинялись своим ханам, презирая "белых" за их продажность. Они пасли скот, который кормил их и одевал. "Дикие" жили еще северней. Зачатки государственности у них отсутствовали, подчинялись они только старшим в роде и более всего ценили свободу. Хозяйство их основывалось на охоте и рыболовстве. Кроме татар, в Великой степи кочевали кераиты, управляемые ханами. Одним из небольших народов были монголы. Среди кочевников Монголии в центральной части степи было 8 родов найманов. Племена не очень дружно жили между собой, но более опасными для них

были не соседи, а маньчжуры. В XII веке оборону монголов от маньчжуров и их союзников-татар возглавил Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Тэмуджину пришлось добиваться власти, В 1182 году его избрали ханом с титулом "Чингиз" (что скорее всего обозначает "человек, имеющий всю полноту власти"). В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды. Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу, Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие -иначе смерть. Смерть была воздаянием и за убийство, блуд мужчины, неверность жены, кражу, грабеж, сокрытие беглого раба. За менее тяжкие преступления полагалась ссылка в Сибирь или наказание штрафом.

Проверка задания:

В ходе проверки ученики оценивают свои знания, пополняют их и ставят перед собой

задачи дальнейшего познания изучаемого вопроса.

Вопросы для 2 группы:

  1. Какие сведения были для вас новыми?
  2. Что в тексте вызвало у вас вопрос и желание узнать больше?

3        Какой вывод вы можете сделать на основании изученного вопроса? .

(Может вызвать желание узнать больше вопрос о происхождении термина «монголо-татары».

Татарами издавна называли всех пришельцев из Монголии. Спасаясь от нашествия, половцы отправились на Русь и в Европу, разнося повсюду весть о страшном народе. появившемся с востока. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. - монголы или татары? Выяснилось, что Чингисхан и его полководцы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые "татарами».)

Вывод; монголо-татары к концу 13 века находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, возникновение и развитие государственности носило военизированный характер. В начале века главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства.

Слово учителя: Монголо-татарское нашествие продолжалось с 1237 по 1240 г, В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреть! многих ремесел...

Задание № 2 общее для каждой группе: Перед вами несколько рисунков. Назовем их условно "Бурелом", "Цунами", "Пожарище. Посмотрите внимательно и выберите тот рисунок, который в вашем представлении наиболее полно ассоциируется с последствиями монголо-татарское нашествие. Анализируя выбранную ассоциацию, подберите к ней известные вам исторические факты, Komopыe бы лучшим образом

раскрыли сущность ассоциации как последствия монголо-татарского разгрома. Заполните "двойной дневник" по схеме: 1) Ассоциация и ассоциативные связи. 2) Факты, раскрывающие сущность ассоциации.

Ассоциация и ассоциативные связи


Факты, раскрывающие сущность ассоциации.

Например, заполнение 1-й графы: ассоциация "Бурелом", ассоциативные связи: поваленные деревья; устоявшие деревья; сломанные большие и малые деревья; молодые деревца, кусты и т.д.

Пример заполнения 2-й графы: разорены города Рязань, Владимир. Торжок; сохранившиеся в целостности города Новгород, Смоленск; погибло много людей (стариков, женщин, детей); возрождающиеся города и села

Вывод: Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо прекрасных городов остались руины и пепелища. Но не все города постигла подобная участь.

Задание  3 общее; из предложенного списка городов выбрать те города, которые

подверглись завоеванию и разорению, и те, которые уцелели в ходе нашествия.

Результат своей работы оформить в таблицу.

Список городов: Рязань, Владимир, Суздаль, Москва, Коломна, Козельск, Киев, Чернигов,

Новгород, Псков, Ладога, Полоцк, Смоленск

(Одна группа называет города уцелевшие, другая - пострадавшие в результате

нашествия монголов)

Пострадали


Уцелели

Рязань, Владимир, Суздаль, Москва, Коломна, Киев, Козельск, Чернигов,


Новгород, Псков, Ладога, Полоцк, Смоленск.

Вопрос: Почему же многие из выбранных вами городов были разрушены, а некоторым

удалось уцелеть? (Некоторым городам удалось уцелеть, так как они находились в

стороне от пути завоевателей. Другие смогли отбить наступление или

заблаговременно покинуты жителями. А сразу же после ухода монголо - татарских

войск возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия,

разрушенная и истерзанная продолжала жить.)

Вопрос: Какие примеры героической обороны вы можете привести? (Ответы учащихся

по одному от каждой группы)

Вопрос: Какой же можно сделать вывод? Было ли разорение Руси повсеместным?

(Разорение было тяжелым, но не повсеместным)

Слово учителя: Ханы Золотой Орды коршунами стали виться над разоренной Русью, зорко следя, чтобы не зажили её раны, не набралась бы силы какая - ни будь из её земель. Они хитро и коварно разжигали и рознь и междоусобицы князей. Русь не входила в состав Золотой Орды, но большая часть русских княжеств подчинялась ордынским ханам. Эта зависимость проявилась по - разному. Следующая задача, которую мы с вами должны разрешить заключается в том, чтобы определить и сформулировать для записи в таблицу, в чём проявлялась политическая и экономическая зависимость русских земель. Учебная задача № 4 (Текст для 1 группы - политическая зависимость).

                                               Основные признаки

Политическая зависимость        •        Княжение по ярлыку

  1. Контроль за деятельностью князей
  2. Вмешательство в порядок управления
  3. Жестокая расправа с неповиновением

Экономическая зависимость       •    Ежегодная выплата дани - «ордынский выход»

После выступлений каждой группы ответы учащихся проецируются на экран и заносятся в тетрадь

Общее задание: в закрепление сказанного вами я попрошу вас выполнить задание уровня В. Необходимо заполнить пропуски в тексте. Текст для групп    Золотоордынский хан считался (верховным правителем) подчиненных ему русских земель. На Руси ханов называли (царями), а своих правителей (князьями). Русские князья ездили к хану на (поклон). Хан выдавал князьям (ярлык). С русских земель ордынцы собирали ежегодную (дань). Размер дани составлял (1300 кг серебра). Ещё одной повинностью была обязанность (поставлять воинов) в монгольское войско. Правда, ордынцы проявляли веротерпимость. (Православная церковь) была освобождена от дани. (учащиеся выполняют задание, отвечают и ответы вставляются на экране)

Татаро - монгольское иго было наиболее тяжелым во второй половине 13 века. Впоследствии, по мере ослабления Орды и возрождения русских земель, зависимость от хана ослабевала. И все иноземное иго длилось более двух веков -до 1480 года.

Вопрос: Так почему же в 13 веке русские войска не смогли дать отпор золотоордынцам, а в15 веке Русь освободилась от ига? (Не хватало сил для отпора угнетателям)

Расстановка сил, способствовавшая успеху в борьбе с Ордой, сложилась лишь после долгих десятилетий ига. И это время не могло оставить следа в русской истории. Во - первых, часть западных и юго- западных земель попала под власть Литвы, и эти территории надолго оказались оторваны от Северо - Восточной и Северо - Западной Руси, сократились контакты с Западом, и Россия начала сближаться с восточными странами.

Вывод Прошло самое тяжелое время внедрения ханской власти в русскую жизнь. Дальнейшее развитие России и Золотой Орды пошло в разных, диаметрально противоположных направлениях. Если в Золотой Орде весьма заметно вызревали элементы распада, то среди русских княжеств в это же время шел энергичный процесс; образования сильного национального государства. Итог урока

  1. Комментированное выставление оценок.
  2. Домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русь под властью Золотой Орды"

Урок для 10 класса,  по программе это второй урок, отведенный на изучение темы "Ордынское владычество на Руси". На уроке  формируются новые знания (представления о последствиях золотоордынск...

Тест по теме:"Русская земля под властью Золотой Орды" 6 класс

Данный тест поможет учителю проверить выполнение домашнего задания учащимися по параграфу 20 учебника Е.В. Пчелова "История России. С древнейших времён до конца XVI века"...

Монголо-татарское нашествие, Русь под властью Золотой Орды, военно-политическая деятельность Александра Невского

Открытыйурок о переломном моменте русской истории середины XIII века, в 10-м классе дается не столько фактический материал, сколько представлены основные концепции и подходы к этому моменту, актуальны...

Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")

В разработке  урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...