конспект урока «Русь и Золотая Орда»
план-конспект урока по истории (6 класс)

Аешина Наталья Юрьевна

Наука  «история» не стоит на месте, как и любая другая, появляются новые исторические источники, исследования новых фактов, помогающих понять, переосмыслить заново то или иное событие, выявить проблемы. Это происходит в любой науке и история -  не исключение. В истории есть много спорных вопросов, которые требуют дополнительного изучения. Одной из спорных тем в исторической науке является тема, которая перекликается с темой нашего урока – «монгольское нашествие и его последствия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok.docx1.01 МБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Русь и Золотая Орда ». Аешина Н.Ю. Учитель истории и обществознания

Слайд 2

Наука «история» не стоит на месте, как и любая другая, появляются новые исторические источники, исследования новых фактов, помогающих понять, переосмыслить заново то или иное событие, выявить проблемы. В истории есть много спорных вопросов, которые требуют дополнительного изучения. Одной из спорных тем в исторической науке является тема, которая перекликается с темой нашего урока – «монгольское нашествие и его последствия ». Об этом говорят многие исторические исследования. Историки до сих пор ведут дискуссии по проблеме влияния ордынского владычества на экономическую, политическую жизнь русского народа. Одни историки утверждают, что монгольское влияние на Русь было только отрицательное. Другие утверждают, что были и отрицательные и положительные моменты. Исходя из этих рассуждений, попробуйте определить цель нашего урока .

Слайд 3

Цель: Какое влияние ордынское владычество оказало на жизнь русского народа.

Слайд 4

ЗАДАНИЕ 1 Распредели слова на три группы - Назовите, какое событие объединяет каждую группу. шведы, Чудское озеро , монголы , Козельск , рыцари-крестоносцы, Нева, хан , « свинья ». Назовите даты этих событий? - С именами каких исторических деятелей связаны эти события?

Слайд 5

ответ Невская битва Ледовое побоище 15 июля 1240 5 апреля 1242 шведы Чудское озеро Нева рыцари-крестоносцы «свинья» Монголо-татарское нашествие 1237-1241 гг монголы Козельск хан

Слайд 6

Ответы: - Александр Невский, Батый.

Слайд 7

Задание 2. Используя схему, сделайте вывод - в каком положении оказалось Древнерусское государство в XIII веке?

Слайд 8

План. 1. Образование Золотой Орды. 2. Повинности русского населения. 3. Борьба русского народа против ордынского владычества. 4. Последствия монголо-татарского нашествия.

Слайд 9

1. Образование Золотой Орды. После возвращения из похода в Западную Европу в 1243 году Батый стал правителем собственного государства, входившего в состав Монгольской империи. В это государство вошли земли волжских булгар, Половецкая степь, Крым, Приуралье , Западная Сибирь, часть Средней Азии . Это было одно из самых больших государств Средневековья. На Руси это государство называли Золотой Ордой . Его столицей стал город Сарай .

Слайд 10

Запишем в тетради: Золотая Орда – государство, созданное ханом Батыем. Сарай («дворец») – столица Золотой Орды.

Слайд 11

Работа с картой по вопросам: - Найдите и покажите территорию Золотой Орды и ее столицу (земли волжских болгар, половецкую степь, Крым, Приуралье , Западную Сибирь, часть Средней Азии); - На какой реке располагалась столица Золотой Орды? - Определите по карте, входила ли Русь в состав Золотой Орды?

Слайд 13

РУССКИЕ ЗЕМЛИ НЕ ВОШЛИ В СОСТАВ, НО ОНИ ПОПАЛИ В ВАССАЛЬНУЮ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОРДЫ

Слайд 14

Вопрос: Что означает понятие вассальное государство?

Слайд 15

Вассальное государство — государство , находящееся в подчинении другому государству, но сохраняющее своего правителя.

Слайд 16

ЯРЛЫК – ХАНСКАЯ ГРАМОТА НА КНЯЖЕНИЕ Самым привлекательным был ярлык на владимирское княжество, т.к. теперь не киевский князь, а владимирский имел право на старшинство.

Слайд 17

Запишем определение: «Ярлык» - это ханская грамота на (великое) княжение. «Владычество» - господство

Слайд 18

2. Повинности русского населения. Вопрос: В чем же еще выражалась зависимость Руси от Золотой Орды? Чтобы ответить на этот вопрос вам понадобится учебник. Работа с учебником. Задание: прочитать текст учебника на с. 123-125 пункт «Повинности русского населения» и ответить на вопросы :

Слайд 19

1. Кто такие «баскаки»? 2. Что такое «выход»? 3. Что делали с людьми, отказавшимися платить выход? 4. Кто такие «численники»? 5. Кого монголо-татары освобождали от выплаты дани? Почему?

Слайд 20

ЗАПИШЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: - Баскаки – сборщики дани на Руси - Выход – регулярная дань на Руси для хана Золотой Орды - Число – перепись населения - Численники – монгольские чиновники, переписчики

Слайд 21

3. Борьба русского народа против ордынского владычества В 1257-1259 годах монголы провели на Руси перепись населения. Во все города приехали численники (переписчики). Все жители были переписаны для того, чтобы никто не ушел от дани. В 1262г в Ростове, Суздале, Владимире начались народные волнения. Многие баскаки были убиты, остальные изгнаны из городов. - Ребята, кто мог защитить народ от угнетения? - Почему?

Слайд 22

Работа с текстом учебника. Учитель: Прочитайте текст учебника на с. 125 пункт «Борьба русского народа против ордынского владычества» 2-й и 3-й абзацы и ответьте на вопрос : Какую политику проводил Александр Невский по отношению к Золотой Орде??

Слайд 23

Вопрос: Итак, как можно охарактеризовать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде?

Слайд 24

Вопрос: Что удалось сделать Александру Невскому благодаря такой политической мудрости?

Слайд 25

Ответы: 1. Удалось предотвратить разгром городов. 2. Орда пошла на уступки – право сбора дани было передано русским князьям. 3. В результате власть князей укрепилась.

Слайд 26

Вопрос: Выбор какого из князей вам кажется наиболее верным и необходимым русскому государству в этот период?

Слайд 27

4. Последствия монголо-татарского нашествия. - Самостоятельная работа в парах. Прочитайте текст учебника - «Последствия ордынского владычества» на с. 126-127 , обсудите этот вопрос в парах, и определите какие из них были положительные, а какие отрицательные и заполните таблицу.

Слайд 28

«Последствия ордынского владычества» Отрицательные («-») Положительные(«+»)

Слайд 29

Отрицательные («-») Положительные(«+») Утрата многих ремесел Появление многих центров (Тверь, Москва, Нижний Новгород) Разрушены города Усиление власти князей Выплата дани Духовенство освобождалось от дани Отставание в хозяйственном развитии на 50-100 лет Взаимообогащение Руси и Золотой Орды в хозяйстве и быту Угасание вечевых традиций Сократилась численность населения Русская культура пришла в упадок (из – за пожаров погибло множества произведений исскуства , письменных источников)

Слайд 30

Учитель: Вернемся к нашему главному вопросу : - Какое влияние оказало ордынское иго на жизнь русского народа? - Как мы можем ответить на наш вопрос?

Слайд 31

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 14 учебника Составить синквейн на тему «Золотая Орда» Творческое задание: написать мини – сочинение на тему «Сбор дани баскаками»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русь под властью Золотой Орды"

Урок для 10 класса,  по программе это второй урок, отведенный на изучение темы "Ордынское владычество на Руси". На уроке  формируются новые знания (представления о последствиях золотоордынск...

Материал к уроку "Русь и Золотая Орда"

Проблемно-диалогический урок "Русь и Золотая Орда"...

Конспект урока "Русь и Золотая Орда" 6 класс

Конспект урока "Русь и Золотая Орда" по учебнику "История России. 6 класс"  Данилова-Косулиной...

презентация к уроку "Русь и Золотая орда" 6кл.

прекрасная презентация к уроку...

Конспект урока« Русь моя, жизнь моя»

Уро получение новых знаний по творчеству А.Блока,путём анализа стихотворений показать, как развивалась тема Родины, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России....

Разработка урока "Русь и Золотая Орда

Конспект урока по предмету История России 6 класс....