Разработка урока "Русь и Золотая Орда
план-конспект урока по истории (6 класс)
Конспект урока по предмету История России 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель истории и обществознания
Шацких Юлия Васильевна МБОУ Нижнекаменская
СОШ Алтайского района
Конспект урока истории по теме «Русь и Золотая Орда».
Цели деятельности педагога: создание условий для разностороннего развития у обучающихся навыков самостоятельного добывания знаний при направляющей деятельности учителя по теме урока
Задачи урока:
образовательные: охарактеризовать состояние русских земель во времена монголо-татарского нашествия; выяснить в чем проявилась политическая и экономическая зависимость Руси от Орды; показать борьбу русского народа против установления ордынского владычества, создать условия для рассуждения о последствиях ордынского завоевания для Руси;
развивающие: развивать умения обучающихся анализировать исторические документы, способности сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умения организовывать свою работу в группе;
воспитывающие: воспитывать чувства патриотизма, толерантности, трудолюбие, определение личностного отношения к истории .
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок проходит в виде занятия в группах.
Основные понятия: орда, баскаки, иго, ярлык, ордынский выход, численники..
Оборудование: ПК, мультимедиа оборудование, учебник (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. – М., Просвещение, 2004); настенная карта «Русь в XII — начале XIII в.»; иллюстрации по теме; листы для индивидуальной работы, документы в виде раздаточного материала.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.
УУД, которые формируются в ходе урока:
- регулятивные: целеполагание, планирование;
- познавательные: поиски и выделение необходимой информации, умение осознано строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей;
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Каждый этап урока построен по схеме: «задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения».
I этап – мотивационно-целевой (смыслообразующий).
Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне.
Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Татары! Они! Татары! Большим валом валят!»
Вопрос классу: Что мы уже знаем о татарах? (татары – кочевое монгольское племя; предводителем был Чингисхан, мечтавший завоевать всю вселенную; жестокость – характерная черта военных походов, они завоевали Русь). А что было после завоевания между моголами и Русью знаем?
Как результат завоевания моголами Руси следует тема нашего урока параграф 14. Как звучит тема урока? (Русь и Золотая Орда). Какие задачи мы поставим? Что мы можем узнать?
Задачи:
- Золотой Орды? изучить в чем проявиось владычество Орды на Руси;
- изучить в чем проявилась экономическая зависимость Руси от Орды;
- рассмотреть борьбу русского народа против установления ордынского владычества;
- выявить последствия ордынского завоевания.
План
1. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси.
2. Повинности русского населения
3. Борьба русского народа против ордынского владычества
4. Последствия Ордынского владычества
II этап – содержательный. Работа ведется по группам. Организация групповой работы обучающихся.
Работать мы с вами будем по группам, каждая из которых получает свое задание.
Работа групп в течение 10-12 минут. В процессе работы группы используя текст учебника параграфа 14 должны подготовить выступление по своей проблеме и составить опорный конспект.
Задания для групп
1 ГРУППА Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. (работа с текстом учебника С114-116)
Вопросы:
- Как образовалось государство Золотая Орда?
- Вошли ли русские земли в состав Золотой Орды?
- Как проявлялось ордынское владычество на Руси?
- Объясните что такое ярлык?
2 ГРУППА Повинности (обязанности) русского населения (работа с текстом учебника С 116-118)
Вопросы:
1.Объясните кто такие «баскаки»?
2. Дайте определение понятия «выход». Из чего он состоял?
3. Объясните кто такте «численники»?
4. Обобщите какие повинности несло русское население в пользу Золотой Орды
3 ГРУППА Борьба русского народа против ордынского владычества (работа с текстом учебника С.118)
Вопросы:
1.На контурной карте отметьте красным цветом города Северо-Восточной Руси, в которых произошли антиордынские восстания. Подпишите даты восстаний.
2.Подумайте почему Александр Невский, сумевший разгромить немцев и шведов, не стал бороться против Орды?
4 ГРУППА Последствия Ордынского владычества. (работа с тексом учебника С.119)
Вопросы:
- Представленные последствия ордынского владычества разделите на: политические, экономические, социальные, культурные. (подпишите на листках). Поясните их.
Домашнее задание:
- параграф 14;
- выписать определения в тетрадь;
- подготовить примеры культурного влияния монголов на население Руси.
Решение теста. После выполнения теста обучающиеся осуществляют самоконтроль.
III этап – оценочно-рефлексивный.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке по 5-бальной шкале.
Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал – 5 баллов.
Усвоил новый материал частично – 3-4 баллов.
Мало что понял, необходимо еще поработать – 1-2 баллов.
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 5 баллов.
Допустил ошибки – 3-4 баллов.
Не справился – 1-2 баллов.
Как работала группа?
Дружно, совместно разбирали задания – 5 баллов.
Не все активно участвовали в обсуждении – 3-4 баллов.
Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 1-2 баллов.
Учитель организует процедуру рефлексии. Учащиеся осуществляют рефлексию своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/03/picture-24728-1575339297.jpg)
Интегрированный урок по истории и информатике в 10 А кл на примере темы «Александр Невский и Золотая Орда»
Данный конспект раскрывает подробный ход интегрированного урока по истории и информатике по теме "Александр Невский и Золотая Орда". На уроке используются разные познавательные задания по информатике ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/20/picture-106101-1571568592.jpg)
Лабораторная работа по истории "Нашествие Золотой Орды на Русь»
Предлагаю апробированное лабораторное занятие по истории для учащихся 10 класса на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь". Материалам лабор...
Путешествие в столицу Золотой Орды Сарай-Бату.,
Старый Сарай(Сарай - Бату,Старый,Сарай-аль-Махруса-Дворец Богохранимый")-средневековый город столица Золотой Орды.Распологается прмерно в 80 км. современного города Астрахани,в районе села Селитренное...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/08/picture-50718-1683564096.jpg)
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/20/picture-1221194-1582205047.jpg)
Методическая разработка урока истории по теме "Золотая Орда" для 6 класса.
Данная методическая разаработка предназначена для проведения урока по курсу Истории России в 6 классе по теме "Золотая Орда". Данный урок проводится в игровой форме путешествия в Золоту...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/11/picture-1435964-1670774469.jpg)
Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура»
Методическая разработка составлена с учетом требований ФГОС и Историко-культурного стандарта с применением технологии проблемного обучения....