Разработка урока "Русь и Золотая Орда
план-конспект урока по истории (6 класс)

Шацких Юлия Васильевна

Конспект урока по предмету История России 6 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознания

Шацких Юлия Васильевна МБОУ Нижнекаменская

СОШ Алтайского района

Конспект урока истории по теме «Русь и Золотая Орда».

Цели деятельности педагога: создание условий для разностороннего развития у обучающихся навыков самостоятельного добывания знаний при направляющей деятельности учителя по теме урока

Задачи урока:

образовательные: охарактеризовать состояние русских земель во времена монголо-татарского нашествия; выяснить в чем проявилась политическая и экономическая зависимость Руси от Орды; показать борьбу русского народа против установления ордынского владычества, создать условия для рассуждения о последствиях ордынского завоевания для Руси;

развивающие: развивать умения обучающихся анализировать исторические документы, способности сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умения организовывать свою работу в группе;

воспитывающие: воспитывать чувства патриотизма, толерантности, трудолюбие, определение личностного отношения к истории . 

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок проходит в виде занятия в группах.

Основные понятия:  орда, баскаки, иго, ярлык, ордынский выход, численники..

Оборудование: ПК, мультимедиа оборудование, учебник (Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. – М., Просвещение, 2004); настенная карта «Русь в XII — начале XIII в.»; иллюстрации по теме;  листы для индивидуальной работы, документы в виде раздаточного материала.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе урока: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.

УУД, которые формируются в ходе урока:

- регулятивные: целеполагание, планирование;

- познавательные: поиски и выделение необходимой информации, умение осознано строить речевое высказывание в устной и письменной формах, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей;

- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Каждый этап урока построен по схеме: «задача – деятельность обучающихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня  выполнения».

I этап – мотивационно-целевой (смыслообразующий).

 Русь, 1237 год. Дозорный русский воин в полудреме прислушивается к звукам извне.

Тишина. Глаза слипаются. Мерное дыхание спящего нарушает вдруг чье-то прикосновение. Воин вздрагивает, не понимая ничего в первую секунду хватает меч. Нет, все спокойно. Просто легкий осенний ветерок принес паутинку, которая и потревожила воина. Но откуда это чувство тревоги? Вглядываясь вдаль до рези в глазах, он пытается отогнать тревогу. Воин вдруг заметил на горизонте черные точки. Они двигались, пребывали, ползли торопливо, точно муравьи на белой холстине. Они уже разделились потоками, отклоняясь в разные стороны. Вскоре можно было различить мчавшихся всадников. «Татары! Они! Татары! Большим валом валят!»

Вопрос классу: Что мы уже знаем о татарах? (татары – кочевое монгольское племя; предводителем был Чингисхан, мечтавший завоевать всю вселенную; жестокость – характерная черта военных походов, они завоевали Русь).  А что было после завоевания между моголами и Русью знаем?

Как результат завоевания моголами Руси следует тема нашего урока параграф 14. Как звучит тема урока? (Русь и Золотая Орда). Какие задачи мы поставим?  Что мы можем узнать?

Задачи:

-  Золотой Орды? изучить в чем проявиось владычество Орды на Руси;

- изучить в чем проявилась экономическая зависимость Руси от Орды;

- рассмотреть борьбу русского народа против установления ордынского владычества;

- выявить последствия ордынского завоевания.

План

1. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси.

2. Повинности русского населения

3. Борьба русского народа против ордынского владычества

4. Последствия Ордынского владычества

II этап – содержательный. Работа ведется по группам. Организация групповой работы обучающихся.

Работать мы с вами будем по группам, каждая из которых получает свое задание.

Работа групп в течение 10-12 минут. В процессе работы группы используя текст учебника параграфа 14  должны подготовить выступление по своей проблеме и составить опорный конспект.

Задания для групп

1 ГРУППА Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. (работа с текстом учебника С114-116)

Вопросы:

  1. Как образовалось государство Золотая Орда?
  2. Вошли ли русские земли в состав Золотой Орды?
  3. Как проявлялось ордынское владычество на Руси?
  4. Объясните что такое ярлык?

2 ГРУППА Повинности (обязанности) русского населения (работа с текстом учебника С 116-118)

Вопросы:

1.Объясните кто такие «баскаки»?

2. Дайте определение понятия «выход». Из чего он состоял?

3. Объясните кто такте «численники»?

4. Обобщите какие повинности несло русское население в пользу Золотой Орды

3 ГРУППА Борьба русского народа против ордынского владычества (работа с текстом учебника С.118)

Вопросы:

1.На контурной карте отметьте красным цветом города Северо-Восточной Руси, в которых произошли антиордынские восстания. Подпишите даты восстаний.

2.Подумайте почему Александр Невский, сумевший разгромить немцев и шведов, не стал бороться против Орды?

4 ГРУППА Последствия Ордынского владычества. (работа с тексом учебника С.119)

 Вопросы:

  1. Представленные последствия ордынского владычества разделите на: политические, экономические,  социальные, культурные. (подпишите на листках). Поясните их.

Домашнее задание:

- параграф 14;

- выписать определения в тетрадь;
- подготовить  примеры культурного влияния монголов на население Руси.

Решение теста. После выполнения теста обучающиеся осуществляют самоконтроль.

III этап – оценочно-рефлексивный.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке по 5-бальной шкале.

Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал – 5 баллов.

Усвоил новый материал частично – 3-4 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать – 1-2 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 5 баллов.

Допустил ошибки – 3-4 баллов.

Не справился – 1-2 баллов.

Как работала группа?

Дружно, совместно разбирали задания – 5 баллов.

Не все активно участвовали в обсуждении – 3-4 баллов.

Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 1-2 баллов.

Учитель организует процедуру рефлексии. Учащиеся осуществляют рефлексию своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и информатике в 10 А кл на примере темы «Александр Невский и Золотая Орда»

Данный конспект раскрывает подробный ход интегрированного урока по истории и информатике по теме "Александр Невский и Золотая Орда". На уроке используются разные познавательные задания по информатике ...

Лабораторная работа по истории "Нашествие Золотой Орды на Русь»

       Предлагаю  апробированное лабораторное занятие по истории для учащихся 10 класса на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь". Материалам лабор...

Путешествие в столицу Золотой Орды Сарай-Бату.,

Старый Сарай(Сарай - Бату,Старый,Сарай-аль-Махруса-Дворец Богохранимый")-средневековый город столица Золотой Орды.Распологается прмерно в 80 км. современного города Астрахани,в районе села Селитренное...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Методическая разработка урока истории по теме "Золотая Орда" для 6 класса.

Данная методическая разаработка предназначена для проведения урока по курсу Истории России в 6 классе по теме "Золотая Орда". Данный урок проводится в игровой форме путешествия в Золоту...

Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура»

Методическая разработка составлена с учетом требований ФГОС и Историко-культурного стандарта с применением технологии проблемного обучения....