Лабораторная работа по истории "Нашествие Золотой Орды на Русь»
план-конспект урока по истории (10 класс)

Гусева Анна Владимировна

 

         Предлагаю  апробированное лабораторное занятие по истории для учащихся 10 класса на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь". Материалам лабораторной работы предшествует пояснительная записка, в которой дается теоретическое обоснование  необходимости проведения лабораторных работ на уроках истории.

Отличительной особенностью лабораторной работы по истории является высокая степень самостоятельности учащихся при изучении новой темы. Учитель на лабораторном занятии выступает уже не в качестве информатора, а как организатор и консультант.

     Лабораторные занятия бывают двух видов: по учебнику и по документам.

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника  на лабораторном занятии обязательно должна строиться на заданиях нескольких типов, которые  перечислены выше. Тогда работа школьников не замкнется только на поиске информации по теме, а перерастет в своеобразное ученическое исследование, восстанавливающее историческую эпоху.

           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторное занятие по истории.

Пояснительная записка.

          Лабораторная работа – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам.

          Отличительной особенностью лабораторной работы является высокая степень самостоятельности учащихся при изучении новой темы. Учитель на лабораторном занятии выступает уже не в качестве информатора, а как организатор и консультант.

           Лабораторные занятия бывают двух видов: по учебнику и по документам.

           

Лабораторное занятие по учебнику – более простой и доступный  вариант работы для учащихся. Можно назвать следующие цели лабораторного занятия по учебнику:

Формирование яркого, целостного образа-представления об исторических фактах и их интерпретации авторами учебников, создать собственный образ исторических фактов, формулирование и аргументация личных оценочных суждений.

Развитие и совершенствование умений анализировать учебный текст, различая объективные исторические факты и их авторскую интерпретацию.

Развитие и совершенствование умений оценивать учебную информацию на предмет достоверности.

Развитие и совершенствование умений сопоставлять различные толкования исторических фактов.

 Неотъемлемым условием проведения лабораторного занятия по учебнику являются следующие условия:

Материалы учебника глубоко и содержательно, доступно для учащихся конкретного возраста раскрывают тему занятия.

Автор учебника отражает одну или несколько точек зрения на исторический факт, анализирует и аргументирует их, сопоставляет их.

Историческая тема раскрывается в учебнике на примере однородных фактов, при их сопоставлении, систематизации и обобщении на основе разработанного алгоритма.

  Структура лабораторного занятия по учебнику.

    1 этап – организационный. 

 Учитель сообщает тему и мотивирует её выбор и формулировку, выдвигает учебные проблемы или  предлагает сделать это учащимся самостоятельно, знакомит учащихся с учебником или текстом, на основе которых будет организовано лабораторное занятие, разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов лабораторной работы.

   2 этап – самостоятельная работа учащихся.

 Ученик работает с материалом учебника в соответствии с требованиями к лабораторному занятию. Учитель на данном этапе выполняет функции координатора и консультанта.

3 этап – обсуждение результатов.

 Форма отчетности может быть различной: творческий отчет группы, выступление представителей, фронтальная обобщающая беседа.

4 этап – подведение итогов.

 Суммирование подходов формулировка вывода, оценка работы учащихся.

Типология познавательных заданий к учебному тексту:

      *  Задания на проверку понимание прочитанного: тест с выбором ответов, тест с альтернативными ответами, тест с ограничениями на ответы, толковый словарь темы, календарь событий, таблица, исторические задачи, тест-последовательность, историческая карта, составление простого, развернутого или стереотипного плана.

     *     Задания на образную реконструкцию исторических фактов:  текст с ошибками, кроссворд, словесный портрет исторической личности, работа с иллюстрациями параграфа, символическое изображение главной идеи параграфа.

     *  Задания на анализ учебного текста: составление смыслового плана, составление сравнительно-обобщающей таблицы, составление конкретизирующей таблицы, составление логических схем.

     *         Задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений.

    Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника  на лабораторном занятии обязательно должна строиться на заданиях нескольких типов, которые  перечислены выше. Тогда работа школьников не замкнется только на поиске информации по теме, а перерастет в своеобразное ученическое исследование, восстанавливающее историческую эпоху.

Лабораторное занятие по учебнику.

Тема: «Монголо-татарское нашествие на Русь» 10 класс по учебнику А.Н. Сахаров, История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова.- 12 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008г. – 336 с.: ил., карт.

Цель занятия: познакомить учащихся с крупнейшим событием в истории Руси. Организовать изучение исторического факта по материалу учебника, показать учащимся варианты оценок в отношении дальнейшего развития Руси (положительные и отрицательные) по итогам свершившегося исторического факта. Помочь ученикам в определении собственной позиции в отношении данного события. Научить выделять негативные и позитивные стороны данного события для дальнейшего развития государства Русь.

   

    Самоопределение учащихся в приемах учебной работы и её целях будет способствовать актуализации необходимых знаний и умений, их совершенствованию.

   Познакомиться  в классе с данным событием и его оценками, определиться в собственном отношении  поможет следующий вариант работы:

Самостоятельная работа учащихся:

Прочитайте о событиях Монголо-татарского нашествия на Русь в учебнике А.Н. Сахаров, История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений/ А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова.- 12 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008г. – 336 с.: ил., карт.

    Составьте развернутый план данного факта. Пункты плана сформулируйте кратко, выделите причины удачного продвижения монголо-татарской армии по территории Руси.  В подпунктах плана постарайтесь раскрыть причины, по которым русские княжества потерпели поражение в борьбе против нашествия монголо-татарских войск. Выделите общие причины поражений.

    2. Составьте календарь событий.

При составлении календаря учащимся необходимо напомнить о хронологической последовательности основных этапов монголо-татарских завоеваний на Руси.

 Как осуществлялась власть Золотой Орды над Русью? Что в её осуществлении было, на ваш взгляд, необычным? С чем это было связано? Каковы были политические, экономические и социальные  последствия  становления монголо-татарского ига на Руси?

    3. Составьте толковый словарь темы: Выпишите новые слова и выражения с определениями:

«Батыево нахождение на Русь», «ярлык на княжение», баскак, «ордынские численники» и т.д.

4. Сформулируйте вывод по теме занятия.

Большинство ученых определяют монголо-татарское нашествие на Русь с отрицательных позиций. Выясните, как определяют данное событие авторы вашего учебника, какие аргументы приводят в защиту своих позиций? Какой точки зрения на монголо-татарское нашествие на Русь придерживаетесь вы? Почему данному событию нельзя дать однозначную оценку?

           В качестве фронтального домашнего задания учащимся можно предложить: заполнить тематическую контурную карту, познакомиться с позициями  авторов других школьных учебников по данному факту и подготовить подборку данных позиций с собственной оценкой к следующему уроку. Разработать и оформить тематический тест с выбором ответов.

         Для более заинтересованных учащихся для домашних размышлений  можно предложить вопросы  «продвинутого уровня» (вопросы под *):

1* Почему для развития цивилизации важен выбор сферы политического и культурного диалога и сферы духовного и политического неприятия?

2* Каковы были взаимоотношения монголо-татарских ханов с русскими князьями и церковью?

3* Какие новые обычаи ввели при русских княжеских дворах монголо-татары?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСТОРИЯ 6 класс Тема: Русь и Золотая Орда

6 класс, учебник А.А.Данилова «История. Россия с древнейших времен до конца VII века», изд. «Просвещение», СФЕРЫ. На уроке учащиеся определяют  процесс складывания отношений между Золотой О...

Русь и Золотая Орда

Презентация содержит краткий материал о  Руси и Золотой Орде...

Урок "Русь под властью Золотой Орды"

Урок для 10 класса,  по программе это второй урок, отведенный на изучение темы "Ордынское владычество на Руси". На уроке  формируются новые знания (представления о последствиях золотоордынск...

Русь и Золотая Орда

Данная работа является методической разработкой урока по предмету история в 6 классе. Разработка включает в себя архив Win Rar, в который входят: технологическая карта урока и презентация к уроку по У...

Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» для 10 класса. Тема: «Русь и Золотая Орда»

Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» по теме: «Русь и Золотая Орда». Игра проводится как обобщающий урок по теме или как внеклассное мероприятие. Это позволяет систематизировать, обобщить и за...

Урок по теме "Русь и Золотая Орда"

Цели урока по линиям развития личности: Линия 1.  Историческое мышление.  Найти доказательства установления государственной зависимости Руси  от Золотой Орды. Объяснить, в чём выражал...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...