ИСТОРИЯ 6 класс Тема: Русь и Золотая Орда
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Аникина Жанна Борисовна

 

6 класс, учебник А.А.Данилова «История. Россия с древнейших времен до конца VII века», изд. «Просвещение», СФЕРЫ. На уроке учащиеся определяют  процесс складывания отношений между Золотой Ордой и русскими княжествами, определяют последствия ордынского владычества на Руси. Используется проблемный метод обучения. Используется учебник с элетронным приложением, что значительно расширяет текстовую и визуальную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.docx123.08 КБ
Файл rus_i_zolotaya_orda_-_kopiya.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

6 класс учебник А.А.Данилова «История. Россия с древнейших времен до конца VII века», изд. «Просвещение», СФЕРЫ

Урок №42 Раздел: «Политическая раздробленность Руси» (9 ч.)

Тема: Русь и Золотая Орда (1 ч.)

Цель: ученик научится объяснять, в чем выражалась политическая и экономическая зависимость русских земель от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против завоевателей; раскрывать, каковы были последствия ордынского владычества.

Задача: способствовать формированию умений характеризовать особенности развития русской земли под властью Золотой Орды.

Планируемые результаты:

 1.Воспитание  умения общаться, уважительное отношение к историческому прошлому монгольского народа.

2. Овладение умениями работать с учебной информацией(выделять главное в тексте, характеризовать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде, анализировать факты, формулировать выводы)

3. Овладение представлениями о политической и экономической зависимости Руси от золотой Орды)применять исторические понятия для раскрытия событий прошлого, оценивать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде.

Основные термины и понятия:

  1. повинности
  2. ярлык
  3. баскаки
  4. ордынский выход
  5. численник

Ресурсы:

Основные:

Учебник: § 12, с.38-39;

Атлас, с.16-17

Тетрадь – тренажер: с. 21 №7-8, с.36 №3.

Электронное приложение: «Русь и Золотая Орда» (12);

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте. Ребята,  сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Улыбнитесь  гостям, друг другу,  пожелайте  себе хорошей работы на уроке.

II. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, давайте вспомним материал прошлого  урока. Предлагаю вам выполнить задание:

Дан ряд слов  (СЛАЙД)

Шведы, Чудское озеро, монголы, Козельск, рыцари-крестоносцы,  Нева, хан, «свинья».

Распределите данные слова на три группы. Назвать, какое событие объединяет каждую группу .

Ответ: Невская битва 1-я гр: шведы, Нева, 2-я : Ледовое побоище: Чудское озеро, рыцари-крестоносцы, «свинья».3-я: монголо-татарское нашествие:  монголы, Козельск, хан.

-  Назовите даты этих событий 15 июля 1240 г, 5 апреля 1242 г, 1237-1241 гг.

 - С именами каких исторических деятелей связаны эти события?

    ( Александр Невский, Батый).

Учитель. Используя схему, сделайте вывод - в каком положении оказалось Древнерусское государство в XIII веке? (СЛАЙД)

Ученик. В очень тяжелом: с запада нам угрожали немецкие рыцари и шведы, с Востока татаро-монголы. В результате войн нам удалось остановить натиск с Запада, а вот война с монголами завершилась разгромом русских княжеств и установлением зависимости от Золотой Орды.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем рассматривать взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Поэтому тема   урока будет  звучать так  «РУСЬ И ЗОЛОТАЯ ОРДА»? Запишите тему урока в тетрадь.

III.Определение цели урока.

Учитель. Как вы считаете положительное или отрицательное влияние оказало монголо-татарское иго на Русь?

Назовите отрицательное влияние.

А положительные стороны можете назвать?

На доске появляется запись, по ходу ответов детей,  учитель заполняет таблицу:

                       «-»                                                                                       «+»

Учитель. Историки до сих пор ведут дискуссии по проблеме влияния ордынского владычества на экономическую, политическую жизнь русского народа. Почему ведутся споры по этому вопросу?(одни историки утверждают, что монгольское влияние на Русь было только отрицательное. Другие утверждают, что были и отрицательные и положительные моменты)

 Исходя из этих рассуждений,  попробуйте определить цель нашего урока  Какое влияние ордынское иго оказало на  жизнь русского народа.

На слайде высвечивается цель урока.

Чтобы достичь цели  мы должны узнать о чем? (чтение учащимися рубрики учебника         «Вы узнаете»)

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Итак, что же  представляла собой Золотая Орда? ( прослушивание записи на эл/тренажере)

1. Работа с картой  по вопросам:

найдите и покажите  территорию Золотой Орды и ее столицу (земли волжских болгар, половецкую степь, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии);

- на какой реке  располагалась столица  (Волга)

Послушаем еще некоторые интересные факты об этом государстве – сообщение ученика

определите по карте, входила ли Русь в состав Золотой Орды, докажите (разные границы).

Допишем этот факт  в положительный момент в нашу схему.

Вывод: Древнерусское государство не вошло в состав Золотой Орды, но это не значит, что оно осталось свободным. Монголо-татары установили над Древнерусским государством власть, сделав его вассальным государством.

 Что означает понятие вассальное государство. (Вассальное государство — государство, находящееся в подчинении другому государству, но сохраняющее своего правителя или в вассальной зависимости)

Что значит находиться в подчинении,  в зависимости? (предположения учащихся)

На доске учитель рисует (схему)кластер.

2.Постановка учебной задачи. Работа в парах.

Сейчас вы будете работать в парах по учебнику, стр 38 плюс используйте дополнительный материал. Ваша задача определить, в какой еще зависимости  находился  русский народ , заполнить схему и дать им общее название.

Ребята, в какой зависимости находилась Русь от Золотой Орды? (в политической)

Что она в себя включала?

Назовите повинности русского населения.  Как называется такая зависимость?

Работа с новыми понятиями: ярлык, баскаки, выход- запись в тетрадь.(СЛАЙД)

Кто освобождался от дани? Это можно отметить как положительный момент?

Дайте общее название этой зависимости.

Сделайте вывод из сказанного.

Ученик. Вывод: Древняя Русь находилась в политической и экономической зависимости от Орды.

Заполняется «-»   и «+» в таблице

3. Рассказ учителя.

Ребята, какие чувства испытывал наш народ, оказавшись  в таком тяжелом положении? Что он мог сделать?

Какой вывод вы можете сделать для себя?

Действительно в 1257-1259 годах монголы провели на Руси перепись населения. Во все города приехали численники(переписчики). Все жители были переписаны для того, чтобы никто не ушел от дани. В 1262г в Ростове, Суздале, Владимире начались народные волнения. Многие баскаки были убиты, остальные изгнаны из городов.

Ребята, кто мог защитить народ от угнетения? (князья).

Почему? Народ им верил, уважал, у них была дружина,  князья были мудрыми.

Послушайте сообщение о том, как князья вели себя по отношению к Золотой Орде.

4.Сообщение ученика. Русские князья по-разному восприняли установленные порядки. Одни князья пытались сопротивляться и искать союзников в этой борьбе. Другие, наоборот, считали разумным на время подчиниться монголам.

Кто были эти князья?

Черниговский князь Михаил Всеволодович, приехав к Батыю, не пожелал пройти монгольский религиозный обряд, за что был зверски убит. И рязанского князя Романа Ольговича, также не предавшего своей веры, ордынцы жестоко казнили. Эти князья-мученики почитаются Русской православной церковью как святые. На северо-востоке сопротивление татарам возглавил младший брат Александра Невского – Андрей Ярославич. Но его постигла неудача. В 1252 году отряды князя Андрея потерпели поражение от карательного войска ордынца Неврюя-«Неврюева рать».

В этом же году ярлык на великое княжение Батый передал Александру Невскому.

5. Работа с текстом учебника.

Прочитайте текст учебника на с. 39 2-й. 3-й абзацы и ответьте на вопрос-какую политику вел Александр Невский по отношению к Золотой Орде??

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА.

Итак,  как можно охарактеризовать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде?

Ученик. Политику Невского можно охарактеризовать как политику подчинения или умиротворения. Александр Невский- князь мудрый, предвидел будущее, понимал, что у него недостаточно сил, чтобы идти войной на татар. Тем более,  что были враги и на Западе. Надо было сохранить на время мир, чтобы уберечь землю от новых разорений.

Объясните свое отношение к политике князя.

Учитель. Иногда в конфликтной ситуации нужно идти на уступки даже врагу, чтобы сохранить жизнь другим людям, собрать силы для отпора, успокоить врага.

Что удалось сделать Александру Невскому благодаря такой политической мудрости?

1. Удалось предотвратить разгром городов.

2. Орда пошла на уступки – право сбора дани было передано русским князьям.

3. В результате власть князей укрепилась.

Учитель. Верно. Политика Александра Невского оказалась более правильной и разумной на тот период.

Вернемся к нашему главному вопросу - Какое влияние оказало ордынское иго на жизнь русского народа?

6. Самостоятельная работа в парах .

Прочитайте текст учебника - «Последствия ордынского владычества», обсудите этот вопрос в парах  и дополните нашу таблицу.

Как мы можем ответить на наш главный вопрос?

Ордынское иго оказало как отрицательное влияние на жизнь русского народа, так и положительное.

Вывод. Правильно, нельзя давать однозначную оценку данного события. Ордынское владычество нанесло сильный удар по экономической жизни людей, привело к изменению характера власти, но при этом произошло взаимообогащение народов Руси и Орды.

V. Повторение и закрепление новых знаний .

Сейчас вам предлагается тестовые задания по данной теме.

Электронный тест-тренажер выполняет один уч-ся.

Выполнение тестовых заданий на бумажном носителе-взаимопроверка.

VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

Вопросы:

• Какую цель ставили?

• Удалось решить поставленную цель?

• Какие большие выводы по теме нашего урока вы можете сделать?

Какую мысль или вывод лично для  себя вы запомнили, чтобы использовать в жизни?

VII. Домашнее задание.

Учебник: § 12, с.38-39;

Атлас, с.16-17

Базовый уровень для учащихся  с ЗПР с. 21 № 7,8, с. 33 №2

Высокий  - с.  36 №1, 3, с.37 №2

Повышенный-написать  сочинение по высказыванию историка Б.А.Рыбакова ( тетрадь-экзаменатор с.45 №3)

 

Тест

1.Верны ли следующие суждения.

А. В результате нашествия Батыя на русские земли сильно пострадали русские города.

Б. В результате нашествия Батыя пострадали и были разрушены многие памятники культуры.

  1. Верно только А
  2.  Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

2. От дани монголы освободили

  1. Крестьян
  2. Ремесленников
  3. Бояр
  4. Духовенство

3. Какой обязанности русского населения перед Ордой не существовало?

  1. Обязанность уплаты дани Орде
  2. Необходимость принимать участие в военных походах Орды
  3. Необходимость кормить и содержать многочисленных ордынских послов
  4. Необходимости отказываться от православия

4. Верны ли следующие суждения.

А. Русские земли вошли в состав Золотой Орды.

Б. Русские князья должны были получать ярлыки на княжение в Орде.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны.

5. В 1257 г. ордынцы. Выполняя приказ великого хана Монголии, начали перепись русского населения для его обложения новой данью. Жители Новгорода возмутились, не желая платить дань. Как поступил Александр Невский?

  1. Изгнал сына, правившего в Новгороде и провел вместе с татарами перепись
  2. Поддержал новгородцев
  3. Не предпринял никаких действий
  4. Попросил татар провести карательную экспедицию против новгородцев.

6. Верны ли следующие суждения.

А. Монгольская империя вошла в состав Золотой Орды.

Б. Столицей Золотой Орды стал город Астрахань.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны.

7. Во время Батыева похода на Русь монголы были

  1. Мусульманами
  2. Христианами
  3. Язычниками
  4. Буддистами

8. Кто из указанных князей погиб в Орде, отказавшись выполнять татарские языческие обычаи?

  1. Александр Невский
  2. Михаил Черниговский
  3. Ярослав Всеволодович
  4. Даниил Галицкий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Распредели слова на три группы шведы, Чудское озеро , монголы , Козельск , рыцари-крестоносцы, Нева, хан, « свинья».

Слайд 2

ответ Невская битва Ледовое побоище шведы Чудское озеро Нева рыцари-крестоносцы «свинья» Монголо-татарское нашествие монголы Козельск хан

Слайд 4

Русь и Золотая Орда

Слайд 5

Цель Какое влияние оказало ордынское иго на жизнь русского народа?

Слайд 6

ЯРЛЫК – ханская грамота , которая выдавалась на правление русским князьям в Золотой Орде. БАСКАКИ -представители монгольского хана в завоёванных землях. Основная обязанность баскаков заключалась в сборе дани с русских земель и контроле местной власти. Ордынский выход -ежегодная выплата дани


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории с использованием технологии проектного обучения "Русь и Золотая Орда"

Урок изучается в рамках курса "История Росии с древнейших времен до XVI века" и предполагает возможность использования технологии проектного обучения для изучения нового материала...

Мастер - класс урока истории в 6 классе на тему: Русь и Золотая Орда

Урок изучения нового материала, может использоваться учителем истории после изучении темы "Борьба русских земель с западными завоевателями"  в 6 классе с целью дать представление о новом государс...

Презентация по истории России для 6 класса "Русь и Золотая Орда

Презентация рассказывает об образовании государства Золотая Орда, наступлении ордынского владычества на Руси, повинностях русского населения, борьбе народа нашей страны против монголо-татарского ига....

конспект урока по истории 6кл. по теме "Русь и Золотая орда"

конспект урока предназначен для учителей истории ОУ....

Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")

В разработке  урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...