Материал к уроку "Русь и Золотая Орда"
презентация к уроку по истории (6 класс) на тему

Проблемно-диалогический урок "Русь и Золотая Орда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи

1.     Образование Золотой Орды

2.     Ордынское владычество

3.     Повинности русского населения

4.     Борьба русского народа против ордынского владычества

5.     Последствия ордынского владычества

Проанализировать формы зависимости Руси от Ордынцев

ü      Рассказать о борьбе русского народа против ордынского владычества

ü      Выяснить позицию Александра Невского по отношению к Орде

ü      Проанализировать последствия ордынского владычества на Руси.

Ход урока:

Батый построил на Волге город Сарай и стал в нем жить. Орда его прозвалась Сарайскою или Золотою. Город (Сарай) один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. В нём мечети и базары да дым от кухонь, В нём 13 мечетей для соборной службы. Кроме того, ещё чрезвычайно много мечетей. В нём живут разные народы. А Русская земля стала им подвластна. Русские князья должны были ездить в орду, кланяться ханам и просить у них грамоты на княжество. Эти грамоты назывались ярлыками. Если князь начинал княжить без такого ярлыка, то мог всегда опасаться, что татары его выгонят, а землю его разорят. А чего только не натерпелись наши князья в орде? Мало того, что приходилось им становиться на колени перед ханами, бить им челом, да еще заставляли русских поклоняться идолам.
Ханы Золотой Орды коршунами вились над разоренной Русью, зорко следя, чтобы не зажили ее раны, не набралась бы силы какая-нибудь из ее земель. Они хитро и коварно разжигали и рознь и междоусобицы князей и для этого особенно часто использовали право выдавать ярлык (грамоту) на Владимирское Великое княжение (князь владимирский считался старшим на Руси и получал право собирать дань в пользу Орды).

Учитель: Как вы думаете, какие отношения сложились между Русью и Золотой Ордой?

Запись в тетради:

- ярлык - особая ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах.

Учитель:

политическая зависимость Руси выразилась в изменении положения князей. Хотя, древнерусские нормы наследования продолжали действовать, ордынская власть поставила их под свой контроль. Князья должны были ездить в Золотую орду и получать там ярлыки на свои  княжества. Хан, таким образом, становился источником княжеской власти.

Учебная задача: 

В чём проявилась экономическая зависимость Руси от Золотой Орды (работа с документом)?
...И вот чего татары требуют от них: чтобы они шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно, и чтобы они давали им десятую часть от всего как от людей, так и от имущества... Например, в бытность нашу в Руссии был прислан туда один сарацин, как говорили, из партии Куйюк-хана и Батыя. И этот наместник у всякого человека, имевшего трех сыновей, брал одного, как нам говорили впоследствии; вместе с тем он уводил всех мужчин, не имевших жен, и точно так же поступал с женщинами, не имевшими законных мужей, а равным образом выселял он и бедных, которые снискивали себе пропитание нищенством. Остальных же, согласно своему обычаю, пересчитал, приказывая, чтобы каждый, как малый, так и большой, даже однодневный младенец, или бедный, или богатый, платил такую дань, именно, чтобы он давал одну шкуру белого медведя, одного черного бобра, одного черного соболя, одну черную шкуру некоего животного, имеющего пристанище в той земле, название которого мы не умеем передать по-латыни, а по-немецки оно называется  ильтис. Поляки же и русские называют этого зверя дохорь, и одну черную лисью шкуру. И всякий, кто не даст этого, должен быть отведен к татарам и обращен в их раба.

Запись в тетради:

- баскаки- сборщики дани, представители ордынского хана на Руси.
- выход   - регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды.

Учитель: 1257-1259 годах монгольские чиновники – численники – провели на Руси перепись населения.
- Почему была проведена такая перепись?

Учитель: дань собирали с дома- хозяйства. Для точной раскладки дани и была проведена специальная перепись - «число». Сборщики дани были баскаки, «великий баскак» имел резиденцию во Владимире, куда из Киева фактически переместился политический центр страны.

Учебная задача: На основе изложенного, сделайте вывод, В чём выражалась вассальная зависимость Руси от Золотой Орды?

Запись в тетрадях:

- получение ярлыка;
- сбор дани;
- тяжёлые повинности: принимать, кормить, содержать многочисленных ордынских послов с их свитами;
- русские воины обязаны были принимать участие в военных походах монголов.

Учитель: татаро-монгольское иго представляло собой сложную, изменяющуюся со временем систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси в интересах Золотой Орды.

Учебная задача: работая с учебником (стр.119), определите последствия ордынского владычества.

- Каковы были экономические последствия ордынского владычества?
- Как повлияла на политическое развитие Руси зависимость от Орды?

Запись в тетради:

- Иго - особый порядок на Руси, установленный монголо – татарами.

Вывод: Ордынское владычество оказало большое влияние на все стороны русской жизни. Оно способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменениям характера власти. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.

3. Итог урока:

Монголо-татарское иго наложило неизгладимый отпечаток на историю Руси, поделив её не две эпохи – до «Батыева нашествия» и после него, домонгольскую Русь и Русь после нашествия монголов. 

Хотя власть на Руси номинально и оставалась в руках князей, но для получения права на владение княжеством русские князья должны были посетить Орду и получить право на княжение — ярлык, особую ханскую грамоту.

Само получение ярлыка обставлялось унизительными условиями, подчас идущими вразрез с христианскими обычаями. Не все русские князья соглашались следовать предписанному порядку.

Первым в Орду за ярлыком отправился Ярослав Всеволодович, старший среди Владимиро-Суздальских князей. В 1243 г. он получил ярлык на великое княжение, однако уже два года спустя погиб, прибыв в Каракорум. «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора» доносит до нас образец мужества и непокорности русских князей перед лицом завоевателей. Послушайте отрывок из «Сказания»:

«И вот какой обычай был у хана Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам, чтобы шел он сначала через огонь и поклонился кусту и идолам. А из всех даров, которые привозили с собой для царя, часть брали волхвы и сначала бросали в огонь, а уже потом к царю допускали и пришедших, и дары. Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонялись солнцу, и кусту, и идолам, ради славы мира этого, и просил каждый себе владений...»

Проехав многие земли, прибыл Михаил к Батыю... И вот дошли они до того места, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути. И все поганые проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы также хотели провести Михаила и Федора через огонь. Михаил же и Федор сказали им: «Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу».

«...И тут приехали убийцы, соскочили с коней и, схватив Михаила и растянув ему руки, начали бить кулаками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его ногами. Так продолжалось долго. И вот некто... по имени Домам отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул ее прочь. После этого сказали Федору: «Если ты поклонишься богам нашим, то получишь все княжество князя своего». И ответил Федор: «Княжения не хочу, богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!» Тогда начали мучить Федора, как прежде Михаила...

Случилось же убиение их в год 6753 (1245), месяца сентября в двадцатый день...»

Не менее зверской расправе подвергся Рязанский князь Роман Олегович.

1.  Подумайте, какую цель преследовали монголы, столь жестоко расправляясь с князьями и заставляя их получать ярлык на княжение?

2.  Как вы считаете, чей выбор был правильным: князей, проходивших языческий обряд и получавших ярлык, или тех, кто не желал покориться Орде? Свое мнение обоснуйте.

3.   Подумайте, как унизительная процедура получения ярлыка на княжение могла отразиться на взаимоотношениях князя и русской дружины? Как изменилась в связи с этим власть князей на Руси?

4.  Почему монголы освобождали священнослужителей от выплаты дани? Какие цели они преследовали? Было ли это оправдано (вспомните судьбу Михаила Черниговского)?

1.  Подумайте, как сказалось монгольское вторжение на хозяйственном развитии Руси?

2.  Каковы были политические последствия монгольского вторжения на Русь?

3.  Какие обязательства имела Русь перед Ордой?

Соловьев С.М. История государства Российского.

«В 1250 году Андреи (Ярославич, брат Александра Невского) вступил в тесную связь с Даниилом Галицким, женившись на его дочери; а в 1252 году Александр Невский отправился на Дон к сыну Батыеву, Сартаку, с жалобою на брата, который отнял у него старшинство и не исполняет своих обязанностей относительно татар. Александр получил старшинство, и толпы татар под начальством Неврюя вторгнулись в землю Суздальскую.

Андрей при этой вести сказал: «Что это, Господи! Покуда нам между собою ссориться и наводить друг на друга татар; лучше мне бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им».

Собравши войско, он вышел против Неврюя, но был разбит и бежал в Новгород, не был там принят и удалился в Швецию, где был принят с честию. Татары взяли Переяславль, захватили здесь семейство Ярослава, брата Андреева, убили его воеводу, попленили жителей и пошли назад в Орду. Александр приехал княжить во Владимир; Андреи же возвратился на Русь и помирился с братом, который помирил его с ханом и дал в удел Суздаль.»

Головатенко А. Русь, Запад и Восток (XIII—XIV столетия).

«Князь Даниил Романович в течение нескольких лет после разорения его владений монголо-татарами сохранял реальную независимость от Орды. В отличие от большинства Рюриковичей, вынужденных подчиниться монгольским ханам, Галицкий правитель продолжал отстаивать свои законные права,

1240-е годы были, однако, трудным временем для всех русских земель, в том числе и юго-западных. Даниил, в 1238 году объединивший под своей властью Галицкое и Волынское княжества, столкнулся с противодействием Черниговского князя Ростислава, притязавшего на первенство в Юго-Западной Руси (эти притязания периодически поддерживали Венгрия и Польша).

В 1249 году галицко-волынское войско одержало верх над противниками князя Даниила, однако последнему, чтобы сохранить свои владения, пришлось совершить тот шаг, которого он долго избегал. В 1250 году Галицкий правитель отправился к Батыю с изъявлениями покорности и получил ярлык. Впрочем, и после этого Даниил не смирился и пытался организовать сопротивление ордынцам. Союзников он искал в основном на Западе, в католических странах.

Даниилу Романовичу удалось заручиться поддержкой Римского Папы Иннокентия IV. Глава западной Церкви призвал христиан Богемии, Моравии, Сербии, Померании, Прибалтики к крестовому походу против Золотой Орды. В 1254 году Даниил получил от папы титул короля, однако не признал церковной юрисдикции Рима над Юго-Западной Русью. Дружественные отношения православного короля с католической Церковью строились на совпадении интересов.

Совместный крестовый поход, однако, не состоялся. Даниил решил действовать самостоятельно. В 1257—1259 гг. он одержал несколько побед над ханским баскаком Куремсои, который управлял Поднепровьем. Правда, в 1260 году Галицко-Волынская земля была разорена другим, более сильным татарским войском.

Во второй половине XIII века князьям Юго-Западной Руси пришлось признать свою зависимость от Орды, платить ханам выкуп и выделять ратников для участия в военных экспедициях монголо-татар.

Избранная Даниилом Романовичем тактика противостояния Орде и сотрудничества с Западом как будто себя не оправдала (лишь в XIV столетии подобная тактика стала приносить реальные плоды: юго-западные князья, опираясь на поддержку усилившихся литовских правителей, сумели избавиться от ордынской зависимости).

Новгород, как, и Галич, стоял у рубежа, отделявшего католический мир от православного. Северо-Западная Русь, как и Русь Юго-Западная, благодаря своему географическому положению могла, казалось, претендовать на большую независимость от Золотой Орды, чем владимирские или рязанские земли. Однако взаимоотношения новгородцев с католическими соседями складывались совсем не так, как у волынцев и галичан. Это во многом определило различие исторических судеб двух регионов, некогда входивших в Киевское государство.

Вероятно, антизападная ориентация новгородской политики в середине XIII века была связана не только с объективными факторами (экспансионистскими устремлениями немецких рыцарей, которые имели, впрочем, мало шансов на успех), но и с личными пристрастиями новгородских правителей и военачальников. Во всяком случае, Александр Невский считал своими главными врагами отнюдь не ордынцев, а латинян — шведов и ливонских рыцарей. В отличие от короля Даниила, князь Александр охотно пользовался теми преимуществами, которые сулил союз с Ордой.

Победитель при Чудском озере, сын умершего (возможно, убитого) в Каракоруме князя Ярослава опирался на помощь татар не только в противостоянии западному миру, но и во внутренних усобицах. В 1252 году при поддержке ордынской конницы он изгнал из Владимиро-Суздальского княжества своего брата Андрея. Через восемь лет Александр вновь воспользовался помощью татар и оказал им ответную услугу — способствовал проведению в Новгороде переписи.

Князья Даниил Романович и Александр Ярославич избрали в XIII столетии разные пути. Это был выбор скорее политический, чем религиозный, однако в те времена очень многие политические события приобретали религиозный смысл.»

1.  Чем различаются взгляды Андрея и Александра Ярославичей, а также Даниила Галицкого на сотрудничество с татарами?

2.  Можно ли утверждать, что Андрей Ярославич был принципиальным противником сотрудничества с ордынцами? Аргументируйте ваш ответ цитатами из текста С.М. Соловьева.

Попробуйте самостоятельно выделить итоги ордынского владычества для истории нашего государства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок Истории России по технологии ПДО 6 класс Учитель истории Гурбанова Анна Шукуровна

Слайд 2

к и л б у п с е р а п д у в й к и н д а с п о и к у о г л о д р м е ж о с о б и ц ы м с о а н к з д б е б л о р р а н о с т ь а ч

Слайд 3

Чингисхан

Слайд 4

Тема урока: Нашествие с Востока на Русь

Слайд 5

Проблема: Почему монголы за короткий срок смогли подчинить большое государство Русь? Монголия 12 века Русские княжества12 века

Слайд 6

Цель урока: Изучить причины и последствия нашествия монголо-татар на Русь

Слайд 7

Задачи урока: Узнать о личности Чингисхана Узнать какие территории он захватил Изучить наследников Чингисхана, которые «ходили» с войсками на Русь Познакомиться с защитниками Руси Обобщить причины и последствия нашествия монголо-татар на Русь Работа с терминами.

Слайд 8

Чингисхан Чингисхан (Чингис хан, имя при рождении – Темуджин или Темучин) Год рождения: 1155 либо 1162, 1167, год смерти: 1227 Монгольский хан, полководец, основатель и каган (главный титул вождя) Монгольской империи. 1206 год Чингисхан получил титул великого хана над всеми побежденными племенами. С тех пор его стали называть Чингисханом, а Монголия была объединена.

Слайд 9

Продвижение монголо-татар по Руси 12 век

Слайд 10

Батый Батый (Бату) Саин-хан (1207-1255) — монгольский хан, внук Чингисхана, второй сын Джучи, старшего сына Чингисхана. Завоеватель западных и северных земель, составивших монгольскую территорию (улус) Несмотря на свое значение в истории, он остается Батыем Неизвестным, Батыем Забытым.

Слайд 11

Евпатий Коловрат Евпатий Коловрат (1200 — 11 января 1238) — рязанский боярин. Воевода и богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем». Умрем за Русь, братие! Не посрамим Рязани!

Слайд 12

Термины урока СТАН - ЛАГЕРЬ Фураж – корм для скота

Слайд 13

Цель урока: Изучить причины и последствия нашествия монголо-татар на Русь Причина, по которой монголы захватили Русь-раздробленность Последствия нашествия монголо-татар – подчинение Руси на долгое время

Слайд 14

Задачи урока: Узнать о личности Чингисхана Узнать какие территории он захватил Изучить наследников Чингисхана, которые «ходили» с войсками на Русь Познакомиться с защитниками Руси Работа с терминами. Обобщить причины и последствия нашествия монголо-татар на Русь

Слайд 15

Итог:

Слайд 16

Домашнее задание Прочитать параграф 12. Составить устный портрет русского и монгольского воина 12 века.



Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Доска(оборудование)

Актуализация знаний

Создание проблемой ситуации

Подводящий диалог

Формирование проблемы!

  • Решение кроссворда, где главным словом будет «Чингисхан». Далее задается вопрос
  • Что вам известно о Чингисхане?
  • Откуда пришел Чингисхан?
  • Для чего пришел Чингисхан?
  • Как вы думаете, угроза с востока могла исходить только от Чингисхана?
  • Тогда какова тема урока?

  • Ребята высказывают свои предположения
  • Называют тему урока и записывают ее в тетрадь 

Презентация, кадр №1. (кроссворд)

Кадр 2. Карта продвижение монголов на Русь

Кадр 3 Изображение Чингисхана

 Кадр 4. Название темы

Почему монголы за короткий срок смогли подчинить большое государство?

Ответы детей

 5 Слайд: проблема

 

Для решении яэтой проблемы необходимо поставить цель и задачи.

Какой будет наша цель?

Что вы хотите изучить в теме? Какие перед нами стоят задачи?

Изучение причин и последствий нашествия монголо – татар на Русь.

Ребята говорят:

  1. Узнать кто такой Чингисхан?
  2. Узнать какие территории он захватил?
  3.  Определить войска вторгшиеся на территорию Руси со стороны востока?

(Батый)?

  1. Познакомиться с теми, кто защищал Русь от врагов (Е. Коловрат)
  2. Работа с терминами
  3. Обобщить причины и последствия нашествия монголов на Русь.

Презентация. Кадр №6 цель

№ 7Задачи

Для решения поставленных задач выбираем хранителей и  делим класс на 6 групп. Для отстающих учащихся разработаны рабочие лист, с которыми они работают весь урок. Каждой группе раздаётся дополнительный материал.

 Класс делится на 6 групп по названию задач. В течении  10 минут группы решают поставленные задачи

Кадр 8 Задачи 

Поиск решения

Ответы групп в теч. 3 мин.

Вопросы каждой группе:

  1. Что особенного можете назвать в личности Чингисхана?
  2. Была ли последовательность в захвате земель монголами?
  3. Какой город отважно сражался?
  4. Кто еще ходил походами на Русь?
  5. Почему русского защитника Е. Коловрата уважали даже монголы?
  6. Причины и последствия нашествия татар?
  7.  Какие термины мы должны знать?

Упорство, умение управлять и ставить цели

В первую очередь они стремились захватить плодородные земли..

Батый.

За смелость

Раздробленность Руси

Козельск

 К ответам групп кадры презентации.

Кадр: 9

Кадр:10

Кадр: 11

Кадр: 12

Кадр:13

Кадр: 14

Кадр:15

Итог. Причина, по которой монголы захватили Русь.

Почему Чингисхану удалось создать мощную армию?

Хранители подводят итог и выставляют оценки

Раздробленность Руси

Монголов объединил

Причины захвата Руси -большие территории, удобное географическое положение.

Мысль урока. Для победы нужно объединение.

Кадр: 16

Презентация.

Кадр цель, задачи.

Объявление оценок

Домашнее задание.

Кадр: 17

Применение нового знания 

Вывод – примерное решение проблемы

Дома написать сочинение. Какие лучшие качества вы можете найти у Чингисхана, Батыя, Коловрата. На кого бы вы хотели походить. Составьте портрет монгольского воина

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и информатике в 10 А кл на примере темы «Александр Невский и Золотая Орда»

Данный конспект раскрывает подробный ход интегрированного урока по истории и информатике по теме "Александр Невский и Золотая Орда". На уроке используются разные познавательные задания по информатике ...

Лабораторная работа по истории "Нашествие Золотой Орды на Русь»

       Предлагаю  апробированное лабораторное занятие по истории для учащихся 10 класса на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь". Материалам лабор...

Путешествие в столицу Золотой Орды Сарай-Бату.,

Старый Сарай(Сарай - Бату,Старый,Сарай-аль-Махруса-Дворец Богохранимый")-средневековый город столица Золотой Орды.Распологается прмерно в 80 км. современного города Астрахани,в районе села Селитренное...

ИСТОРИЯ 6 класс Тема: Русь и Золотая Орда

6 класс, учебник А.А.Данилова «История. Россия с древнейших времен до конца VII века», изд. «Просвещение», СФЕРЫ. На уроке учащиеся определяют  процесс складывания отношений между Золотой О...

Золотая Орда

Материал для проведения урока по теме "Русь и Золотая Орда. Монголо-татарское иго"...

Русь и Золотая Орда

Презентация содержит краткий материал о  Руси и Золотой Орде...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...